Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Налог на доходы иностранных юридических лиц 2018

Налог на доходы иностранных юридических лиц 2018

Налог на доходы иностранных организаций

Налог на прибыль иностранной организации в РФ

Особенности налогообложения иностранных организаций налогом на прибыль

Порядок налогообложения иностранных организаций налогом на прибыль достаточно подробно изложен в ст. ст. 306 — 309 НК РФ. Однако при проведении выездных налоговых проверок по данному вопросу нередко возникают проблемы, имеющие неоднозначные решения.

Одним из условий возникновения обязанности по уплате налога на прибыль у иностранной организации является регулярность осуществления предпринимательской деятельности на территории РФ.

В соответствии со ст. 11 НК РФ иностранными организациями признаются созданные на территории РФ иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций.

Процедура создания на территории России иностранных организаций, их филиалов и представительств, а также иных образований четко не определена.

Порядок создания и ликвидации филиала иностранного юридического лица установлен ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", в соответствии с которой филиал иностранной компании создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за ее пределами головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранной компании — головной организации. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранной компании осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ.

На основании Постановлений Правительства РФ от 06.06.1994 N 655 и от 05.09.1998 N 1034 функциями по аккредитации представительств иностранных компаний, а также ведению сводного государственного реестра аккредитованных на российской территории представительств иностранных компаний наделена Государственная регистрационная палата при Минюсте России. Филиал иностранной компании имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня его аккредитации и прекращает деятельность со дня ее лишения.

Наличие аккредитации не является единственным условием для законного осуществления иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ. Если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в России через отделение (филиал, представительство, другое обособленное подразделение) в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или в совокупности), то у нее возникает обязанность встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала .

Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденное Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124.

В случае если деятельность иностранной организации в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями об избежании двойного налогообложения образует постоянное представительство (зависимые агенты), постановка такой иностранной организации на учет в налоговом органе в соответствии с п. 2 вышеуказанного Положения производится на основании уведомления установленной формы. Если организация не имеет в РФ обособленного подразделения, а также не осуществляет деятельность через зависимого агента, основания для постановки ее на учет в налоговом органе отсутствуют.

В соответствии с положениями гл. 25 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ, являются плательщиками налога на прибыль организаций. Рассмотрим некоторые особенности обложения налогом на прибыль иностранных организаций, в частности ситуации и факты, при которых деятельность иностранной организации приводит к образованию постоянного представительства.

Образование постоянного представительства

Согласно положениям ст. ст. 246, 306 и 307 НК РФ доход иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг на территории РФ может облагаться налогом на прибыль организаций только в том случае, если ее деятельность подпадает под определение "постоянное представительство".

Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации в РФ определяется исходя из положений российского законодательства о налогах и сборах, а в случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у РФ существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, — в соответствии с нормами соответствующего международного договора.

Под постоянным представительством иностранной организации в РФ в целях гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которые она регулярно осуществляет на территории РФ предпринимательскую деятельность следующего характера:

  • пользование недрами и (или) использование других природных ресурсов;
  • проведение предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажа товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществление иных работ, оказанием услуг, ведение иной деятельности, за исключением предусмотренной п.

Налогообложения ооо с иностранным учредителем в 2018 году

Понятие "постоянное представительство" рассматривается не в организационно-правовом смысле, а в значении, квалифицирующем деятельность иностранной организации, с которой связывается возникновение обязанности организации уплачивать налог на прибыль в РФ.

Одним из критериев квалификации осуществляемой через постоянное представительство иностранной организации в РФ деятельности является ее регулярность. Так, п. 3 ст. 306 НК РФ установлено, что постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом в случаях, когда иностранная организация осуществляет в России деятельность, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, или осуществляет деятельность на строительной площадке, Кодекс прямо устанавливает, с какого момента постоянное представительство считается образованным.

Для всех иных случаев постоянное представительство считается образованным с начала регулярного осуществления деятельности иностранной организации. Регулярной, в частности, является деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на учет в налоговых органах.

Анализ норм налогового законодательства позволяет выделить ряд признаков, наличие совокупности которых влечет признание деятельности иностранной организации в РФ, осуществляемой через постоянное представительство:

  • осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ;
  • создание обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в РФ;
  • осуществление деятельности на регулярной основе.

Например, турецкая компания, филиал которой был аккредитован на территории РФ, в октябре 2003 г. была поставлена на налоговый учет по месту планируемого осуществления деятельности. В марте 2004 г. филиал данной компании выполнил для российской организации работы по проектированию строительства жилого многоэтажного дома. Выполненные работы были сданы по акту приема-передачи и оплачены заказчиком в апреле 2004 г. Филиал иностранной компании в установленный срок предъявил в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль, в которой была отражена сумма подлежащего уплате налога. Однако деятельность филиала на этом приостановилась. Других контрактов филиалу заключить не удалось, в связи с чем им была подана уточняющая декларация с исключением суммы налога, подлежащей уплате.

В январе 2006 г. при проведении выездной налоговой проверки филиала у налоговой инспекции возник вопрос о правомерности неначисления налога на прибыль. Филиал представил объяснения, в которых указал, что работа, выполненная им в 2004 г., была разовой. Иной деятельности филиал не осуществлял, в связи с чем его деятельность не может быть расценена как регулярная и, соответственно, образующая постоянное представительство. Налоговый орган принял позицию филиала, по завершении проверки налог на прибыль доначислен не был.

Деятельность через зависимого агента

Наличие постоянного представительства иностранной организации в РФ может быть признано не только в связи с осуществлением деятельности самой иностранной организацией, но и в связи с деятельностью иного лица (юридического или физического), которое может являться зависимым агентом. В п. 9 ст. 306 НК РФ указан один из частных случаев образования постоянного представительства в результате деятельности зависимого агента.

Читать дальше:  До какой недели беременности можно сделать аборт

Деятельность лица, представляющего интересы иностранной организации в России, относится к деятельности постоянного представительства организации при наличии в совокупности следующих признаков:

  1. Деятельность через иное конкретное лицо иностранной организации должна отвечать признакам постоянного представительства: осуществляться регулярно, иметь предпринимательский характер при наличии места ее осуществления.
  2. Лицо, которое представляет интересы иностранной организации в России, должно действовать от имени этой иностранной организации, иметь и регулярно использовать полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий. Кроме того, такая деятельность в интересах иностранной организации не должна являться его основной (обычной) деятельностью.

Отсутствие постоянного представительства

В ст. 306 НК РФ указан ряд обстоятельств, при наличии которых постоянное представительство не может считаться образованным.

Так, факты осуществления иностранной организацией предусмотренных п. п. 4 — 8 ст. 306 НК РФ видов деятельности сами по себе, при отсутствии признаков постоянного представительства, установленных НК РФ, не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства иностранной организации в РФ.

К числу таких фактов можно отнести:

  1. Факты осуществления иностранной организацией деятельности подготовительного и вспомогательного характера, к которой, в частности, относится:
  • использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;
  • содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;
  • содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
  1. Факты владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, иным имуществом на территории РФ.
  2. Факты заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, осуществляемую полностью или частично на территории РФ.
  3. Факты предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории РФ в другой организации, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.
  4. Факты осуществления иностранной организацией операций по ввозу в РФ или вывозу из нее товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов.

В случаях, когда указанные обстоятельства начинают приобретать признаки постоянного представительства, они, согласно положениям ст.

306 НК РФ, могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства иностранной организации в РФ.

Деятельность на строительной площадке

Одним из случаев образования постоянного представительства иностранной организации на территории РФ является осуществление ею деятельности на строительной площадке. Определение "строительная площадка" дано в ст. 308 НК РФ. Под строительной площадкой иностранной организации на территории РФ понимается:

  1. Место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов).
  2. Место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

Данные положения ст. 308 НК РФ имеют практическое значение в основном для целей применения соответствующих норм соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных между РФ и иностранными государствами.

В указанных соглашениях устанавливаются конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства. Соответственно, превышение данных сроков приведет к образованию такого представительства.

Так, в целях Соглашения от 15.12.1997 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы", заключенного между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики, строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев. Строительная площадка существует со дня начала подрядчиком своих работ, включая любые подготовительные работы на строительной площадке. При подсчете 18-месячного периода дата сдачи такой площадки или объекта считается датой окончания работ на строительной площадке или объекте. Период между датой сдачи строительного объекта и датой его принятия заказчиком не будет приниматься во внимание при подсчете 18-месячного периода.

Допустим, фактический срок существования строительной площадки превысил установленный в международном договоре 18-месячный срок, в течение которого ее существование не приводит к образованию постоянного представительства. Тогда расчет налоговых обязательств по налогу на прибыль производится по первому отчетному периоду, наступающему после такого превышения. При этом нужно исходить из общего объема работ, выполненных с начала существования строительной площадки.

Началом существования строительной площадки в налоговых целях считается более ранняя из следующих дат:

  • дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ);
  • дата фактического начала работ.

Окончанием существования стройплощадки является дата подписания заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. Окончанием работ субподрядчика считается дата подписания акта сдачи-приемки работ генеральному подрядчику. В случае если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование (работы субподрядчика считаются законченными) на дату фактического окончания подготовительных, строительных или монтажных работ, входящих в объем работ соответствующего лица на данной стройплощадке.

Строительная площадка не прекращает существования, если работы на ней временно приостановлены, кроме случаев консервации строительного объекта на срок более 90 календарных дней по решению федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, принятому в пределах их компетенции, или в результате действия обстоятельств непреодолимой силы.

Продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания акта приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами к совокупному сроку существования строительной площадки только в случае, если:

  • территория (акватория) возобновленных работ является территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную примыкает к ней;
  • продолжающиеся или возобновленные работы на объекте поручены лицу, ранее выполнявшему работы на этой строительной площадке, или новый и прежний подрядчики являются взаимозависимыми лицами.

В случае если иностранная организация, являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), период времени, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком.

При заключении договоров подряда на выполнение работ, подпадающих под понятие "строительная площадка иностранной организации", следует внимательно подходить к согласованию существенных условий договора, в частности срока выполнения работ, порядка их приема от заказчика строительной площадки, а также сдачи результатов выполненных работ. Зачастую от грамотности и точности составленного договора зависит, будет деятельность иностранной организации на строительной площадке образовывать постоянное представительство или нет.

Наталья Зеленевская

Ассоциацией налогоплательщиков и МНС при участии члена ассоциации ООО «ЮрСпектр» проведен круглый стол об обложении налогом на доходы иностранных организаций, определении подлинного владельца доходов. На вопросы отвечает Наталья Николаевна Зеленевская.

Зачем и для каких видов доходов, облагаемых налогом на доходы, необходимо определять подлинного владельца дохода?

Признание получателя доходов их подлинным владельцем необходимо для применения преференций, предусмотренных международными договорами об избежании двойного налогообложения (как правило, в отношении таких видов доходов, как дивиденды, проценты, роялти), а также в случаях, когда условием (одним из условий) применения льготы по налогу на доходы, установленной законодательством Республики Беларусь, является получение дохода из источника в Республике Беларусь его фактическим владельцем .

Читать дальше:  Как узнать форму собственности земельного участка

Понятия «подлинный владелец», «фактический владелец», «действительный владелец», «истинный владелец», «лицо, имеющее фактическое право на доход» синонимичны.

Критерии определения статуса фактического владельца предусмотрены ст. 151 НК. В частности, в ней определены :

условия, при выполнении которых получатель дохода признается его фактическим владельцем;

документы, которые могут подтверждать статус иностранной организации как фактического владельца дохода.

Можно ли прописать в договоре с нерезидентом, что он подтверждает свой статус фактического (подлинного) владельца доходов в целях обложения налогом на доходы?

Положения НК не ограничивают налогового агента и плательщика во включении такой информации в договор между ними.

Кроме того, если у налогового агента возникнут на основании имеющихся у него документов сомнения в том, является ли иностранная организация фактическим владельцем дохода, налоговый агент вправе запросить от иностранной организации — получателя такого дохода документы (информацию), подтверждающие ее статус фактического владельца такого дохода .

Как заполняется декларация по налогу на доходы, если на момент ее подачи налоговый агент представил в налоговый орган подтверждение резидентства иностранной организации, но не получил ответ на запрос, является ли эта организация фактическим владельцем дохода?

В этом случае в разделе I декларации следует заполнить таблицу «Сведения о документах (информации), подтверждающих (не подтверждающих) статус иностранной организации в качестве фактического владельца дохода» . В этой таблице предусмотрено в том числе указать вид дохода иностранной организации, в отношении которого сделан запрос.

В отношении дохода в виде дивидендов следует также учитывать, что:

— льгота не применяется, если не позднее чем за 90 дней до дня подачи декларации был сделан запрос и на него еще не получен ответ. При этом заполняются строки 1, 4.1, 4.2 раздела II «Другие сведения» декларации (в них проставляются отметки «Х»). Вместе с такой декларацией в налоговый орган представляются документы (информация), подтверждающие обоснованное сомнение налогового агента, и копия его запроса ;

— льгота применяется, если запрос был направлен позднее вышеуказанного срока и ответ еще не получен. В этом случае в разделе II декларации заполняются строки 2, 4.1 и 4.2, а также представляются документы (информация), вызвавшие сомнение налогового агента, и копия запроса ;

льгота не применяется, если от иностранной организации получен ответ, что она не является фактическим владельцем дохода. Налоговый агент заполняет строки 3 и 4.3 указанного раздела и представляет вместе с декларацией полученные от иностранной организации документы, на основании которых был сделан вывод об отсутствии у иностранной организации права на льготу по доходу фактического владельца .

Организация — резидент Парка высоких технологий (ПВТ) ежемесячно начисляет проценты по договору валютного займа с иностранной организацией. Налог на доходы с данного вида дохода организация исчисляет на дату начисления процентов в бухучете. С 28 марта 2018 г. в связи с вступлением в силу Декрета N 8 изменилась ставка налога. Какую следует применить ставку по процентам за март 2018 г.?

Применяется ставка, действующая на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы, определяемую в соответствии с правилами статьи 148 НК.

В отличие от иных организаций, для которых по доходам от долговых обязательств установлена ставка налога 10% , резиденты ПВТ применяют специальную ставку, установленную для них Декретом N 12. До 28 марта 2018 г. она была определена на уровне 5%, с указанной даты ставка составляет 0% .

Соответственно вышеуказанная ставка налога на доходы в размере 0% применяется к тем суммам процентов, дата начисления которых согласно правилам статьи 148 НК – с 28.03.2018.

Отметим, по доходам иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам налоговый агент (если он не является налоговым агентом, использующим предоставленное ему законодательными актами право не вести бухгалтерский учет) вправе выбрать (на весь год), какую дату считать днем начисления такого дохода (гр. 4 раздела I декларации) для целей исчисления налога на доходы: 1) дату отражения дохода в бухучете или 2) дату фактической выплаты дохода (при этом варианте в декларации надо будет поставить соответствующую отметку) . В рассматриваемом случае организация выбрала первый вариант, соответственно у неё дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы совпадает с датой начисления такого дохода иностранной организации в бухучете.

Если организация (налоговый агент — резидент ПВТ) отражает начисление процентов за весь март одной суммой 31 марта 2018 г., то ко всему этому доходу применяется действующая на указанную дату ставка налога 0%.

Организация на 2018 год в начале года приняла решение о том, что в качестве дня начисления дохода (платежа) иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам для целей исчисления налога на доходы используется дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты такого дохода. Эта организация исчислила и удержала налог на доходы с процентов по договору займа при их уплате иностранной организации. Однако не проставила отметку (знак «X» в строке «В соответствии с частью второй подпункта 2-1.2 пункта 2-1 статьи 148 Налогового кодекса Республики Беларусь») на титульном листе декларации за месяц, в котором выплачен такой доход. Надо ли подать уточненную декларацию?

Рассматриваемый вид дохода отличается от остальных облагаемых доходов тем, что налоговый агент имеет право выбора дня начисления дохода для целей обложения налогом на доходы. Сделанный выбор должен применяться в течение всего календарного года (его нельзя будет изменить) и касаться данного вида дохода со всеми иностранными организациями по всем с ними договорам, по которым возникают долговые обязательства по кредитам и займам.

При этом налоговый агент обязан проставить отметку на титульном листе декларации, если днем начисления дохода (платежа) иностранной организации от долговых обязательств по кредитам, займам избрал дату отражения в бухгалтерском учете факта выплаты дохода .

Если принято решение исчислять налог на день начисления дохода в бухучете, то отметка в декларации не проставляется .

В рассматриваемом случае организация должна была проставить знак «X» в соответствующей ячейке декларации, представляемой за месяц, на который приходится дата уплаты процентов иностранной организации по договору займа. Если она этого не сделала (то есть указала в декларации неполные сведения), ей следует подать уточненную декларацию за этот месяц .

Надо ли представлять в налоговый орган подтверждение о налоговом резидентстве иностранной организации, чтобы применить освобождение и пониженные ставки, установленные национальным законодательством?

Подтверждение резидентства требуется в случаях применения преференций, предусмотренных международными соглашениями .

Подтверждать резидентство иностранного контрагента для применения предусмотренных национальным законодательством освобождения и пониженных ставок налога на доходы, когда положения об их применении не содержат условия о подтверждении налогового резидентства, не нужно (например, для резидентов ПВТ, индустриального парка «Великий камень») . Такие ставки отражаются в разделе I декларации в графе 10, освобождаемый доход – в графе 7. Льготы, предусмотренные в п. 4 и 5 ст. 146 НК, в 2018 году не изменились.

Какие документы иностранная организация может представить для подтверждения её налогового резидентства для получения льгот по международному договору об избежании двойного налогообложения? Как налоговый агент может удостовериться, что представленный документ выдан компетентным органом?

Необходимость представления иностранной организацией, претендующей на получение преференций по международному соглашению, подтверждения ее постоянного местонахождения в иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, установлена в п. 1 ст. 151 НК. Причем это подтверждение должно быть заверено компетентным органом иностранного государства. Для получения льготы такое подтверждение надо подать в белорусский налоговый орган (это может сделать нерезидент самостоятельно или через налогового агента).

Документы, которые могут быть подтверждением налогового резидентства, поименованы в п. 2 Инструкции о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утв. постановлением МНС от 24.12.2014 N 42 (далее – Инструкция о представлении подтверждения).

Читать дальше:  Льготы инвалидам по оплате капитального ремонта

С образцами форм таких документов, выдаваемых в разных странах, а также со сводной информацией о компетентных органах и лицах иностранных государств, уполномоченных подписывать эти документы для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения, налоговые агенты могут ознакомиться на официальном сайте МНС.

Что должна содержать справка, подтверждающая резидентство иностранной организации, чтобы получить льготу по налогу на доходы по международному соглашению?

При получении подтверждения резидентства иностранной организации следует обращать внимание на три основных реквизита, которые должны присутствовать в документе:

— дата выдачи (или на какой период действительна);

— полное наименование иностранной организации и ее юридический адрес (в отдельных случаях адрес может быть не указан компетентным органом в справке, например в справках, подтверждающих налоговое резидентство Кипра);

— подтверждение того, что иностранная организация являлась (является) лицом с постоянным местонахождением в государстве (с указанием государства) для целей применения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения (с указанием названия международного договора) в соответствующем периоде.

Следует отметить, некоторые страны в формы справок о налоговом резидентстве могут не включать наименование международного договора, например Китай, Индия, Ирландия, Испания, Республика Корея. Формы их справок налоговый агент может сверить с образцами форм, приведенными на сайте МНС.

Если справка (сертификат) о налоговом резидентстве выдана иностранной организации компетентным органом иностранного государства в электронном виде, в каком виде его можно представить в белорусский налоговый орган для целей получения преференций по международным договорам об избежании двойного налогообложения?

Если компетентный орган иностранного государства выдает подтверждение постоянного местонахождения в электронном виде, то в налоговый орган представляется графический образ такого сертификата. Вместе с графическим образом подается и его копия, заверенная подписью должностного лица налогового агента или иностранной организации (печать ставить не обязательно) .

Определено три случая, когда налоговый агент может представить распечатку (т.е. графический образ) электронного подтверждения :

  • подтверждение выдано компетентным органом в виде документа в электронном виде с ЭЦП или направлено иностранной организации таким органом в электронном виде в ином порядке, установленном в этом иностранном государстве. Примером могут служить документы, выдаваемые в Италии, Великобритании;
  • подтверждение содержит код проверки его подлинности и размещено на сайте компетентного органа иностранного государства. Такие подтверждения выдает, к примеру, Грузия, Россия, Испания, Чехия.

Обращаем внимание, российские компетентные органы с марта 2018 г. выдают справки по новой форме. Ввести проверочный код и открыть в формате PDF документ, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, можно при помощи Интернет-сервиса по адресу;

  • подтверждение содержит заверение компетентного органа иностранного государства и размещено на сайте иностранной организации в сети Интернет. Такие подтверждения имеют некоторые крупные иностранные компании.

В сопроводительном письме налогового агента в ИМНС целесообразно указывать, откуда взят представленный им графический образ.

Доходы какого периода можно прольготировать по налогу на доходы в соответствии с международным соглашением, если в справке компетентного органа иностранного государства не указан год (период), на который она распространяется?

В этом случае преференции применяются к доходам календарного года, в котором была выдана такая справка .

Если подтверждение, выданное без указания периода его действия, заверено компетентным органом иностранного государства в четвертом квартале текущего года, его можно применять и в следующем календарном году при условии, что в налоговом органе имеется подтверждение резидентства на текущий календарный год . Например, справка, выданная иностранным органом в декабре 2017 г. и не содержащая период ее действия, может применяться в 2018 году, если в белорусском налоговом органе имеется справка на 2017 год.

Подтверждение может применяться в течение последующих двух календарных лет при начислении (выплате) дохода в пользу иностранной организации, если в указанный период такая организация не изменила своего местонахождения в иностранном государстве, которое указано в договоре, заключенном с налоговым агентом, предусматривающем выплату дохода, в отношении которого налоговым агентом в первый календарный год в установленном порядке были применены положения международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения. Для подтверждения обоснованности применения в последующие два календарных года подтверждения налоговый орган вправе запросить у налогового агента договор (его копию), а также документы (их копии), подтверждающие выплату дохода иностранной организации по реквизитам, указанным в договоре .

Подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 189«Объект налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство»НК уточнено определение термина «роялти», разъясняющее, что под доходом от предоставления в аренду, лизинг имущества понимается в том числе доход от предоставления в аренду, лизинг любого вида оборудования, транспортных средств.

Частью второй подпункта 1.11.3 пункта 1 статьи 189 НК уточнено понятие дохода от отчуждения ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) путем исключения из него доходов от отчуждения таких ценных бумаг по сделкам, совершаемым на фондовых биржах, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не входящих в перечень оффшорных зон, утвержденный Президентом Республики Беларусь.

Для определения налоговой базы налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы), от находящегося на территории Республики Беларусь недвижимого имущества иностранной организации, переданного в доверительное управление, за налоговые периоды по налогу на доходы, начиная с 1 января 2019 г., подпунктом 1.1.6 пункта 1 статьи 190«Налоговая база налога на доходы» НК исключается НДС, исчисленный доверительным управляющим в связи с доверительным управлением данным имуществом.

Налоговым агентам предоставлено право выбора даты возникновения обязательств по уплате налога на доходы от долговых обязательств по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта) (облигациям) — по дате их начисления либо по дате их выплаты (п. 3 ст. 191«Определение даты возникновения обязательств по уплате налога на доходы» НК).

Предусмотрена ставка налога на доходы в размере ноль (0) процентов по некоторым доходам от долговых обязательств, а также по доходам от отчуждения и погашения определенных видов облигаций (подп. 1.1 п. 1 ст. 192 «Ставки налога на доходы» НК).

В качестве налогового периода налога на доходы установлен календарный квартал (п. 1 ст. 193 «Налоговый период налога на доходы. Порядок исчисления, сроки представления налоговых деклараций (расчетов) и уплаты налога на доходы» НК), а для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — календарный квартал либо календарный год (п. 6 ст. 193 НК).

Для ситуаций, когда в связи с переменой лиц в обязательстве право на проценты по кредитному договору, договору займа переходит к другой организации, пунктом 8 статьи 193 НК предусмотрена неизменность обязательств по налогу на доходы иностранной организации — первоначального кредитора.

Для применения преференций международных договоров об избежании двойного налогообложения частью тринадцатой пункта 1 статьи 194 «Специальные положения. Устранение двойного налогообложения» НК предусмотрена возможность использования сведений международного электронного каталога «Bankers World Online» (SWIFTRef).

Частями четырнадцатой–семнадцатой пункта 1 статьи 194 НК установлены условия применения международных договоров при исчислении налога на доходы, извлекаемые иностранными партнерствами.

Пунктом 4 статьи 194 НК предусмотрено распространение алгоритма действий налогового агента не только на дивиденды, но и на другие виды доходов иностранных организаций (доходы иностранных организаций от долговых обязательств, доходы в виде роялти) при уточнении статуса фактического владельца дохода для целей применения налоговых преференций по налогу на доходы.

Опубликовано в журнале «Налоги Беларуси» №3 за 2019 год.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector