Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Национальность судна в открытом море определяется

Национальность судна в открытом море определяется

Судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Ис-ключения из этого правила устанавливаются международными договорами. Так, ст. 22 Конвенции об открытом море 1958 г. устанавливает, что военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:

что судно занимается пиратством или работорговлей;

что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.

Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его территории и права судна плавать под его флагом. При этом каждое государство:

ведет регистр судов;

принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;

обеспечивает контроль годности судов к плаванию;

обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.

Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей государства флага судна.

Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).

Судно приобретает право плавания под Государственным флагом РФ с момента регистрации его в одном из реестров судов РФ.

Судно, приобретенное за пределами России, пользуется правом плавания под Государственным флагом РФ с момента выдачи консульским учреждением РФ временного свидетельства, удостоверяющего такое право и действительного до регистрации судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, но не более чем шесть месяцев.

В соответствии с положениями КТМ РФ судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом РФ, имеет национальность РФ и обязано нести Государственный флаг России.

Одним из неотъемлемых атрибутов судна является его название. Присвоение судам названия вызывается необходимостью индивидуализации каждого судна. Согласно КТМ РФ название должно иметь каждое судно, которое вносится в Государственный судовой реестр или судовую книгу.

Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований.

Каждому судну присваивается также позывной сигнал. Кроме того, в зависимости от технической оснащенности судна ему присваиваются идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, порядок присвоения идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.

Важнейшим условием приобретения судном национальности и права плавания под флагом государства является его регистрация. Порядок регистрации судов устанавливает само государство. Это положение является общепризнанным в международном морском праве и нашло подтверждение в Конвенции 1982 г. Так, согласно ст.91 «Национальность судов» каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. В соответствии с условиями Конвенции 1982 г. (ст. 91) и Конвенции об открытом море (ст.5) между государством и судном должна существовать реальная связь. Следует отметить отсутствие четких критериев, определяющих такую связь. В известной степени этот пробел восполнен Конвенцией ООН о регистрации судов 1986 г. По смыслу Конвенции можно выделить следующие критерии реальной связи.

Это, во-первых, участие государства, либо его физических или юридических лиц в собственности на суда.

Во-вторых, это-обязанность государства регистрации соблюдать принцип, согласно которому удовлетворительную часть командного состава и экипажа будут составлять граждане этого государства или лица, постоянно проживающие в нем.

В-третьих, обеспечивается должное управление судами. Так, согласно ст. 10 государство регистрации до включения судна в регистр обеспечивает, чтобы на его территории были создана и/или имела свой главный офис соответствующая судоходная компания либо находилось физическое или юридическое лицо, должным образом учрежденное или зарегистрированное в государстве флага и уполномоченное действовать от имени и в интересах судовладельца и отвечать по всем его обязательствам.

В-четвертых, обеспечивается идентификация и подотчетность судовладельцев и операторов судов, что в свою очередь гарантируется соблюдением условий, касающихся самого регистра судов (ст. 11).

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав

В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государства своего флага и, как правило, не могут без достаточных на то оснований задерживаться и подвергаться осмотру какими-либо судами и военными кораблями, плавающими под флагом другого государства.

Национальность судна определяется его флагом. Условия получения права на флаг устанавливаются законами государства. При этом связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Но как уже говорилось выше это правило не всегда соблюдается. Многие государства «удобного» флага, обладающие самыми большими флотами в мире, не присоединились к Женевской конвенции ООН 1986 г. об условиях регистрации судов из-за несогласия с концепцией «реальной связи», провозглашенной статьей 5 Конвенции об открытом море 1958 г. и статьей 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Одним из самых скандально известных стал флаг Камбоджи, собственный реестр которой размещался в Сингапуре. Он стал первым реестром, предложившим регистрацию в режиме онлайн в Интернет, с гарантией полного оформления в течение 24 часов.

К 2002 году из 450 официально зарегистрированных в этом реестре судов 25 погибли или были списаны после аварии, произошло 41 столкновение, 9 пожаров и 45 задержаний. Девяти судам было запрещено плавать в водах Европы, так как они представляли угрозу не только своим собственным экипажам, но и другим судам, а также окружающей среде.

В конце концов, этот реестр был закрыт, но камбоджийский флаг продолжает вызывать серьезную озабоченность всех организаций, имеющих отношение к безопасности мореплавания. Так например в ноябре 2004 г. возле Находки затонули во время шторма теплоходы «Ароса» (флаг Камбоджи) и «Вест» (флаг Монголии). Оба судна с были с экипажами из граждан России, погибли 33 моряка. Ответственных за эти трагедии не нашли, так как невозможно было определить истинных судовладельцев, спрятавшихся под «удобными» флагами.

«Удобными» флагами часто пользуются в преступных целях. Главное преимущество регистрации под удобным флагом, с точки зрения преступников, полная анонимность и возможность скрыть имена реальных владельцев, историю судна и его рейсов. Такого рода суда представляют преступным или террористическим сообществам огромные возможности — контрабанда оружия, людей, товаров и наркотиков, отмывание денег или провоз больших сумм наличности, и многое другое.

Наиболее показателен случай произошедший с сухогрузом Song Sang. В ноябре 2002 г. это судно вышло из северокорейского порта, причем его немедленно взяли под наблюдение спутники США, так как были данные о контрабанде ракет. В декабре сухогруз остановили в Индийском океане корабли ВМС США и Испании, имея на то полное право — судно не несло вообще никакого флага, марка на трубе была закрашена, название на форштевне и корме скрыто. В ходе обыска выяснилось, что судно называлось Song Sang, капитан утверждал, что оно зарегистрировано под камбоджийским флагом. В грузовом манифесте указывалось: груз — цемент, страна назначения — Йемен. В ходе обыска обнаружили ракеты «Скад» с обычными боеголовками, емкости с ракетным топливом и неизвестные химикаты в бочках. Все это было спрятано под мешками с цементом.

Военные и другие суда, состоящие на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом. В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага.

Подтверждена универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства. Любое государство вправе преследовать пиратов в открытом море и наказать их. Однако определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 г., отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". За последние 10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только "в личных целях". Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море, в ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море. Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. Это же касается международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств, право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах Войтенко М.Д. Борьба с морскими пиратами — юридический анализ // Морской бюллетень — Совфрахт от 30.07.2008 г..

Так, например, российские военные были вынуждены отпустить 13 сомалийских пиратов захвативших танкер «Московский университет» весной 2010 г. так как Аденский залив где произошел захват это не "открытое море": 12 миль от линии отлива входят в территориальные воды Сомали, государства, которое является государством только по названию и не способно обеспечить безопасность проходящих мимо судов.

Понятие пиратства сложно для юридической квалификации, поскольку в международном праве еще не установилось четкого определения этого преступления в разных формах его проявления и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное пиратство, морское мошенничество).

Нельзя сказать, что ничего не делается для решения этой проблемы. Значительные усилия в этой области уже предпринимаются. В частности, Советом Безопасности ООН принято несколько резолюций по данному вопросу, что само по себе говорит о его мировом значении.

Одним из сложных моментов, который действующие международные договоры и резолюции Совета Безопасности ООН не решили до конца, является вопрос о юрисдикции, применимой в отношении актов пиратства и вооруженного грабежа, а также вопросы проведения расследований и преследования в судебном порядке лиц, ответственных за такие деяния.

Проще говоря, для большинства стран пока не решена проблема, что делать с захваченными пиратами. Соглашения, заключенные США и Европейским союзом с Кенией о передаче ей пиратов для уголовного преследования, всех проблем не снимают, в том числе для членов Европейского союза. Многим странам приходится отпускать пойманных пиратов, поскольку законы этих стран и действующие международные договоры не позволяют их судить Чайка Ю. Я. Прокуроры "большой восьмерки" решили сообща бороться с морскими пиратами // Российская газета" № 4926 (102) от 5.06.2009 г..

Предпринимавшиеся до настоящего времени усилия — это в основном паллиативные и временные меры, неспособные решить проблему в целом. В связи с этим следует признать необходимость комплексного международного правового ответа на пиратские акты. Очевидно, что государствам следует принять дополнительные меры на международном уровне, направленные на эффективную поимку, уголовное преследование и предание суду любых лиц, виновных в морском пиратстве, особенно тех, кто организует и финансирует такие действия.

Национальность судна — см. Судно … Энциклопедия права

национальность судна — принадлежность судна к определенной государственной юрисдикции. Определяется флагом, под которым плавает судно. Судно может плавать под флагом только одного государства. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом РФ, имеет… … Большой юридический словарь

Национальность судна — 1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. 2. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации. … … Официальная терминология

Национальность судна — Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации. ст. 17… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

национальность судна — принадлежность судна тому или другому государству, обозначаемая флагом, выкидываемым судном … Справочный коммерческий словарь

Национальность корабля — Согласно морскому международному праву, от каждого плавающего на море судна требуется принадлежность к определенному государству и возможность в каждый данный момент доказать свою национальность. Морские корабли, в силу установившейся фикции,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ СУДНА — удостоверяемая специальным свидетельством принадлежность судна государству, под флагом которого оно плавает. Государство определяет условия предоставления своего флага судам и регистрации их на своей территории. Оно должно эффективно осуществлять … Морской энциклопедический справочник

ПРАВО ОСМОТРА СУДНА — Основанное на статье 22 Женевской конвенции об открытом море (1958) право военного корабля подвергнуть осмотру торговое судно, встреченное в открытом море, если есть достаточные основания подозревать, что оно занимается пиратством, работорговлей… … Морской энциклопедический справочник

Призы — Призовое право. Призовые суды и судопроизводство. Морской военный П. (франц. prise, от prendre, испан. presa) есть частное имущество, при известных обстоятельствах захваченное воюющими на море или в пресных водах (корабль и его груз). Призом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Нейтралитет — в обыкновенном словоупотреблении означает пассивное положение, занятое кем либо третьим относительно двух других (neutralitas, от neuter ни тот, ни другой). В международном праве Н. имеет техническое значение, определяя положение государства, не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Читайте также:

  1. Cпектральный анализ — способ определения химического состава вещества по его спектру.
  2. I. Общие проблемы философии науки.
  3. I. ПРОБЛЕМЫ С ДЫХАНИЕМ
  4. II. Компьтер и книга: проблемы детского «нечтения».
  5. II. Проблемы соотношения бытия и мышления в элеатской школе.
  6. III. ПРОБЛЕМЫ С КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМОЙ
  7. IV. Глобальные проблемы современного мира.
  8. PR и проблемы управления общественным мнением.
  9. Quot;Ренессанс" традиционной культуры: постановка проблемы
  10. V1: Глобальные проблемы окружающей среды

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector