Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Незаконное использование муниципального имущества

Незаконное использование муниципального имущества

Дата размещения статьи: 31.05.2016

09.12.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.11.2015 N 344-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения эффективности управления государственным (муниципальным) имуществом", устанавливающий административную ответственность за нарушение требований к порядку совершения сделок с государственным или муниципальным имуществом. Подробнее о данном Законе расскажем в статье.

Федеральный закон N 344-ФЗ дополняет нормы КоАП РФ новыми составами административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка:
— совершения сделок государственными (муниципальными) унитарными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями;
— представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений закрепляется за ними собственником на праве оперативного управления. В соответствии с ч. 2 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не может распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на его приобретение, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, это учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ч. 3 ст. 298 ГК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не может отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом без согласия собственника имущества.
С учетом вышеизложенного без согласования с учредителем:
— автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, а также иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения;
— бюджетное учреждение — самостоятельно распоряжаться особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств, и иным движимым имуществом вне зависимости от источника его приобретения.
У казенного учреждения аналогичное право отсутствует.
Порядок согласования распоряжения имуществом устанавливается его собственником: например, порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537.
Согласование распоряжения недвижимым имуществом отнесено к компетенции учредителя бюджетного учреждения. Вместе с тем следует учитывать, что решение о предоставлении объектов недвижимости в аренду должно приниматься учредителем учреждения по согласованию с Росимуществом путем направления ему проекта решения. Указанное правило не применяется при принятии решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных им федеральных бюджетных учреждений, за которыми в оперативном управлении закреплено имущество, расположенное в границах морских портов).
Как мы уже отмечали, государственные (муниципальные) учреждения вправе распоряжаться имуществом в пределах делегированного им права оперативного управления. Порядок согласования распоряжения (в том числе списания) имуществом устанавливается его собственником. Например, особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов, установлены в Положении о списании имущества, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834. В силу п. 2 указанного Положения под списанием имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием его непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.
Решение о списании федерального имущества принимается, если:
— данное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
— названное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
В случае списания особо ценного и недвижимого имущества (а для казенных учреждений — любого имущества) учреждению необходимо получить согласие собственника на списание.
Напомним, что согласно п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Под крупной сделкой понимаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Аналогичные нормы установлены для автономных учреждений.
Порядок предварительного согласования совершения федеральными учреждениями крупных сделок определяется соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Несмотря на то что законодательством установлена обязанность государственного учреждения согласовывать сделки по распоряжению имуществом с учредителем, ответственность за несоблюдение установленных требований не предусмотрена. Данное обстоятельство зачастую приводит к отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности в результате незаконных действий со стороны руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
В связи с этим в целях обеспечения более эффективного управления государственным и муниципальным имуществом Федеральным законом N 344-ФЗ вводится ответственность руководителей государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений, а также самих государственных (муниципальных) унитарных предприятий и государственных (муниципальных) учреждений за нарушение установленного порядка распоряжения указанным имуществом.
Так, в силу ст. 7.35 КоАП РФ нарушение государственным (муниципальным) унитарным предприятием или государственным (муниципальным) учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 до 10% цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет, а на само учреждение (предприятие) — наложение административного штрафа в размере от 10 до 20% цены совершенной сделки.
Поскольку ответственность за указанное правонарушение устанавливается в том числе путем наложения административного штрафа, Федеральным законом N 344-ФЗ вносятся корреспондирующие изменения в ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ.
Реализация норм Федерального закона N 344-ФЗ будет осуществляться уполномоченным органом на управление государственным (муниципальным) имуществом. Напомним, что на федеральном уровне этим органом является Росимущество.
Также Федеральным законом N 344-ФЗ предлагается дополнить нормы КоАП РФ новым составом административного правонарушения, связанным с нарушением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
Напомним, что все имущество государственных (муниципальных) учреждений подлежит учету в соответствующем реестре. Так, порядок учета федерального имущества регламентирован Положением об учете федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.
В соответствии с п. 14 этого Положения учреждения для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном ими по договорам или иным основаниям, поступающем в их оперативное управление, в двухнедельный срок со дня приобретения имущества представляют в Росимущество (его территориальный орган) надлежащим образом заверенные правообладателем:
— карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества;
— копии документов, подтверждающих приобретение им объекта учета и возникновение соответствующего вещного права на объект учета, а также копии иных документов, которыми подтверждаются сведения об объекте учета и реквизиты которых приведены в картах сведений об объекте учета.
Отметим, что под копиями документов, заверенными надлежащим образом, понимаются:
— нотариально заверенные копии документов;
— копии документов, заверенные выдавшим их органом.
Кроме того, с учетом сложившейся судебной практики, а также практики, применяемой в налоговых органах и органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, к заверенным надлежащим образом можно отнести копии документов, заверенные правообладателями, с одной стороны, и должностным лицом Росимущества, с другой. При этом правообладатель наряду с заверенными со своей стороны копиями документов, подтверждающих сведения, указанные в карте сведений об объекте учета, представляет оригиналы данных документов.
При изменении сведений об объекте учета или о лицах, обладающих правами на объекты учета и сведениями о них, государственное (муниципальное) учреждение в двухнедельный срок со дня получения изменений или окончания срока (квартального и годового) представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством РФ о бухгалтерском учете (при изменении остаточной стоимости объекта учета или основных средств (фондов) правообладателя), представляет в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр новые сведения об объекте учета и о соответствующем лице (п. 15 Положения об учете федерального имущества):
— делает запись об изменениях сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, в соответствующей карте сведений об объекте учета или о таком лице и заверяет ее надлежащим образом. Если изменившаяся информация содержится в других картах сведений об объекте учета или о лице, обладающем правами на него либо сведениями о нем, то правообладатель представляет запись по каждой из них;
— подает копии документов, подтверждающих новые сведения об объекте учета или о соответствующем лице, заверенные надлежащим образом.
На основании п. 42 Положения об учете федерального имущества на правообладателей возложена ответственность в соответствии с законодательством РФ за непредставление или ненадлежащее представление сведений о федеральном имуществе либо представление недостоверных и (или) неполных сведений о нем.
Вместе с тем до недавнего времени отсутствовал механизм воздействия на руководителей федеральных государственных учреждений в части соблюдения указанных требований. Все изменилось с момента вступления в силу Федерального закона N 344-ФЗ, дополнившего нормы КоАП РФ новым составом административного правонарушения, связанным с нарушением установленного порядка представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.
В силу ст. 19.7.12 КоАП РФ непредставление или ненадлежащее представление сведений (информации) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области приватизации и управления государственным имуществом, если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб., на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб., на само учреждение — от 70 000 до 100 000 руб.
При этом во избежание неоднозначного толкования в новой ст. 19.7.12 КоАП РФ предусмотрено разъяснение термина "ненадлежащее представление сведений (информации)", под которым понимается несвоевременное представление сведений (информации) либо представление недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений (информации).

Читать дальше:  Льготы для лиц проживающих в чернобыльской зоне

В заключение еще раз отметим, что начиная с 09.12.2015 действуют новые составы административных правонарушений, связанных с нарушением установленного порядка:
— совершения сделок государственными (муниципальными) унитарными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями;
— представления сведений об учете и управлении федеральным имуществом.

Прокуратура
Республики Коми Официальный сайт

  • Новости
  • История прокуратуры
  • Фотогалерея
  • 70 лет Победе
  • Полный список ветеранов
  • Нюрнбергский процесс
  • Основополагающие документы
    • Изданные прокуратурой Республики Коми правовые акты, регламентирующие ее деятельность
    • Руководство
    • Структура
    • Кадры
      • Подготовка прокурорских кадров
      • Условия и порядок приема на службу
      • Вакансии государственной гражданской службы
      • Назначения
      • Работа с обращениями граждан
        • График личного приема
        • Порядок приема и рассмотрения заявлений о преступлениях
        • В помощь заявителю
        • Контактная информация
        • Интернет-приемная
        • Прокурор разъясняет
          • Консультации по вопросам федерального законодательства
          • Консультации по вопросам уголовно-исполнительного законодательства
          • Консультации по вопросам уголовного судопроизводства
          • Консультации по вопросам местного самоуправления
          • Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
            • Работа прокуратуры по реализации Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 о согласовании внеплановых проверок контролирующих органов
            • Памятки предпринимателям
            • Сводные планы проверок
            • Противодействие коррупции
              • Сведения о доходах за отчетный период
              • Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
              • Конкурс "Вместе против коррупции"
              • Памятки
              • Основные статистические данные о деятельности прокуратуры Республики Коми
              • Информация о размещении заказов для государственных нужд
              • Административная ответственность за нарушение порядка использования государственного и муниципального имущества

                • Главная
                • Консультации по вопросам федерального законодательства

                В соответствии с положениями ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон № 135-ФЗ) заключение договоров передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

                Читать дальше:  Заявление работодателю о выплате заработной платы

                Норма ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ направлена на обеспечение равного (конкурентного) доступа к указанному имуществу всем заинтересованным лицам. Конкурсные процедуры в данном случае необходимы для устранения преференций со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления отдельным участникам.

                Из этих положений законодательства следует, что правоустанавливающим документом на помещения, находящиеся в государственной собственности, является договор аренды, заключенный с государственным унитарным предприятием с согласия собственника имущества и на основании проведенного аукциона.

                Анализ материалов проведенных прокурорских проверок показал, что типичными нарушениями в сфере использования государственного и муниципального имущества являются:

                предоставление недвижимого имущества в пользование без согласия собственника;

                использование имущества без заключения договоров и государственной регистрации;

                передача прав владения (пользования) государственным (муниципальным) имуществом вне процедуры торгов;

                невнесение либо несвоевременное внесение арендных платежей за использование государственного (муниципального) имущества;

                непроведение конкурсов на право заключения договоров аренды.

                Частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса.

                Частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

                Читать дальше:  Заполнение больничного листка нетрудоспособности

                При применении этой нормы в части привлечения к административной ответственности лиц за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без согласия собственника на распоряжение соответствующим имуществом необходимо учитывать, что арендатор (субарендатор) может быть субъектом ответственности за данное правонарушение, так как он обязан удостовериться в том, что заключает договор аренды с лицом, у которого такое согласие имеется.

                Порядок использования государственного и муниципального имущества, ответственность за его нарушение

                Нередко при осуществлении хозяйственной деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели арендуют государственное имущество.

                Арендуемое имущество может находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, унитарных предприятий или государственных органов.

                Согласно ст. 608 Гражданского кодекса РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику, либо уполномоченным на то лицам, поэтому, прежде чем заключить договор аренды государственного имущества, необходимо удостовериться в том, что арендодатель по договору имеет соответствующие права.

                В силу статей 295, 296 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» передача государственными унитарными предприятиями и учреждениями прав владения и (или) пользования в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться по согласию собственника такого имущества.

                Поэтому в случае, если договор аренды заключается не напрямую с собственником помещения, а с лицами, использующими его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, потенциальному арендатору необходимо запросить письменное согласие собственника недвижимости на сдачу его в аренду.

                Следует иметь в виду, что согласование сделок с недвижимым имуществом Российской Федерации производится территориальным органом Росимущества субъекта Российской Федерации, осуществляющим деятельность по месту регистрации федерального государственного унитарного предприятия или учреждения, с учетом мнения территориального управления Росимущества субъекта РФ по месту нахождения имущества и учредителя учреждения или предприятия.

                Для совершения сделок в отношении государственного имущества, находящегося в собственности Приморского края, необходимо согласие департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.

                Арендуя имущество у государства, необходимо знать, что по общему правилу заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, с государственными унитарными предприятиями осуществляется только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

                Исключение составляют случаи, перечисленные в ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». К примеру, договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, заключаются без проведения торгов в случае, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем 20 квадратных метров.

                Также следует учитывать, что согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при заключении договоров в отношении государственного имущества обязательная оценка стоимости оказания услуг (аренды) объектов, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации.

                Несмотря на то, что обязанность по получению согласия на совершение сделок в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности, и проведение публичных процедур на право заключения таких договоров, лежит на арендодателе (федеральном предприятии или учреждении), действующее законодательство предусматривает административную ответственность для арендатора.

                Так, в соответствии с ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ юридическое лицо и индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности за использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

                За данное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

                Дела об административных правонарушениях, предусмотренные указанной нормой, возбуждаются исключительно прокурором.

                Помимо этого, прокурору принадлежит право обращения в арбитражный суд с иском о признании сделки в отношении федерального имущества, заключенной с нарушением требований закона, недействительной, применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции.

                В случае, если срок действия договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, истек, или договор вовсе не заключался, а имущество находится в пользовании третьих лиц, прокурор вправе обратиться с иском об истребовании государственного имущества из чужого незаконного владения.

                Добавить комментарий

                Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

                Adblock detector