Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Негосударственные судебно экспертные учреждения

Негосударственные судебно экспертные учреждения

Судебные экспертизы по гражданским и уголовным делам, делам об административных правонарушениях весьма разнообразны. В силу этого нет возможности организовать в государственных СЭУ производство всех родов и видов экспертиз. Обычно там проводятся экспертизы, наиболее часто востребуе- мые судебной и следственной практикой, наиболее распространенные.

Достаточно большой объем экспертной работы выполняется в негосударственных экспертных учреждениях. Как правило, к ним обращаются в случаях, если:

судебные экспертизы этих родов или видов не выполняются в государственных СЭУ России или данного региона;

судебные экспертизы этих родов или видов в государственных СЭУ выполняются, но эксперты очень загружены другими экспертизами или отсутствуют в данный момент (отпуск, болезнь, неукомплектованность штатов) и могут приступить к производству только через некоторое время, а дело не терпит отлагательства;

стороны, суд, следователь хотят назначить судебную экспертизу в данное негосударственное СЭУ, где работает известный специалист в конкретной области знания;

у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, сторон и других участников процесса имеются сомнения в беспристрастности и объективности сотрудников данного государственного СЭУ или государственных судебных экспертов вообще.

В ФЗ ГСЭД о существовании негосударственных СЭУ умалчивается, хотя возможность функционирования этих учреждений подразумевается в процессуальном законодательстве, где законодатель говорит об экспертном учреждении вообще, но не о государственном экспертном учреждении (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 195 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ). Таким образом, законодатель не требует, чтобы экспертные учреждения были обязательно государственными.

Уровень негосударственных СЭУ разный, но во многих из них работают высококвалифицированные специалисты, как правило имеющие свидетельства на право производства экспертиз или высшее судебно-экспертное образование. Коллективы штатных экспертов там весьма невелики, однако в каждой из этих организаций имеются картотеки судебных экспертов, привлекаемых при необходимости для решения сложных экспертных задач, причем диапазон специальных знаний, которые могут быть востребованы, значительно шире, чем в государственных экспертных учреждениях. В принципе ими могут быть осуществлены любые экспертизы, как достаточно часто встречающиеся, так и неординарные.

Основная масса экспертиз выполняется негосударственными СЭУ для гражданского и арбитражного процесса, поскольку государственные экспертные учреждения чрезвычайно загружены экспертизами по уголовным делам. Как правило, экспертизы в этих учреждениях выполняются намного оперативнее, чем в государственных, поскольку загруженность экспертов значительно ниже и очереди отсутствуют, а при большом наплыве экспертиз привлекаются дополнительные эксперты. Негосударственные экспертные учреждения проводят не только судебные, но и другие экспертизы и исследования по поручению любой организации или частного лица, используя при этом судебноэкспертные методики, дают консультации коммерческим структурам и гражданам.

Согласно ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем судебноэкспертной деятельности лицензии не требуется. Однако негосударственные СЭУ отличаются от неэкспертных учреждений прежде всего тем, что судебно-экспертная деятельность является для них основной, о чем говорится в учредительных документах учреждения. Сотрудники этих учреждений прекрасно осведомлены о процессуальных, организационных и методических особенностях судебно-экспертной деятельности.

В принципе в негосударственном СЭУ может быть организован контроль за качеством экспертиз (во многих учреждениях это уже делается).

В ряде случаев негосударственные СЭУ создаются при вузах, осуществляющих обучение по специальности «Судебная экспертиза». Сотрудниками этих учреждений являются высококвалифицированные эксперты — профессора и преподаватели специализированных судебно-экспертных кафедр. Так, при Институте судебных экспертиз Московской государственной юридической академии уже несколько лет функционирует негосударственное судебно-экспертное учреждение — автономная некоммерческая организация «Содружество экспертов МГЮА» (АНО «СОДЭКС МГЮА»), эксперты которой выполняют как судебные экспертизы по определениям, постановлениям судебных и следственных органов, так и несудебные экспертные исследования, дают консультации по вопросам применения специальных знаний, возникающим в процессе судопроизводства, и в других случаях, не связанных с рассмотрением уголовных, гражданских, арбитражных дел, по просьбам организаций и частных лиц.

В УПК РФ закреплена возможность проведения экспертных исследований в негосударственном судебно-экспертном учреждении (п. 60 ст. 5 УПК РФ), а также содержится императивное предписание об обязательном разъяснении руководителем такого учреждения соответствующему эксперту его прав и ответственности (ч. 2 ст. 199 УПК РФ). В свою очередь, ч. 2 ст. 41 Закона о судебно-экспертной деятельности распространяет некоторые положения данного закона на деятельность негосударственных судебно-экспертных учреждений. Из этого следует, что судебно-медицинская экспертиза может производиться вне ГСЭУ лицами, обладающими специальными медицинскими знаниями, но не являющимися государственными судебно-медицинскими экспертами.

Впервые определение негосударственного судебно-экспертного учреждения дано в п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2010 № 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам": "Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом “О некоммерческих организациях”, осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами".

Негосударственные судебно-экспертные учреждения не образуют единой системы, не имеют научно-методических и координационных центров, не связаны с ГСЭУ. Несмотря на то что процессуальный и федеральный законы уравнивают статус негосударственных и ГСЭУ, какая-либо регламентация их деятельности, как на законодательном, так и ведомственном уровне, полностью отсутствует, как и не существует каких-либо установленных требований к работающим в них экспертам [1] .

Иные (негосударственные) судебно-экспертные учреждения – это учреждения (организации), осуществляющие производство экспертиз в основном по заказам юридических и физических лиц на договорной основе. В настоящее время деятельность таких организаций законодательно не регламентирована. Поскольку следователь вправе привлечь в качестве эксперта любое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями, то он может поручить производство судебной экспертизы негосударственному судебно-экспертному учреждению и (или) эксперту (экспертам) такого учреждения (организации) или неэкспертных учреждений (организаций), включая частных экспертов. В последние годы практика обращения следователей и судов в негосударственные судебно-экспертные учреждения и к негосударственным судебно-медицинским экспертам возросла. Нередко к ним обращаются участники процесса (в основном для оспаривания результатов экспертизы, проведенной в ГСЭУ).

Полученные ими документы именуются заключениями специалистов. Следователь, а затем суд вправе приобщить такое заключение к делу, если сочтут его имеющим значение, и тогда оно будет выступать в качестве иного документа и в смысле ст. 84 УПК РФ может использоваться для оценки заключения судебной экспертизы или назначения повторной экспертизы.

Основанием поручения производства судебно-медицинской экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении или негосударственным судебно-медицинским экспертом чаще всего является наличие сомнения у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, сторон и других участников процесса в беспристрастности и объективности государственных судебно-медицинских экспертов ГСЭУ.

Основным видом деятельности негосударственных судебно-экспертных учреждений является судебно-экспертная деятельность, о чем говорится в учредительных документах учреждения. В этом и состоит главное отличие негосударственного судебно-экспертного учреждения от неэкспертного учреждения (организации).

Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.09.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" на осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем судебно-экспертной деятельности лицензии не требуется. Однако для осуществления производства разных родов (видов) судебно-медицинских экспертиз, за исключением экспертиз но материалам уголовных и гражданских дел, требуется лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Читать дальше:  Можно ли получить дубликат исполнительного листа

Негосударственные судебно-экспертные учреждения, в штате которых есть судебно-медицинские эксперты, производят судебно-медицинские экспертизы и экспертные исследования преимущественно но материалам гражданских и уголовных дел, делам об административных правонарушениях. И лишь отдельные из них имеют необходимое лабораторное оборудование для производства высокотехнологичных видов экспертиз, например установление кровного родства в случаях спорного отцовства и др. На долю негосударственных экспертных учреждений приходится незначительное число судебно-медицинских экспертиз.

Как правило, сроки производства судебно-медицинских экспертиз в этих учреждениях гораздо меньше, чем в ГСЭУ, поскольку загруженность экспертов значительно ниже и очереди практически отсутствуют. При большом поступлении материалов на экспертизу дополнительно могут привлекаться судебно-медицинские эксперты из числа лиц, не состоящих в штате негосударственного судебно-экспертного учреждения.

Лицо, не являющееся штатным работником негосударственного судебно-экспертного учреждения, приобретает процессуальный статус эксперта при условии поименования его в постановлении (определении) о назначении судебно-медицинской экспертизы и исключительно при наличии согласования его кандидатуры с лицом (органом), назначившим судебную экспертизу.

При поручении производства судебно-медицинской экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебно- медицинским экспертом, в постановлении (определении) о назначении экспертизы указываются фамилия, имя, отчество эксперта, сведения о его образовании, специальности, стаже работы и занимаемой должности.

В случае производства судебно-медицинской экспертизы в негосударственном судебно-экспертном учреждении лицом, ее назначающим, выясняются сведения, касающиеся профессиональных данных судебно-медицинского эксперта, в постановлении (определении) о назначении экспертизы указывается наименование негосударственного судебно-экспертного учреждения, а также фамилия, имя, отчество эксперта. Указанные в постановлении (определении) о назначении экспертизы персональные данные судебно-медицинского эксперта могут стать основанием для его отвода при условии выявления заинтересованности, служебной и иной зависимости, а также некомпетентности эксперта.

Процессуальное законодательство предусматривает возможность поручения производства судебно-медицинской экспертизы как судебно-экспертному учреждению, так и конкретному эксперту или экспертам. При этом назначение и производство судебно-медицинской экспертизы юридическому лицу, не имеющему статуса экспертного учреждения, процессуальным законодательством не предусмотрено, а потому недопустимо.

Из этого следует, что лицо, являющееся работником такого неэкспертного учреждения (организации) и производившее судебно-медицинскую экспертизу, но не указанное поименно в постановлении (определении) о ее назначении, процессуальными правами, предусмотренными ст. 57 УПК РФ, не обладает. Следовательно, такое заключение эксперта будет оценено как полученное с нарушением процессуального закона и признано недопустимым доказательством (ст. 75 УПК РФ).

Понятие негосударственного судебно-экспертного учреждения принципиально отличается от статуса коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками обществ. В контексте процессуального и федерального законодательства понятие негосударственного судебно-экспертного учреждения может толковаться исключительно как некоммерческая организация, созданная целевым путем для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебных экспертиз. Под такое определение попадают как собственно учреждения (государственные и частные), так и иные организации, не носящие коммерческий характер, но созданные специально для содействия в обеспечении потребностей судопроизводства за счет применения специальных знаний (общественные организации, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства и т.д.) [2] .

В качестве примера негосударственного судебно-экспертного учреждения можно привести "Некоммерческое партнерство судебно-медицинских экспертов", созданное РЦСМЭ и другими ГСЭУ Москвы и Санкт-Петербурга. Высококвалифицированные судебно-медицинские эксперты из числа профессоров и научных сотрудников, преподавателей кафедр судебной медицины выполняют сложные судебно-медицинские экспертизы и экспертные исследования по постановлениям и определениям следственных и судебных органов, а также по обращениям юридических и физических лиц, но запросам адвокатов.

Несмотря на то что в Законе о судебно-экспертной деятельности ничего не говорится о правах и обязанностях руководителя негосударственного судебно-экспертного учреждения, па него могут быть распространены многие права и обязанности руководителя ГСЭУ. Руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения вправе требовать от лица (органа), назначившего экспертизу, возмещения расходов, связанных с производством судебной экспертизы.

Что касается ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, то если эксперт был о ней предупрежден, он несет ее персонально, вне зависимости от того, является ли он работником негосударственного судебно-экспертного учреждения или частным экспертом.

Руководитель негосударственного судебно-экспертного учреждения согласно договору, заключаемому на производство судебной экспертизы, обычно несет имущественную ответственность за некачественное экспертное заключение. Подписывая сопроводительные документы, он знакомится с содержанием заключения эксперта и если считает выводы эксперта неверными или необоснованными, поступает так же, как и руководитель ГСЭУ.

Если судебно-медицинская экспертиза производилась в негосударственном судебно-экспертном учреждении, то подписи судебно-медицинских экспертов удостоверяются печатью этого учреждения.

Если судебно-медицинская экспертиза назначается лицу, работающему в неэкспертном учреждении, то разъяснение прав и обязанностей эксперту, предупреждение его об ответственности за дачу заведомо ложного заключения производит лицо (орган), назначившее судебную экспертизу.

Руководители неэкспертных учреждений, в том числе и государственных (например, ректор медицинского вуза), работникам которых поручена судебно-медицинская экспертиза, не обладают теми же правами, что и руководители ГСЭУ и негосударственных судебно-экспертных учреждений. В этом случае работники неэкспертных учреждений (например, преподаватели кафедр судебной медицины) действуют как частные эксперты от своего имени и не вправе выполнять судебно-медицинскую экспертизу на бланках с реквизитами юридического лица по основному месту своей работы.

Поручение и проведение судебно-медицинской экспертизы коммерческой организацией или государственным образовательным учреждением, не имеющими статуса судебно-экспертного учреждения, является нарушением процессуального законодательства, влекущим признание заключения эксперта недопустимым доказательством.

Предупреждение судебно-медицинского эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения оформляется подпиской, которая включается в текст заключения эксперта, оформляется и подписывается экспертом после окончания производства судебно-медицинской экспертизы. Таким образом, фактическая постановка подписи эксперта и дата, указанная в подписке, предупреждающей об уголовной ответственности, не соответствуют друг другу. Данное обстоятельство указывает на грубейшее нарушение ст. 195, 199 УПК РФ, лишающее заключение эксперта доказательственного значения.

Подписка о предупреждении эксперта об уголовной ответственности содержится в виде бланка в конце процессуальной формы постановления о назначении судебной экспертизы. Судебно-медицинский эксперт, производящий экспертизу вне экспертного учреждения, должен поставить свою подпись до начала экспертизы – в тот момент, когда ему следователь вручает постановление о назначении экспертизы.

Если следователь поручает производство судебно-медицинской экспертизы ГСЭУ или негосударственному судебноэкспертному учреждению, то он поручает его руководителю отобрать у судебно-медицинского эксперта подписку.

Если судебно-медицинской эксперт участвует в судебном заседании, в котором назначается судебно-медицинская экспертиза, подписка может быть оформлена путем внесения соответствующей записи в протокол судебного заседания, которая должна быть удостоверена подписью.

На практике подписка государственных или негосударственных судебно-медицинских экспертов приводится в самом заключении эксперта с указанием должностей, фамилий экспертов, данных о том, когда и кем поручено производство судебно-медицинской экспертизы, кем разъяснены их процессуальные права и кем предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, с указанием даты и подписи эксперта.

Читать дальше:  Как рассчитываться бонусами спасибо от сбербанка

Передача судом своих функций по выбору негосударственного судебно-медицинского эксперта, проверке его компетенции, разъяснению ему процессуальных прав и ответственности на руководителя не экспертного учреждения (организации) недопустима.

В случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных ст. 57 УПК РФ, является обязанностью и прерогативой суда, принявшего решение о назначении экспертизы.

Таким образом, судебно-медицинская экспертиза может быть произведена как в ГСЭУ, так и негосударственном судебно-экспертном учреждении, как государственными судебно-медицинскими экспертами, так и негосударственными из числа лиц, обладающих специальными медицинскими знаниями, в том числе частными экспертами.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе и в порядке уголовного судопроизводства. При этом ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. УПК РФ, регламентируя деятельность участников уголовного процесса по собиранию, проверке и оценке доказательств, предусматривает возможность назначения и производства судебных экспертиз, допуская в качестве самостоятельных доказательств заключение и показания эксперта (ч. 2 ст. 74 УПК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 80 УПК РФ заключение эксперта — это представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

Заключение эксперта является результатом осуществления его деятельности в целях оказания содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам в установлении обстоятельств,

подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ). Правовой основой государственной судебно-экспертной деятельности в сфере уголовного судопроизводства являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Уголовно-процес-суальный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы (ст. 3 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

В связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм УПК РФ, регулирующих производство судебной экспертизы по уголовным делам, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял постановление «О судебной экспертизе по уголовным делам» от 21 декабря 2010 г. № 28. Не будет преувеличением сказать, что необходимость принятия данного постановления назрела давно, поскольку законодательство, регулирующее производство судебной экспертизы, претерпело существенные изменения: был принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, введен в действие Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Наряду с этим Конституционным Судом Российской Федерации были вынесены определения, имеющие значение для разрешения ряда вопросов, возникающих при производстве судебных экспертиз.

Верховный Суд Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость наиболее полного использования достижений науки и техники в целях всестороннего и объективного исследования обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, путем производства судебной экспертизы во всех случаях, когда для разрешения возникших в ходе судебного разбирательства вопросов требуется проведение исследования с использованием специальных знаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Если же проведения исследования не требуется, то возможен допрос специалиста.

Назначению любой судебной экспертизы предшествует деятельность, в ходе которой решаются организационные вопросы: осуществляется сбор материалов для экспертизы, решается вопрос о выборе экспертного учреждения или о привлечении в качестве эксперта конкретного лица (лиц), обладающего требуемыми специальными знаниями. Большинство экспертиз, назначаемых органами предварительного расследования и судами, производится в государственных судебно-экспертных учреждениях. Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 195 УПК РФ и ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

До настоящего времени законодательно статус негосударственного судебно-экспертного учреждения не установлен, поэтому юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие, именуют себя «экспертными учреждениями», независимо от их организационно-правовой формы и основного рода деятельности, понимая этот термин максимально расширительно. Верховный Суд Российской Федерации определяет негосударственные судебно-экспертные учреждения как «некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,

осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами»;(1).

Как отмечалось, на стадии подготовки судебной экспертизы должен быть решен вопрос о выборе экспертного учреждения, которому будет поручено производство экспертизы. Ранее существовала рекомендательная практика назначения и производства экспертиз государственными учреждениями, поскольку и в ч. 2 ст. 195 УПК РФ, и в ст. 41 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» не конкретизируется, в каких случаях привлекаются государственные, а в каких — негосударственные эксперты (наиболее часто негосударственным экспертам поручается производство судебно-бухгал-терских, судебно-экономических экспертиз, решение отдельных вопросов, относящихся к ведению компьютерно-техничес-кой экспертизы и т. п.).

Пленум Верховного Суда Российской Федерации определил условия поручения производства судебной экспертизы негосударственному экспертному учреждению или лицу, не работающему в государственном судебно-экспертном учреждении, а именно:

отсутствие в государственном судебно-экспертном учреждении эксперта конкретной специальности;

отсутствие надлежащей материально-технической базы либо специальных условий;

наличие обстоятельств, указанных в ст. 70 УПК РФ.

Причем данные условия должны распространяться на все компетентные государственные судебно-экспертные учреждения на данной территории;(2). В постановлении (определении) о назначении экспертизы должны быть указаны мотивы поручения производства экспертизы вне государственного экспертного учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод, что поручение производства судебной экспертизы негосударственному судебно-экспертному учреждению, при отсутствии указанных выше условий, может послужить основанием для признания судом заключения эксперта недопустимым доказательством.

Одним из вопросов, который неизбежно приходится решать при производстве экспертизы негосударственными экспертными учреждениями или лицами, не являющимися государственными экспертами, является установление компетентности «потенциальных» экспертов.

Уровень квалификации экспертов государственных судебно-экспертных учреждений гарантируется порядком назначения их на должность.

Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет (Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Читать дальше:  Выгодно ли сейчас вкладывать деньги в недвижимость

Сведения о прохождении аттестации на право самостоятельного производства экспертиз не предусмотрены законодателем как обязательные для отражения в соответствующих документах (ч. 1 ст. 195 , ч. 1 ст. 204 УПК РФ). Тем не менее если в ходе ознакомления с постановлением о назначении экспертизы подозреваемый (обвиняемый) выражает желание ознакомиться с соответствующими данными,

ему должна быть предоставлена необходимая информация;(1).

В случае возникновения каких-либо сомнений в допустимости, обоснованности, полноте, мотивированности и достоверности экспертного заключения вследствие недостаточной компетентности и квалификации эксперта как лица, обладающего специальными знаниями, умениями и навыками в той или иной отрасли, эти сомнения разрешаются, в том числе и в вышестоящем органе исполнительной власти, которому подконтрольно (поднадзорно) государственное судебно-экспертное учреждение.

К сожалению, до настоящего времени не определен способ контроля и надзора за негосударственными экспертами. Одним из способов контроля в России является лицензирование. Статья 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ содержит Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Судебно-экспертная деятельность в этом перечне отсутствует и, следовательно, не подлежит лицензированию. Единственным исключением является судебно-медицинская экспертная деятельность, поскольку данный вид деятельности относится к медицинской, подлежащей в соответствии с п. 96 ст. 17 указанного закона лицензированию (требования данного закона не распространяются на медицинскую деятельность, осуществляемую негосударственными медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

К лицензируемым видам медицинской экспертной деятельности относятся все виды судебно-медицинской экспертизы (экспертиза вещественных доказательств и исследование биологических объектов, экспертиза и исследование трупов, экспертиза подозреваемых, обвиняемых и других лиц) и судебно-психиатрической экспертизы;(2).

В целях осуществления государственного контроля и надзора за независимыми негосударственными экспертами дважды предпринимались попытки создать реестр экспертов. Так, в рамках создания реестра экспертов-автотехников были утверждены приказом Минтранса России № 124, Минюста России № 315, МВД России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17 октября 2006 г. Условия и порядок профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам; приказом Минюста России от 30 июня 2003 г. № 155 Порядок ведения государственного реестра экспертов-техников; приказом Минюста России от 31 декабря 2003 г. № 335 Формы свидетельства о включении в государственный реестр экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств. Однако такой реестр не создан, поскольку до настоящего времени не образована межведомственная комиссия, занимающаяся ведением реестра экспертов-автотехников. Вторая попытка заключалась в создании в порядке добровольной сертификации реестра экспертов. В настоящее время в реестр экспертов включаются лишь лица, прошедшие добровольную сертификацию при Минюсте России. Иные эксперты МВД, ФСБ, негосударственные, штатные эксперты Минюста России в этот реестр не включены.

Поскольку государственный контроль за деятельностью негосударственных экспертных учреждений или лиц, не являющихся государственными экспертами, явно недостаточен, зачастую возникают трудности при проверке и оценке заключений негосударственных судебных экспертов с точки зрения компетентности данного эксперта, реализации прав участников уголовного процесса в случае производства экспертизы вне государственного экспертного учреждения.

Следует отметить, что Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» распространяет действие ряда своих норм на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами (ст. 41). Так, общими для производства судебной экспертизы, как государственным,

так и негосударственным экспертом, являются задачи судебно-экспертной деятельности; требования по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении судебно-экспертной деятельности; принципы независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» на негосударственного эксперта распространяются обязанности (ст. 16) и права (ст. 17) государственного эксперта, основания отвода от участия в производстве судебной экспертизы (ч. 2 ст. 18), а также особенности присутствия участников процесса при производстве судебной экспертизы (ст. 24) и требования к форме и содержанию заключения эксперта (ст. 25).

При поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации, суду следует предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения;(1)>.

Поскольку решения следователя, дознавателя, суда о поручении производства экспертизы лицу, не работающему в государственном экспертном учреждении, могут быть обжалованы участниками уголовного процесса, в том числе и в отношении квалификации данного эксперта, сторонам должна обеспечиваться возможность ознакомления с данными, свидетельствующими о надлежащей квалификации эксперта, а форма и порядок ознакомления с материалами избираются следователем, прокурором или судом в пределах, исключающих опасность разглашения следственной тайны;(2).

Привлечение к производству судебной экспертизы негосударственных экспертных учреждений или лиц, не являющихся государственными экспертами, требует тщательного соблюдения всех требований действующего законодательства в части регламентации порядка назначения и производства судебной экспертизы. Государственный эксперт при аттестации на право самостоятельного производства экспертизы обязан продемонстрировать знание действующего законодательства, регулирующего производство судебных экспертиз и ведомственных нормативных актов. В частности, именно поэтому ч. 2 ст. 199 УПК РФ содержит следующее положение: при этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, а в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной экспертизе по уголовным делам» прямо указывается, что в случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных ст. 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы;(3).

Независимо от того, проводится судебная экспертиза государственным или негосударственным экспертом, ее результаты оформляются в виде заключения. В целях исключения возможных проблем в случае подготовки заключения негосударственным экспертом целесообразно при разъяснении ему положений ст. 57 УПК РФ знакомить его с требованиями ст. 204 УПК РФ, с тем чтобы заключение являлось полноценным доказательством и могло быть использовано для формирования устойчивой доказательственной базы.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector