Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Национальные стандарты обязательны для применения

Национальные стандарты обязательны для применения

Вопрос :

Знаем, что следующие ГОСТ применяются с 01.09.2017:

Должны ли они применяться в обязательном порядке или на добровольной основе?

Ответ :

Национальный стандарт — документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации (п.5 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации").

Документ по стандартизации — документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом (п.1 ст.2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации").

Таким образом, документы по стандартизации, в частности, национальные стандарты, являются документами добровольного применения.

Обязательными для применения являются документы по стандартизации :

— в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (ч.2 ст.4, ст.6 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации");

— включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации (ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации").

Также применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (ч.3 ст.26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации").

К средствам стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

1) национальные стандарты;

2) национальные военные стандарты;

3) межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации;

4) правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

6) стандарты организаций.

Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2—2004. Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов, а также требования к их содержанию — по ГОСТ Р 1.5.

Национальным стандартом в Российской Федерации является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) — стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулированием).

К объектам государственных стандартов относят:

1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения,

обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг. Например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы. Применение национального стандарта на продукцию, работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту по ГОСТ Р 1.9.

Правила (ПР) — документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Рекомендации (?) — документ, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Норма — положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Регламент — документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.

Технический регламент — регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики — документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.

ОКТЭСИ — документы в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ. Программы разработки национальных стандартов составляют в порядке, устанавливаемом национальным органом по стандартизации.

Стандарты организаций (СТО). Законом о техническом регулировании установлена новая категория документов в области стандартизации — «стандарты организаций». Законом раскрывается, как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц. Иначе говоря, используемое в Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действовавшем до 2004 г. Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а также другими объединениями. Поскольку в ст. 17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения

Читать дальше:  Кадастровый номер комнаты в коммунальной квартире

для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации 1 .

Целями разработки стандартов организаций являются:

• обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

• распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Вместе с тем стандарты организаций должны служить общим целям стандартизации, к которым относятся:

• повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

• содействие соблюдению требований технических регламентов;

• повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• обеспечение научно-технического прогресса;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

• рациональное использование ресурсов;

• техническая и информационная совместимость;

• сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

• взаимозаменяемость продукции. Преимуществом стандартизации на уровне организации

(перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Конечно, существуют и другие виды текстовых или информативных документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации и т.п.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение, экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.

1) Изготовитель на добровольных началах применяет знак соответствия национальному стандарту или заявляет об этом соответствии в рекламной или сопроводительной документации.

2) Поставщик и потребитель по договорённости сделали ссылку на стандарт добровольного применения в контракте на поставку продукции.

3) Продукция, изготовленная по требованиям национального стандарта добровольного применения, поставляется для государственных нужд (по контракту с правительством).

4) Изготовитель по собственной инициативе сертифицировал свою продукцию в той или иной системе добровольной сертификации на соответствие требованиям национального стандарта.

5) Национальный (региональный) стандарт применяется в составе доказательной базы технического регламента,осуществляя презумпцию соответствия (практика стран Европейского Союза).

6) Проектировщик, производитель применяет национальный стандарт на добровольной основе, так как в нёмсосредоточен богатый прошлый опыт, включены самые новые технологии. Сделаешь, как записано в стандарте – получишь сгарантией эффект. Не последуешь его требованиям – будешь находиться в условиях неопределённости, в зоне повышенногориска.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов и стандартов организации определены в третьей главе федерального закона № 184-ФЗ.

Несколько основных характеристик стандарта, который представляет собой документ:

1) утверждённый признанным и компетентным органом;

2) направленный на достижение оптимальной упорядоченности в определённой области;

3) разработанный на основе сотрудничества и консенсуса, доступный для общественности;

4) разработанный для пользы общества с целью технического прогресса и утвержденный всеми заинтересованными сторонами;

5) для многократного или постоянного применения;

6) для добровольного использования.

Основные отличия стандарта от технического регламента:

1) стандарт носит добровольный характер для использования, а технический регламент является обязательным для применения документом;

2) стандарт должен устанавливать гармонизированные с техническими регламентами требования на продукцию или услугу, а технический регламент устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования;

3) на услуги и работы технические регламенты разрабатываться не будут;

4) стандарт представляет собой результат сотрудничества всех заинтересованных сторон и рассмотрения его общественностью, а технический регламент, хотя и разрабатывается с участием всех заинтересованных сторон (производителей и потребителей), в исключительных случаях может приниматься Указом Президента без обязательного согласия всех сторон.

Национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, утверждённый Национальным органом РФ постандартизации (ФАТР).

Международный (региональный) стандарт – стандарт, утверждённый международной (региональной) организацией по стандартизации.

Стандарты организаций (СТО) разрабатываются (и утверждаются) организациями самостоятельно для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг. СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, работы, услуги, предназначенные для внутреннего и внешнего рынка.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее – общероссийские классификаторы) – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с её классификацией (классами, группами, видами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) – это организационно-методические документы, устанавливающие содержание, порядок и методы проведения работ или отдельных их этапов. Они могут касаться организации работ по проведению сертификации различных видов продукции, контроля и надзора за соблюдением требований стандартов и за сертифицированной продукцией, правил применения знака соответствия и др. Правила и рекомендации разрабатываются институтами и организациями Национального органа РФ по стандартизации (ФАТР).

Читать дальше:  Как подать заявление на аренду земельного участка

Методы стандартизации

Метод стандартизации — это прием или совокупность приемов, с помощью которых достигаются цели стандартизации.

В деятельности по стандартизации используются следующие научно-практические методы:

1) классификация, кодирование, каталогизация;

Классификация – разделение множества объектов на подмножество по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Систематизированный перечень классифицированных объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определённое условное обозначение, называется классификатором.

Действующие классификаторы подразделяются на категории: общероссийские, межотраслевые, отраслевые и классификаторы предприятий.

Кодирование – образование и присвоение кода классифицированной группировке и(или) объекту классификации.

Каталогизация – одна из форм информационных технологий. В основу каталогизации положены работы по классификации и кодированию. Каталогизация продукции – это процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с её описанием.

Систематизация – расположение объектов стандартизации в определённом порядке и последовательности. При этом образуется чёткая и удобная для пользования система. Непременно учитывается взаимная связь объектов систематизации. Наиболее простой формой систематизации является алфавитная система расположения объектов. Такую систему используют, например, в справочниках, библиографиях. Применяют также порядковую нумерацию систематизируемых объектов или расположение их в хронологической последовательности.

Селекция – деятельность, заключающаяся в отборе из предварительно классифицированных и ранжированных объектов стандартизации таких конкретных объектов, которые на основании специального анализа их перспективности и сопоставления с будущими потребностями признаются целесообразными для дальнейшего производства и(или) применения в общественном производстве.

В некоторых странах результаты деятельности по селекции объектов стандартизации (продукции) оформляют в форме специальных стандартов вида "стандарт селекции". Только на основании этих стандартов в дальнейшем разрешается осуществлять заказы на производство, а также поставку селекционированной (отобранной) продукции как внутри страны, так и в виде заказов на поставки этой продукции по импорту. Национальные стандарты селекции широко используются развивающимися странами для проведения единой технической политики в области импорта продукции.

Одновременно с деятельностью по селекции объектов стандартизации осуществляются работы по симплификации, т.е.процессы селекции и симплификации осуществляются параллельно.

Симплификация – деятельность, заключающаяся в определении из числа предварительно систематизированных объектов стандартизации таких конкретных объектов, которые на основании специального анализа их перспективности и сопоставления с будущими потребностями признаются нецелесообразными для дальнейшего производства и (или) применения в общественном производстве. Симплифицированные объекты стандартизации (продукции) исключаются из дальнейшего рассмотрения как морально устаревшие или по другим критериям принятия решений не включаются в специальные стандарты вида "стандарт селекции". Таким образом, в дальнейшем исключается возможность осуществлять заказы на производство и поставки симплифицированной (запрещённой к применению) продукции как внутри страны, так и в виде заказов на поставки этой продукции по импорту.

Характерным для деятельности по селекции и симплификации объектов стандартизации является то обстоятельство, что при проведении этих работ обычно не применяют какие-либо строгие экономико-математические методы и модели, а селекционированные (отобранные) конкретные объекты стандартизации (продукцию) при этом не подвергают каким-либо техническим преобразованиям (доработке, изменениям и др.).

Типизация – деятельность, заключающаяся в нахождении оптимальных по выбранному критерию эффективности параметрических (в том числе типоразмерных) рядов предварительно селекционированной совокупности однородных объектов стандартизации по главным параметрам, направлен на достижение высокой степени их совпадения с главными параметрами потребностей, которые будут удовлетворяться с применением данных объектов. Типизацию однородных объектов стандартизации (продукция, технологические правила и др.) иногда трактуют излишне расширительно, включая в неё оптимизацию не только главных параметров, характеризующих целевое (функциональное) назначение этих объектов, но также и оптимизацию всех их других показателей качества и экономичности. Видимо, такие комплексные работы с однородными объектами стандартизации правильнее характеризовать не термином "типизация", а термином "оптимизация объектов стандартизации".

Типизация – метод стандартизации, заключающийся в разработке и установлении типовых конструктивных, технологических и организационных решений, согласно которым они могут быть приняты за образец по ряду характерных признаков.

Оптимизация объектов стандартизации – деятельность, заключающаяся в нахождении оптимальных главных параметров, а также значений всех других показателей качества и экономичности предварительно селекционированной совокупности однородных объектов стандартизации, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения и максимально возможной эффективности по выбранному критерию в определённой области.

Необходимыми условиями корректной оптимизации главных параметров, характеризующих целевое (функциональное) назначение определённой совокупности однородных объектов стандартизации (продукция, типовые технологические правила), а также значений всех других показателей их качества и экономичности являются предварительные классификация и ранжирование объектов стандартизации и предварительные селекция и симплификация объектов стандартизации.

Оптимизацию объектов стандартизации обычно осуществляют путём составления и проведения многовариантных расчётов по специальной целевой функции оптимизации при определённой системе ограничений, а также в сочетании с прогнозами определённых областей науки и техники. В результате оптимизации объектов стандартизации находят (определяют) главные параметры, а также значения всех других (иногда только наиболее важных) показателей качества и экономичности на перспективу, которые подлежат далее включению непосредственно в стандарты и техническую документацию (конструкторскую, технологическую и проектную).

Унификация (uni – один, unio – единство) – это выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов иуслуг, значений их параметров и размеров. Различают

3) заводскую унификацию и

4) унификацию продукции.

Агрегатирование – метод стандартизации, применяемый для создания объектов производства с последующей эксплуатацией. Сущность его состоит в том, что машина, оборудование или технологическая оснастка компонуется из унифицированных агрегатов (сборочных единиц) с целью изготовления изделий иного назначения. Обобщение частныхконструктивных решений положено в основу метода агрегатирования, при котором путём пространственного сочетания стандартных агрегатов расширяется область применяемого оборудования и замены его рабочих органов.

Читать дальше:  Если валидатор не работает можно ехать бесплатно

Агрегатирование – это метод, заключающийся в создании изделий путём их компоновки (сборки) из ограниченного количества стандартных унифицированных деталей и агрегатов (сборочных единиц), обладающих геометрической или функциональной взаимосвязанностью.

2. Национальная система стандартизации РФ (НСС РФ). Цели национальной стандартизации. Объекты и принципы стандартизации. Этапы/механизм стандартизации. Особенности Российской системы стандартизации. Техническое регулирование. Закон РФ "О техническом регулировании". Категории и виды стандартов. Нормативные документы по стандартизации, действующие на территории РФ. Принципы, регламентирующие разработку стандартов и технических регламентов РФ. Порядок разработки, утверждения и введения стандартов и технических регламентов. Построение, содержание и изложение стандартов и технических регламентов. Регистрация, издание и распространение стандартов и технических регламентов.

Национальная система стандартизации (НСС)— один из ключевых элементов государственной политики. От ее эффективности в значительной степени зависит успешность действий федеральных органов исполнительной власти в важнейших направлениях, определяющих развитие государства.

Организационно-функциональную структуру НСС составляют:

1) национальный орган по стандартизации-Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии,

2) ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти),

3) технические комитеты по стандартизации

4) и др. участники, деятельность которых связана с работами в области стандартизации.

Задачи НСС:

1) обеспечение необходимого качества и повышение конкурентоспособности российской продукции, работ, услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;

2) обеспечение экологической, научно-технической и технологической безопасности РФ;

3) поддержка процесса модернизации экономики и выхода на рынок инновационной продукции;

4) обеспечение единства измерений;

5) обеспечение взаимозаменяемости и унификации продукции.

В рамках системы технического регулирования целями стандартизации являются:

1) повышение уровня безопасности жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды;

2) обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг);

3) обеспечение единства измерений;

4) рациональное использование ресурсов;

5) техническая и информационная совместимость, взаимозаменяемость продукции;

6) сопоставимость результатов испытаний, технических и экономических данных;

7) содействие соблюдению технических регламентов;

8) создание систем классификации и кодирования информации,

9) каталогизации продукции, систем обеспечения качества, систем поиска и передачи данных.

Проблемы, препятствующие эффективному решению вышеперечисленных задач:

1) несовершенство современной правовой и нормативной базы НСС;

2) низкий уровень информационного обеспечения работ по стандартизации на национальном уровне;

3) недостаточный уровень кадрового обеспечения работ по стандартизации, в связи с нерациональным или недостаточным финансированием работ в данной области.

4) кадровая проблема.

Объект стандартизации – продукция, работа (процесс), услуга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Большинство объектов стандартизации представляет собой материальные предметы, но существует также множество более абстрактных предметов, таких как допуски и посадки, оценка уровня шумов, а также буквенные и графические изображения, например используемые в электротехнике или для обозначения микроструктуры поверхности.

Аспект стандартизации – направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, определяет видтребований, предъявляемых к нему. Так, аспектами стандартизации конкретной продукции или группы однородной продукции являются: термины и определения, классификация, требования к главным параметрам, требования к методам и средствам хранения и транспортировки, требования к методам, методикам и средствам контроля и т.д.

Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Областями стандартизации являются: химическая промышленность, машиностроение, транспорт, продовольствие, сельское хозяйство, лёгкая промышленность, наука, образование, медицина, экология и т.д. Например, химическая промышленность является областью стандартизации, а объектами стандартизации в химической промышленности могут быть технологические процессы, продукты, безопасность и экологичность оборудования и т.д.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Всего выделяют четыре основных уровня:

4) уровень предприятия (фирмы).

Международная стандартизация – это международная деятельность по стандартизации, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран мирового сообщества. Она осуществляется в рамках не только таких организации, какьИСО и МЭК, но и многих других (неправительственных и межправительственных), например:

1) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при ООН;

2) Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединённых наций (ФАО);

3) Международной организации гражданской авиации (ИКАО);

4) Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ);

5) Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) и др.

Региональная стандартизация – деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира, например страны-члены СНГ, ЕЭС и т.д. Региональными организациями по стандартизации являются такие, как

1) Европейский комитет по стандартизации (CEN),

2) Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (CENELEC),

3) Арабская организация по стандартизации и

4) метрологии (АСМО),

5) Панамериканский комитет стандартов (COPANT) и др.

Национальная стандартизация – стандартизация в одном конкретном государстве. В одних странах мира национальная стандартизация осуществляется государственными органами управления (например, в России, Украине, Белоруссии, Японии, Китае, КНДР, Республике Куба), в других – негосударственными организациями (в ФРГ, Великобритании, Финляндии). При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях:

1) на государственном,

2) отраслевом уровне,

3) в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств),

4) на уровне ассоциаций,

5) производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.

Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.

Уровень предприятия (фирмы) – стандартизация в рамках отдельного предприятия (или в некоторых случаях группы предприятий). Разработанные стандарты определяют политику предприятия в области закупок, производства, сбыта и других операций. Объекты, аспекты и уровни стандартизации образуют так называемую сферу стандартизации.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector