Задайте вопрос нашему юристу бесплатно: 8 800 350-23-69 доб. 632
Вы здесь:  / Юридические справки / Невыполнение приказа военнослужащим по контракту

Невыполнение приказа военнослужащим по контракту

1. Неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия, —

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 332 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ порядок воинской подчиненности, т.е. регулируемые законами и воинскими уставами военно-служебные отношения между командирами (начальниками) и подчиненными.

Основным принципом организации и внутреннего построения Вооруженных Сил и других войск РФ является единоначалие. Согласно ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ и ст. 9 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (в ред. 29.07.2011) , единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Оно выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать соответствующие приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение и в обязанности подчиненного беспрекословно повиноваться. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 47 (ч. 1). Ст. 5749; 2008. N 43. Ст. 4921; 2011. N 4. Ст. 572; N 18. Ст. 2595; N 31. Ст. 4714.

Понятие приказа определено ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, согласно которой приказ — это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение. Приказ по форме может быть письменным, устным или переданным по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Согласно Закону о воинской обязанности (п. 3 ст. 37), военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона. Ответственность за отдачу и исполнение незаконного приказа решается в соответствии со ст. 42 УК.

Приговором Новосибирского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения кассационным определением и постановлением президиума Западно-Сибирского окружного военного суда, капитан Д. осужден по ч. 1 ст. 332 УК к ограничению по военной службе на один год с удержанием в доход государства 15% денежного довольствия.

Как установил суд, в присутствии офицеров и представителя штаба Сибирского военного округа Д. открыто отказался исполнять приказ командира части, изданный во исполнение приказа командующего войсками Сибирского военного округа, об убытии для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа.

Военная коллегия Определением от 7 марта 2007 г. отменила приговор и прекратила уголовное дело за отсутствием в действиях Д. состава преступления.

По смыслу закона ответственность за данное преступление установлена за неисполнение подчиненным только законного приказа начальника.

Д. как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании не признавал себя виновным в совершении инкриминируемого ему деяния. В суде он показал, что отказался убывать к новому месту службы, так как усомнился в законности приказов об этом, поскольку согласия на прохождение военной службы в миротворческой бригаде не давал.

Как видно из копии представления, Д. представлялся к назначению на должность командира группы специального назначения роты специального назначения отдельного разведывательного батальона отдельной (миротворческой) мотострелковой бригады Приволжско-Уральского военного округа.

В соответствии с выпиской из приказа командующего войсками Сибирского военного округа командир группы специального назначения роты специального назначения части Д. освобожден от занимаемой должности и откомандирован по замене в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа. В этом же приказе указано, что Д. предназначен для назначения в миротворческую бригаду.

Таким образом, приведенными доказательствами по делу подтверждается факт откомандирования Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа для назначения на должность командира группы специального назначения роты специального назначения именно в миротворческую бригаду (специальный воинский контингент).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.06.1995 N 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (в ред. от 07.02.2011) военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2401; 2011. N 7. Ст. 901.

В п. 4 Положения о специальном воинском контингенте в составе Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 N 1251 , установлено, что воинский контингент комплектуется на добровольной основе военнослужащими Вооруженных Сил РФ, проходящими военную службу по контракту.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 44. Ст. 5015.

По смыслу названных нормативных правовых актов при решении вопроса об откомандировании военнослужащего в целях его назначения на должность в воинские части Вооруженных Сил РФ, предназначенные для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (специальный воинский контингент), в обязательном порядке требуется получение согласия военнослужащего.

Как усматривается из материалов уголовного дела, такого согласия Д. не давал.

С учетом изложенного приказы командования об откомандировании Д. в распоряжение командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа отданы с нарушением требований законодательства РФ. (В комментарии к гл. 33 УК все примеры приведены из обзорных справок Военной коллегии ВС РФ.)

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Закона о воинской обязанности командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 42 УК неисполнение заведомо незаконных приказа и распоряжения исключает уголовную ответственность военнослужащих по комментируемой статье.

Таким образом, преступлением признается неисполнение приказа командира (начальника), отданного в порядке службы и не противоречащего закону. Неисполнение приказа, противоречащего закону или отданного не в порядке службы, не образует рассматриваемого преступления.

Преступление, предусмотренное ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, относится к преступлениям небольшой тяжести; ч. 2 — к преступлениям средней тяжести.

2. С объективной стороны преступление — это неисполнение приказа, которое совершается в форме неповиновения или иного умышленного неисполнения приказа.

Неповиновение или иное умышленное неисполнение приказа означает открытый отказ от исполнения приказа, когда виновный в категорической форме заявляет или иным способом демонстрирует свое намерение не исполнять приказ или принимает приказ к исполнению, но умышленно не исполняет действий, предписанных приказом, или совершает действия, запрещенные приказом, или не предпринимает действий для своевременного, полного и точного исполнения приказа.

Обязательным признаком преступления является последствие — существенный вред интересам службы. Содержание этого понятия закон не раскрывает.

Для признания преступления оконченным необходимо фактическое причинение вреда. Он может иметь конкретные проявления как материального, так и нематериального характера, зависеть от конкретных обстоятельств дела и должен определяться судом на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, оценки важности нарушенных охраняемых законом государственных и общественных интересов в области военной службы, прав и свобод человека и гражданина, отдельного военнослужащего и в целом порядка прохождения военной службы, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, обстановки, места и времени.

Существенным вредом интересам службы может быть признан вред, выражающийся, например, в подрыве, в связи с совершенным преступлением, воинской дисциплины в подразделении (части), срыве задания по службе, повреждении или уничтожении имущества, причинении значительного материального ущерба, существенном ущемлении прав и законных интересов военнослужащих.

Между последствием и неисполнением приказа должна быть установлена причинная связь.

Преступление является оконченным с момента наступления последствий.

Если вследствие неисполнения приказа причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть по неосторожности, действия виновного кроме комментируемой статьи должны быть квалифицированы по соответствующим статьям о преступлениях против жизни и здоровья.

3. Субъектами неисполнения приказа могут быть военнослужащие, подчиненные начальнику по службе или по воинскому званию, а также военнослужащие, которые в случае нарушения воинской дисциплины или общественного порядка обязаны выполнять требования старших по воинскому званию об устранении этих нарушений, а также военнослужащие при совместном выполнении обязанностей военной службы, начальниками которых выступают старшие по воинскому званию или по занимаемой должности.

Статья 37 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10.11.2007 N 1495, предусматривает, что старшие по своему служебному положению и воинскому званию в случае нарушения младшими воинской дисциплины, общественного порядка или других правил поведения должны требовать от них устранения этих нарушений. При невыполнении этих требований младшие по воинскому званию могут быть признаны субъектами рассматриваемого преступления.

При совместном выполнении обязанностей военнослужащими, не подчиненными друг другу, когда их служебные взаимоотношения не определены командиром (начальником), старший из них по должности или по воинскому званию является начальником. Ответственность за неисполнение приказа начальника также наступает по комментируемой статье.

Читать дальше:  Заявление на прописку форма 6 образец заполнения

4. С субъективной стороны преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.

5. Квалифицирующим признаком преступления (ч. 2 комментируемой статьи) является совершение преступления:

— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ст. 35 УК).

Неисполнение приказа, совершенное группой лиц и группой лиц по предварительному сговору, является таковым, когда все участники группы выступали соисполнителями преступления, т.е. принимали участие в выполнении объективной стороны состава этого преступления. При этом все соисполнители преступления являются военнослужащими. Гражданские лица не должны признаваться исполнителями (соисполнителями) этих преступлений, а могут выступать лишь их соучастниками в виде организатора, подстрекателя либо пособника (ч. 4 ст. 34 УК). Совершение преступления группой лиц без предварительного сговора предполагает согласованность действий участников группы, когда каждый участник группы сознает, что он действует согласованно с другими участниками группы, хотя предварительного сговора между ними не было. Предварительный сговор на неисполнение приказа может иметь место до получения приказа начальника, когда подчиненным стало известно, что приказ им будет отдан, во время отдачи начальником приказа, а также после получения подчиненными приказа начальника, когда подчиненные договариваются не исполнять приказ.

Совершая преступления организованной группой, отдельные участники группы могут не принимать непосредственного участия в выполнении объективной стороны состава преступления, но участвовать в подготовке или совершении этого преступления. При этом все участники организованной группы признаются исполнителями совершенного преступления, их действия подлежат квалификации по ч. 2 комментируемой статьи без ссылки на ст. 33 УК;

— повлекшие тяжкие последствия.

Содержание понятия тяжких последствий, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, отличается от понятия существенного вреда большей степенью общественной опасности причиненного вреда. К тяжким последствиям могут быть при определенных обстоятельствах и условиях отнесены: наиболее серьезные формы подрыва воинской дисциплины и боеготовности подразделения, части (явное нарушение правопорядка в подразделении, части, срыв боевого задания или серьезное затруднение выполнения боевой задачи на учении, боевом дежурстве и т.п.), катастрофы и аварии, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, наиболее опасные формы причинения вреда личности военнослужащих или граждан.

В соответствии со ст. 26 УК отношение к тяжким последствиям неисполнения приказа, квалифицируемого по ч. 2 комментируемой статьи, может характеризоваться и неосторожностью.

6. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного либо недобросовестного отношения к службе, повлекшее тяжкие последствия. Субъективное отношение лица к совершаемому преступлению — неосторожная форма вины.

Как поступать командиру (начальнику), если военнослужащий не выполняет его законный приказ

полковник юстиции , начальник кафедры теории, истории государства и международного права Военного университета, кандидат философских наук, доцент; капитан , слушатель военно-юридического факультета Военного университета

Одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руковод­ства ими и взаимоотношений между военнослужа­щими является принцип единоначалия. Основы еди­ноначалия выражаются в праве командира едино­лично принимать решение, отдавать соответству­ющие приказы и обеспечивать их выполнение, и обязанности военнослужащего беспрекословно под­чиняться. Обсуждение приказа недопустимо, а не­повиновение или другое неисполнение приказа яв­ляется воинским преступлением (ст. 30 Устава внут­ренней службы Вооруженных Сил Российской Фе­дерации[1]).

Приказ — это распоряжение командира, обра­щенное к подчиненным и требующее обязательно­го выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение.

Приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или груп­пе военнослужащих. Законность приказа означает то, что он должен соответствовать требованиям законов, воинских уставов, отдаваться в порядке и в интересах службы. Часть 3 статьи 36 Закона Рос­сийской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, не имеющие отношения к военной службе и направ­ленные на нарушение закона. Но, согласно статьям 34, 35 и 41 УВС ВС, приказ может касаться не толь­ко служебной деятельности, но и поведения воен­нослужащего вне службы, в общественном ме­сте.

В случае неисполнения приказа подчиненным командир обязан принять все установленные меры принуждения, вплоть до ареста виновного и при­влечения его к уголовной ответственности, причем оружие может быть применено в исключительных случаях. Неисполнение приказа является опасным посягательством на порядок подчиненности.

Какие же наказания и меры воздействия предус­мотрены за неисполнение приказа? Ответы мы мо­жем найти в Уголовном кодексе Российской Феде­рации (введен в действие с 1 января 1997 года), Ус­таве внутренней службы и Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации, прика­зах Министра обороны от 1985 года № 87 «Об от­ветственности военных строителей за преступления и административные правонарушения», от 1988 года № 38 «Об укреплении законности в админист­ративной деятельности в армии и на флоте», при­казах Министра обороны Российской Федерации от 1993 года № 000, от 1997 года № 000, Обзоре судеб­ной практики Верховного Суда Российской Феде­рации за 1996 год (по уголовным делам), Обзоре кассационной и надзорной практики Военной кол­легии Верховного Суда за 1996 год, а также, исполь­зуя учебные пособия («Уголовное право»; Военный институт, 1985 год; «Криминология» под редакци­ей Долговой , Инфра-М., 1997 год).

1. Сначала рассмотрим исключительную меру-применение оружия. Часть 3 статьи 1 Закона Рос­сийской Федерации «О статусе военнослужащих» определяет, что военнослужащий имеет право на применение оружия, в порядке и на основаниях, установленных законодательством Российской Фе­дерации и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации. Некоторых военачаль­ников данная формулировка вполне устраивает без каких-либо дополнений, и поэтому известны слу­чаи, когда в мирное время наши командиры сами хватались за пистолет или открывали оружейные комнаты и вооружали солдат с целью применения оружия для восстановления уставного порядка и дисциплины.

Но согласно статье 9 ДУ ВС и частя 5 статьи 11 УВС ВС, применение командиром оружия лич­но или его приказ на применение оружия для вос­становления дисциплины и порядка в случае от­крытого неповиновения подчиненного возможны только в боевой обстановке, когда действия под­чиненного направлены на срыв боевой задачи, а в условиях мирного времени, — когда действия подчиненного направлены на измену Родине. Применение оружия в мирных условиях возмож­но также в случаях, указанных в части 3 статьи 11 УВС ВС, а именно:

— отражения группового или вооруженного на­падения на охраняемые военные или государствен­ные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения во­инских частей, воинские эшелоны, колонны машин и единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невоз­можно;

— для пресечения попытки насильственного зав­ладения оружием и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

— для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здо­ровью, если иными способами и средствами защи­тить их невозможно;

— для задержания лица, совершившего преступление либо застигнутого при совершении тяжкого и опасного преступления, оказывающего вооружен­ное сопротивление, а также вооруженного лица, от­казывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами, средствами подавить сопротивление, задержать преступника или изъять оружие невозможно.

В любом случае, применению оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применить.

Таким образом, ясно, что оснований у коман­дира по применению оружия к неподчиняющимся военнослужащим немного, и каждый случай при­менения оружия подлежит административному рас­следованию. Но при открытом неповиновении большинства военнослужащих, грозящем перерас­ти в сопротивление, можно использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи (т. е. выстрелить вверх), в соответствии с частью 2 статьи 12 УВС ВС.

2. За неисполнение приказа предусмотрена ста­тьей 332 Уголовного кодекса Российской Федера­ции уголовная ответственность.

Возможно умышленное и неосторожное неис­полнение приказа. Умышленное неисполнение при­каза начальника может выражаться в открытом неповиновении или при внешнем принятии прика­за, в его умышленном фактическом неисполнении. Формой умышленного неисполнения приказа мо­гут быть совершение действий, запрещенных при­казом, а также иное несвоевременное или неполное исполнение приказа, который фактически оказал­ся умышленно неисполненным.

Уголовно наказуемым является лишь такое умышленное неисполнение приказа, которое при­чинило существенный вред интересам службы. Вред может быть физическим, имущественным или орга­низационным. Существенный вред следует пони­мать в первую очередь как вред, затрагивающий сущность воинских отношений подчиненности (подрыв воинской дисциплины, провокация к не­ исполнению приказов другими военнослужащими, падение авторитета начальника и т. д.). Физический вред может выражаться в причинении вреда здоро­вью людей, а имущественный – в нанесении ущер­ба воинской части, боевой технике, другому иму­ществу.

За совершение преступления, указанного в части 1 статьи 332 УК РФ, предусмотрено наказами для военнослужащих, проходящих военную служ­бу по контракту, — в виде ограничения по военной службе[2] на срок до двух лет, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — в виде содержания в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет либо ареста на срок до шести меся­цев для всех военнослужащих.

Неисполнение приказа, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно повлекшие тяж­кие последствия, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (часть 2 статьи 332 УК РФ).

К тяжким последствиям могут быть отнесены: причинение смерти по неосторожности, умышлен­ное причинение средней тяжести вреда здоровью, а также более опасные последствия для людей, допол­нительно квалифицируемые по статьям главы о преступлениях против жизни и здоровья. Тяжкие последствия могут включать в себя срыв мероприятий по обеспечению боевой готовности, вывод из строя боевой техники, причинение значительного материального ущерба и т. п.

Уголовная ответственность за неумышленное неисполнение приказа наступает при правонарушениях, повлекших тяжкие последствия. Данное пре­ступление наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо содержанием в дис­циплинарной воинской части на срок до двух лет (часть 3 статьи 332 УК РФ).

Читать дальше:  Можно ли перевыставлять электроэнергию арендаторам

3. Прочее неисполнение приказа наказывается в порядке, предусмотренном ДУ ВС РФ. Тяжесть на­казания зависит от тяжести совершенного проступ­ка, воинского звания и должности командира, при­меняющего дисциплинарное взыскание и воинско­го звания нарушителя.

На военнослужащих рядового и сержантского состава может быть наложено взыскание, предус­мотренное статьями 51-53 ДУ ВС РФ: от выговора до ареста, с содержанием на гауптвахте на срок до 10 суток (на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту — до 7 суток) и увольнения в запас военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

На прапорщиков и мичманов могут налагаться взыскания, предусмотренные статьей 62 ДУ ВС РФ, от выговора до ареста с содержанием на гауптвах­те на срок до 5 суток и до досрочного увольнения в запас. Причем арест может быть применен к воен­нослужащим лишь в случае открытого неповино­вения (часть 2 статьи 9 ДУ ВС РФ).

На офицеров могут налагаться взыскания, пре­дусмотренные статьей 69 ДУ ВС РФ, а именно: вы­говор, строгий выговор, предупреждение о непол­ном служебном соответствии, снижение в должнос­ти, досрочное увольнение в запас офицеров от за­местителей командиров полков, старших помощни­ков командиров кораблей 1 ранга и ниже.

Наложению дисциплинарного взыскания долж­но предшествовать разбирательство для установле­ния причин и условий, способствовавших соверше­нию данного проступка.

Исходя из вышеизложенного, порядок действий командира при неисполнении приказа его подчи­ненными необходимо дифференцировать в каждом конкретном случае, в зависимости от личности пра­вонарушителя и его воинского звания. Если право­нарушение совершено рядовыми, сержантами или старшинами, то порядок действий командира должен быть следующим:

1. Оценить тяжесть совершения данного право­нарушения и принять, если необходимо, неотлож­ные меры:

а) отстранение военнослужащего от должности;

б) немедленный арест военнослужащего необхо­димо произвести в следующих случаях:

— если проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 332 УК РФ;

— если произошло открытое неповиновение, а другие меры воздействия не повлияли на его пове­дение.

Если открытое неповиновение перерастает в со­противление командиру, то командир может ис­пользовать других военнослужащих, например су­точный наряд, для изоляции данных неповиную­щихся законному приказу, с целью произведения ареста. В данном случае арест может быть произве­ден в соответствии с правилом, установленным ча­стью 2 статьи 83 ДУ ВС, которая указывает, что право ареста в отношении солдат, матросов, стар­шин и сержантов принадлежит всем офицерам.

Если проступок военнослужащего содержит при­знаки состава преступления, то необходимо доло­жить командиру воинской части. Командир части уведомляет прокурора, при необходимости возбуж­дает уголовное дело и назначает дознание. Наказа­ние военнослужащего в дисциплинарном порядке (в том числе и арест) не освобождает его от уголов­ной ответственности.

2. Произвести разбирательство в соответствии со статьей 86 ДУ ВС с целью выявления причин и условий, способствовавших совершению проступ­ка.

Это очень важный этап деятельности команди­ра. От того, насколько правильно он выяснит при­чины совершения правонарушения и сможет с ними бороться, зависит совершение подобных правона­рушений в дальнейшем.

Если в коллективе благоприятный климат, ат­мосфера нетерпимости к нарушениям воинской дис­циплины, а совершение проступков военнослужа­щими зависит только от личной недисциплиниро­ванности, необходимо вести работу с конкретны­ми личностями. Наиболее эффективными являют­ся личная беседа с разъяснением оснований ответственности за совершение воинских преступлений, а также вызов на беседу с военным прокурором. И, конечно, применение соответствующего дисципли­нарного взыскания.

Если в коллективе неблагоприятная атмосфера в плане борьбы с нарушениями воинской дисцип­лины, то помимо наказания непосредственных ви­новных в дисциплинарном порядке, необходимо использовать все способы воспитания личного со­става с привлечением всех офицеров части к жест­кому контролю за военнослужащими. Но и здесь одно средство воздействия по своей эффективнос­ти можно выделить из остальных: договориться с руководством одной из дисциплинарных частей и пригласить на встречу с личным составом одного из осужденных, отбывающих там наказание. Опыт показывает, что откровенные рассказы осужденных влияют на солдат в несколько раз сильнее лекции офицера.

При неисполнении приказа офицерами или пра­порщиками и мичманами также необходимо выяс­нить причины совершения проступка.

Причинами открытого неповиновения может быть нежелание продолжать военную службу, лич­ная неприязнь к командиру, нахождение в состоя­нии сильного душевного волнения, состоянии ал­когольного или наркотического опьянения и др. Но в каждом конкретном случае необходимо разоб­раться и привлечь к уголовной ответственности или к дисциплинарной — вплоть до увольнения с воен­ной службы в соответствии с пунктами «б» и «в» части 2 статьи 49 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Но офицеры и прапорщики — это все-таки более сознательная категория военнослужащих, и им в основном не нужно объяснять, какие последствия могут наступить за невыполнение приказа. Чаще всего неисполнение ими приказа наступает неумыш­ленно, вследствие халатности, небрежности или нео­сторожности. В данном случае можно ограничить­ся дисциплинарным взысканием, если не наступи­ли тяжкие последствия.

Выяснение причин неисполнения приказа позво­ляет не только определить вид юридической ответ­ственности и меру наказания, но и предотвратить совершение подобных правонарушений путем пуб­личного обсуждения проступков офицеров, прапор­щиков и мичманов. Для этих целей можно исполь­зовать собрания военнослужащих воинской части либо товарищеские суды чести, которые при пра­вильном проведении заседаний имеют большое вли­яние на участников.

Неисполнение законного приказа — это право­нарушение, посягающее на основу строительства Вооруженных Сил Российской Федерации — прин­цип единоначалия, за совершение которого предус­мотрена дисциплинарная или уголовная ответствен­ность. Ни одно неисполнение законного приказа не должно оставаться безнаказанным, поскольку без­наказанность порождает вседозволенность, а это фактически означает прекращение существования части как боевой единицы. Но чтобы наказание было эффективным, оно должно быть законным, своевременным и соответствующим тяжести послед­ствий неисполнения приказа. Только так можно сохранить воинскую дисциплину в войсках на вы­соком уровне, который позволит обеспечить выпол­нение поставленных боевых задач по защите Оте­чества.

[1] Далее в статье УВС ВС, Дисциплинарный Устав — ДУ ВС.

[2] При данном наказании из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

В настоящее время в Федеральной пограничной службе Российской Федерации разработана Инструкция об орга­низации контроля за поведением военнослужащих, условно осужденных и осужденных к ограничению по военной службе (введена в действие приказом ФПС РФ от 1 февраля 1997 года № 88).

А.Г. Тищенко, капитан юстиции, офицер юридической службы ВС РФ.

Думаю, читатель согласится со мной, что название статьи само по себе "режет" слух каждому, кто имеет непосредственное отношение к военной службе. Беспрекословное выполнение подчиненным приказа, отданного ему командиром (начальником), — основной признак единоначалия, которое, в свою очередь, является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Более того, в абз. 3 ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — УВС ВС РФ) сказано: обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением .
———————————
Это утверждение более подробно будет рассмотрено ниже.
Однако, несмотря на всю ясность и незыблемость вышеназванных положений, время от времени в тех или иных ситуациях возникает спор на предмет выполнения подчиненным незаконного приказа командира (начальника). Обсуждаются и иные формы рассматриваемой проблемы: имеет ли право военнослужащий не выполнять заведомо незаконный приказ командира (начальника)? Необходимо ли привлекать военнослужащего, не выполнившего незаконный приказ, к юридической ответственности? Существует и более "радикальное" мнение: подчиненный, получив незаконный приказ, обязан доложить о незаконности приказа отдавшему его командиру (начальнику) и в случае подтверждения его исполнения, не исполняя незаконный приказ, доложить о его получении вышестоящему командиру (начальнику).
Имеют ли перечисленные вопросы законные основания? Или же они являются следствием искаженного понимания демократических процессов, происходивших и происходящих в нашей стране, охвативших все институты государства, в том числе и Вооруженные Силы? Попытаемся разобраться.
Итак, должен ли исполняться военнослужащим незаконный приказ? Ключевым словом в этом предложении является слово "незаконный". Именно оно вызывает чувство сомнения в истинности возможного ответа на вопрос и предопределяет его структуру. Действительно, вопрос: "Должен ли военнослужащим исполняться законный приказ?" — лишен содержания, поскольку на него без раздумий готов ответ: "Так точно!" Именно такой смысл содержат в себе ст. ст. 30 и 31, ст. ст. 38 — 41 УВС ВС РФ. Кратко их (названных статей УВС ВС РФ) суть может быть выражена в двух тезисах:
— военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона;
— приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.
Но если командир (начальник) отдает незаконный приказ? Какие действия должен (или обязан, или имеет право) предпринять военнослужащий, получивший данный приказ, чтобы при этом не нарушить закон самому? Возможен ли он (незаконный приказ) вообще?
Исходя из содержащихся в ст. 30 и ст. ст. 38 — 41 УВС ВС РФ требований, незаконный приказ в принципе (читай " в теории") невозможен. Однако повседневная жизнь и деятельность войск доказывает обратное: незаконные приказы существуют. Это положение дел законодатель не мог не учитывать и должен был бы предусмотреть определенный порядок реакции полномочных на то субъектов военно — служебных отношений на несоответствие отданного приказа законодательству. Установлен ли законодательством такой порядок?
Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо дать определение применяемых в настоящей статье понятий, а также показать значение часто употребляемых в служебной деятельности слов и фраз в целях правильного понимания смысловой нагрузки, вложенной в них законодателем.
Приказ — это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (абз. 1 ст. 36 УВС ВС РФ).
Во второй части указанной нормы определено: приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным документом (правовым актом ) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).
———————————
См. п. 26 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170.
Правовой акт — общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (см. постановление Государственной Думы "Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации" от 11 ноября 1996 г. N 781-11 ГД).
Учитывая важность сказанного, акцентируем внимание на последнем предложении: правом на отдание письменного приказа обладают только командиры воинских частей или начальники учреждений.
Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками).
Представляется, что данное положение не носит запретного характера и не исключает отдания письменного приказа (кроме командиров воинских частей и начальников учреждений) командирами (начальниками).
Например, в случае отсутствия возможности отдания приказа устно или по техническим средствам связи командиры (начальники) могут применить письменную форму отдания приказа. Однако в этом случае такой приказ не будет являться основным распорядительным документом военного управления (правовым актом).
Здесь уместно остановиться и на определении понятия командира (начальника) в том смысле, в котором это понятие применяется в федеральных законах "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и в общевоинских уставах ВС РФ.
Командир (начальник) — это воинское должностное лицо, обладающее всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, правом единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов, воинских уставов и требовать их выполнения.
Возвращаясь к обсуждаемой проблеме, проанализировав положения УВС ВС РФ, касающиеся исполнения приказа, можно сделать вывод: устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров, воинские уставы исходят из презумпции их законности и соответствия интересам службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника.
Аналогичная точка зрения содержится и в абз. 1 п. 3 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г., который устанавливает, что командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
В абз. 3 ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. также закреплен принцип беспрекословного выполнения военнослужащим приказов командира.
Таким образом, на основании указанных выше норм можно сделать следующий вывод: военнослужащий, получивший приказ, обязан выполнить его не только точно и в срок, но и беспрекословно. Обсуждение приказа недопустимо. Обязанностью военнослужащего является беспрекословное выполнение полученного приказа.
Как следствие существующего положения, касающегося исполнения военнослужащим приказа, он (военнослужащий) не имеет права совершать иные действия по отношению к полученному приказу, будь то обсуждение, не строгое (не точное) или несвоевременное (не полное) его выполнение. Более того, абз. 3 ст. 30 УВС ВС РФ, кажется, уже окончательно исключает возможность спора по данному вопросу: неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.
Однако не будем забывать, что вышеуказанный порядок исполнения приказа установлен исходя из презумпции его законности и соответствия интересам службы. Но возможности какой-либо реакции военнослужащего на получение незаконного приказа ни Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ни Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", ни УВС ВС РФ не содержат. Отсюда можно сделать еще один вывод: военнослужащий, получивший приказ (любой: законный или незаконный), обязан его беспрекословно выполнить, точно и в срок. Только в этом случае он не нарушит законов Российской Федерации и требования общевоинских уставов.
Действительно, такое положение дел является верным и единственно возможным, иначе ни о каком единоначалии и управлении в Вооруженных Силах не приходится говорить. Нетрудно себе представить, во что бы вылилось предоставление военнослужащему, получившему приказ, права на оценку (а впоследствии и на соответствующие действия) соответствия полученного приказа законодательству, его справедливости и целесообразности, исходя из его (военнослужащего) внутреннего убеждения, уровня образования и сознания.
Косвенно полученный вывод об обязательности беспрекословного выполнения военнослужащим приказа командира (начальника) подтверждает также то, что ответственность за законность отдаваемого приказа несет командир (начальник).
Например, в ст. 38 УВС ВС РФ определено: командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.
Командиры (начальники), отдавшие приказы, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").
Военнослужащие (в том числе командиры и начальники) в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско — правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих".
За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско — правовую ответственность.
За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Таким образом, командир (начальник) за незаконный приказ, отданный подчиненному, может быть привлечен в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско — правовой и уголовной ответственности .
———————————
Здесь обратим внимание на то, что, как нами было установлено выше, военнослужащий, выполнивший незаконный приказ, ответственности за него (приказ) и за его последствия не несет. Напомним, что такой вывод позволяет сделать анализ соответствующих норм, содержащихся в федеральных законах "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и УВС ВС РФ.
Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — ДУ ВС РФ), к административной — в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и ДУ ВС РФ, к материальной — в соответствии с Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих" от 12 июля 1999 г., к гражданско — правовой — в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и, наконец, к уголовной — в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
ДУ ВС РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Федеральный закон "О материальной ответственности" и Гражданский кодекс не содержат положений, каким-либо образом изменяющих порядок, относящийся к исполнению приказа, установленный в Федеральных законах "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе" и УВС ВС РФ.
Представляется, что споры, касающиеся обязанности выполнения незаконного приказа, породила ст. 42 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ней сказано:
"1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
2. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector