Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Мошкин владимир самозащита от мошенников 2002 год

Мошкин владимир самозащита от мошенников 2002 год

Определение понятий "нападение" и "применение силы". Психологические исследования личности преступника, возможные причины нападения и право на использование средств самозащиты от неправомерных посягательств. Самооборона при нападении и меры безопасности.

РубрикаБезопасность жизнедеятельности и охрана труда
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления20.09.2014
Размер файла56,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

4. Нападение животного на человека

4.1 Нападение собаки

К сожалению, нередко на улицах встречаются собаки, представляющие угрозу не только для злоумышленников, но и для вполне законопослушных граждан. Появление таких собак объясняется многими причинами: плохой дрессировкой, неумением или нежеланием правильно содержать четвероногого друга, отклонениями в психике собак или их владельцев. Избежать нападения собаки удается не всегда — даже хозяин зачастую не может предугадать поведение своего питомца. Однако всякий человек может свести к минимуму риск травмы. Чтобы избежать нападения собак, следует соблюдать несложные правила:

1) Относитесь к животным с уважением и не прикасайтесь к ним в отсутствие хозяина.

2) Не трогайте животных во время сна и еды.

3) Не отбирайте то, с чем собака играет, чтобы избежать ее защитной реакции.

4) Не кормите чужих собак.

5) Не приближайтесь к собаке, находящейся на привязи.

6) Не играйте с хозяином собаки, делая движения, которые могут быть восприняты животным как агрессивные.

7) Не показывайте страха или волнения перед враждебно настроенной собакой.

8) Не делайте резких движений и не приближайтесь к собаке.

9) Отдавайте твердым голосом команды, типа: «Место, стоять, лежать, фу».

10) В случае, если вы подверглись нападению собаки, бросьте в ее сторону что-нибудь из того, что у вас есть под рукой, чтобы выиграть время. В случае, если собака нападает, специалисты рекомендуют использовать простейшие приемы самообороны:

11) Для того чтобы побороть страх и волнение, собаку нужно воспринимать не как животное, а как человека маленького роста, у которого есть острые зубы.

12) Не пытайтесь бежать от собаки, повернитесь к ней лицом, примите устойчивое положение, не допускайте захода собаки сбоку и ее прохода вам за спину.

13) Согните ноги, сведите колени к центру, максимально прикрывая от укусов паховую область.

14) Используйте для защиты все средства вплоть до камней и песка (куртку, сумку, портфель, зонтик и т. п.).

15) Если вблизи имеется укрытие или дерево, медленно отступайте к нему спиной, не делайте резких движений.

16) Некоторые собаки ведут себя неуверенно, когда теряют хозяина из вида. Поэтому есть смысл отвлечь собаку в подъезд дома, за угол и т. п., где ее проще нейтрализовать.

17) Сев на корточки, спрятав руки и пригнув голову к коленям, можно сбить с толку агрессивно настроенную собаку. Положение на коленях с прижатыми к груди руками и опущенной головой также успокаивает собаку. Животное обычно не трогает человека, лежащего без движения на спине или лицом вниз. Приемы пассивной защиты не рекомендуется применять при столкновении со специально дрессированной собакой.

18) Руки при защите от собаки должны быть расслаблены и готовы к действию. Предплечья желательно обмотать одеждой. Движения руками должны быть круговыми и желательно в плоскости, перпендикулярной линии атаки собаки. Исходное положение рук должно быть вертикальным.

19) Если вы сбиты на землю, не допускайте животное к шее. В такие моменты не опирайтесь руками о землю. Для этого необходимо научиться вставать на ноги очень быстро и без помощи рук.

20) Решающую роль в победе над нападающей собакой играют фиксирующие захваты. К их числу относятся захваты под челюсть в районе скулы, за нижнюю челюсть с прижатием языка собаки пальцами, за уши двумя руками, за горло собаки спереди двумя руками.

Что делать, если собака укусила? Во-первых, промыть рану обильным количеством воды (лучше — перекисью водорода), вокруг раны смазать йодом, наложить чистую повязку. Во-вторых, выяснить, сделана ли собаке прививка от бешенства. Бездомную собаку привязать или посадить в клетку. Выяснить, надо ли вам делать прививки от бешенства. В-третьих, обязательно обратиться в ближайший травмпункт, где вам окажут квалифицированную помощь. За пострадавшим нужно наблюдать не один месяц, потому что инкубационный период бешенства порой длится до года.

4.2 Нападение быка

Главное — не раздражать животное, не замахиваться на него и не дразнить. Если бык все-таки проявляет агрессивность и готов напасть на вас, не пытайтесь от него убежать в открытом поле. Животное легко догонит вас, а любые резкие движения злят его еще больше.

1) Попытайтесь быстро оценить обстановку, найти глазами какое-нибудь укрытие и добраться до него.

2) Никогда не показывайте быку спину. Не бегите к укрытию сломя голову. Постоянно держите животное в поле своего зрения.

3) Попробуйте отвлечь внимание быка, бросив, например, в сторону свою куртку. Если укрытие недалеко, вам удастся добраться до него прежде, чем бык опомнится и бросится вас догонять.

4) Если же вам все-таки придется состязаться с быком в беге, учтите: бык не может на бегу менять направление движения. Поэтому передвигайтесь зигзагами. (Сивоглазов, Бровкина, Замятина, 2002)

Особенно опасны такие укусы для людей, испытывающих аллергию на яд этих насекомых. От удушья вследствие отека гортани и легких может наступить смертельный исход в течение первых часов и даже минут после укуса несколькими насекомыми.

1) Сильный отек лица, иногда всего тела.

3) Потеря сознания.

1) немедленно вызвать скорую;

2) до ее приезда быстро удалить жало пчелы из кожи (оса жала не оставляет), прижав его ногтями больших пальцев и стараясь не касаться сумочки с ядом, чтобы не выдавить его еще больше;

3) после этого приложить к ране холодный компресс или помазать ее антигистаминовой мазью;

4) уложить человека на спину так, чтобы его ноги были выше головы (под них можно положить подушку, свернутое пальто и т.п.);

5) облегчить ему дыхание (расстегнуть пояс, ворот) и повернуть лицо пострадавшего немного набок (на случай рвоты);

6) накрыть пострадавшего одеялом;

7) не давать ему ни пить, ни есть, ни курить

8) в случае потери сознания или начала рвотной реакции перевернуть его на грудь и уложить в позу, удобную для дыхания.

Не менее страшны укусы в рот или язык, когда у пострадавшего быстро опухает горло и опухоль может закрыть дыхательные пути. В этом случае после немедленного вызова скорой помощи: дайте пострадавшему пососать кусочек льда (это должно уменьшить скорость роста отека);

Читать дальше:  Исковая давность при перемене лиц в обязательстве

9)если пострадавший теряет сознание и перестает дышать, начинайте делать ему искусственное дыхание.

При змеином укусе яд может быстро распространиться по организму, если не оказать первую помощь или оказать ее неправильно.

1)Место укуса очень быстро отекает. Опухоль может охватить всю конечность и перейти на туловище.

2)В первые 20-40 минут пострадавший испытывает шоковое состояние: бледность, головокружение, тошнота, может быть рвота, частый и слабый пульс, падение артериального давления, периодическая потеря сознания.

1. Немедленно уложить пострадавшего и обеспечить ему полный покой, так как любое движение усиливает кровообращение, а значит, и проникновение яда в организм.

2. В первые же минуты раскрыть ранку надавливанием и начать отсасывать яд, регулярно сплевывая его. Делать это в течение 15 минут. Не бойтесь отравиться сами: отсасывание яда из ранки — совершенно не опасная процедура. Только не глотайте яд.

3. Продезинфицировать ранку любым имеющимся под рукой дезинфекционным средством (йод, спирт).

4. Наложить на пораженное место стерильную повязку, которую по мере отекания конечности следует ослаблять.

5. Дать пострадавшему попить и как можно скорее доставить его в лечебное учреждение.

6. Если вы заметили, что пострадавший впал в шок, попытайтесь вывести его из этого состояния. Если он перестает дышать, начинайте делать ему искусственное дыхание.

Если пострадавший теряет сознание, но дыхание его не прерывается, переверните его на грудь и уложите в позу, безопасную для дыхания. Воспрещается: накладывать на пораженную конечность жгут, разрезать, прижигать и вообще травмировать ранки от укуса.

Лучше не рисковать и обезопасить себя от встречи со змеей, а для этого:

1) никогда не располагайтесь на ночлег там, где водятся змеи;

2) отправляясь в лес, в горы, туда, где обитают змеи, надевайте плотную одежду и сапоги.

И самое главное, запомните, что змеи никогда не нападают на людей первыми и кусают только защищаясь. Поэтому будьте внимательны. Не наступайте на них случайно и не пытайтесь играть с ними. (Зигуненко, 2003)

Безусловно, не только человек может навредить себеподобному существенный вред, не менее серьезные увечья может нанести животное. Нападая или защищаясь, они способны напугать, покалечить и даже убить человека. Поэтому необходимо знать не только средства защиты от них, но и приблизительно знать повадки животных, места их обитания, чтобы предупредить опасность. Каждый должен знать способы оказания первой помощи при укусах или ранах, нанесенных животными. Незнание этого может стоить здоровья или жизни.

Право на самооборону является неотъемлемым правом любого человека. Однако пользоваться им необходимо осмысленно, правомерно и адекватно ситуации, четко и ясно понимая условия, порядок и пределы своих действий, как в состоянии необходимой обороны, так и в случае крайней необходимости. Это поможет оградить защищающегося от возможных недоразумений с законом. Чтобы быть внутренне готовым защитить свою честь, достоинство и физическую неприкосновенность, человек должен иметь представление о психологических и физических аспектах различных ситуаций самообороны, юридических последствиях своих действий. Это позволит уверенно применять различные средства самообороны для собственной защиты и для защиты своих близких.

Однако одно только знание психологических, физических и правовых основ самообороны не является гарантией безопасности в экстремальных ситуациях. Наряду с этим необходимо иметь представление о современных технических средствах, а также оружии, позволяющих человеку защитить свою честь, достоинство и физическую неприкосновенность. Тематика самообороны затрагивает интересы всех групп населения, но наиболее значимой она является для специалистов в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Нужно не провоцировать преступника на совершение злодеяния, следует не доводить дело до явного нападения. Не следует также переоценивать свои силы и вступать в схватку с нападающим. Главная цель — избежать открытой схватки или уйти от нее с наименьшим ущербом.

Список использованной литературы

Иллюстрация: Эксперт Online

Большой город таит в себе много опасностей. Наивно полагать, что жертвами мошенников становятся только малограмотные люди. Среди тех, кто попался на приманку обманщиков, часто оказываются коренные жители города, люди с высшим образованием и даже известные люди. Все они стали жертвами собственной доверчивости. Опасность городских мошенничеств в том, что даже юридической подкованности часто бывает недостаточно для того, чтобы обезопасить себя и свои деньги, ведь каждый день появляются новые способы по отъему денег у честных, но очень доверчивых граждан.

Мошенники пользуются не только нашей наивностью — они пользуются нашим незнанием, халатностью, жадностью и невнимательностью. Любой из этих факторов может стать фатальным.

По информации милиционеров, большинство жертв не обращаются в милицию, а раскрываемость мошеннических схем не очень большая. Поэтому важнее предупредить, чем потом искать преступника. По утверждению экспертов, мегаполис — это то место, где никто не может чувствовать себя в безопасности. Среди обычных пассажиров общественного транспорта, пешеходов на улицах города, где то притаились мошенники.

В маршрутном такси

Мошенники садятся за спиной водителя и ждут, когда пассажиры, разместившиеся на задних сидениях, передадут купюру номиналом более 50 рублей. Преступник, не спеша, передает деньги водителю с таким расчетом, чтобы получить от него сдачу в районе ближайшей остановки или светофора. Затем он берет сдачу, не возвращая ее владельцу, спокойно выходит из машины и растворяется в толпе пешеходов. Многие пассажиры, безмятежно рассматривающие пейзажи за окном, только через несколько остановок замечают, что их фактически обокрали. Простая и эффективная схема присвоения денег имеет и свои недостатки. Некоторые водители уже успели запомнить в лицо отдельных мошенников, работающих на их маршрутах. В частности, таким заработком промышляет пожилая женщина вполне благопристойного вида. Вот только для того, чтобы наказать преступника, недостаточно знать, как он выглядит. Да и в милицию ни один из потерпевших пока не обращался.

Бросок с отскоком

Этот способ применяется довольно часто, поскольку доказать здесь факт мошенничества практически невозможно. Чтобы воспользоваться этим способом, мошеннику достаточно всего нескольких месяцев тренировок, потому что главное здесь — правильно положить деньги в лоток. Однако по итогам обмена жертва не досчитывается наличности.

На улице

Кто не знает о том, то цыганки в совершенстве владеют техникой гипноза? Есть сведения, что передается доходное мастерство по наследству и исключительно по женской линии. Ремесло знают не все — только избранные. Остальные помогают околпачить восприимчивую жертву. В народе этот метод называют цыганским гипнозом, психологи именуют действо эриксоновским гипнозом, или эриксонианским. Название на суть нисколько не влияет. Главное, что воздействие происходит без вашего ведома и согласия.

Мнимое ДТП

ДТП провоцируют преступники, как правило, на уже битой машине, подставляя при этом свою машину под удар, а затем вымогают деньги у «виноватого» водителя. В салоне обычно оказываются еще один или двое крепких мужчин, не давая опомниться жертве, выскакивают из машины и начинают скандал, требуя оплатить «нанесенный ущерб». В последнее время появился еще один забавный способ. Человеку ночью звонят, говорят, мол, машина ваша перегородила выезд, перегоните метров на десять. Человек накидывает пуховик поверх трусов, берет ключи от машины и выходит из подъезда. Где ему дают по голове, забирают ключи и благополучно уезжают на его машине.

Читать дальше:  Как узнать сколько стоит пересылка почтой россии

Поздравляем, вы выиграли…

Суть мошенничества — к вам подходит человек или вы получаете письмо, что выиграли ценный приз. Осталось только оплатить накладные расходы на пересылку или внести сумму за выигрыш прямо на месте. Никакого приза жертва, разумеется, не получает.

Маклеры-мошенники

Агентства предлагают вам купить распечатку с перечнем сдающихся внаем квартир всего за 50 долларов. А мошенничество начинается уже после оплаты услуг посредника. Приехав по указанному адресу, вы вдруг узнаете, что квартира либо уже сдана, либо вы не подходите хозяевам. Причина для отказа всегда найдется. Ведь дело в том, что хозяева работают заодно с агентством. Квартиру никто и не собирался никому сдавать, поэтому все желающие снять жилплощадь получали вежливый отказ. За участие в этой афере владельцам квартир выплачивается процент от той суммы, которую клиент агентства отдал за распечатку адресов.

В статье перечислены самые распространенные виды мошенничества, по мнению экспертов из правоохранительных органов. Специалисты советуют вам быть бдительными и помнить, что в случае если вы стали жертвой злоумышленников, максимум, что можете потерять — деньги и нервы.

Предлагаем для ознакомления монографию В.Н. Мошкина «Воспитание культуры безопасности школьников» (2002 г. издания).

В тексте книги, опубликованном в настоящем разделе нашего сайта, по техническим причинам могут быть неточности и пропущенные фрагменты. Полный, удобный для использования текст монографии можно "скачать" на дружественном сайте "Безопасность и здоровье" (стр. //risk-net.ru/safety/monograph.php). На этом сайте книга представлена в исполняемом файле (2,09 МБ) программы SunRav BookEditor, которая для просмотра не требует специального программного обеспечения.

Министерство образования Российской Федерации

Барнаульский государственный педагогический университет

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ

БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Монография

Барнаул 2002

Рекомендовано к изданию Ученым советом БГПУ (протокол № 4 от 23.12.02.)

Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 318 с.

доктор психологических наук, профессор БГПУ Л.С. Колмогорова

доктор педагогических наук, профессор АГИИК С.Б. Брижатова

В монографии раскрываются сущность, структура, закономерности, цели, содержание, средства воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе. На основе теоретического анализа и экспериментального исследования обосновываются педагогические условия и критерии диагностики готовности школьников к безопасной жизнедеятельности. Книга адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам педагогических вузов, учителям школ, руководителям учебных заведений. Отзывы, пожелания и замечания направлять по адресу: 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55, каб. 445, Мошкину Владимиру Николаевичу.

Закон РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, ЖИЗНИ и ЗДОРОВЬЯ человека, свободного развития личности. Из принципа, признающего приоритетность жизни и здоровья человека, вытекает требование к деятельности учителя: он должен быть готов к сохранению жизни и здоровья школьников. Вместе с тем, создание внешних (по отношению к школьникам) условий должно сочетаться с формированием внутренней готовности школьников к безопасной жизнедеятельности, т.е. с воспитанием культуры безопасности. В Закон РФ «Об образовании» включено также положение о том, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной КУЛЬТУРЫ, интеграцию личности в национальную и мировую КУЛЬТУРУ. Поскольку составной частью культуры (общей и профессиональной, национальной и мировой) является культура безопасности, данное требование к содержанию образования также свидетельствует об актуальности воспитания культуры безопасности школьников.

Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989 г.) в ст. 6 зафиксировала положение о том, что государства-участники (в том числе и Россия, признающая Конвенцию) обеспечивают в максимально возможной степени ВЫЖИВАНИЕ и ЗДОРОВОЕ развитие ребенка. Однако выживание и здоровье ребенка возможны лишь при условии сформированности у него культуры безопасности. Эффективное же воспитание культуры безопасности возможно лишь при организации соответствующего учебно-воспитательного процесса, предполагающего целенаправленную подготовку школьников к профилактике и преодолению воздействия вредных и опасных факторов жизнедеятельности

В соответствии со ст. 19 Конвенции государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ меры с целью ЗАЩИТЫ РЕБЕНКА от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление. Как видим, в данном положении Конвенции прямо указывается на обязательство государств предпринимать все необходимые просветительные меры для подготовки детей к безопасной жизнедеятельности. Другими словами, государства (в том числе и Россия) обязались средствами системы образования осуществлять воспитание культуры безопасности подрастающего поколения. Об актуальности задачи воспитания культуры безопасности свидетельствует и содержание ст. 29 Конвенции, в которой государства обязались принимать все необходимые меры, включая меры в области образования, для защиты детей от незаконного употребления наркотических и психотропных веществ. В соответствии со ст. 29 Конвенции государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и физических способностей ребенка в их самом ПОЛНОМ объеме. Полнота развития способностей ребенка должна проявляться в его способности к безопасной жизнедеятельности, что также свидетельствует об актуальности воспитания культуры безопасности школьников.

Итак, существует правовая база воспитания культуры безопасности школьников. Кроме того, имеются объективные предпосылки формирования у школьников готовности к безопасной жизнедеятельности. Современный этап развития общества характеризуется кризисными тенденциями с опасностями глобального масштаба. По данным специалистов в области безопасности человека и общества, если человечество не изменит характера своей жизнедеятельности, то необратимые изменения окружающей среды уже при жизни нынешней молодежи приведут к социальной и экологической катастрофе. В соответствии с потребностями общества в подготовке человека к безопасной жизнедеятельности в педагогической теории и практике ведется поиск путей и средств воспитания культуры безопасности. В общеобразовательных учебных заведениях, в средних и высших профессиональных учебных заведениях внедряются курсы «Валеология», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). В процессе обучения на уроках физической культуры, биологии, географии, физики, химии и других учебных предметов достигаются определенные результаты. Однако эффективность воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе остается недостаточно высокой. Усвоение знаний осуществляется преимущественно на репродуктивном уровне, низок развивающий эффект учебного процесса, знания нередко носят отвлеченно-абстрактный характер и мало способствуют осмыслению школьниками реальных проблем безопасности. Еще в меньшей степени учебный процесс способствует формированию практического опыта безопасного поведения. Типичным является положение, когда при наличии знаний и даже определенных навыков безопасного поведения школьники и взрослые люди нарушают элементарные правила безопасности, гибнут от травм, получают увечья, становятся инвалидами. Одна из причин такого положения состоит в том, что в практике обучения усвоение знаний и умений не всегда приводит к формированию убеждений, мотивов к безопасному поведению, мировоззренческой и нравственной готовности к безопасной жизнедеятельности. В школьном обучении в соответствии с существующей моделью учебно-воспитательного процесса, реализованной в виде учебных планов, программ, учебников для школьников, методических пособий для учителей, осуществляется знаниево-ориентированный подход. Данный подход явно преобладает в процессе обучения школьников безопасной жизнедеятельности. Ограничивая содержание обучения знаниями и умениями, авторы учебных программ, учебников, методических пособий, учителя, организующие соответствующий учебно-воспитательный процесс, направляют процесс обучения в узкое русло знакомства с разнообразными вредными и опасными факторами жизнедеятельности. Усвоение фактических и теоретических знаний об источниках опасности и средствах безопасности при недостаточности внутрипредметных и межпредметных связей оказывается малоэффективным в процессе подготовки школьников к реальным жизненным проблемам. К причинам сложившегося положения в подготовке школьников к безопасной жизнедеятельности относятся следующие противоречия:

Читать дальше:  Кто не платит транспортный налог в башкортостане

· Несоответствие целей воспитания и обучения безопасной жизнедеятельности характеру реальных факторов риска в современном обществе.

· Преобладание в содержании воспитания и обучения знаний о безопасности при недостаточности в нем нравственных и мировоззренческих идей, ценностей.

· Репродуктивный характер деятельности школьников препятствует эффективной подготовке к опасным и экстремальным ситуациям, успешное преодоление которых требует творческих, неординарных решений.

· Отсутствие научно обоснованных критериев диагностики культуры безопасности является одной из причин преобладания репродуктивного контроля знаний в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Имеющиеся противоречия в теории и практике воспитания культуры безопасности ведут к ограниченности арсенала средств воспитания, используемых в педагогическом процессе. В дальнейшем совершенствовании нуждаются учебные программы, учебники, учебно-методические пособия. В новых теоретических ориентирах нуждаются авторы учебных и методических пособий (прежде всего разработчики пособий по ОБЖ, валеологии и экологии), практические работники: воспитатели дошкольных учреждений, учителя школ, преподаватели вузов.

Понятие «безопасность» применяется в обыденном познании, научных исследованиях, искусстве, спорте, идеологии, мифологии, религии. Для его обозначения используются различные слова и термины: «выживание», «самоспасение», «защищенность», «самозащита», «риск» и т.д. При его использовании речь идет о безопасности отдельного человека, его души, группы людей, общества, природы и т.д. Различные авторы вкладывают в понятие «безопасность» разный (иногда прямо противоположный) смысл. Кто-то занят проблемой безопасности конкретных людей, кто-то ищет пути гармонизации путей выживания отдельного человека в единстве с окружающим миром, а кое-кто пытается осуществить способы выживания отдельных групп населения за счет уничтожения других людей. И во всех этих случаях речь идет о безопасности человека и общества. Учитывая наличие огромного количества аспектов, граней проблемы безопасности человека и общества, обозначим круг исходных для нашего исследования материалов и подходов. В нашем исследовании мы в основном опираемся на эмпирические и теоретические материалы, накопленные в культурологии, психологии, педагогике (теории и практике воспитания), методике обучения основам безопасности жизнедеятельности, теории и методике воспитания культуры здоровья, теории и методике экологического воспитания и обучения.

В настоящее время в психологии (Л.С. Колмогорова, В.И. Лебедев, Р.М. Грановская, Р.М. Никольская и др.), теории воспитания и обучения (Т. Назарова, В. Шаповаленко и др.), методике обучения основам безопасности жизнедеятельности (В. Сапронов, Э. Антюхин, М. Сулла, А. Смирнов и др.), теории и методике экологического обучения и воспитания (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин и др.), теории и методике воспитания культуры здоровья (Г.А. Калачев, В.Н. Ирхин, Н.П. Абаскалова, Г.К. Зайцев и др.) имеются определенные достижения, которые служат базой исследования проблемы воспитания культуры безопасности. Названные направления исследований создают эмпирические (прежде всего работы по методике обучения курсу ОБЖ) и теоретические (в большей степени работы психологов) предпосылки для изучения процесса воспитания культуры безопасности школьников. Психологические концепции целесообразно использовать для выявления психолого-педагогических механизмов воспитания культуры безопасности. На основе методических фактов и обобщений возможно теоретическое осмысление педагогических закономерностей воспитания культуры безопасности.

При наличии определенных достижений в психологии, методике преподавания ОБЖ, педагогической валеологии, теории и методике экологического воспитания, дидактике и теории воспитания, раскрывающих отдельные аспекты подготовки человека к трудным и опасным условиям жизнедеятельности, в педагогике к наименее исследованным относится процесс воспитания культуры безопасности, который не стал предметом специального исследования. До настоящего времени не определены сущность, структура и закономерности воспитания культуры безопасности, не обоснованы цели, содержание, средства, критерии оценки и педагогические условия воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе.

В исследовании поставлена цель – разработать технологию воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе. Как отмечает Г.К. Селевко, педагогическая технология включает: концептуальную основу, содержательную часть обучения и процессуальную часть. В содержательную часть входят цели обучения и содержание учебного материала, в процессуальную часть – методы и формы деятельности учителя и школьников, диагностика учебного процесса (Селевко Г.К., 1998). Соответственно нами поставлены задачи:

1. Определить место культуры безопасности в содержании школьного образования.

2. Выявить сущность, структуру и закономерности воспитания культуры безопасности школьников.

3. Обосновать цели, содержание, средства и педагогические условия воспитания культуры безопасности в учебном процессе.

4. Разработать критерии диагностики и проанализировать особенности культуры безопасности младших школьников, подростков и старшеклассников.

Решение названных задач потребовало проведения теоретического исследования и организации формирующего эксперимента в общеобразовательных школах Алтайского края. В ходе эксперимента на основе теоретической модели были разработаны учебные и методические пособия для организации воспитания культуры безопасности школьников (1-11 классов) в учебном процессе, внедрение которых (изданных общим тиражом 70 тыс. экз.) способствовало повышению эффективности подготовки к безопасной жизнедеятельности в школах Алтайского края. В частности, в течение 1990-2001 гг. количество детей, погибающих в течение года на дорогах, сократилось более чем в два раза, количество детей, получающих травмы на дорогах уменьшилось почти в два раза. Количество пожаров, возникающих в Алтайском крае в течение года по причине детской шалости с огнем, сократилось за этот период в 4 раза.

В монографии изложены основные итоги исследования сущности, структуры, закономерностей, целей, содержания, средств, критериев диагностики, педагогических условий воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе, проанализированы особенности культуры безопасности младших школьников, подростков и старшеклассников. В связи с научно-педагогическим характером работы в нее не включены материалы, отражающие некоторые политические, правовые, идеологические, экономические, управленческие, методические стороны анализируемых педагогических процессов и явлений. О том, насколько полно и глубоко раскрыты психолого-педагогические аспекты сложной и малоисследованной проблемы воспитания культуры безопасности, судить читателям. Их замечания и пожелания будут с благодарностью восприняты автором в дальнейшей работе.

Глава 1. Воспитание культуры безопасности школьников как педагогическое явление

1.1. Культура безопасности в содержании образования

1.2. Сущность воспитания культуры безопасности в учебном процессе

1.3. Структура воспитания культуры безопасности школьников

1.4. Закономерности воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе

Глава 2. Технология воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе

2.1. Задачный подход к технологии воспитания культуры безопасности

2.2. Цели воспитания культуры безопасности школьников

2.3. Содержание воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе

2.4. Средства воспитания культуры безопасности школьников в учебном процессе

2.5. Педагогические условия воспитания культуры безопасности школьников

Глава 3. Диагностика культуры безопасности школьников в учебном процессе

3.1. Критерии диагностики культуры безопасности школьников

3.2. Особенности культуры безопасности младших школьников, подростков и старшеклассников

3.3. Влияние учебного процесса на культуру безопасности школьников

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector