Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Недопущение ограничение или устранение конкуренции

Недопущение ограничение или устранение конкуренции

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178 УК РФ)

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В 1997 г. было зарегистрировано 13, в 1998 г. — 23, в 1999 г. — 36, в 2000 г. — 42, в 2001 г. — 64, в 2002 г. — 48, в 2003 г. — 61, в 2004 г. — 10, в 2005 г. — 6, в 2006 г. — 2, в 2007 г. — 8, в 2008 г. — 14 случаев уголовно наказуемых монополистических действий и ограничения конкуренции (включая деяния, образующие квалифицированный и особо квалифицированный составы, т.е. предусмотренные не только ч. 1, но и ч. 2 и 3 рассматриваемой статьи УК РФ).

Часть 1 ст. 178 УК РФ устанавливает ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере.

Объект преступления — отношения добросовестной конкуренции в деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики.

Конкуренция есть основа рыночной экономики. Не случайно поддержка конкуренции как проявления свободы экономической деятельности возведена в конституционный принцип, отнесенный (в числе других — единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, равенство всех форм собственности) к основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 8 Конституции РФ). «Именно конкуренция в условиях рыночной системы является главным рычагом ее прогресса, вынуждая предпринимателей и других хозяйственных субъектов в борьбе за потребителя работать эффективнее, качественнее, повышать производительность труда, осваивать новые технологии, снижать себестоимость продукции и т.п.». Напротив, монополизм (монополистическая деятельность) — самое серьезное препятствие для развития рыночной экономики, тормозящее прогресс и не отвечающее интересам потребителя.

Определение конкуренции дается в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: «конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Объективная сторона преступления характеризуется совершением определенным способом указанных в диспозиции ч. 1 ст. 178 УК РФ монополистических действий, причинивших крупный ущерб или повлекших извлечение дохода в крупном размере.

Основное содержание выделенных признаков объективной стороны раскрывается самим законодателем в названном уже Законе о защите конкуренции.

Монополистическая деятельность представляет собой такие действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться следующие действия (бездействие): 1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; 2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара; 3) навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент незаинтересован, и другие требования); 4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размешены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае если такой отказ или уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами; 6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом; 7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги; 8) создание дискриминационных условий; 9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; 10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее — сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории РФ или за ее пределами, в том числе установленная:

    путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
Читать дальше:  Алименты за прошедший период могут быть взысканы

  1. расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
  2. состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
  3. условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
  • путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    1. расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
    2. состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
    3. условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

    При соблюдении условий, предусмотренных ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона, не признается монопольно высокой цена товара, являющегося результатом инновационной деятельности, т.е. деятельности, приводящей к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.

    Цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством РФ.

    Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

    Под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. В соответствии с указанным федеральным законом доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

    Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): 1) доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; 2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

    Хозяйствующий субъект — это индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

    В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 17 июля 2009 г. (№ 173-ФЗ) монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории РФ или за ее пределами, в том числе установленная:

      путем снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

    1. расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
    2. состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
    3. условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
  • путем поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
    1. расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;
    2. состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
    3. условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.

    Не признается монопольно низкой цена товара, в случае если:

    • она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • она не ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке;
    • ее установление продавцом товара не повлекло или не могло повлечь за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.

    Как уже отмечалось, уголовно наказуемое ограничение конкуренции осуществляется путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен. Содержание этих разновидностей указанной деятельности также вытекает из Закона о защите конкуренции.

    Исключением из законодательного ограничения конкуренции, в том числе и установления или поддержания единых цен, является допускаемое законом право представителей государственных органов принимать меры по урегулированию цен (тарифов) на продукцию (услуги) отдельных отраслей естественных монополий (например, РАО «ЕЭС», МПС). Это, в частности, вытекает из Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

    В соответствии с ним естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектам и естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров: субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 178 УК РФ, является материальным , в связи с чем преступление считается оконченным с момента наступления последствий в виде причинения крупного ущерба или извлечения дохода в крупном размере.

    В соответствии с примечанием 1 к ст. 178 УК РФ доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает 5 млн. руб., а доходом в особо крупном размере — 25 млн. руб. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает 1 млн. руб., а особо крупным ущербом — 3 млн. руб. (примечание 2 ст. 178 УК РФ).

    Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности (примечание 4 ст. 178 УК РФ).

    Субъект преступления — хозяйствующий субъект (в отношении монополистических действий, совершенных путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен) и хозяйствующий субъект или должностное лицо федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления (в отношении действий, направленных на ограничение конкуренции). Понятие хозяйствующего субъекта было уже раскрыто при характеристике объективной стороны данного преступления.

    Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом . Лицо осознает, что совершает монополистические действия и действия по ограничению конкуренции, образующие объективную сторону данного преступления, и желает этого.

    Часть 2 ст. 178 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за те же деяния: а) совершенные с использованием своего служебного положения; б) с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства; в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере.

    В ч. 3 рассматриваемой статьи УК РФ сконструирован состав при особо отягчающих обстоятельствах: деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 данной статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения. При этом насилие включает в себя причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, побои, истязание без отягчающих обстоятельств, незаконное лишение свободы без отягчающих обстоятельств. Под угрозой применения насилия понимается угроза совершения указанных выше действий, а также угроза уничтожения или повреждения чужого имущества, угроза убийства и причинения тяжкого вреда здоровью. Все эти виды насилия (а также уничтожение или повреждение чужого имущества) охватываются ч. 3 ст. 178 УК РФ. Понятие уничтожения и повреждения чужого имущества и вымогательства было дано при характеристике этих преступлений, предусмотренных ст. 167 и 163 УК РФ.

    Читать дальше:  Конфиденциальная информация это закон об информации

    В соответствии с примечанием 3 к ст. 178 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате действий, предусмотренных настоящей статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    — самое сложное из всех преступлений.

    Непосредственный объект – отношения, обеспечивающие добросовестность конкуренции.

    Конкуренция понимается как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на соответствующем товарном рынке.

    При этом под товарным рынком имеется в виду сфера обращения товаров (работ, услуг) – федеральный рынок со сферой обращения товаров в пределах границ РФ, региональный рынок в пределах субъекта РФ, место реализации того или иного товара (торговая точка).

    Дополнительный объект – отношения собственности.

    Объективная сторона – формально-материальный состав (до 8.12.2003 года – формальный, а до 29.07.09 года – материальный).

    1. Деяние – действие по недопущению, ограничению или устранению конкуренции

    А) заключение ограничивающих конкуренцию соглашений

    Б) осуществление ограничивающих конкуренцию действий – имеется в виду экономическое устранение с рынка других субъектов экономической деятельности, которое может быть достигнуть путем установления необоснованных запретов на производство хозяйствующими субъектами определенных видов товаров и их продажу, уничтожение, повреждение товаров, перемещение их на другой товарный рынок и другое, а также установление или поддержание единых цен.

    Может выражаться в изъятии товаров из обращения, удерживаний товаров на складах, в хранилищах и т.д.

    В) неоднократное злоупотребление доминирующим положением

    Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающего ему (им) возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или)) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на рынок.

    Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара:

    1) Превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении гос контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины положение хозяйствующего субъекта не является доминирующим

    2) Составляет менее 50%, если доминирующее положение хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из его доли на товарном рынке относительно размера долей на этом рынке принадлежащих конкурентам, возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

    Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации) при выполнении следующих условий в совокупности:

    1. Общая доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, имеющих наибольшие доли по сравнению с остальными конкурентам превышает 50% или общая доля не более чем 5 хозяйствующих субъектов превышает 70% (не применяется если доля хотя бы 1 из субъектов менее 8%)

    2. В течение длительного периода (не менее 1 года или если такой срок составляет менее 1 года в течение срока существования товарного рынка) относительные размеры долей неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на рынок новых конкурентов затруднен

    3. Реализуемый или приобретаемый товар не может быть заменен другим, информация о цене доступна неопределенному кругу лиц

    Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии.

    Злоупотребление доминирующим положением может быть выражено в:

    1) Установлении и (или) поддержании монопольно высоких или монопольно низких цен (за исключением финансовой услуги)

    Монопольно высокой признается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке с целью получения дополнительной прибыли.

    Монопольно низкая цена:

    1. Цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном в качестве покупателя в целях получения дополнительной прибыли.

    2. Цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в качестве продавца на уровне приносящим убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является вытеснение конкурента с рынка.

    Не признается монопольно высокой или низкой цена, устанавливаемая субъектом естественной монополии в пределах тарифа, определенного органом регулирования естественной монополии.

    2) Необоснованном отказе или уклонении от заключения договора,

    3) Ограничении доступа на рынок – не предоставление места для торговли, воспрепятствование перевозке, размещению или хранению товаров, принудительная скупка продукции у хозяйствующего субъекта, установление необоснованных запретов, на продажу (покупку, обмен, приобретение товаров) из одного региона другое и т.п.

    Злоупотребление доминирующим положением должно быть неоднократным более 2 раз в течение трех лет при наличии привлечения к административной ответственности (пункт 4 примечание ст. 178).

    Состав является формальным, если деяние сопряжено с извлечением доходов в крупном размере свыше 5 миллионов рублей (п. 1 примечания ст. 178). Понятие доход – см. ст. 171.

    Состав является материальным если деяние причинило крупный ущерб свыше одного миллиона рублей (п. 2 примечания ст. 178). В этом случае помимо деяния и способа обязательными признаками являются последствие и ПСС.

    Если лицо способствовало раскрытию преступления и перечислило доход в федеральный бюджет или возместило причиненный ущерб, то оно освобождается от УО, если в его действиях не содержится иного состава преступления (пункт 2 примечания ст. 78).

    Субъект – специальный – ИП, сотрудник ю/л, не отвечающий требованиям примечания к ст. 201.

    Субъективная сторона – если состав формальный – прямой, если материальный – прямой и косвенный.

    В в части второй ст. 178 предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные

    а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

    2. гос служащие и служащие ОМСУ, не являющиеся ДЛ,

    3. лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации

    б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

    При уничтожении или повреждении чужого имущества не требуется совокупность со ст. 167. В тех случаях, когда угроза уничтожения или повреждение чужого имущества связана с требованием передать виновному имущество либо совершить в его пользу действия имущественного характера – ст. 163, а не ст. 178.

    в) при извлечении дохода в особо крупном размере свыше 25 миллионов рублей (п. 1 примечания) либо при причинении особо крупного ущерба свыше 3 миллионов рублей (пункт 2 примечания.

    В части 3 ст. 178 предусмотрена ответственность за те же совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, — нанесение побоев, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью. При причинении тяжкого вреда здоровью требуется совокупность со ст. 111. Угроза выражается в высказывании различными способами потерпевшему намерения применить физическое насилие, включая и угрозу убийством.

    Статья 180. Незаконное использование товарного знака

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14"О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака"

    Непосредственный объект – отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения для однородных товаров.

    1. товарный знак – словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара или группы товаров.

    2. Знак обслуживания – обозначение оказываемых организацией услуг или выполняемых работ. Он приравнивается по своему правовому регулированию к товарному знаку

    3. Наименование мест происхождения товара или сходных с ним обозначений для однородных товаров — это название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторам либо тем и тем одновременно. Например, каспинское литье, минеральная вода.

    Читать дальше:  Какие документы нужны для магазина разливного пива

    Правовая охрана возникает на основе регистрации в установленном законом порядке.

    Объективная сторона – формально-материальный состав.

    Обязательный признак – деяние – незаконное использование предмета преступления.

    Под незаконным использованием чужого товарного знака (знака обслуживания или сходных обозначений для однородных товаров) следует понимать его эксплуатацию без разрешения (лицензионного договора) владельца знака – применение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения (п. 18 ПП ВС):

    1) на товарах, этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории РФ либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию РФ;

    2) при выполнении работ, оказании услуг;

    3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров;

    4) в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

    Использование наименования места происхождения товара или сходных с ним обозначений будет незаконным: если нет свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара, а также если используется сходное обозначение, способное ввести потребителей в заблуждении относительно места происхождения и особых свойств товара (п. 21 ПП ВС)

    Состав является формальным при неоднократности: «неоднократное использование одного и того же средства индивидуализации товара (услуги), так и одновременное использование двух или более чужих товарных знаков или других средств индивидуализации на одной единице товара)» — п. 15 ПП ВС.

    Состав является материальным, если деяние причинило крупный ущерб свыше 250 тысяч рублей.

    Субъективная сторона – см. 178.

    Если субъект из корысти вводит потребителя в заблуждении — ст. 159 и ст. 180.

    Часть 2 ст. 180 отличается от части первой только по предмету, остальные признаки совпадают. В части 2 предметом выступает предупредительная маркировка, указывающая на то, что применяемое обозначение является товарным знаком или наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в РФ. Использование предупредительной маркировки является незаконным, если предмет не зарегистрирован в РФ.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10136 — | 7770 — или читать все.

    91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    5. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции

    Объект преступления, предусмотренного ст. 178 УК, составляют общественные отношения, обеспечивающие условия функционирования товарного рынка, то есть сферы обращения определенных товаров. Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции определяются Законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В настоящее время действует редакция ст. 178, данная в Федеральном законе от 29 июля 2009 г. № 216-ФЗ.

    Конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

    Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

    Монополистической деятельностью являются злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

    Объективная сторона преступления выражается в одном из следующих действий:

    • недопущение конкуренции — единоличный контроль над каким-то сегментом товарного рынка;

    • ограничение конкуренции — сокращение доступа на рынок обращения определенного товара иных хозяйствующих субъектов (по сути, раздел рынка);

    • устранение конкуренции — вытеснение с рынка определенного товара иных товаропроизводителей (самый простой предмет устранения конкуренции в экономическом смысле — вытеснение мелких предпринимателей сетями гипермаркетов).

    В ст. 178 названы следующие способы совершения преступления:

    • заключение ограничивающих конкуренцию соглашений — например, устранение с рынка иных субъектов экономической деятельности, воспрепятствование их законной деятельности, в том числе путем недобросовестной конкуренции (например, распространение ложных сведений, способных причинить ущерб и пр.), что влечет приостановление или прекращение их деятельности на рынке;

    • осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий — например, установление фиксированных долей на рынке определенного товара, а равно занятие доминирующего положения, сопряженного с вытеснением с рынка других субъектов предпринимательской деятельности;

    • неоднократное злоупотребление доминирующим положением, выразившемся в:

    • установлении либо поддержании монопольно высоких или монопольно низких цен (монопольно высокая цена — это цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Под монопольно низкой ценой понимается цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка);

    • необоснованном отказе или уклонении от заключения договора — то есть в срыве заключения контракта с добросовестным хозяйствующим субъектом;

    • ограничении доступа на рынок — воспрепятствование деятельности конкурентно способных лиц, осуществляющих оборот товаров, работ, услуг.

    Неоднократным злоупотреблением доминирующим положением признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые указанное лицо было привлечено к административной ответственности.

    Обязательным элементом объективной стороны данного преступления является причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (на сумму свыше 1 миллиона рублей), а равно извлечение дохода в особо крупном размере, который в соответствии с Примечанием к ст. 178 должен превышать 5 миллионов рублей.

    Оконченным преступление по ч. 1 ст. 178 является с момента причинения крупного ущерба (извлечения дохода).

    Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла.

    Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом лицо, совершившее преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате преступных действий, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

    Квалифицированные виды преступления указаны в ч. 2 ст. 178; они подразумевают совершение преступления:

    • с использованием своего служебного положения;

    • с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

    • с причинением особо крупного ущерба (на сумму свыше 3 миллионов рублей) либо с извлечением дохода в особо крупном размере (свыше 25 миллионов рублей).

    Особо квалифицированным составом монополистических действий (ч. 3 ст. 178) является совершение их с применением насилия или с угрозой его применения. Данный состав внешне напоминает объективную сторону вымогательства, но законодателем специально оговорено отсутствие его признаков. От вымогательства это преступление отличается тем, что вы-могательство совершается с целью получения чужого имущества, права на него или совершения других действий имущественного характера, что приносит виновному материальную выгоду. Цель же монополистических действий — установление контроля за определенным сегментом товарного рынка.

    Добавить комментарий

    Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

    Adblock detector