Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Начальное профессиональное образование профессии

Начальное профессиональное образование профессии

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(в редакции 1996 года)

Russian classification of initial professional education

Дата введения 1996-07-01

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" и учитывает изменения, произошедшие в системе начального профессионального образования Российской Федерации, базируясь на положениях Федеральной программы "Развитие образования России" и директивных документах Минобразования России.

Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) создан как функциональная часть единого языка-посредника для автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления экономикой России с охватом как государственной, так и негосударственной систем образования при решении следующих задач:

  • — регулирования и планирования приема и выпуска специалистов начального профессионального образования;
  • — статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов начального профессионального образования;
  • — интеграции системы профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры путем сопряжения с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) ЮНЕСКО;
  • — проведения международных статистических сопоставлений;
  • — статистического учета по линии ЮНЕСКО.

Объектами классификации в ОКНПО являются группы профессий и специальностей начального профессионального образования, входящие в эти группы профессии начального профессионального образования и специальности, которые позволяют выполнять работы по указанной профессии, а также ступени квалификации, получаемые в процессе подготовки по данной специальности и позволяющие выполнять работы в рамках указанной профессии.

Под указанными объектами понимается:

  • — группа профессий и специальностей представляет собой совокупность объектов классификации, относящихся к какой-либо широкой предметной области, определенной в наименовании группы профессий и специальностей начального профессионального образования;
  • — профессия представляет собой относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующей определенной целенаправленной профессиональной подготовки;
  • — специальность начального профессионального образования — совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате начальной профессиональной подготовки и обеспечивающих возможность выполнять конкретный вид трудовой деятельности в рамках заданной профессии;
  • — ступень квалификации — уровень подготовки профессиональных рабочих кадров, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

ОКНПО содержит 3 уровневую иерархическую классификацию объектов, охватывающую группы профессий и специальностей, профессии внутри группы, а также специальности в рамках указанной профессии. Каждая профессия (и специальность в рамках профессии) характеризуется ступенью квалификации, получаемой в процессе подготовки по данной специальности.

Структурно объект классификации включает: блок идентификации, блок наименования объекта, блок классификационных признаков объекта.

Блок идентификации ОКНПО строится с использованием серийно-порядкового и последовательно-параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков и контрольное число (КЧ).

Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКНПО имеет вид:

Разряды кода означают:

  • 1-й, 2-й знаки — код группы профессий и специальностей;
  • 3-й, 4-й знаки — код профессии;
  • 5-й, 6-й знаки — код специальности в рамках профессии;
  • 7-й знак — код ступени квалификации.
Читать дальше:  Можно ли уволить сотрудника на больничном листе

Для 7-го знака (ступени квалификации) приняты следующие значения кода:

1уровень ускоренной профессиональной подготовки;
2уровень начального профессионального образования по профессиям, для овладения которыми не требуется среднего (полного) общего образования;
3уровень начального профессионального образования по профессиям, для овладения которыми требуется среднее (полное) общее образование;
4уровень повышенного профессионального образования рабочих в высших профессиональных училищах, лицеях и т.п.

Блок наименований ОКНПО содержит названия групп профессий и специальностей, относящихся к ним профессий, специальностей начальной профессиональной подготовки в рамках профессий.

В этом блоке наименования профессий выделены курсивом, что способствует их выделению и внесению отличительного признака от тех специальностей, которые имеют одинаковые с профессией наименования.

В наименованиях отдельных позиций приводятся ссылки на выпуски Единых тарифно-квалификационных справочников (ЕТКС).

Блок классификационных признаков содержит фасет, указывающий на соответствие позиции ОКНПО Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО и включает 5 знаков.

Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид:

Классификационные признаки в МСКО кодируются следующим образом:

  • 1-й знак — код ступени образования;
  • 2-й, 3-й знаки — код изучаемой области в рамках ступени;
  • 4-й, 5-й знаки — группа образовательных программ ЮНЕСКО в пределах изучаемой области.

Примеры кодирования объектов классификации:

Введение ОКНПО осуществляет Научно-исследовательский институт высшего образования во взаимодействии с Минобразования России и ВНИИКИ Госстандарта России.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1. РАЗРАБОТАН Минобразования России, Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Госкомвуза России и ВНИИКИ Госстандарта России

РАЗРАБОТЧИКИ
Е.Я. Бутко, д-р экон. наук; Э.Р. Голубева, канд. техн. наук; В.М. Зуев, д-р экон. наук; Ю.Я. Клехо, канд. техн. наук; А.А. Саков, д-р экон. наук; Н.А. Чхартишвили; В.Е. Яценко, канд. экон. наук

ПРЕДСТАВЛЕН Министерством образования Российской Федерации

ВНЕСЕН Научно-техническим управлением Госстандарта России

ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 декабря 1995 г. № 639

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 сентября 2009 года N 354

Об утверждении Перечня профессий начального профессионального образования

(с изменениями на 21 февраля 2012 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года N 1242 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 6, 07.02.2011).
приказом Минобрнауки России от 21 февраля 2012 года N 124 (Российская газета, N 82, 13.04.2012).
____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.2562; 2005, N 15, ст.1350; 2006, N 18, ст.2007; 2008, N 25, ст.2990; N 34, ст.3938; N 48, ст.5619; 2009, N 3, ст.378; N 14, ст.1662),

1. Утвердить прилагаемый Перечень профессий начального профессионального образования (далее — Перечень).

2. Установить, что:

2.1. Перечень применяется с 1 января 2010 года при приеме на основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

2.2. Обучение лиц, зачисленных до 1 января 2010 года для обучения по основным образовательным программам начального профессионального образования, реализуемым в соответствии с государственными образовательными стандартами, по профессиям, предусмотренным Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 1999 года N 1362 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 51, ст.6339), осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

Читать дальше:  Если судебный приказ отменен срок исковой давности

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
22 октября 2009 года,
регистрационный N 15083

Приложение. Перечень профессий начального профессионального образования

(с изменениями на 21 февраля 2012 года)

Наименования профессий начального профессионального образования по укрупненным группам направлений подготовки, направлений подготовки, профилей направления подготовки

Правоохранительная деятельность и судебная экспертиза

Начальное профессиональное образование в России известно ещё со времён Советского Союза. Именно тогда зародилась эта система. Вновь образовавшемуся тогда строю, как никогда, требовались квалифицированные кадры. К сожалению, в 90-е годы спрос на рабочие специальности упал. Однако сегодня подобное образование опять стало популярным. Ведь оно позволяет даже подросткам получить вместе с аттестатом ещё и какую-нибудь профессию.

Что такое начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование – это первая ступень в системе профобразования. Его основная цель – подготовка квалифицированных рабочих. Проводится она обязательно на базе основного общего образования. А некоторым специальностям можно обучиться только на основе среднего (полного) общего образования. Соответственно, программы обучения будут разные, в зависимости от полученной ранее основы.

Преимущество профессионального образования в том, что оно позволяет не только получить теоретические знания, но и приобрести профессиональные навыки. В условиях активно развивающейся рыночной экономики это особенно востребовано.

Специалисты подсчитали, что сегодня выпускники начального профобразования составляют приблизительно 1 % от экономически активного российского населения.

Ещё один существенный плюс такого вида образования его доступность. Поступить в учебное заведение профессионального типа гораздо проще, чем в вуз, где конкурс на новомодные сегодня специальности невероятно высок. Кроме того, устроиться на работу выпускнику среднестатистического вуза иногда гораздо сложнее, чем человеку с рабочей специальностью.

Стоит отметить тот факт, что студентам НПО всегда предоставляют место в общежитии, бесплатное питание и медицинское обслуживание.

Где получить средне-техническое образование

В России существует около 4000 учебных заведений, включая негосударственные, в которых существует возможность получить начальное профессиональное образование. Количество выпускников таких учреждений по некоторым данным составляет 1 700 000 человек.

Учебные учреждения начального профессионального образования делятся на два типа:

  1. Профессиональное училище (ПТУ). Большая часть образовательной программы в таких заведениях сконцентрирована на изучении предметов профессиональной подготовки. Срок обучения составляет от 1 до 2,5 лет, в зависимости от полученного ранее базового образования (полного или основного) в средней школе.
  2. Профессиональный лицей. Программа обучения в таких местах обязательно состоит из образовательной (десятого и одиннадцатого класса средней школы) и, как в училищах, профессиональной. Учатся в них от 1 до 3 лет.

Обязательно стоит отметить тот факт, что документ о получении образования в таких учебных учреждениях будет существенно отличаться.

Выпускники профтехучилища получат диплом, который предоставит им возможность работать по той специальности, на которую они выучились.

После окончания они могут продолжить своё обучение в высших заведениях не университетского уровня (колледжей и техникумов). К тому же, если профиль в таких заведениях совпадает, то срок обучения будет сокращён. Однако окончание профессионального училища не даёт права на поступление в заведения высшего университетского уровня.

Выпускники профессиональных лицеев получают другой документ об образовании. Выданные дипломы, содержат отметки не только о профессиональном образовании, но и сведения об освоении общеобразовательной программы, соответствующей десятому и одиннадцатому классу средней школы. Наличие такого документа предоставляет возможность поступления в высшие учебные заведения, как не университетского, так и университетского типа.

Читать дальше:  Договор мены недвижимого имущества налогообложение

Как поступить в профессиональное техническое училище

Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться. Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало. Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.

В редких случаях могут назначить какое-нибудь дополнительное испытание или собеседование. Но это происходит редко.

Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.

В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.

Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Медицинские, педагогические и другие специальности после окончания ПТУ

Перечень профессий, на которые можно выучиться в НПО, достаточно обширен: делопроизводители, реставраторы, рекламные и страховые агенты, ветеринарные фельдшеры, операторы, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, механики, лаборанты, станочники, кондитеры, менеджеры, бригадиры, монтёры и многие другие.

Большой популярностью пользуются востребованные на рынке труда профессии.

К ним можно отнести: операторы ЭВМ, автослесари, специалисты в сфере торговли, секретари, кондитеры, служащие. Железнодорожные лицеи готовят дежурных по станции, проводников, помощников машинистов, электромонтёров.

На базе училища можно получить профессию в творческой области. Например, существуют заведения, которые готовят художников-оформителей, декораторов, работников ювелирной обработки. Многие профессиональные училища выпускают парикмахеров, визажистов.

Для желающих обучаться в сфере предпринимательства и туризма существуют учреждения, готовящие квалифицированные рабочие кадры по программам «гостиничное дело», «коммерция» и др.

Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище

Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.

К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.

Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.

Иногда работодатель больше заинтересован в таких кадрах, обучающихся без отрыва от производства, и применяющий свой уже имеющийся опыт на практике.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.

Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector