Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / На какое лицо возложен досудебный этап банкротства

На какое лицо возложен досудебный этап банкротства

По глубине банкротства различают три стадии.

• 1 стадия — «допустимое банкротство»: характеризующая зарождение негативного состояния, возникает на этапе жизненного цикла «банкротство», когда появляется угроза потери прибыли от предпринимательской деятельности.

• 2 стадия — «критическое банкротство»: определяет усиление негативных тенденций на V и VI этапах фазе «спад», когда затраты на осуществление деятельности приходится возмещать за счет средств кредиторов.

• 3 стадия — «катастрофическое банкротство»: возникает на этапах «банкротство» и «ликвидация» жизненного цикла предприятия и сопровождается его ликвидацией, следствием которой является распродажа имущества для погашения требований кредиторов. В данном случае должник теряет право самостоятельно управлять и распоряжаться своим имуществом. Это право переходит ликвидаторам — лицам, назначенным для управления имуществом должника и принудительной его ликвидации.

Досудебная санация — меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Мероприятия, которые чаще всего осуществляются в рамках досудебной санации предприятия:

· Реорганизация предприятия (чаще всего – это уменьшение производственных масштабов или отказ от части дополнительных видов деятельности). Реорганизация чаще всего предполагает последующее проведение ребрендинга.

· Перепрофилирование производства (выбор менее затратного и более прибыльного вида производства).

· Продажа части имущества должника с целью покрытия его долгов.

· Закрытие убыточных производств.

· Смена руководящего состава компании.

· Повышение квалификации персонала.

· Получение новых кредитов или реструктуризация действующих.

· Изменение стратегии предприятия и управленческой политики.

· Поиск новых контрагентов, в том числе – поставщиков и клиентов.

· Взыскание дебиторской задолженности.

21. Судебные процедуры банкротства: основные положения.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

Контроль за результатами реализации антикризисных процедур осуществляет антикризисный управляющий.

Особенности и подходы к решению проблемы банкротства предприятий в России и развитых зарубежных странах

Примечательно, что банкротство является одним из немногих институтов гражданского права, в формировании которого принимают участие все страны мира. Рассмотрим достижения и отличительные особенности законодательства в этой области в некоторых странах.

Франция.

Законы Франции предусматривают более сильную защиту предприятий, обусловленную приоритетом интереса к проблеме сохранения рабочих мест (несостоятельные предприятия сходят с дистанции задолго до официального объявления их банкротами). Акцент в законодательстве сделан на том, чтобы предупреждать, а не лечить.

Предпочтительной среди реорганизационных процедур является сдача предприятия в аренду с правом выкупа на срок не более двух лет, а среди ликвидационных — продажа предприятия как производственной единицы. При выплатах: предпочтение отдается выдаче заработной платы персоналу предприятия-должника, а не выплатам прочим категориям кредиторов.

Германия.

В немецком законодательстве установлен обязательный нормативный срок — 21 день, и в течение этого срока должник обязан восстановить свою платежеспособность. Если этого не происходит, то предприятие само обязано подать заявление в суд о банкротстве, в противном случае к нему применяется уголовное преследование.

В случае признания должника банкротом к нему применяются меры в строго определенной последовательности.

Великобритания.

Основное внимания законодательства этой страны сосредоточено на том, чтобы вернуть деньги кредиторам и погасить долги за счет распродажи имущества банкрота. В процессе конкурсного производства должники, за некоторым исключением, не освобождаются от своих долгов. Предприятия (фирмы) прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

Законодательство СШАрассматривает банкротство как неизбежное зло предпринимательства. Целью его является не ликвидация, а реабилитация, восстановление предприятия, предоставление ему определенной помощи до тех пор, пока оно не обретет прежнюю устойчивость и не станет платежеспособным.

Аналогичный подход к обанкротившимся фирмам характерен и для японскогозаконодательства: их поддержка и восстановление имеют целью полную реабилитацию посредством урегулирования интересов кредиторов, должника, акционеров и прочих участников банкротства

Читать дальше:  Кредит под строительство частного дома сбербанк

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 662 | Нарушение авторских прав

Досудебный (внесудебный) этап банкротства — это первая часть процесса банкротства должника. Для юридических лиц он начинается с момента возникновения одного из юридических фактов, перечисленных в п. 1 ст. 9 Закона о банкротстве:

  • 1) неплатежеспособность должника, под которой понимается прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. Недостаточность средств предполагается, если не доказано иное;
  • 2) недостаточность имущества должника, т.е. превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;
  • 3) удовлетворение требований кредитора приводит к невозможности исполнения денежных обязательств или обязанностей по уплате платежей перед другими кредиторами в полном объеме. Имеются в виду обязательства, срок исполнения которых наступил [1] ;
  • 4) на имущество должника обращено взыскание, что существенно осложнит или сделает невозможной его хозяйственную деятельность. Обращение взыскания на имущество включает: изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Цель досудебного этапа — осуществление мер по предупреждению несостоятельности должника и своевременное начало судебного рассмотрения дела о его банкротстве.

В кратчайший срок, но не позднее чем через один месяц с даты начала досудебного этапа, руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, т.е. с заявлением о признании должника банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве). За неисполнение данной обязанности предусмотрена субсидиарная и административная ответственность руководителя должника.

В случае если такое заявление не было подано, то вторая обязанность возникает у руководителя должника только при появлении у должника признаков банкротства, т.е. когда денежные обязательства или обязанности не исполняются должником более трех месяцев. Руководитель обязан направить сведения о наличии признаков банкротства собственнику имущества должника или лицам, имеющим право инициировать созыв внеочередного общего собрания участников, в течение 10 дней с даты, когда руководителю стало или должно было стать известно об их возникновении (и. 1 ст. 30 Закона о банкротстве).

Участники (собственник имущества) должника, органы исполнительной власти и местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, но только в случаях, предусмотренных федеральным законом. Такая обязанность предусмотрена лишь в отношении стратегических и финансовых организаций.

Применительно к остальным юридическим лицам закон, не используя термин «обязаны», устанавливает, что участники (собственники имущества) должника «принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника» до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (п. 3 ст. 30 Закона о банкротстве). Такая формулировка закона не позволяет однозначно считать осуществление этих мер обязанностью. «Данная обязанность может рассматриваться скорее как возможность» [2] .

Для того чтобы участники занимались предупреждением банкротства, они должны быть осведомлены о том, что в этом появилась необходимость. Ведь руководство текущей деятельностью организации относится к компетенции не участников, а руководителя организации. Как правило, об истинном финансовом состоянии юридического лица его участники могут узнать только на годовом общем собрании участников. Поэтому в большинстве случаев участники должника не знают о начале досудебного этапа банкротства до тех пор, пока руководитель им об этом не сообщит. Но закон, к сожалению, от руководителя должника сообщать об этом не требует. Если же участники не уведомлены о необходимости принятия мер по восстановлению платежеспособности должника, то невозможно и привлечь их впоследствии к ответственности за непринятие таких мер.

В случае если руководитель должника своевременно сообщил участникам либо собственнику имущества должника о начале досудебного этапа банкротства, фактически им дано лишь 30 дней на восстановление платежеспособности. Ведь по истечении 30 дней с момента начала досудебного этапа банкротства, как уже было отмечено, должно быть подано в суд заявление о банкротстве должника. К сожалению, реализация мер по предупреждению банкротства не освобождает руководителя от обязанности подать такое заявление, равно как и от ответственности за отказ от его подачи.

Меры по предупреждению банкротства вправе применять кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником. Результатом их применения должно стать появление у должника средств, достаточных для удовлетворения денежных обязательств (обязанностей), срок исполнения которых наступил.

При непринятии мер по предупреждению банкротства на руководителя, участников, собственника имущества должника может быть возложена ответственность в форме возмещении убытков. Но это возможно только в случае, если будет доказано, что, не приняв такие меры, перечисленные лица нарушили положения Закона о банкротстве, следствием чего стало причинение убытков (п. 1 ст. 10 Закона о банкротстве).

Читать дальше:  Как в сбербанке частично досрочно гасить ипотеку

В правовой литературе досудебные меры но предупреждению несостоятельности нередко именуют внесудебными х .

Досудебный этап банкротства завершается с момента:

  • 1) восстановления платежеспособности, т.е. исполнения должником своих денежных обязательств и обязанностей в полном объеме;
  • 2) прекращения обстоятельств, послуживших основанием для его начала;
  • 3) принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

До революции меры по предупреждению несостоятельности (на добровольных и принудительных началах) кредиторы могли осуществить с помощью «администрации по делам торговым». Экономическая целесообразность введения администрации устанавливалась не судом, а специалистами — почетнейшими из торгующих на бирже купцов. При осуществлении своих полномочий администрация была самостоятельна и независима от кредиторов, последние могли только прекратить ее деятельность. На время действия администрации приостанавливалось исполнение требований кредиторов, что можно считать прототипом современного моратория на удовлетворение требований кредиторов. [3]

Закон о банкротстве называет только одну из возможных мер по предупреждению банкротства — это санация, под которой понимается предоставление должнику финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и об оплате труда, обязательных платежей и восстановления платежеспособности (ст. 31). Проводить санацию вправе любое лицо (санатор) на любом этапе банкротства на основании договора с должником. В договор может быть включено принятие на себя должником, его участниками или иными лицами обязательств в пользу санатора (например, уплата процентов на сумму полученных средств, передача санатору контрольного пакета акций должника и т.п.).

Иные меры установлены только применительно к финансовым организациям.

Возможные меры по предупреждению несостоятельности юридических лиц:

  • — сокращение расходов (на управление, оплату труда и т.п.);
  • — изменение структуры активов и пассивов (продажа имущества, не приносящего дохода; снижение удельного веса текущих и краткосрочных обязательств);
  • — увеличение уставного капитала должника, привлечение инвестиций;
  • — изменение организационной структуры (изменение численности сотрудников; сокращение филиалов, отделов и иных структурных подразделений) и т.д.

Исходя из названия гл. II Закона о банкротстве, цель досудебных мер — это предупреждение банкротства. Однако этим мерам в отношении основной массы должников посвящено только две статьи этого закона — ст. 30, 31, которые фактически никого не обязывают к их проведению. Осуществление таких мер не дает руководителю должника права не подавать заявление о признании должника банкротом в соответствии со ст. 9 данного закона. Заключение соглашения о санации не является основанием для отказа в возбуждении производства по делу о банкротстве. Кроме того, закон не предоставляет санатору каких-либо гарантий или привилегий, поэтому в случае неудачного исхода санации он будет являться рядовым кредитором третьей очереди. Это явно не стимулирует предпринимателей оказывать должникам финансовую помощь. Поэтому справедливо утверждение о том, что «в действующем законодательстве РФ отсутствует целостная концепция предупреждения несостоятельности (банкротства)» [4] .

Для предупреждения банкротства часто проводится реструктуризация обязательств должника, в ходе которой заключаются: подготовительное соглашение (,Standstill agreement), межкредиторское соглашение (Intercreditors agreement) и соглашения о реструктуризации (Restructing agreements). Принципы, которым они подчиняются, систематизированы Международной организацией профессионалов в обла-

сти несостоятельности (International Federation of Insolvency Professionals) в документе «Statement of Principles for a Global Approach to Multi-Creditor Workouts» («Принципы глобального подхода к реструктуризации мультикредиторской задолженности»). Они состоят в следующем:

  • 1) кредиторы предоставляют должнику мораторий в отношении платежей и судебных действий. Во время моратория положение кредиторов не должно ухудшаться по отношению к другим кредиторам;
  • 2) действия кредиторов в отношении должника координируются. Целесообразно формирование координационного комитета и назначение консультантов. Кредиторы, участвующие в реструктуризации, должны иметь доступ ко всей необходимой информации должника в целях оценки его финансового положения;
  • 3) в случае предоставления финансирования, требование о его возврате должно, насколько это разумно, обладать приоритетом по отношению к требованиям других кредиторов 1 .

В ряде стран широко используется медиация. С ее помощью в Китае разрешается около 25% всех экономических споров между должниками и кредиторами, а в Англии, США — около 21%. Во Франции обязательно привлечение посредника перед возбуждением процедуры банкротства [5] [6] .

Собственно процесс банкротства организации состоит из двух этапов — судебного и досудебного. Последний имеет основной целью предупреждение несостоятельности должника, начинается с момента возникновения оснований для предупреждения несостоятельности и продолжается до отпадения таких оснований (то есть нахождения средств для исполнения тех обязательств, срок которых наступил) либо до возбуждения производства по делу о банкротстве в арбитражном суде.

Читать дальше:  Когда производится выплата пособия на погребение

Кроме того, первоочередной задачей является также повышение рентабельности и конкурентоспособности должника, с тем, чтобы он мог выполнить свои обязанности перед кредиторами.

Возникновение оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности юридического лица и есть начало досудебного этапа банкротства. У должника — юридического лица обязанность по осуществлению таких мер возникает только с момента возникновения признаков несостоятельности.

Признаки банкротства указаны в п.2 ст.3 Закона о банкротстве: «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены».

Однако в случае подачи должником заявления о признания его банкротом в суд вышеуказанная обязанность прекращается (п.3 ст.30 Закона о банкротстве).

Досудебное оздоровление является комплексом мер, направленных на восстановление платежеспособности предприятия, оно проводится по решению учредителей, собственника имущества.

Важно на этапе досудебного оздоровления выбрать правильную стратегию и тактику борьбы за финансовую стабильность.

Несмотря на то, что меры по досудебному оздоровлению могут проводить сами собственники, руководитель организации, целесообразно привлечение сторонних консультантов: экономистов, администраторов и т.д.

При проведении досудебного оздоровления предприятия необходимо произвести анализ следующих данных:

— причин возникновения задолженности перед кредиторами;

-возможностей по привлечению заемных средств (займы учредителей, банковские кредиты, программы поддержки малого и среднего бизнеса);

— возможности реструктуризации задолженности;

— возможностей диверсификации бизнеса;

— инвестиционной привлекательности предприятия.

После того, как анализ будет проведен, можно приступать к действиям по досудебному оздоровлению, а именно: реорганизовать бизнес и оптимизировать порядок расчетов, взыскать дебиторскую задолженность, получить необходимые средства путем продажи части бизнеса либо получения кредита.

Результатом вышеуказанных мероприятий должно явиться восстановление такого финансово-экономического состояния предприятия (юридического лица), которое позволило бы ему выполнять все свои обязательства перед контрагентами, налоговыми органами, то есть заниматься обычной хозяйственной деятельностью.

Этот случай (восстановление платежеспособности организации) является одним из оснований завершения досудебного этапа банкротства, и он не связан с началом процедуры банкротства.

Правовому регулированию досудебных мер, применяемых к должникам (или самими должниками) посвящены статьи 30 и 31 Закона о банкротстве.

Согласно этим статьям, в случае возникновения признаков банкротства руководитель должника уведомляет об этом учредителей (участников) должника, собственника имущества должника.

В дальнейшем учредители (участники) должника, собственник имущества должника — унитарного пред-приятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законом, обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций.

До момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом учредители (участники, собственники имущества) должника принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника.

Эти меры также могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Одной из таких мер может быть предоставлении должнику необходимой финансовой помощи для восстановления платежеспособности и погашения денежных обязательств (санация).

Таким образом, руководящий орган организации (генеральный директор), вне зависимости от формы собственности, обязан при появлении признаков надвигающегося банкротства проинформировать об этом учредителей (участников) юридического лица.

Кроме того, закон возлагает обязанность на собственников имущества унитарного предприятия (органы государственной власти и местного самоуправления) принимать меры по предупреждению банкротства.

В остальном закон не возлагает на юридическое лицо (его руководящие органы) никаких обязанностей, никоим образом не ограничивая его правоспособность до момента вынесения судом решения о начале процедуры банкротства организации.

Исключение составляет лишь кредитные организации. Особенности их банкротства (в том числе и досудебный этап банкротства) будут рассмотрены в отдельной главе.

Вывод: возникновение оснований для предупреждения несостоятельности юридического лица влечёт начало досудебного этапа банкротства, который продолжается до отпадения таких оснований, либо до возбуждения производства по делу о банкротстве в арбитражном суде. Досудебный этап банкротства характеризуется полным сохранением правоспособности юридического лица и его руководящих органов.

законодательство банкротство платежеспособность

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector