Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Незаконная охота состав и виды этого преступления

Незаконная охота состав и виды этого преступления

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным — сто двадцать тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 258 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — отношения по охране и рациональному использованию диких животных.

К специальным нормативным актам, которыми регулируется охота, прежде всего относятся: Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) (далее — Закон об охоте), Закон о животном мире; Приказ Минприроды России от 16.11.2010 N 512 (в ред. от 05.09.2012), утвердивший Правила охоты , нормативные правовые акты субъектов РФ. Все иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с Законом об охоте. До их приведения в соответствие с Законом об охоте законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Закону.
———————————
СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735; N 52 (ч. 1). Ст. 6441, 6450; 2010. N 23. Ст. 2793; 2011. N 1. Ст. 10; N 25. Ст. 3530; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6732; N 50. Ст. 7343.

РГ. 2011. N 39; 2012. N 130, 239.

3. Предмет преступления составляют охотничьи ресурсы — объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты. В соответствии со ст. 11 Закона об охоте к таковым относятся: млекопитающие (кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, лань, серна, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом и др.); медведи; пушные животные (волк, шакал, лисица, корсак, песец, росомаха, барсук, куницы, соболь, норки, выдры, белки, хомяки, ондатра и др.); птицы (гуси, утки, казарки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, фазаны, улары, бекасы, дупеля, голуби, горлицы и др.).

В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, частиковые. Законами субъектов РФ допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Закона об охоте.

Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ, за исключением отлова таковых в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов.

Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества , а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц иным образом (при наличии признаков состава) — как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК).
———————————
См.: БВС РФ. 1999. N 1. С. 5.

4. Объективная сторона преступления состоит в производстве незаконной охоты при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. п. «а» — «г» ч. 1 комментируемой статьи.

Охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (ст. 1 п. 5 Закона об охоте). Частью 2 ст. 57 Закона об охоте и ведомственными нормативными актами к ней приравнивается пребывание в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Например, нахождение А. в охотничьих угодьях с оружием в чехле было приравнено к охоте . Однако представляется, что, исходя из определения охоты, данного в Законе об охоте, признание нахождения лица с оружием на территории охотничьего угодья преступлением является чрезмерно расширительным понятием охоты. Эти действия могут быть расценены лишь как приготовление к преступлению, но в силу ч. 2 ст. 30 УК они уголовно не наказуемы, поскольку незаконная охота не относится к числу тяжких и особо тяжких преступлений. Возможно только применение мер административной ответственности.
———————————
См.: БВС РФ. 2004. N 34. С. 14.

В России разрешена промысловая, спортивная, любительская охота, охота в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, регулирования численности охотничьих ресурсов, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, их содержания и разведения в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 12 Закона об охоте).

Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основе этих правил высшее должностное лицо субъекта РФ определяет виды разрешенной охоты и параметры ее осуществления в соответствующих охотничьих угодьях.

Преступлением может быть признана только незаконная охота. Незаконной считается охота без надлежащего на то разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами, в том числе осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту либо получившим разрешение без необходимых оснований незаконным путем (абз. 2 п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Охотником, т.е. лицом, имеющим право на охоту, признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.

Охотник должен иметь охотничий билет (за исключением иностранных граждан) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Удостоверением на право охоты служат (в зависимости от вида охоты и категории охотника) по общему правилу путевка (документ, подтверждающий наличие договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное охотнику. Для ведения промысловой, любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях по смыслу ст. ст. 13 — 14 Закона об охоте достаточно только разрешения, хотя очевидно, что ведение промысловой охоты без предварительного заключения договора вряд ли возможно. В любом случае основным документом является разрешение. В нем указываются: сведения об охотнике; вид охоты; сведения о добываемых охотничьих ресурсах; их количество; сроки и места охоты. Порядок выдачи разрешений конкретизируется в Приказе Минприроды России от 23.04.2010 N 121 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов» (в ред. от 19.06.2012) .
———————————
РГ. 2010. N 138, 216; 2011. N 257; 2012. N 183.

Разрешения выдаются: а) охотникам в закрепленных охотничьих угодьях — юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, в общедоступных охотничьих угодьях — органом исполнительной власти субъекта РФ; на особо охраняемых природных территориях — соответствующими природоохранными учреждениями; б) работникам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — этими предпринимателями и юридическими лицами; юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основе заключенных ими охотхозяйственных соглашений — органами государственной власти в пределах их полномочий (ст. 31 Закона об охоте). Приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93 утверждена примерная форма охотхозяйственного соглашения (в ред. от 13.07.2011) .
———————————
БНА. 2010. N 22; РГ. 2011. N 216.

Читать дальше:  Может ли пристав лишить водительских прав должника

Разрешение действует только в указанном в нем месте и в указанные даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.

Охота без надлежащего разрешительного документа или с просроченным разрешением признается охотой без разрешения. Под признаки такой охоты подпадает также добыча зверя или птицы сверх установленной в разрешении нормы или не тех пород, на добычу которых выдано разрешение, либо с нарушением указанных в разрешении сроков или не в тех местах, которые указаны в разрешении.

К запрещенным для охоты местам относятся территории заповедников, заказников, зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей, а также другие места, запрещенные соответствующими актами высших должностных лиц субъектов РФ (обычно указываются в приложениях к правилам охоты).

Охота в запрещенные сроки — это охота в то время, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для добычи отдельных видов охотничьих ресурсов. Они устанавливаются применительно к местным условиям.

Перечни запрещенных орудий и способов охоты изложены в Правилах охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 N 512 (в ред. от 05.09.2012) .
———————————
РГ. 2011. N 39; 2012. N 130, 239.

Например, при осуществлении охоты запрещается: стрельба при нахождении в (на) механическом транспортном средстве, летательном аппарате, за исключением стрельбы при нахождении в плавательном средстве с выключенным мотором и прекратившем движение по инерции после выключения мотора; применение охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия для охоты на пернатую дичь; применение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия для охоты на пернатую дичь, снаряженного дробью (картечью) крупнее 5 мм и пулями; применение на коллективной охоте для добычи охотничьих животных полуавтоматического оружия с магазином вместимостью более пяти патронов; применение: служебного оружия, за исключением охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов; иного оружия, не отнесенного в установленном порядке к охотничьему оружию, за исключением луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира; применение пневматического охотничьего оружия, за исключением осуществления охоты на белку, летягу, бурундука, горлиц, рябчика, ворон (серую, черную и большеклювую), в случае отнесения последних законами субъектов РФ к охотничьим ресурсам, а также для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира.

Под механическим транспортным средством следует понимать автомашины, мотоциклы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем, включая тракторы и самоходные машины . Применение их означает, что с помощью транспортных средств звери и птицы выслеживались, преследовались, добывались. Если зверь был задавлен машиной случайно либо машина использовалась для доставления к месту охоты, данный признак отсутствует.
———————————
См.: Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 12.11.2012) // САПП РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; 1996. N 3. Ст. 184; 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; N 40. Ст. 3891; 2005. N 52 (ч. 3). Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179; 2008. N 8. Ст. 741; N 17. Ст. 1882; 2009. N 2. Ст. 233; N 5. Ст. 610; 2010. N 9. Ст. 976; N 20. Ст. 2471; 2011. N 42. Ст. 5922; 2012. N 1. Ст. 154; N 15. Ст. 1780; N 30. Ст. 4289; N 47. Ст. 6505.

Например, Г. был осужден по этому признаку к лишению свободы с конфискацией автомашины как орудия незаконной охоты. Однако материалы дела свидетельствовали о том, что Г. добыл лося путем отстрела из охотничьего ружья, а автомашину использовал лишь как средство перемещения в район незаконной охоты. В таком случае признание автомашины орудием преступления является неосновательным, а конфискация ее — незаконной .
———————————
БВС РСФСР. 1977. N 4. С. 15 — 16.

Применение взрывчатых веществ, газов и иных способов добычи охотничьих ресурсов, например путем пускания палов, применения сетей, устройства ловчих ям и загонов, является опасным в силу того, что такие способы охоты обычно приводят к массовому уничтожению животных.

Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Прежде всего это касается добывания птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ. Полностью запрещена, например, охота на пятнистого оленя, зубра, леопарда, снежного барса, белого медведя, фламинго, аиста, журавлей.

Порядок выдачи разрешений на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, конкретизируется в Постановлении Правительства РФ от 19.02.1996 N 156 (в ред. от 22.04.2009) .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 807; 2009. N 18 (ч. 2). Ст. 2248.

Общие требования к охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (наряду с требованиями к охране таких же растений и других организмов) изложены в ст. 60 Закона об охране окружающей среды.

Понятия «особо охраняемая природная территория», «зона экологического бедствия» и «зона чрезвычайной экологической ситуации» раскрывались при изложении составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 247 и 262 УК.

Преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) окончено с момента осуществления поиска, выслеживания или преследования птиц, зверей и иных животных независимо от того, были ли они добыты. Состав преступления формальный.

При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо исходить из разъяснений Пленума ВС РФ, данных в Постановлении от 18.10.2012 N 21. Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей лося, благородного оленя и др.

Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба и наличие причинной связи между деянием и последствием. Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по независящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба.

Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утверждаемым Правительством РФ. Действующими являются Таксы для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденные как приложение к Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948 .
———————————
РГ. 2012. N 20.

5. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом. Лицо сознает, что совершает незаконную охоту, и желает этим заниматься.

6. Субъект — общий. Ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

7. Под использованием лицом своего служебного положения (ч. 2 комментируемой статьи) как квалифицирующим признаком состава преступления понимается использование для занятия незаконной охотой прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе, например работниками органов государственного охотничьего контроля и надзора, руководителями организаций или иных юридических лиц, осуществляющих промысловую охоту, органов управления охотничьим хозяйством, представителями администрации исполнительной власти. Здесь субъект преступления специальный.

8. Понятия «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа» даются в коммент. к ст. 35.

Предмет преступления — дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы. Дикие животные и птицы, являющиеся продукцией товарного производства (например, чернобурые или красные лисицы, песцы, норки, соболя, другие ценные пушные звери, разводимые в зверосовхозах, находящиеся в вольерах, клетках зверопитомников, цирков), предметом незаконной охоты быть не могут. Они, будучи имущественной ценностью, могут образовать предмет соответствующей формы хищения.

Объект – общественные отношения по поводу рационального использования, охраны и обеспечения экологически необходимой численности диких животных.

Объективная сторона преступления состоит в незаконной охоте, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

г) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

д) на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Под охотой понимается выслеживание с целью добычи, преследование, отлов и убой диких животных и птиц. К процессу охоты приравнивается также нахождение лица в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием, капканами, силками или собаками. Незаконной признается охота без разрешения (лицензии), осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту, т. е. не достигшим возраста 18 лет, не являющимся членом общества охотников либо получившим лицензию без установленных законом оснований. Незаконна также охота, осуществляемая с нарушением условий места, времени, способов, орудий, количества добытого. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1283. Не относятся к объектам охоты животные, хотя и указанные в данном Перечне, но занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Нахождение в охотничьих угодьях с ружьем, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте.

Читать дальше:  Начфин инфо форум гражданский персонал премия 1010

Производство охоты регулируется правилами, издаваемыми федеральными, местными органами гос. власти, а также органами МСУ. Правом охоты пользуются все граждане РФ, достигшие 18-ти лет , имеющие охотничий билет и состоящие членами общества охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие пошлину. Охотники, заключившие договоры с заготовительными организациями, штатные охотники, охотники промысловых хозяйств и т.п. получают право на охоту с 14-летнего возраста независимо от вступления в члены общества охотников, но при условии уплаты гос. пошлины. Охотники из числа коренного населения народов Севера пользуются правом охоты также с 14-летнего возраста независимо от вступления в общество охотников без уплаты гос. пошлины.

Незаконной охотой является охота:

— без надлежащего разрешения (без охотничьего билета, при отсутствии лицензии, путевки);

— в запретных местах (в зеленых зонах, вокруг городов);

— в запрещенные сроки (в то время, когда запрещена всякая охота);

— запрещенными орудиями и способами (например, путем выгона животных на гладкий лед и т.п.).

Понятие крупного ущерба в ст. 258 УК не отличается от аналогичного понятия в ст. 256 УК. Крупный ущерб, являющийся последствием незаконной добычи, определяется исходя из конкретных обстоятельств дела. Пленум ВС РФ в постановлении «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъяснил, что при решении вопроса о том, является ли ущерб крупным, необходимо учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, а также иные обстоятельства содеянного.

К транспортным средствам или воздушным судам относятся мотоциклы, автомобили, моторные лодки, катера, самолеты, вертолеты, и другие механические транспортные средства. Под применением т/с или воздушных судов понимается их использование в качестве средства охоты: выслеживание, преследование, добывание путем наезда и т.п. Не могут быть признаны орудиями преступления т/с или воздушные суда, если они использовались лишь для доставки нарушителя к месту незаконной охоты или вывоза добытого.

Наряду с применением взрывчатых средств и газов уголовно наказуемую охоту образует применение иных способов массового уничтожения птиц и зверей (например, выжигание растительности в местах концентрации животных).

Перечень зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено, дается в правилах охоты. Так, запрещается в течение всего года охота на белого медведя, уссурийского тигра, речного бобра пятнистого оленя, зубра, марала, на все виды лебедей.

Состав по конструкции: формально-материальный. Незаконная охота, причинившая крупный ущерб, сформулирована как материальный состав. Для признания ее оконченным преступлением обязательно наступление указанных вредных последствий.

Незаконная охота при обстоятельствах, указанных в п.п. «б» — «г» ч. 1 ст. 258 УК, сконструировано как формальный состав. Преступление при этом окончено с момента начала выслеживания или преследования зверей и птиц независимо от того, были ли они добыты или нет.

Субъективная сторона: вина в виде прямого умысла.

Субъект: лицо, достигшее 16-ти лет.

В ч. 2 ст. 258 УКпредусмотрена ответственность за незаконную охоту, совершенную лицомс использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

64.275 УК РФ (государственная измена). Отграничение от смежных составов.

Государственная измена представляет собой акт предательства, т.е. оказание гражданином РФ помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в осуществлении враждебной деятельности против Российской Федерации. Кроме общей (родовой) формы измены в виде оказания помощи закон предусматривает ответственность за ее специальные формы — шпионаж, выдачу государственной тайны — если они направлены в ущерб внешней безопасности.

Объектом гос. измены является внешняя безопасность РФ как государства. Под ней следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов государства, т. е. конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и территориальной неприкосновенности РФ от внешних угроз. В связи с этим гос. измена м/б совершена лишь в пользу какого-то определенного государства. Внешняя безопасность как объект преступного посягательства означает состояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности и обороноспособности РФ. Указанные сферы общественных отношений тесно связаны между собой, и вопрос о том, какому компоненту наносится наибольший вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае на основании имеющихся материалов.

В ст. 275 УК дается исчерпывающий перечень деяний, образующих объективную сторону состава гос. измены:

1. Шпионаж.Государственная измена в форме шпионажа выражается в передаче, а равно в собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также в передаче или собиранию по заданию иностранной разведки иных сведений для использовании их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России. Если подобные действия совершаются иностранным гражданином либо лицом без гражданства, то они квалифицируются по ст. 276 УК (см. комментарий к данной статье).

2. Выдача государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения. В этом состоит отличие выдачи государственной тайны от шпионажа, при котором передаются либо хранятся с целью передачи сведения, которыми лицо не располагает по службе (работе). Например, Т., будучи ведущим инженером режимного НИИ, по своей инициативе установил преступную связь с иностранной спецслужбой и выдал известные ему по работе сведения, составляющие государственную тайну. Государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.). Государственную тайну образуют сведения 3 степеней секретности: "секретно", "совершенно секретно" и "особой важности".

Оконченным преступлением выдача государственной тайны признается с момента перехода сведений, ее составляющих, в адрес иностранного государства, иностранной организации либо их представителей. Представителями иностранного государства и иностранной организации являются их официальные лица (члены правительственных делегаций, сотрудники дипломатических представительств в России, сотрудники иностранных спецслужб, члены иностранных негосударственных организаций и т.д.), а также иные лица, выполняющие их поручения. Могут иметь место стадии приготовления либо покушения на преступление (например, задержание виновного при попытке передать сведения указанным адресатам).

3. Иное оказание враждебной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Заключается в таких действиях, которые не охватываются ни шпионажем, ни не выдачей гос. тайны. Конкретно это может, например, выразиться в предоставлении убежища агентам иностранной разведки, снабжении их фальшивыми документами, продуктами питания, средствами передвижения и т.д. Данный вид гос. измены считается оконченнымс момента фактического оказания гражданином РФ помощи иностранному государству или иностранной организации в такой деятельности.

Объективно оказание помощи связано с установлением контакта (связи) гражданином России с представителями иностранного государства или иностранной негосударственной организации и совершением по их заданию:

а) других (кроме измены) преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства;

б) деяний, не образующих признаков указанных преступлений, но наносящих ущерб внешней безопасности России.

В первом случае действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений: государственная измена и конкретное преступление данного вида (террористический акт, диверсия, вооруженный мятеж и т.д.).

Во втором случае круг деяний многообразен и не имеет исчерпывающего перечня. Объединяющим началом является их направленность против внешней безопасности России. Это могут быть: вербовка агентуры для иностранной спецслужбы; подбор явочных и конспиративных квартир; оказание содействия иностранным эмиссарам и кадровым разведчикам в приобретении документов прикрытия, устройстве на работу, связанную с доступом к государственным секретам, и т.п. Оказание помощи может быть как в мирное, так и в военное время.

Читать дальше:  Купить участок сельскохозяйственного назначения

С субъективной стороны государственная измена совершается только с прямым умыслом, т.е. виновный сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить. Некоторые авторы высказывали мнение о возможности совершения измены и шпионажа с косвенным умыслом , однако данная позиция не нашла отражения в практике и дальнейшем развитии теории. Для квалификации преступления подлежит установлению направленность умысла — нанести ущерб внешней безопасности России. При этом мотивы могут быть самыми разными: корысть, месть, националистические побуждения и т.д. Мотивы, хотя и не указаны в данной норме, имеют большое значение в раскрытии механизма совершения преступления, определении степени вины и назначении наказания.

Субъектом государственной измены признается только гражданин России, достигший шестнадцати лет. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданин России может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). При совершении им государственной измены он также подлежит уголовной ответственности, поскольку "наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации" (п. 2 ст. 62 Конституции РФ).

Примечание к ст. 275 УК предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если:

а) лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом содействовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;

б) в его действиях не содержится иного состава преступления.

Данная поощрительная норма призвана показать человеку, совершившему оконченное преступление, путь к отступлению и при выполнении им указанных условий гарантировать освобождение от уголовной ответственности.

Охота как вид времяпрепровождения (хобби) всегда вызывала множество вопросов у всех неравнодушных к животному миру людей. Безусловно, контроль популяции и добыча пропитания — это важнейшие аспекты функционирования как самого животного мира, так и отдельных категорий жителей нашей страны. Но, к большому сожалению, уже на протяжении огромного количества времени, со времён ещё Древнего Мира, охота приобрела ещё и форму в виде «убийство ради убийства», которая не преследует никаких высоких целей, кроме удовлетворения людской жажды крови.

Наказание за незаконную охоту в России.

Правозащитники и организации по охране животных уже длительное время пытаются как-то повлиять на мнение людей и государственных органов в части ужесточения правил осуществления охоты и тяжести ответственности за их нарушение. Тема настоящей статьи особенно актуально в нынешнее время, так как сейчас ежегодно «Красная книга» пополняется новыми видами, возродить популяции которых уже просто невозможно. Именно поэтому стоит обратить особое внимание на имеющиеся законные положения, отвечающие за установление ответственности за незаконную охоту, а также стоит выявить какие существуют виды и особенности данного преступления, и какое наказание ожидает виновных.

Общие положения

Многие предполагают, что «незаконная охота» и «браконьерство» это синонимы одного и того же действия, что на самом деле не совсем так. «Браконьерство» – это понятие, объединяющее под собой несколько видов преступлений, направленных против животных, рыб, растений, деревьев, добычи ископаемых, то есть, по сути, против самой природы. Следовательно, незаконная охота – это подвид преступлений, относящихся к термину «браконьерство», которое, к слову, в нормативно-правовых актах не используется. В данной статье речь как раз и пойдёт об отношениях, складывающихся между охраной и вменяемым (рациональным) и законным использованием природных ресурсов. Существует множество законных положений, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме, к ним относятся:

  • Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • «Закон о животном мире»;
  • Приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 г. N 512 «Об утверждении Правил охоты».

В том числе к ним относятся и нормативно-правовые документы отдельно взятых субъектов, которые устанавливают определённые аспекты охраны и численности популяции природного мира.

Охота — это деятельность, напрямую связанная с поиском, выслеживанием и преследованием, обработкой (переработкой) и транспортировкой. Кроме того, к данной деятельности следует приравнивать и фактическое нахождение в угодьях с оружием, специализированными породами собак, капканами, приманками или любым другим инвентарём, предназначенным для занятия этим промыслом.

Состав и ответственность

Итак, основным нормативно-правовым актом рассматриваемой темы является Уголовный кодекс Российской Федерации, а именно статья 258, положения которой и отвечают за установление наказания за совершение незаконной охоты, а именно:

  1. Незаконная охота, если это деяние совершено:
    • с причинением крупного ущерба;
    • с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;
    • в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;
    • на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

    наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    Предметом преступления, предусмотренного частью 1, являются объекты животного мира, которые на основе действующего законодательства могут использоваться в охотничьих целях.

    В соответствии со статьёй 11 ФЗ № 209 к ним относятся:

    • млекопитающие:
    • копытные животные – кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, пятнистый олень, лань, овцебык, муфлон, сайгак, серна, сибирский горный козёл, туры, снежный баран, гибриды зубра с бизоном, домашним скотом;
    • медведи;
    • пушные животные – волк, шакал, лисица, корсак, песец, енотовидная собака, енот-полоскун, рысь, росомаха, барсук, куницы, соболь, харза, дикие кошки, ласка, горностай, солонгой, колонок, хори, норки, выдра, зайцы, дикий кролик, бобры, сурки, суслики, кроты, бурундуки, летяга, белки, хомяки, ондатра, водяная полёвка;
    • птицы – гуси, казарки, утки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, перепела, кеклик, фазаны, улары, пастушок, обыкновенный погоныш, коростель, камышница, лысуха, чибис, тулес, хрустан, камнешарка, турухтан, травник, улиты, мородунка, веретенники, кроншнепы, бекасы, дупеля, гаршнеп, вальдшнеп, саджа, голуби, горлицы.

    Конечно же, в силу многообразия животного мира, данный список нельзя рассматривать как исчерпывающий, так как его могут дополнить и другие представители фауны, что предусмотрено ч. 3 ст.11 ФЗ № 209.

    Часть 1 наличествует четырьмя квалифицирующими признаками, которые и составляют объективную сторону преступления:

    • пункт «а» – на основе примечания законодателя крупным ущербом признаётся ущерб, который исчисляется по установленным действующим законодательством методикам и таксам и составляет более 40000 рублей;
    • пункт «б» говорит сам за себя, и если искать аналогичное деяние по отношению к человеку, то можно назвать это убийством общеопасным способом;
    • пункт «в» – подавляющее большинство данных животных занесены в Красную Книгу субъектов и страны в целом;
    • пункт «г» – к таким зонам относятся, например, заповедники, определяемые в каждом субъекте страны индивидуально и рассматриваемые с учётом положений Распоряжения Правительства РФ № 2055-р от 31.12.2008 г.
    1. То же деяние, совершённое лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от трёх до пяти лет либо лишением свободы на срок от трёх до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

    Часть 2 предусматривает сразу несколько альтернативных действий по осуществлению незаконной охоты:

    • использование преступником своего служебного положения, например, получение незаконного допуска к охотничьим угодьям в результате апеллирования работой в правоохранительных органах;
    • групповое преступление, совершаемое по предварительному сговору;
    • деятельность организованной группы;
    • причинение особо крупного ущерба — определяется по аналогии с ранее приведённым примечанием законодателя, но в сумме более 100000 рублей.

    Заключение

    Итак, в этом и заключаются основы уголовно-правовой характеристики незаконной охоты. В заключение стоит сказать о том, что за рассматриваемое деяние, при отсутствии приведённых признаков, возможна квалификация с учётом положений Административного кодекса — статьи 8.37 – за фактическое нарушение правил охоты.

    Добавить комментарий

    Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

    Adblock detector