Вы здесь:  / Юридические справки / Бездействие при исполнении служебных обязанностей

Бездействие при исполнении служебных обязанностей

Содержание

В отличие от преступного действия, состоящего в активных поступках, телодвижениях, направленных на причинение вреда, бездействие состоит в пассивном поведении, в невыполнении действий, которые лицо должно было совершить.

Что такое преступное бездействие

Преступное бездействие — это пассивная форма поведения выраженного в акте общественно опасного и противоправного пове­дения (ст. 293 УК РФ), состоящий в несовершении лицом того, что оно по определен­ным основаниям могло и должно было совершить.

На практике преступное бездействие встречается значительно реже, чем действие: в 5% уголовных дел.

Отличие действия от бездействия

Наименования «действие» и «бездействие» носят условно-обобщающий и чисто уголовно-правовой характер. В этих наименованиях заложено традиционное для уголовного права выделение двух форм преступного поведения: активной — в форме действия и пассивной — в форме бездействия.

Путем бездействия совер­шаются, например, такие преступления, как халатность (неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, вследствие недобросовестного отношения к службе — ст. 293 УК), неоказание помощи больному (ст. 124 УК), остав­ление в опасности (ст. 125 УК), неисполнение обя­занностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156 УК) и др.

Обязанность действовать определенным образом может воз­никнуть в силу следующих обстоятельств:

  • прямое указание закона или подзаконного акта (например лицо, управляющее автотранспортным средством, обязано соблю­дать Правила дорожного движения);
  • должностное положение лица либо профессия (например, врач обязан оказывать помощь больному в силу своей профессии);
  • родственные (семейные) отношения (например, обяза­нность детей заботиться о родителях);
  • наличие конкретной ситуации (например, заведомое оставле­ние без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению).

В теории уголовного права выделяют два вида преступного бездействия:

  1. чистое бездействие – невыполнение действий, которые лицо должно и могло было совершить (ст. 190 УК «Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния»);
  2. смешанное бездействие – неисполнение обязанностей ненадлежащим образом или не в полном объеме (ст. 293 УК «Халатность»).

С психофизиологической точки зрения преступное бездействие обладает такими же свойствами, как и преступное действие, то есть это поведение человека, находящееся под контролем сознания и нося­щее волевой характер.

В общем случае необходимым условием привлечения лица к уго­ловной ответственности за преступное бездействие является установ­ление содержания обязанностей, возложенных на обвиняемого.

Кроме того, важным условием является также выяснение того, могла или не могла быть выполнена возложенная на лицо обязанность действовать определенным образом; если таковой возможности не было, то лицо не несет уголовной ответственно­сти за бездействие (например, врач не оказал помощь больному потому, что сам болел и по характеру своей болезни не мог прий­ти к больному и оказать ему помощь).

Оценка возможности или невозможности решается в каждом конкретном случае судом. Некоторые преступления могут быть совершены как дей­ствием, так и бездействием, например, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транс­портных средств (ст. 264 УК) и др.

Это старая редакция документа

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 255 ГПК РФ

1. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

2. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Читать дальше:  Заявление на отсрочку платежа за обучение образец

3. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

4. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

5. Исходя из правил ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" в суд может быть оспорено представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых наступили указанные в комментируемой статье последствия.

6. Гражданин вправе оспаривать как нарушающие права и свободы действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

7. К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

8. Суды не вправе отказывать в принятии заявлений военнослужащих на представление командованием документов об их увольнении с военной службы, поскольку в них содержится информация, которая является основанием для принятия решения об увольнении. Иначе говоря, военный суд не вправе отказать, к примеру, в принятии заявления офицера на действия его начальника, связанные с представлением последним соответствующих документов на увольнение офицера в запас. Не может быть признан обоснованным отказ в принятии такого заявления тем, что "по смыслу закона судебному обжалованию подлежат такие действия должностных лиц, которые непосредственно ущемляют права гражданина, а действия рассматриваемого руководителя носят лишь рекомендательный характер для вышестоящего воинского должностного лица и само по себе оформление документов на увольнение офицера не ущемляет его права".

9. Действующим гражданским процессуальным законодательством предусмотрены различия в порядке рассмотрения дел, вытекающих из публичных и частноправовых отношений, в связи с чем особое значение приобретает правильное установление характера правоотношений сторон. Военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.

10. Таким образом, нормы подраздела III раздела II ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых и иных публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении заявления, поскольку в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, обязан вынести решение о восстановлении нарушенных прав в полном объеме.

11. В тех случаях, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

12. В суд могут быть оспорены любые акты как индивидуального, так и общенормативного характера. В суд, в частности, могут быть оспорены отказ соответствующих органов в выдаче визы на выезд за границу, решение государственных органов или органов местного самоуправления об установлении ограничений на вывоз товаров за пределы административно-территориальной единицы, об установлении дополнительных пошлин и сборов и т.д.

13. В том числе могут быть оспорены в суд решения общих собраний общественных организаций и объединений, жилищно-строительных кооперативов, акционерных обществ, профсоюзных организаций и т.п., а также их органов управления и должностных лиц.

14. Граждане вправе оспаривать также бездействие указанных в комментируемой статье органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если оно повлекло за собой перечисленные в статье последствия. К примеру, оспариванию подлежит отказ врачей медсанчасти удостоверить завещание гражданина, находящегося там на излечении.

15. Осуществление негласных оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно-розыскной деятельности сами по себе не нарушают прав человека и гражданина.

16. Не нарушаются конституционные права и свободы гражданина тем обстоятельством, что судебное решение на право проведения оперативно-розыскного мероприятия и материалы, послужившие основанием для его принятия, согласно закону хранятся только в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Читать дальше:  Несет ли ответственность супруг за кредит супруги

17. Наделение суда полномочием по осуществлению процедуры независимого одобрения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничениями конституционных прав граждан, не ущемляет этих прав, а напротив, создает дополнительную гарантию их защиты.

18. В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

19. Акты должностных лиц, вынесенных при производстве по делу об административном правонарушении, отвечающие требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, которые исследуются в суде при рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве доказательств и на основании которых решается вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения (например, акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении), не могут быть предметом самостоятельного обжалования в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, однако возражения на данные акты могут быть изложены в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

20. Кроме того, не могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, отдельно от производства по делу об административном правонарушении вынесенные по делу акты, регламентирующие какие-либо действия, целью которых является решение вопроса о привлечении лица к административной ответственности (например, протоколы об изъятии вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), поскольку возможность совершения этих действий установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанные акты могут быть оспорены в соответствии с процедурой, предусмотренной этим Кодексом. Если производство по делу об административном правонарушении прекращено и указанные документы влекут правовые последствия для гражданина, то есть каким-либо образом затрагивают его права и свободы, то гражданин вправе оспорить их в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поскольку иной порядок оспаривания данных актов законодательством не предусмотрен.

21. См. также комментарий к ст. ст. 245, 254, 257 ГПК РФ.

Статья 33

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Статья 33

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Когда наступает уголовная ответственность за преступное бездействие

  1. Физическое воздействие, направленное на человека: нанесение телесных повреждений или убийство.
  2. Психическое или моральное воздействие: шантаж, угрозы, клевета, оскорбление, вымогательство.
  3. Действия, связанные с имуществом: кража, уничтожение.
  4. Интеллектуальное деяние, конечной целью которого является преступное действие: руководство преступной группировкой без активного участия в преступлении, создание вредоносных программ и т.д.

Бездействие сотрудников полиции статья ук рф

7. В соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Какова ответственность за преступное бездействие по УК РФ

  1. Законодательных или иных нормативных актов. Примером здесь может служить обязанность гражданина платить законно установленные налоги, обязанность работника следовать положениям инструкции по технике безопасности и т. п.
  2. Вступившего в силу решения суда. Все решения, которые вступили в законную силу, обязаны для исполнения всеми лицами. В случае если лицо злостно уклоняется от исполнения обязанности, его поведение трактуется именно как преступное бездействие.
  3. Особенностей существующей связи между виновным и пострадавшим. Например, речь может идти об обязанности матери осуществлять действия, направленные на сохранение жизни и здоровья своих детей, либо об аналогичных обязанностях лиц, осуществляющих уход за недееспособными гражданами.
  4. Договоров, профессиональных особенностей. Например, некоторые из них обязывают людей выполнять свой служебный долг в т. ч. во внерабочее время либо при наступлении чрезвычайных обстоятельств. К таким профессиям можно отнести, например, врачей или сотрудников правоохранительных органов. К другой категории лиц, подпадающих под условие наступления уголовной ответственности за бездействие в этом случае, относятся работники, трудовое соглашение с которыми предусматривает совершение ими в рабочее время определенных действий.

Как написать жалобу на бездействие сотрудников полиции

Руководствуясь п.5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 N15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", сообщал о факте нарушения установленного Федеральным законом запрета курения табака в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, что подтверждаю:

Обжалование неправомерных действий и ответственность сотрудников полиции

Производство по жалобам направлено на защиту прав и законных интересов лиц, подавших жалобу, и согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Порядок производства по жалобам определяется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3] . Согласно общим правилам административного производства по жалобам жалоба подается в орган исполнительной власти, к ведению которого относится решение данного вопроса, либо в вышестоящий орган по отношению к органу, действия которого обжалуются. В ряде случаев жалоба подается по команде, то есть через начальника лица, подавшего жалобу, который должен передать ее в соответствующую инстанцию. Если жалоба поступила в государственный орган, не компетентный разрешать ее, то этот орган в течение 7 дней обязан направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.

Читать дальше:  Как возместить ущерб пострадавшей стороне при дтп

Ответственность за преступное бездействие

Российское уголовное законодательство определяет бездействие как преступное деяние в случае, если оно повлекло за собой наступление последствий общественно опасного характера. Какая ответственность предусмотрена за данное преступление и каковы его особенности, мы расскажем в нашей статье.

Статья 318 УК РФ: невыполнение законных требований сотрудника полиции

Всем российским гражданам должно быть известно, что требования представителей полицейской структуры являются обязательными для исполнения. А что может повлечь за собой невыполнение законных требований сотрудников полиции? Какая ответственность установлена за подобное нарушение правовых норм? Ответы на эти вопросы будут предоставлены в статье.

Бездействие сотрудников полиции статья ук рф

3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;

Что делать при бездействии сотрудников полиции

Для подачи жалобы в прокуратуру, несомненно, должны быть серьёзные доводы. Ведь прокуратура — это система органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением законодательства, прав, свобод человека и гражданина, а также выполнение иных функций, определённых законодательством РФ.

Обжалование в порядке статьи 125 УК РФ бездействия сотрудников полиции

В кассационной жалобе заявитель Шакуров Р.Р. просит об отмене постановления, указывая, что представитель МВД России по Альметьевскому району РТ предоставила в суд копию выписки из журнала исходящей корреспонденции, при этом сопроводительный документ с отметкой прокуратуры о получении материалов либо почтовое уведомление о вручении предоставлены не были. Кроме того, суд не принял во внимание вынесение УУП ОП-22 У МВД России по г. Тольятти Исмаиловым Р.Р. постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

Чем отличается неповиновение сотруднику полиции от сопротивления согласно УК РФ

  • в неподчинении, совершившего правонарушение, законному указанию сотрудника полиции;
  • из безразличного отношения к замечаниям блюстителя закона;
  • из демонстративного отказа исполнить распоряжение сотрудника или длящегося бездействия;
  • в препятствовании в любой форме исполнению работником полиции служебного долга.

Какая статья грозит полицейским за незаконное задержание

  1. Не лишним будет иметь съемку или запись задержания, так что по возможности попробуйте записать на камеру или диктофон процесс задержания;
  2. Если задержание с целью составления протокола, спросите почему его нельзя составить на месте;
  3. Вежливо общайтесь с сотрудником полиции, попросите разъяснений по поводу оснований для задержания, адреса отделения полиции куда вас везут;
  4. Свяжитесь со своим юристом или адвокатом;
  5. Если сотрудник полиции не представился, зафиксируйте номер его нагрудного значка, попросите представиться;
  6. Не сопротивляйтесь требованиям полицейского, если они законны. При совершении сотрудником незаконных действий, напомните ему об этом, но при этом помните и о собственной безопасности;
  7. Запомните или зафиксируйте время задержания, напрямую от этого зависит сколько вас продержат в полиции. По ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ этот срок не более трех часов без исключительных обстоятельств. В исключительных случая, четко определенных законом (ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 ч.;
  8. После прибытия в отделение полиции, попросите уведомить ваших родственников, работодателя (если это произошло в рабочее время) о задержании.
  9. Отдельно у вас есть право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).
  10. Если вам требуется медицинская помощь – вы имеете на нее право, уведомите об этом дежурного. С момента задержания охрана — обязанность полиции.

Превышение должностных полномочий сотрудником полиции

Превышение должностных полномочий (согласно статье 286 УК РФ) это, согласно закону, совершение сотрудником полиции активных действий, которые явно выходят за пределы полномочий полицейского и при этом существенно нарушают права граждан (юридических лиц) либо законные интересы общества или государства. Это преступление также может наказываться максимально в виде лишения свободы на срок до 4 лет, а в случае наличия факта незаконного применения оружия или насилия, срок назначаемого лишения свободы может доходить до 10 лет.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector