Бенефициарный владелец некоммерческой организации

Будет ли бенефициарный владелец в Некоммерческой организации? 100% учредитель — юрлицо.

Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ

(ред. от 30.12.2015)

"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Сведения о бенефициарных владельцах НКО.

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах.
  • Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.
  • Юридическое лицо обязано: 1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию; 2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.

Являются ли правления Региональной общественной организации бенефициарными владельцами общественной организации, которая создана без взносов в уставный капитал, соответственно без долей в деятельности организации, где вся полученная прибыль от некоторых коммерческих сделок не перераспределяется, а тратиться на нужны общественной организации?

Если согласно Устава общественной организации Правление относится к высшему органу управления, который имеет полномочия контролировать действия некоммерческой организации, то на основании ст. 3 Федерального Закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, п. 3 ст. 29 Федерального Закона от 12.01.1996 №7-ФЗ, члены Правления относятся к бенефициарным владельцам.

Бенефициарные владельцы в России

Юридическое закрепление бенефициарного владельца появилось в законе только в 2013 году, при этом был заимствован подход к определению из системы общего права. До этого в литературе можно было встретить понятия контролирующего лица, аффилированного лица и заинтересованного лица. Все они схожи по принципу отнесения к лицам, имеющим влияние на принятие решения, но каждый из них имеет особенности, не позволяющие точно трактовать понятие.

В 2012 г. уже возникала ситуация, когда контрагенты организаций с государственным участием получили требования о раскрытии конечных собственников. Но поскольку требований к информации и самого понятия бенефициарного владельца еще не было закреплено, процесс получения данных и проведения их анализа не принес ожидаемых результатов. Толчком для изменения законодательства стала необходимость приведения законодательства в соответствие с требованиями ФАТФ.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» определил бенефициарного владельца как «физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента». Бенефициарный владелец в РФ не имеет прав или обязанностей, связанных со своим положением.

У нас развит теневой сектор, и конечные бенефициары не хотят, чтобы их знали в России. Согласитесь, очень удобно жить и получать теневой доход, зная, что тебя никто не найдет, а денежки капают. А. Г. Силуанов, министр финансов РФ

Прямое или косвенное влияние на решения юридического или физического лица реализуется в отношении осуществления сделок, определения их существенных условий, финансовых операций, в утверждении размера величины дохода лица. Факторы для отнесения лица к бенефициарным владельцам могут быть и другими.

В мае 2014 г. правительство РФ предложило уполномоченным органам разработать возможность введения реестра бенефициарных владельцев в целях открытия конечных владельцев организаций, борьбы с неплательщиками налогов, финансированием терроризма. Пока неизвестно в каком формате будет происходить обмен информацией.

Идентификация бенефициарных владельцев

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами и имуществом, должны идентифицировать бенефициарных владельцев, обновлять информацию о них, предоставлять сведения по запросам уполномоченных органов. В случае, если бенефициарный владелец не будет установлен, им может быть признан единоличный исполнительный орган организации. Таким образом, почти любая компания, имеющая банковский счет, попадает под действия по идентификации. Банки и другие кредитные организации в свою очередь прилагают серьезные усилия для поиска конечного владельца бизнеса, при этом они могут использовать любые источники для получения сведений о бенефициарных владельцах — различные реестры, базы данных, информацию от контрагентов. Закон в ответ обязывает организации предоставлять требуемые документы.

Читать дальше:  Критерии отнесения предприятия к крупному бизнесу

Идентификацию клиентов банки могут не проводить, если организации осуществляют операции с суммами менее 15 тысяч рублей. Также идентификация не производится в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетных фондов, в отношении корпораций или организаций с долей государственного участия более 50% акций, международных организаций, иностранных государств и эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам и некоторых других.

Для целей идентификации бенефициарных владельцев юридические лица должны предоставлять сведения о наименовании организации, ИНН, место государственной регистрации и другую информацию. Физические лица, раскрывая сведения о себе, предоставляют данные – ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты или иного документа, подтверждающие право на пребывание в РФ, адрес места жительства или места пребывания, ИНН.

Информация о бенефициарных владельцах обновляется не реже одного раза в год. В случае, если организация, осуществляющая денежные операции, усомнилась в верности предоставленных данных, проводится внеочередная проверка в течение 7 дней.

Зарубежная практика

В зарубежной практике так и не было сформировано четкого и устраняющего противоречия списка прав и полномочий, по которым можно определить бенефициарного владельца. Разделение на номинального владельца, который является собственником по учредительным документам и бенефициарного, который фактически управляет компанией, стирает границы и не позволяет понять степень ответственности за действия организации.

Первое упоминание термина «бенефициарный владелец» появилось в 1966 г. в протоколе, подписанном США и Великобританией в качестве дополнения к Двустороннему договору 1945 г. «Income Tax Treaty». Также в отношении налоговых отношений в Модельной конвенции ОЭСР от 1977 г. были рассмотрены требования к бенефициарной собственности. В дальнейшем Модельная конвенция дополнилась установлением роли посредников в бенефициарной деятельности, уточнением понятия владельца и особенностей применения принципов бенефициарности.

В США нет четкого определения бенефициарного владельца, но им может являеться тот, кто имеет возможность прямо или косвенно голосовать, распоряжаться и управлять голосованием или распоряжаться классами акций. Бенефициарный владелец обязан раскрывать о себе информацию, если его владение ценными бумагами любого класса превышает более 5 %. Формально, владелец сам определяет, отнести себя к такой категории или нет.

В Китае существует термин «фактический распорядитель», являющийся по смыслу бенефициарным владельцем. Такое лицо не является участником (акционером) компании, но способно фактически осуществлять контроль над деятельностью компании посредством инвестиционных связей, соглашений или иных договоренностей.

В Дании бенефициарным владельцем признается лицо, которое может распоряжаться полученными средствами самостоятельно, а не лицо, являющееся промежуточным звеном.

В Канаде не существует определения бенефициарного владельца, но есть судебная практика с применением терминологии Модельной конвенции ОЭСР.

Третья директива Европейского союза (2005/60/ЕС) признает бенефициарным владельцем физическое лицо или лиц, полностью контролирующих клиента и/или физическое лицо, от имени которого совершается сделка или осуществляется деятельность, при этом лицо должно иметь долю 25% акций+1 в отношении корпоративных образований или владение от 25% имущества и более в отношении фондов и трастов.

ФАТФ признает бенефициарного владельца как физическое лицо, которое владеет или контролирует организацию и/или физическое лицо, принимающих решения.

Формула определения бенефициарного владельца

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

специально для ГАРАНТ.РУ

О методике определения косвенного участия физического лица в капитале организации в целях установления возможности признания его бенефициарным владельцем рассказывает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Любовь Карасевич.

Иногда определить, является ли физическое лицо бенефициаром того или иного акционерного общества, не так-то просто, но в некоторых случаях знать это просто необходимо – в том числе для выполнения требований законодательства о противодействии отмыванию денежных средств. Специальный закон, конечно, определяет, кто является бенефициаром общества, (ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; далее – Закон № 115-ФЗ), однако и это не всегда помогает решить вопрос о наличии или отсутствии бенефициарности.

К примеру, одним из учредителей компании (назовем ее ЗАО-1), владеющим 60% его акций, является другое общество (ЗАО-2), а контрольный пакет в ЗАО-2 принадлежит физическому лицу. Попробуем определить, является ли это физическое лицо бенефициаром ЗАО-1

Читать дальше:  Должностная инструкция генерального директора чоп

В соответствии с п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного закона. В состав этих сведений включается также информация о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах клиентов финансовых организаций.

Исчерпывающий список организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и, соответственно, имеющих право требовать от клиентов такую информацию, приведен в ст. 5 Закона № 115-ФЗ.

Понятие бенефициарного владельца, используемое в Законе № 115-ФЗ, раскрывается в абз. 13 ст. 3 этого закона. Бенефициаром признается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом-юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Следует отметить, что Закон № 115-ФЗ не раскрывает алгоритм действий по определению процентного участия физического лица в капитале организации. Если определение прямого участия в капитале не представляет сложности, то определение косвенного участия может вызвать затруднения.

На наш взгляд, порядок такого определения аналогичен порядку, используемому, например, при определении взаимозависимости лиц в целях налогообложения. Так, согласно п. 3 ст. 105.2 НК РФ доля косвенного участия в организации определяется в следующем порядке:

определяются все последовательности участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

суммируются произведения долей прямого участия одной организации в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

Подробные рекомендации по определению взаимозависимости лиц в случае косвенного участия в капитале организации приведены в разъяснениях финансовых органов (письмо Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-01-18/33535, письмо Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-01-18/23476, письмо Минфина России от 12 марта 2012 г. № 03-01-18/1-27, письмо УФНС России по г. Москве от 7 июня 2012 г. № 16-15/050574@).

В рассматриваемой ситуации физическое лицо владеет 51% акций в ЗАО-2. В свою очередь, ЗАО-2 является владельцем 60% акций в ЗАО-1. Поскольку физическое лицо не владеет акциями ЗАО-1 напрямую, участие его в капитале этого общества следует признать косвенным. С учетом вышеприведенных разъяснений рассчитаем долю косвенного участия физического лица в ЗАО-1. Она составит: 0,51 х 0,6 = 0,306 или 30,6%. Следовательно, физическое лицо имеет преобладающее участие в капитале (более 25%) и отвечает признакам бенефициарного владельца ЗАО-1.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 3.3 Положения Банка России от 2 марта 2012 г. № 375-П кредитная организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможности контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие (более 25%) в капитале клиента или владеет более 25% от общего числа акций клиента с правом голоса;

физическое лицо имеет право (возможность), в том числе на основании договора с клиентом, оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, использовать свои полномочия с целью оказания влияния на величину дохода клиента, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе, несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), а также финансовых операций.

Кредитная организация вправе определить также иные факторы, на основании которых физическое лицо будет признано кредитной организацией бенефициарным владельцем.

Статьи по теме

Компанию можно создать не только для получения дохода. Некоммерческие организации предпринимательскую деятельность не ведут. Зачем нужны подобные организации и что потребуется для регистрации такого юридического лица.

Виды некоммерческих организаций: какие варианты предусмотрели в ГК

ГК РФ разделяет юридические лица по цели создания на два типа:

  • компании, которые должны приносить доход;
  • некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческая организация – это юридическое лицо, которое создали не для предпринимательской деятельности. Такая организация не распределяет прибыль между участниками. При этом сама компания вправе совершать действия, которые приносят доход, но только для поддержания работоспособности и достижения своей цели. Возможность получения прибыли необходимо закрепить в уставе (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Помимо ГК РФ, деятельность подобных объединений регулирует Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также иные законы.

Читать дальше:  Наиболее позднее время наступления события равно

Гость, знакомьтесь — Правобот!

Согласно ГК некоммерческую организацию можно создать в виде (п. 3 ст. 50 ГК РФ):

  1. Потребительского кооператива (ст. 123.2 и 123.3 ГК РФ). В частности, это жилищные, гаражные, садоводческие, дачные кооперативы и т. д. Подобные объединения подчиняются не только ГК и закону № 7. Их деятельность регулируют Закон РФ от 19.06.1992 г. № № 3085-1, Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ и т. д. – в зависимости от особенностей кооператива.
  2. Общественной организации (ст. 123.4 ГК РФ) или движения (ст. 123.7-1 ГК РФ). Например, это может быть политическая партия, профсоюз и т. п. Кроме того, закон разрешает создание религиозных организаций.
  3. Ассоциации или союза (ст. 123.8 ГК РФ). Например, к таким объединениям относятся саморегулируемые организации – арбитражных управляющих, оценщиков и т. п. Также закон относит сюда объединения профсоюзов или кооперативов, торгово-промышленные палаты и т. п.
  4. Товарищества собственников недвижимости, в том числе жилья (ст. 123.12 ГК РФ). Такие организации ведут деятельность с учетом требований ЖК РФ.
  5. Фонда. В частности, это может быть общественный и благотворительный фонд.
  6. Частного учреждения.
  7. Публично-правовой компании.
  8. Автономной некоммерческой организации.

Также к некоммерческим закон относит:

  • казачьи общины (ст. 123.15 ГК РФ);
  • общины малых народов РФ (ст. 123.16 ГК РФ);
  • нотариальные палаты (ст. 123.16-3 ГК РФ);
  • адвокатские палаты и адвокатские образования (ст. 123.16-1 и 123.16-2 ГК РФ);
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • госкорпорации.

Среди некоммерческих организаций выделяют унитарные. Унитарная некоммерческая организация – это юридическое лицо, учредители которого:

  • не становятся его участниками,
  • не получают права членства в организации (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ).

К таким объединениям законодатель отнес:

  • фонды,
  • учреждения,
  • автономные некоммерческие организации,
  • религиозные организации,
  • публично-правовые компании,
  • ГУП и МУП,
  • госкорпорации.

Нормы о них присутствуют в § 7 главы IV ГК РФ, в других статья ГК или отдельных законах.

В некоммерческих организациях нет бенефициарных владельцев

Некоммерческие организации создают в общественно полезных целях (например, благотворительный фонд) или в интересах отдельной группы лиц (например, потребительский кооператив). Такие компании обладают имуществом и вправе им распоряжаться. Имущество подобной компании формируют за счет:

  • постоянных или однократных вкладов учредителей;
  • добровольных взносов участников или посторонних граждан;
  • пожертвований;
  • оплат за ведение работ или оказание услуг, дохода от продаж сопутствующих товаров, а также от использования активов, которыми обладает организация и т. д. (ст. 26 закона № 7).

У некоммерческих организаций отсутствуют бенефициарные владельцы. Это связано с тем, что бенефициар является конечным выгодоприобретателем от деятельности компании и влияет на ее работу. А данные юридические лица не перераспределяет полученные средства между выгодоприобретателями.

При этом если компания оказывает услуги, продает товары или иных образом получает доход, на нее распространяются правила ведения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6 ГК РФ). Пленум ВС РФ сделал об этом соответствующие разъяснения (п. 21 постановления от 23.06.2015 г. № 25). То есть организации данного типа отвечают по своим обязательствам на общих основаниях.

А вот процедуру банкротства применить можно не ко всем некоммерческим организациям:

  1. Нельзя признать банкротом учреждение, политическую партию или религиозную организацию.
  2. Не признают банкротом фонд, если это запрещает закон, по нормам которого фонд учредили.

Также в ходе ликвидации организации не распределяют ее имущество. Исключения указаны в ГК или иных законах. Как правило, средства, которые остались после расчетов с контрагентами, направляют на цели, для которых создали организацию, или на благотворительность.

Регистрацию некоммерческой организации проводят по общим правилам

Когда создают компанию или объединение некоммерческой направленности, выполняют те же действия, что и перед регистрацией хозяйственного общества. Законодатель закрепил порядок регистрации некоммерческих организаций в статье 13.1 закона № 7. Учредители должны принять решение о создании юрлица. В ряде случаев организацию создают в силу прямого указания закона. Протокол о принятии решения служит основанием для дальнейших действий:

  1. Принимают устав организации. В нем прописывают принципы ее деятельности и регламентируют работу и управление.
  2. Вносят госпошлину за регистрацию.
  3. Получают документ о том, по какому адресу будет находиться орган управления данным юридическим лицом.
  4. Оформляют сведения об учредителях.
  5. Заполняют заявление по форме № Р11001.
  6. Направляют комплект документов в налоговую.

Если налоговая не выявит ошибок или недостоверных сведений, данные о новом объединении внесут в ЕГРЮЛ.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector