Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Муниципальный контракт или договор в чем разница

Муниципальный контракт или договор в чем разница

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

Контракт и договор по 44-ФЗ

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК). Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом. Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров. В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК.

Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом

Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты:

  1. Одной из сторон является госзаказчик.
  2. Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола).
  3. Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр.

Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт

В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований:

  • бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры;
  • муниципальным образованиям – муниципальные контракты;
  • органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения. Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Договор или контракт? Что заключать?

Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) реализуется на практике вот уже почти год.

Читать дальше:  Контейнерная площадка для мусора размеры и нормы

Несмотря на это, вопрос о правильности названия соглашений, которые заключаются заказчиком с его контрагентами в рамках Закона о контрактной системе, до сих пор остается актуальной дискуссионной темой, относительно которой исследователи продолжают спорить.

Основным доводом сторонников того, что соглашения должны именоваться контрактами, является название Закона – о контрактной системе, а также то, что в большинстве случаев Закон о контрактной системе использует формулировку «контракт».

Казалось бы, весомые аргументы, которые на первый взгляд кажутся очевидными.

Оппоненты данной группы исследователей пытаются доказать, что не так все просто, как выглядит на первый взгляд.

Во-первых, Закон о контрактной системе использует также и формулировку «договор», которая равнозначна по своей сути контракту.

Даже понятийный аппарат Закона о контрактной системе основан на взаимозаменяемости указанных терминов.

Так, в частности согласно пункту 8 статьи 3 Закона о контрактной системе, государственный контракт, муниципальный контракт – это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Таким образом, Закон о контрактной системе использует понятия контракт и договор как равнозначные, как синонимы.

И этот момент в определенной степени усложняет решение нашей задачи, тем более, что в самом Законе №44-ФЗ точно не определено, в каких случаях заключается контракт, а в каких – договор.

Современный экономический словарь (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.) понимает контракт как юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. При этом словарь указывает на то, что в гражданском праве синонимом контракта является договор.

Как определено гражданским кодексом РФ (ч.1 ст.420), договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, по своей правовой природе термины достаточно близки и имеют важные сходные черты.

Принципиальным сходством контракта и договора является то, что это соглашение нескольких лиц – этим любой гражданско-правовой договор отличается от гражданско-правовой сделки, под которой понимаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст.153 ГК РФ).

В гражданском праве, неотъемлемой частью которого является законодательство о закупках, существуют два принципиально отличающихся друг от друга института, представляющих собой разновидность различного рода действий правообразующего характера, порождающих возникновение гражданских прав и обязанностей: это договор и сделка.

Принципиальное отличие этих институтов заключается в количестве волеизъявлений потенциальных участников таких отношений: для сделок допускается 1 волеизъявление и такая сделка будет считаться односторонней (ч.2 ст.154 ГК РФ). Тогда как для любого договора, в том числе одностороннего договора, необходимо наличие нескольких волеизъявлений – как минимум двух сторон, участвующих в заключении договора.

Договор – это всегда соглашение нескольких лиц (ч.1 ст.420 ГК РФ), в связи с чем односторонняя сделка никогда не будет являться правовым договором.

Таким образом, гражданско-правовая наука разделяет несколько институтов: сделка и договор или контракт, для каждого из которых будет иметь значение наличие количество волеизъявлений сторон.

Правовая природа договора и контракта очень похожа по указанному критерию.

Другие факторы при внимательном рассмотрении также определяют сходство сущностей договора и контракта как правовых понятий.

Как указывалось выше, Закон о контрактной системе использует их как равнозначные.

Складывается впечатление, что разность формулировок вызвана особенным значением правоотношений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

То есть с помощью другого названия соглашений заказчика с контрагентами государственные закупки выделяются в качестве особой сферы отношений, подчеркиваются её особенность, исключительный характер.

Как показывает практика, в самой сфере регламентированных закупок тоже имеется обоснование разности понятий «контракт» и «договор».

Практическое различие указанных терминов наиболее конкретно обосновано в разъяснениях Минэкономразвития РФ от 30.09.2014г. №Д28и-1889.

Читать дальше:  Как перевестись в поликлинику по месту жительства

Согласно данных разъяснений, «в соответствии со статьей 1 Закона №44-ФЗ бюджетные учреждения по всем вида закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают только гражданско-правовые договоры бюджетного учреждения.

Муниципальные заказчики (муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующее от имени муниципального образования уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают муниципальные контракты.

Государственные заказчики (государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение действующее от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки) по всем видам закупок, предусмотренным Законом №44-ФЗ, заключают государственные контракты.».

Таким образом, на основании разъяснений уполномоченного в сфере регулирования контрактной системы органа исполнительной власти можно делать более определенный вывод о том, что выбор заказчиком формы соглашения с победителем (контракт или договор) зависит от субъектного статуса заказчика, а не статуса победителя или иных обстоятельств, в том числе различий в сущности понятий.

Вышеуказанные разъяснения подтверждают по сути тот факт, что понятия «контракт» и «договор» являются сходными по своему значению и выбор той или иной формы соглашения не зависит от специфики предмета закупки или внешних условий, а определяется исключительно статусом заказчика.

Данные разъяснений дают однозначный ответ на часто задаваемый вопрос о том, что именно: договор или контракт должны заключаться при выборе заказчиком в качестве контрагента физического лица – гражданина (не являющегося индивидуальным предпринимателем) для заключения соглашения на сумму, не превышающую 100 000 рублей?

Учитывая вышеизложенное, ответ на данный вопрос будет зависеть от правового статуса заказчика: договор следует заключить в том случае, если заказчик является бюджетным учреждением.

При этом Закон о контрактной системе декларирует возможность заключения договора с любым физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, или не являющимся.

Согласно пункта 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может являться участником закупки.

Однако необходимо помнить, что в силу части 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (часть 4 статьи 23 ГК РФ).

Следовательно, если участник закупки является физическим лицом и для выполнения контракта вынужден будет осуществлять предпринимательскую деятельность, в отношении него могут быть применены предусмотренные законодательством санкции и ограничения в случае, если он не оформит для себя соответствующий статус, позволяющий заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем, возможны и случаи, когда физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, может полноправно участвовать в закупке без несения каких-либо рисков относительно своего правового положения, например, при продаже своего личного имущества государственному или муниципальному заказчику.

Таким образом, вышеизложенное позволяет придти к следующим выводам:

  1. Договор и контракт по своей сути являются разным формами одного правого института – соглашения между несколькими лицами по поводу возникновения и осуществления гражданских прав и обязанностей.
  2. Действующее законодательство не предусматривает существенных отличий между понятиями «договор» и «контракт».
  3. Закон о контрактной системе использует понятия «договор» и «контракт» как взаимозаменяемые, синонимы.
  4. Согласно разъяснениям Министерства экономического развития РФ, являющегося уполномоченным органом на регулирование контрактной системы, договор должны заключать заказчики, являющиеся бюджетными учреждениями. Все остальные заказчики должны заключать контракты.
  5. При этом форма соглашения (договор или контракт) определяется не внешними факторами или сущностными отличиями указанных понятий, а статусом заказчика, точнее – его организационно правовой формой.
Читать дальше:  Льготы для детей инвалидов в московской области

Свиридов Дмитрий Викторович

Юрист-эксперт антимонопольной практики
Группы Компаний «URC Group».

Стаж профессиональной деятельности более 10 лет, в том числе 8 лет в ФАС
подробнее.

Как именовать договор, заключаемый в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ: "договор" или "контракт"? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ольга Ефимова и Аркадий Серков.

Местная администрация заключила с поставщиком услуг договор на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., однако казначейство указало на то, что следовало заключить не договор, а контракт. Верно ли это утверждение?

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, в части, помимо прочего, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (далее — контракт). То есть фактически понятие "контракт" для целей Закона N 44-ФЗ является синонимом понятия "гражданско-правовой договор, заключаемый заказчиком, руководствующимся Законом N 44-ФЗ".

Каких-либо норм, требующих именовать документ, содержащий условия контракта (договора), именно "контрактом" или "договором", Закон N 44-ФЗ не содержит.

Следует отметить, что иногда определенные виды договоров именуются в законодательстве контрактами в целях отделения их от прочих договоров. В частности, в Гражданском кодексе РФ, на котором в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), государственными и муниципальными контрактами названы договоры, заключаемые, соответственно, государственными и муниципальными заказчиками, на поставку товаров (п. 1 ст. 525 ГК РФ) и выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ).

Однако из ст. 431 ГК РФ, п.п. 1, 6 ст. 13 АПК РФ следует, что при рассмотрении договора суд будет оценивать договор прежде всего исходя из существа регулируемых им отношений. То есть, с точки зрения права, имеет значение не наименование документа ("договор" или "контракт") и не употребляемая в нем терминология, а существо регулируемых им отношений.

Следовательно, любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор, по которому выполняются строительные, проектные или изыскательские работы, всегда будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд — и к нему будут применяться нормы параграфа 5 "Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд" главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса РФ. А любой заключенный государственным или муниципальным заказчиком, в том числе казенным учреждением, договор на поставку товара будет квалифицироваться как государственный или муниципальный контракт на поставку и к нему будут применяться нормы параграфа 4 "Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд" главы 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса РФ.
В свою очередь, вне зависимости от того, как будет назван заключаемый бюджетным учреждением договор ("договором" или "контрактом"), к нему вышеуказанные нормы применяться не будут, а будут применяться положения Закона N 44-ФЗ и нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие соответствующий вид гражданско-правового договора, не противоречащие Закону N 44-ФЗ.

Таким образом, именование договора, заключаемого в соответствии с Законом N 44-ФЗ, "договором" или "контрактом" не имеет юридического значения.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector