Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела

Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела

Итак, вы не согласны с тем, что по вашему заявлению правоохранительные органы не хотят привлекать обидчика и правонарушителя к уголовной ответственности. В нашей стране очень часто правоохранительные органы вяло реагируют на обращения граждан с просьбой возбудить уголовное дело, особенно если это трудно доказуемое или не крупное правонарушение либо нарушитель оказался "большой шишкой местного масштаба".

Но адвокатская практика показывает, что если настойчиво добиваться поставленной цели, можно привлечь обидчика к заслуженному наказанию. И это касается любого правонарушителя! Если поднапрячься, то привлечь к ответственности можно абсолютно любого гражданина, будь то обычный человек или депутат, чиновник, бизнесмен, «авторитетный» бандит.

Но для того, что бы достичь такого результата, нужно действительно побороть нашу правоохранительную систему. И тут одного уголовно-процессуального кодекса будет мало. Опытный адвокат и поддержка СМИ (как минимум интернет сообщества на форумах и блогах) являются хорошей опорой в этом праведном деле.

Сама стадия возбуждения уголовного дела по факту совершенного преступления – это дополнительная работа для правоохранительных органов. Поэтому, очень часто, недобросовестные работники этих структур необоснованно отказывают заявителям в их законном праве привлечь к ответственности виновных и восстановить нарушенные права. Иногда это происходит по таким банальным причинам, как большая загруженность того структурного подразделения, куда вы обратились со своим заявлением. Бывают, к сожалению, и случаи отказов, по причине некомпетентности сотрудников и невозможности разобраться в хитросплетении ситуации, произошедшей с вами. Ну, и о коррупции людей в погонах не стоит никогда забывать.

Итак, обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела – непросто, но вполне возможно. Важным моментом является то, что определенных сроков в УПК РФ по обжалованию отказа не предусмотрено. То есть, по аналогии с гражданскими делами, сроков исковой давности тут нет. Поэтому все зависит только от вашего упорства и желания побороть систему и наказать обидчика.

Приведу показательный пример из адвокатской практики, подчеркивающий тяжесть и непоколебимость правоохранительной системы, когда необходимо привлечь человека от власти к уголовной ответственности за совершенное им преступление.

Народный депутат местной городской Думы, управляя автомобилем в нетрезвом виде, совершил наезд на пешехода – молодого парня, в результате которого человек получил телесные повреждения и скончался до приезда скорой помощи.

После проведенного дознание следователь органов внутренних дел по только ему ведомой причине не нашел в действиях водителя — убийцы состава преступления. Якобы потерпевший переходил дорогу в неположенном месте, да и еще сам бросился под автомобиль, не дав возможности пусть и пьяному, но народному избраннику избежать наезда на пешехода.

Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было обжаловано в городской прокуратуре, но и прокурор города не осмелился посягнуть на народного избранника. Как итог – вновь отказной материал.

И только после обсуждения трагического события на местном городском форуме и статьи печатном СМИ, прокурор города согласился с тем, что расследование по факту ДТП было проведено не в полном объеме, не были допрошены свидетели и изучены другие обстоятельства дела.

Результат – народный депутат получил 3 года лишения свободы с реальным, а не условным как принято к народным избранникам, отбыванием срока в колонии общего режима.

Поэтому, для достижения справедливой цели по привлечению виновного лица к уголовной ответственности необходимо применять все доступные законные методы борьбы.

Знакомимся с постановлением об отказе в возбуждении дела

Вы получили на руки документ — постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Для начала внимательно ознакомьтесь с его содержанием, и в особенности таким двум вещам, как:

  1. Резолютивную часть, которая находится в самом конце документа, то есть то Формальное основание, которое является причиной для отказа в возбуждении дела. Тут же будут указаны ссылки на Уголовно процессуальный кодекс РФ.
  2. Обоснование решения, данное следователем или дознавателем. Оно содержится в первой части постановления.

Как правило, возбуждении уголовного дела отказывают в случаях:

  • либо при отсутствии самого события преступления. Это значит в том случае, когда те факты, которые вы написали в своем заявлении о возбуждении уголовного дела, не нашли своего подтверждения в действительности пп. 1 п. 1 ст. 24 УПК РФ,
  • либо когда отсутствует в описанных вами, и даже имевших место деяниях состава преступления пп. 2 п. 1 ст. 24 УПК РФ. Например, вам показалось, что то, что вы ощутили на себе, является противоправным и уголовно – наказуемым, а вот закон считает иначе, и относит это к менее опасным противоправным проступкам, например подпадающим под административную ответственность. К примеру, в Ростове-на-Дону, был совсем недавно такой случай, когда гражданин обратился к адвокату с просьбой обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела против своего родственника. Этот гражданин был убежден, что хулиганские действия, направленные в его адрес, явно тянули на привлечения обидчика к уголовной ответственности, но в действительности все закончилось статьей 20.1. КоАП РФ (мелкое хулиганство).

Для того чтобы правильно понять, обоснованным ли является отказ в возбуждении уголовного дела, нужно разобраться в сложных юридических терминах и понять, является то или иное деяние преступным или нет. Для этого конечно можно и самостоятельно изучить уголовно-процессуальный кодекс, но лучше доверить это дело специалисту, то есть адвокату, специализирующемуся в уголовном праве.

Если все же выяснилось, что деяния против вас или ваших родственников являются преступными, но органы, наделенные полномочиями по привлечению правонарушителей к ответственности по не понятной, или понятной для вас причине – бездействуют, то смело приступайте к понуждению этих самых органов, существующих за счет ваших налоговый отчислений, к выполнению возложенной на них работе.

Составляем заявление на ознакомление с материалами проверки

Для того, чтобы эффективнее обжаловать постановление по отказу в возбуждении уголовного дела, нужно внимательно ознакомиться со всеми материалами проверки, которая проводилась по вашему заявлению о совершенном преступлении. Для получения доступа к таким документам, подаем заявление руководителю того следственного органа, следователя или дознавателя, который вынес нам свое отказное постановление. В заявлении пишем:

  1. Свое процессуальное положение: заявитель, реквизиты, контактные данные,
  2. Указываем дату подачи и основную суть своего ранее поданного заявления о возбуждении уголовного дела.
  3. Указываем дату, номер вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
  4. Ставим номер и дату материала проверки. Эти реквизиты стоят в постановлении об отказе в возбуждении дела.
  5. По желанию, пишем свое требование об ознакомлении с документами проверки с применением своих технических средств (отфотографировать куда полезнее, чем просто выписывать отдельные отрывки из текста процессуальных документов).
  6. Ставим ссылку на часть 2 статьи 24 Конституции РФ — ваше право на ознакомление с материалами, которые затрагивают Ваши права и свободы.

Подготовленное вами, или вашим адвокатом заявление направляем адресату заказным письмом по почте с уведомлением о вручении, можно просто принести в канцелярию в двух экземплярах, или передать уполномоченному лицу на личном приеме. В двух последних случаях получивший заявление должен обязательно поставить на втором экземпляре свою подпись и дату приема. Этот экземпляр остается у вас. Иначе вы потом не докажете, что что-нибудь кому-нибудь передавали. Ну вот, заявление написано, и пора посмотреть, что же там наваяли доблестные правоохранительные органы.

Читать дальше:  Возмещение материального ущерба при дтп с виновника

Знакомимся с материалами проверки

Итак, после отправки заявления на ознакомление с материалами проверки нам обязаны назначить место и время для таких действий. Бывает так, что это происходит сразу же после подачи такого заявления.

К сожалению, практика общения с правоохранительными органами бывает очень разнообразной, и порой очень остросюжетной. Если вы по какой-то причине не можете сами ознакомиться с материалами проверки по вашему заявлению о возбуждении уголовного дела или вовсе боитесь, что к вам будет применена применят психологическая или физическая сила сотрудниками ОВД или прокуратуры, вы можете наделить полномочиями на ознакомление с материалами проверки любое лицо. Для этого выписывается такому лицу доверенность и заверяется у нотариуса. Проще доверить это дело адвокату. В этом случае он действует по ордеру.

Просто увидеть материалы проверки – не увидеть ничего. Ознакомиться со всеми материалами проверки – это значит, прежде всего, сделать с них фотокопии. Именно для этого мы и писали пунктом выше в заявлении на ознакомление о применении технических средств. Заранее подготовьтесь в техническом отношении – техника не должна вас подвести в самый ответственный момент.

Ну вот, мы все почитали, изучили и пребываем в шоковой состоянии. Мы понимаем, что оказали нам в нашем заявлении о возбуждении уголовного дела незаконно, но не понимаем – почему это не понимают те, кто нам отказал.

К примеру, из практики адвоката в городе Ростове-на-Дону был случай, когда он написал заявление о привлечении нотариуса к уголовной ответственности за явно мошеннические действия с ее стороны, и получил отказ, причем совершенно ни чем не обоснованный. Обжаловал в прокуратуру, повторная проверка – и снова отказ, и так три раза подряд. Финальный аккорд правда был в пользу его доводов. Как говориться, настойчивость взяла свое.

СОСТАВЛЯЕМ ЖАЛОБУ

Бесспорно, сам процесс составления текста такой жалобы лучше поручить адвокату, который специализируется в уголовно правовой сфере. Можно попробовать написать жалобу самостоятельно. Такая жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела состоит из:

  • точное указание на наименование и адрес правоохранительного органа, в который подается такая жалоба;
  • фамилия, имя, отчество и домашний адрес жалобщика, так же можно указать свой телефон;
  • указание на реквизиты, номер (если есть), дату обжалуемого постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • излагаем свои доводы, подкрепленные, конечно же, ссылками на материалы проверки, несоответствие выводов в обжалуемом постановлении этим материалам, и ссылаемся на нормы УПК РФ;
  • указание обязательно на то, какие именно права заявителя нарушены вынесением необоснованным постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. В этом случае адвокаты обычно ссылаются на статью 45 Конституции РФ — государственная защита прав и свобод граждан и статью 46 Конституции РФ — судебная защита прав и законных интересов граждан;
  • расписываем свои требования. Сухо и без эмоций пишем то, что хотим получить в результате. Например: отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, провести дополнительную проверку, возбудить дело.

В жалобе всегда следует стремиться показать на то, что решение следователя или дознавателя было:

  1. необоснованным, то есть оно было, вынесено преждевременно, без проведения достаточной проверки изложенных вами в заявлении о возбуждении уголовного дела фактов, и(или) не это постановлении совсем не соответствует материалам проведенной проверки;
  2. немотивированным, то есть без понятного изложения причин, опираясь на которые следователь или дознаватель принял свое решение об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. несоответствующим требованиям уголовно-процессуального законодательства. То есть нарушающее нормы процессуального права.

Ваша главная задача — опровергать необоснованные доводы и выводы следователя или дознавателя и приводить собственные обоснованные доводы, которые наоборот, в постановлении об отказе по какой-либо причине не отражены.

ПОДАЕМ ЖАЛОБУ

На основании статей 123, 124, 125 Уголовно процессуального кодекса РФ, жалобы на постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут подаваться руководителю следственного органа, следователь или дознаватель которого выносил отказное постановление, в прокуратуру или в суд. Выбор остается за вами. Можно попробовать по очереди все указанные инстанции в поисках правды.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ

Законом отведено трое суток на рассмотрение жалобы непосредственно руководителем следственного органа или же прокурором. Но в исключительном случае срок может быть продлен и до десяти суток на основании статьи 124 УПК РФ.

Следует учесть, что прокурор может отменить только постановление вынесенное дознавателем. В отношении постановления, которое вынесено следователем, прокурор может направить представление руководителю следственного органа. С представлением руководитель следственного органа может и не согласиться.

Отсюда следует, что постановление об отказное постановление, которое вынесено следователем, будет эффективнее обжаловать непосредственно руководителю следственного органа.

СУДЕБНОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ

Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть подана в районный суд по месту, где производится следствие или дознание. Делается это либо напрямую, либо через следователя или дознавателя. Суд, в течение пяти дней, рассмотрит такую жалобу.

В случае, если жалоба будет удовлетворена, уголовное дело не будет вновь возбуждено автоматически. Вслед за отменой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, будет проведена снова проверка по вашему заявлению о преступлении, и по результатам проверки уже будет вынесено долгожданное постановление о возбуждении уголовного дела или же вновь — отказ.

Онлайн юридическая услуга адвоката: адвокатский кабинет «Гражданское право» оказывает дистанционную юридическую услугу по отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела для клиентов из любого региона России. Если Вы проживаете в Москве, Владивостоке, Калининграде или любом другом городе, Вы можете:

  1. Связаться с адвокатом по адресу: [email protected] или написать на whatsapp: 89897098888.
  2. Заключить онлайн-договор на подготовку заявления в прокуратуру.
  3. Прислать копию вынесенного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, копию первоначального заявления, поданного в полицию.
  4. Оплатить за юридическую услугу 5 000 рублей .
  5. Я пришлю Вам на электронный адрес копии подготовленного мною заявления и скан-копию квитанции, подтверждающей отправку жалобы в прокуратуру Вашего региона.

12 Апр Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела

Несмотря на проведенную реформу органов внутренних дел, многие проблемы, связанные с их деятельностью так и остались нерешенными. Полиция руководствуется принципами, на которых строилась деятельность ее предшественницы – милиции. Это касается и вопросов расследования преступных деяний.

Нередко приходится сталкиваться с необоснованными отказами в возбуждении уголовного дела.

Это происходит, например, от неквалифицированности сотрудника внутренних дел. Так, дело о совершении экономического преступления (мошенничества, преднамеренного или фиктивного банкротства и т.п.) может показаться слишком сложным. Полиции легче отказать, ссылаясь на то, что налицо гражданско-правовой спор, который должен рассматриваться судом.

Расследование очевидного преступления может не начаться по причине заинтересованности в этом сотрудника, рассматривающего заявление. Это либо материальный интерес, либо нежелание портить статистику, либо существующая высокая нагрузка, либо действие «телефонного права».

Отказывая в возбуждении дела о причинении вреда здоровью, сотрудник полиции может указать, что вред здоровью был причинен обоюдно из хулиганских побуждений. Либо вред незначителен (побои или легкий вред здоровью) и дело в порядке частного обвинения должно рассматриваться мировым судьей.

Читать дальше:  Заграничный паспорт нового образца через госуслуги

Обжалование постановления об отказе часто проходит по следующему сценарию. Подается жалоба в прокуратуру либо суд, либо одновременно в обе инстанции. Вскоре становиться известно, что еще до обращения с жалобой, в течение нескольких дней после принятия постановления об отказе прокуратура отреагировала и отменила его, отправив дело на дополнительную проверку. Разбирательство по поданной жалобе при таких обстоятельствах теряет смысл и прекращается.

Заявитель ждет итогов новой проверки, но опять получает отказ, правда, с некоторыми изменениями. Снова обжалует и снова узнает, что пока подавал жалобу, прокуратура сама всё отменила.

По этому кругу можно идти многократно. Можно ли добиться своего? (Здесь мы говорим о случаях действительно необоснованных отказов и об исключительно правовых механизмах решения проблемы.)

К сожалению, однозначно утвердительно на этот вопрос ответить нельзя. Но варианты, безусловно, имеются.

Первое, что следует сделать, — обратиться за квалифицированной помощью. Адвокат Владимир Чикин готов помочь вам инициировать уголовное преследование.

Мы подходим к делу комплексно:

  • осуществляем постоянный контроль за ходом рассмотрения заявления о возбуждении уголовного дела в рамках первичной или повторной проверки;
  • обжалуем не только постановления об отказе, но и бездействие сотрудников полиции;
  • добиваемся возбуждения дисциплинарных проверок в отношении ответственных сотрудников;
  • указываем на те действия, которые необходимо провести в ходе проверки для того, чтобы поводов к отказу более не имелось;
  • при осуществлении данных мероприятий исходим из того, что в последующем будет необходимо обращаться с жалобой в Европейский суд по правам человека; в связи с этим соответствующим образом аргументируем свою позицию и готовим процессуальные документы.

Незаконные отказы в возбуждении уголовного дела являются грубыми нарушениями прав граждан.

Именно поэтому совместный Приказ Генерального прокурора и Министра внутренних дел Российской Федерации № 18/350 «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела» от 16 мая 2005 г., Приказ Генпрокуратуры РФ № 18, МВД РФ № 350 «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела» от 16.05.2005 // Законность. — 2005. — № 8. чрезвычайный по своей сути, без преувеличения произвел революцию в надзоре за рассмотрением сообщений о преступлениях, а эффект значительно вышел за рамки установленной им новеллы.

Процедура утверждения прокурорами решений об отказе в возбуждении уголовного дела органично вписалась в уголовно-процессуальную деятельность. В этом смысле характерно, что не только граждане, но и некоторые адвокаты в своих жалобах отсутствие подписи прокурора на «старых» решениях об отказе в возбуждении уголовного дела стали воспринимать как «нарушение требований УПК».

Тем не менее, юридическое значение акта утверждения прокурором такого постановления остается не вполне ясным: решение лица, проводившего проверку, к этому времени уже действует в полной мере. В частности, перестали течь сроки, отведенные законом для проверки, уведомлен заявитель, а преступление (если оно имело место) перешло в разряд укрытых. Но и следователь (дознаватель), и начальник органа внутренних дел теперь, хоть и несут персональную ответственность за свои решения, подразумевают некоторую их неокончательность: есть еще прокурор, который может не согласиться с их оценкой собранных материалов.

В первое время исполнения Приказа доходило до того, что милицейский начальник, испытывая сомнения, утверждал постановления «на карандаш» и отправлял исполнителя в прокуратуру, чтобы решение утвердил прокурор, а после этого свою резолюцию обводил чернилами. Это, конечно, быстро и без усилий исправленный курьез, но он отчетливо характеризует растерянность некоторых руководителей органов внутренних дел. Принципиальное же значение этот вопрос приобретает при расследовании преступлений должностных лиц, укрывших преступления от учета, когда на первое место выходит доказывание субъективной стороны деяния.

Однако гораздо более глубокие изменения коснулись не теории уголовного процесса и даже не спроса с сотрудников милиции и прокуроров, а самой методологии подходов к распутыванию гордиева узла правоохранительной работы — полноты учета преступлений. Обеспечить исполнение Приказа № 18/350 «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела» от 16 мая 2005 г. старыми средствами оказалось невозможно.

Сейчас уже уверенно можно говорить, что реализация новых полномочий прокурора способствует укреплению законности, а укрытие преступлений сотрудниками милиции перестало существовать как массовое явление.

Наиболее очевидно это отразилось на динамике преступности. В предыдущие годы организации надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях уделялось особое внимание, что сказывалось на постоянном росте числа регистрируемых преступлений, в основном — небольшой и средней тяжести.

Основной рост показывают преступления небольшой и средней тяжести — кражи, мошенничества и грабежи без квалифицирующих признаков, при этом наименее латентные из них — квартирные — остались на прежнем уровне. Вдвое больше выявлено преступлений «двойной превенции» и в сфере незаконного оборота наркотиков.

Барометром, чутко реагирующим на реальное состояние законности в данной сфере, часто оказывается количество и характер жалоб на незаконный отказ в возбуждении уголовного дела, отказ в регистрации или в принятии заявления о преступлении. Анализ поступивших в органы прокуратуры подобных обращений граждан показал, что во многих крупных районах снижение составило от 20 до 50%, а в некоторых районах жалоб нет по два месяца и более. Чухонцев С. Практика надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях // Законность. — 2006. — № 3. — С. 45. При этом число преступлений, поставленных на учет прокурором, из месяца в месяц сокращается до уровня единичных фактов.

Основной причиной изменения ситуации, естественно, стало не само по себе изменение порядка утверждения решений органа дознания. Ведь закон предусматривал такое же направление постановлений прокурору в суточный срок, те же полномочия отменить решения, а ведомственные нормативные акты — обязанность проверять законность постановлений органа дознания. Гораздо важнее оказались меры, которыми прокурор обеспечивает соблюдение законности на всех стадиях рассмотрения сообщений о преступлениях до момента, когда он будет обязан дать оценку принятому решению. Именно в этом и реализуется механизм персональной ответственности за принятые решения.

Для решения задач, поставленных Генеральным прокурором России, потребовалось внести значительные коррективы в организацию работы. Постоянное отслеживание ситуации во всех городах и районах страны стало возможным благодаря ежемесячному мониторингу. Практически все статистические сведения, имеющие значение для работников прокуратуры, помещаются в ежемесячный бюллетень и доступны всем прокурорским работникам в обобщенном виде с разбивкой по районам. Сведения, полученные в ходе мониторинга, становятся поводом для заслушивания отчетов прокуроров и дачи им поручений, ориентиром при планировании выездов в районы.

Основным средством прокурорского надзора в данной сфере стали ежедневные проверки во всех органах внутренних дел поступивших за сутки сообщений о преступлениях. На практике это означает, что прокурорский работник начинает рабочий день в милиции и принимает отчет дежурной смены наряду с начальником ОВД, находится в гуще событий и на месте дает указания — о возбуждении уголовных дел при явных признаках преступления либо о скорейшем сборе дополнительных сведений, необходимых для принятия такого решения. Одновременно проверяется документация, где можно выявить сведения об укрытых преступлениях, в объеме, который ранее рекомендовалось проверять в ходе ежемесячных комплексных проверок.

Читать дальше:  Колледж полиции московская область после 9 класса

Такая система работы должна в принципе исключать проволочки в возбуждении дел, с поправкой на сложность проверки или недостаток профессионализма прокурора.

Значительного внимания требуют материалы, по которым нельзя принять решение немедленно. Для этих случаев предусмотрен следующий этап прокурорского надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях — изучение материалов в процессе проверки. Целесообразно оказалось такую промежуточную проверку проводить в среднем через неделю после регистрации сообщения, т.е. уже после изучения соответствующим начальником при продлении срока проверки, но имея в запасе время для дачи и исполнения указаний.

Наиболее удобным способом их учета и контроля исполнения стало заведение карточки указаний в каждом материале: становится заметной рука, как руководителей органа милиции, так и прокурора, да и движение самого материала предстает в наглядной форме. Как правило, такая проверка проводится прямо в милиции (обычно после разбора суточных материалов), иначе само движение материалов в прокуратуру и обратно создает проблему. Чтобы материалы не «терялись», ведется их учет по КУСП органа внутренних дел. Докладывают не исполнители, а начальники структурных подразделений, что и дисциплинирует, и не отрывает людей от работы.

В подавляющем большинстве случаев на этом этапе судьба материала уже окончательно определяется, и на стадии утверждения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела прокурор видит материал уже в третий раз, поэтому принятые решения практически не отменяются.

Отдельный вопрос — своевременность представления в прокуратуру «отказных» материалов. При существующем уровне организации работы за 24 часа руководители ОВД далеко не все материалы успевают проверить с должным вниманием. Некоторые, оказавшись неготовыми работать в изменившихся условиях, предпочитают лучше нарушить срок, чем утвердить непроверенные решения и представить их прокурору: каждый знает, что может последовать строгое взыскание.

Нарушение Приказа в части соблюдения сроков представления материалов постоянно фигурирует в представлениях прокуроров. Во многом это сняло остроту ситуации, подобные недостатки перестали носить массовый характер.

В свою очередь, прокурорам не всегда удается утвердить решение об отказе в возбуждении уголовного дела в 24-часовой срок. Так, нередко возникает необходимость побеседовать с лицами, фигурирующими в материале, что не всегда возможно сделать за сутки. Порой требуется провести другие проверочные действия. Однако свести эти нарушения к минимуму помогло изучение материалов в ходе проверки: свои сомнения прокуроры устраняют в основном еще до принятия решения.

Кроме того, на выявление незарегистрированных преступлений ориентированы и те прокурорские работники, в обязанности которых не входит надзор за рассмотрением сообщений о преступлениях. Они выявляют преступления в сфере трудовых отношений и занятости населения, предпринимательской деятельности и миграции, посягательства на личную и половую неприкосновенность несовершеннолетних и здоровье населения и др.

Оценить эффективность работы прокуроров позволяет динамика числа зарегистрированных сообщений о преступлениях: в 2005 г. их поступило на 15 тыс. больше, чем в 2004 г. Чухонцев С. Практика надзора за рассмотрением сообщений о преступлениях // Законность. — 2006. — № 3. — С. 47.

Преемственность надзора из-за временного отсутствия работников, кадровых изменений обеспечивается методикой проверок, рекомендованной районным прокурорам. Она основана на выработке четкой системы, алгоритма работы и соответствующей ему формы отчетности, что позволяет контролировать качество и полноту проводимых новым работником мероприятий. Поэтому не возникает сложностей в адаптации, в первый же день исполнения обязанностей по надзору за рассмотрением сообщений о преступлениях работник наглядно представляет, как организована эта деятельность, а ее отдельные направления не остаются в тени. Прокурору района это позволяет в любой момент проверить и поправить работу сотрудника.

Такой подход позволяет и аппарату оценивать деятельность прокуратур районного звена за любой период времени, оперативно и без ущерба для нормальной работы получать и использовать в работе «нестандартные» статистические сведения (например, о количестве опрошенных сотрудниками прокуратуры и руководителями РОВД лиц, изменивших первоначальные показания, и т.п.).

Конечно, состояние законности при регистрации и разрешении сообщений о преступлениях еще далеко от желаемого, встречаются (и не так уж редко) факты нарушения закона. В этой связи значительные усилия прокуроров направлены на повышение ответственности руководителей ОВД и их подчиненных. По результатам рассмотрения 228 представлений в дисциплинарном порядке наказано 273 сотрудника милиции, в том числе 7 начальников ОВД и 50 их заместителей. Там же.

Мощным сдерживающим фактором оказалось возбуждение по фактам укрытия преступлений от учета 23 уголовных дел в отношении сотрудников милиции. Это «отрезвило» многих из тех, кто не осознавал последствий и общественной опасности укрытия преступлений.

Однако некоторые признаки свидетельствуют о том, что инерция мышления, работа по старинке, хотя и сдерживаются жесткими мерами надзора, по-прежнему нацелены на укрытие преступлений. Несомненно, сохранятся провоцирующие факторы, в том числе основной — значительное увеличение нагрузки на следственные и оперативные подразделения.

Поэтому обеспечить законность решений милиции по сообщениям о преступлениях в сложившихся реалиях может лишь исключение самих возможностей укрытия преступлений, своевременное выявление и ликвидация новых лазеек. Именно создание системы надзора, которая в состоянии удовлетворить таким требованиям, представляется единственным средством исполнения Приказа от 16 мая 2005 г. № 18/350 «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела».

Таким образом, В России ежегодно выносится около 2 млн. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, и каждый третий отказной материал — это укрытое преступление. Багаутдинов Ф.Н. Процессуальное положение заявителя.// Законность. — 2001. — № 4. Так, в 2004 г. прокурорами выявлено и отменено 69754 незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с одновременным возбуждением таковых. Характерно, что более половины скрытых от учета преступлений составили кражи. Однако среди них немало и таких опасных преступлений, как убийства, изнасилования, грабежи, разбои, вымогательства. Все это крайне отрицательно влияет на состояние борьбы с преступностью и защиту государством прав человека и гражданина от преступных посягательств. Только во втором полугодии 2004 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего количество возбужденных уголовных дел сократилось почти в 1,5 раза. Связано это не только с общим снижением уровня преступности по стране, но и с изменением процедуры возбуждения уголовных дел.

Общий итог практики исполнения Приказа № 18/350 «О мерах по укреплению законности при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела» от 16 мая 2005 г. однозначен: массовое укрытие преступлений путем незаконного отказа в возбуждении уголовного дела прекращено. И все же не все факты совершения преступлений оказываются известны органам внутренних дел. Не секрет, что низкий уровень доверия к милиции отвращает многих граждан и руководителей предприятий от мысли обратиться туда за защитой от преступных посягательств.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector