Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Нарушение финансовой дисциплины ответственность

Нарушение финансовой дисциплины ответственность

В настоящее время проблемы финансового оздоровления России волнуют и все общество в целом, и каждого человека в отдельности.

Ведь благополучие в финансовой сфере государства означает стабильность финансового положения каждого гражданина. Коренные изменения в экономике, связанные с переходом к рынку, вызвали как позитивные, так и негативные изменения в обществе. В частности, наблюдается устойчивый рост преступности, в том числе и экономической направленности. Наряду с традиционными видами экономической преступности (хищения, нарушения в сфере торговли и т.д.) наметилась тенденция роста новых ее видов, и прежде всего связанных с функционированием кредитно-денежной системы. В пример можно привести многомиллионные хищения с помощью фальшивых авизо, компьютерных систем банков, злоупотребления при взаиморасчетах, конвертации валюты, уклонение от уплаты налогов и ряд других злоупотреблений.

Отличается и активизация новой категории преступности, так называемой «беловоротничковой», которую характеризует высокий интеллектуальный потенциал, хорошая подготовка в области экономики, финансов, юриспруденции, требуют совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов. Каждый из них должен не только обладать специальными приемами и методами выявления и раскрытия экономических преступлений, но и иметь квалификацию юриста.

За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административная (частично), гражданская и материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением).

Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими правовыми актами.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП).

К административной ответственности граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу (например, права охоты);
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства;
  • дисквалификация.

Административную ответственность за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут на общих основаниях.

За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполнения которых входит

9. Виды ответственности за нарушение финансового законодательства 87 в их служебные обязанности, административной ответственности подлежат только должностные лица.

Налоговая ответственность — вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ. Иными словами, это противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

К налоговым правонарушениям в соответствии с Налоговым кодексом РФ относятся:

  1. нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);
  2. уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);
  3. нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);
  4. нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов (ст. 119);
  5. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120);
  6. неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122);
  7. невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123);
  8. несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);
  9. непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126);
  10. неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении, а также отказ от дачи показаний и дача заведомо ложных показаний (ст. 128);
  11. отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129).

Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная

Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ч. 4 ст. 108 Налогового кодекса РФ). Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от форм собственности, организационноправовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).

Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданскоправовой ответственности включает два вида: возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).

В гражданско-правовой ответственности противоправным является деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу гражданского законодательства и нарушающее права и охраняемые законом интересы третьего лица.

Особой мерой гражданско-правовой ответственности является ответственность за неисполнение денежного обязательства, предусмотренная ст. 395 ГК РФ. Данная ответственность состоит в обязанности должника, нарушившего денежное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от нарушения до даты его фактического исполнения. Проценты являются мерой гражданскоправовой ответственности, а взыскание процентов носит зачетный характер, т.е. убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.

Одним из видов гражданско-правовой ответственности является субсидиарная ответственность, предполагающая дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ субсидиарную ответственность несут, например:

  • члены полного товарищества по обязательствам товарищества;
  • члены потребительского кооператива по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива;
  • собственник имущества, закрепленного за учреждением, по обязательствам учреждения при недостаточности указанного имущества.
Читать дальше:  Дата приказа об увольнении раньше даты увольнения

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Материальная ответственность — это обязанность работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответственности регулируются Трудовым кодексом РФ и рядом других нормативных актов.

Трудовое законодательство предусматривает ограниченную и полную материальную ответственность (ст. 241 и 242 ТК РФ).

Материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком, если иное не предусмотрено действующим законодательством (ст. 241 ТК РФ). Это есть ограниченная форма ответственности. При определении ущерба учитывается только прямой действительный ущерб, неполученные доходы (упущенная выгода) не учитываются.

Полная материальная ответственность наступает в следующих случаях:

  1. когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
  2. недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  3. умышленное причинение ущерба;
  4. причинение ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  5. причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  6. причинение ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
  7. разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
  8. причинение ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится при совместном выполнении работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере.

В экологической сфере, например, материальную ответственность несут должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей.

В п. 24 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» от 22 декабря 1992 г. № 16 (в ред. от 25 октября 1996 г.) указано, что дисциплинарная ответственность может наступить за следующие нарушения:

  • отсутствие работника без уважительной причины на работе в пределах трех часов в течение рабочего дня, а также нахождение без уважительной причины не на своем рабочем месте, хотя и в помещении другого или того же самого цеха, отдела и т.п., в том числе и более трех часов в течение рабочего дня;
  • отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда, так как в силу трудового договора лицо обязано выполнять обусловленную работу с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка;
  • отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе.

Кроме того, если в соответствии с законодательством с работником должен быть заключен договор о полной материальной ответственности и если выполняемые им обязанности составляют основную трудовую функцию, и это было оговорено при приеме на работу, то отказ работника заключить договор о полной материальной ответственности рассматривается как неисполнение трудовых функций со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:

  • общая, предусмотренная Трудовым кодексом РФ;
  • специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственности жестко урегулированы ст. 192 ТК РФ и расширительному толкованию не подлежат. К этим мерам относятся:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами, положениями о дисциплине, кроме того, могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания для других категорий работников.

Так, на государственных служащих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ). По специальным положениям несут дисциплинарную ответственность судьи, прокуроры, следователи.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Причем за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применявшим его органом или должностным лицом по собственной инициативе или по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

Разработаны меры по укреплению бюджетной дисциплины и усилению контроля за своевременным поступлением, целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Соответствующие законопроекты 1 внесены в Госдуму группой депутатов.

Так, размер штрафа за невыполнение должностным лицом в установленный срок законного предписания государственного или муниципального органа финансового контроля (в том числе Счетной палаты РФ) предлагается установить в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Тогда как сегодня размер административного штрафа за указанное деяние колеблется от 20 тыс. до 50 тыс. руб. При этом альтернативное штрафу наказание в виде дисквалификации парламентарии ужесточать не планируют, – его срок по-прежнему будет составлять от года до двух лет (ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ).

Законопроектом предусмотрено также повышение минимального штрафа для должностных лиц с 20 тыс. до 100 тыс. руб., максимального – с 50 тыс. до 200 тыс. руб. в отношении следующих административных правонарушений:

  • нецелевое использование бюджетных средств;
  • невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита;
  • нарушение запрета на размещение бюджетных средств (ст. 15.14, ч. 1-2 ст. 15.15, абз. 2 ст. 15.15.12 КоАП РФ).

Вправе ли должностные лица полиции составлять протоколы об административных правонарушениях в бюджетной сфере? Узнайте из "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Необходимость внесения соответствующих изменений народные избранники объясняют неэффективностью действующей системы штрафов. В доказательство своих слов они приводят статистику выявленных Счетной палатой РФ нарушений финансовой дисциплины. К примеру, в 2015 году органы финансового контроля выявили нарушения при использовании бюджетных средств почти на 400 млрд руб. А к декабрю прошлого года инспекторы Счетной палаты РФ возбудили 296 административных дел по данным правонарушениям с начала года.

Читать дальше:  Должность диспетчера автотранспортного предприятия

Улыбнись жизни, и жизнь улыбнется тебе!

номер 35, от 27 августа 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

3 сентября мы дарим нашим читателям литературный спецвыпуск "Учительской газеты". Отрывок из книги Александра Архангельского, эссе Дмитрия Воденникова, рассказ Алисы Ганиевой, отрывки из повести Кристины Гептинг и рассказа Кристен Рупеньян, рассказ Фарида Нагима, эссе Сергея Рязанского и Романа Сенчина, рассказ Булата Ханова и др. Все эти тексты объединяет то, что они – попытка вспомнить и переосмыслить опыт и поступки тех, кого мы можем назвать своими Учителями. Это те, кто учил, как надо и должно, те, у кого получались лишь уроки "от противного", те, кто оставил неизгладимый след в нашей душе. С новым учебным годом вас, дорогие читатели! Легкого старта и бесконечного творчества!

Наши приложения

«Образовательное право», №11 от 11 марта 2008 года

Ответственность за нарушение финансово-бюджетного законодательства

Финансовая политика государства представляет собой совокупность финансовых, бюджетных, налоговых и иных финансовых инструментов, закрепленных действующим законодательством и используемых в соответствии со стратегическими и тактическими целями социально-экономической политики государства. Учительская газета

Финансовые отношения образовательных учреждений регламентируются российским законодательством, определяющим права, обязанности и ответственность при формировании и использовании финансовых ресурсов.

Участники финансовых отношений в случаях нарушений законодательства несут ответственность: финансовую, материальную, дисциплинарную, административную,уголовную. Причем к ответственности привлекаются как юридические, так и физические лица.

Особенностью финансово-бюджетного законодательства является то, что за нарушение его требований к ответственности могут привлекаться не только образовательные учреждения, их руководители и другие должностные лица, но и в определенных ситуациях и учредители, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Вопросы финансовых отношений и ответственности за нарушения финансовой дисциплины нашли отражение во многих законодательных актах. Мы рассмотрим их применительно к деятельности образовательных учреждений на примерах положений Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уголовного кодекса РФ. Требования законодательства об ответственности за нарушения финансовой дисциплины весьма многообразны, поэтому изложим отдельные из них, наиболее актуальные для учреждений системы образования.

Поскольку государственные образовательные учреждения используют в своей деятельности прежде всего средства бюджета, они обязаны строго соблюдать требования Бюджетного кодекса РФ, в котором детализированы вопросы бюджетного финансирования, целевого и эффективного использования средств бюджета, определены меры ответственности в случаях нарушений финансовой дисциплины всеми участниками бюджетного процесса, как выделяющими бюджетные средства, так и получающими их.

Бюджетные учреждения (включая образовательные) осуществляют операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ст. 161 БК РФ).

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств (например, Рособразованием для федеральных государственных образовательных учреждений), в ведении которого находится бюджетное учреждение с общими требованиями, установленными Минфином России. Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения (ст. 221 БК РФ).

Важное значение для образовательных учреждений имеют положения статьи 161 БК РФ «Особенности правового положения бюджетных учреждений», в которой определено следующее:

заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств;

при нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом;

нарушение бюджетным учреждением требований данной статьи Бюджетного кодекса РФ при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания судом недействительными по иску соответствующего главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;

сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора;

бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам;

бюджетное учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.

Часть четвертая БК РФ называется «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации» (статьи 281-306). В статье 283 БК РФ определено, что основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются, в частности:

неисполнение закона (решения) о бюджете;

несвоевременное, неполное перечисление бюджетных средств их получателям (включая образовательные учреждения);

нецелевое использование бюджетных средств.

В ст. 282 БК РФ предусмотрено, что к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с БК РФ и федеральными законами.

Проводимые контрольные мероприятия в системе образования выявляют факты нецелевого использования финансовых средств. В БК РФ этому нарушению финансовой дисциплины придается особое внимание и предусмотрены жесткие меры к виновным организациям и их руководителям.

В статье 289 БК РФ определено, что нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой либо иным правовым основанием их получения, влечет наложения штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

Неперечисление бюджетных средств их получателям, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям влечет выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования и иные санкции (ст. 293 БК РФ).

В ст. 284 БК РФ определено, что:

руководители Федерального казначейства, его территориальных органов (в соответствии с их полномочиями) имеют право приостанавливать в предусмотренных бюджетным законодательством РФ случаях в порядке, установленном Правительством РФ, операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета и счетам, открытым получателям таких средств в кредитных организациях;

руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов при наличии оснований, определенных статьей 283 БК РФ: принимают решения о списании (взыскании) в бесспорном порядке сумм представленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями; выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств; привлекают к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Образовательные учреждения осуществляют бюджетную, а также предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, если она не идет в ущерб предусмотренной уставом деятельности.

Образовательные учреждения являются плательщиками в бюджет соответствующих налогов и сборов, например, таких как налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций. Это федеральные налоги. Есть еще региональные налоги — налог на имущество организаций, транспортный налог. Уплачиваются также местные налоги, в том числе земельный налог. Действуют также разного рода сборы, например, государственная пошлина за совершение юридически значимых действий.

Читать дальше:  Когда наступает уголовная ответственность за кражу

В настоящее время в образовательных учреждениях общая сумма платежей в бюджет налогов и сборов составляет значительный размер, и на их уплату направляется существенная часть бюджетных и внебюджетных средств.

Руководствуются в этой работе образовательные учреждения законодательством РФ и ее субъектов о налогах и сборах. Основополагающим здесь является Налоговый кодекс РФ.

Данный кодекс устанавливает систему налогов и сборов, их виды, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Для образовательных учреждений, кроме названных вопросов, следует учитывать предоставляемые им законодательством льготы по налогам, виды санкций при несоблюдении требований Налогового кодекса РФ и порядок производства по делам о нарушениях, о налогах и сборах.

Как пример льгот можно привести статью 251 НК РФ, в которой установлено, что по налогу на прибыль организаций при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности;

в виде целевых поступлений из бюджета бюджетополучателям на ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

В главе 16 НК РФ «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» (ст.116-129) перечислены эти нарушения и санкции по ним. Так, в ст. 116 определено наложение штрафа за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Штрафные санкции определены:

в ст. 119 — за непредставление налоговой декларации; в ст. 120 — в связи с грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; в ст. 122 — за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора); в ст. 126 — за непредоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ

(ст. 107). Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (ст. 108).

Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства (ст. 2 ГК РФ).

В статье 12 ГК РФ «Способы защиты гражданских прав» предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, например, путем: признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения. Для образовательных учреждений важное значение имеют: ст. 1225 ГК РФ — о правовой охране произведений науки, программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, топологии интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), товарных знаков и др.; ст. 1228 ГК РФ — об авторах результатов интеллектуальной деятельности; ст. 1232 ГК РФ — о государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации; ст. 1246 ГК РФ — о государственном регулировании отношений в сфере интеллектуальной собственности; ст. 1248 ГК РФ — о разрешении судам споров, связанных с защитой интеллектуальных прав; ст. 1249 ГК РФ — о патентных и иных пошлинах; ст. 1252 ГК РФ — о защите исключительного права; ст. 1253 — об ответственности юридических лиц за нарушение исключительных прав.

Основными задачами трудового законодательства является создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства. Трудовым кодексом РФ определены:

ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику (ст. 142);

материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты, с уплатой процентов (денежной компенсации) за каждый день задержки (ст. 236);

работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб; неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238);

привлечение лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном данным кодексом, иными федеральными законами, а также привлечение их к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 419);

применение дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям) за совершение работником дисциплинарного проступка (ст. 192);

привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей по требованию представительного органа работников — вплоть до увольнения (ст. 195).

Руководителям и работникам образовательных учреждений следует напомнить, что Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено, например, наложение административного штрафа:

за нарушение или невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31);

за нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.30);

на должностных лиц за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций (ст. 15.1);

на должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, порядка хранения учетных документов (ст. 15.11);

на должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14);

на граждан, должностных лиц и юридических лиц за осуществление незаконных валютных операций (ст. 15.25).

По делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие такого правонарушения; лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), и его виновность; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В ряде случаев возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности.

Действующий в настоящее время Уголовный кодекс РФ предусматривает, например, что:

лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ст. 5);

видами наказаний являются: штраф; лишение прав занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные и исправительные работы; ограничение свободы; арест; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь (ст. 44);

невыплата свыше двух месяцев зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности наказывается штрафом, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо лишением свободы (ст. 145);

уклонение от уплаты налогов или сборов с организации наказывается штрафом либо арестом, лишением свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 199).

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector