Вы здесь:  / Юридические справки / Договор экспедирования и договор перевозки отличия

Договор экспедирования и договор перевозки отличия

Отличия договора перевозки груза от договора транспортной экспедиции

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

В отличие от договора перевозки, экспедитор (сторона договора транспортной экспедиции) не принимает на себя обязанность по доставке груза в пункт назначения и выдаче его получателю. Он обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, например, организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также исполнить другие обязанности, связанные с перевозкой. Кроме того, договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но и с грузополучателем (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Если экспедитор, помимо оказания услуг, связанных с перевозкой груза, принимает на себя обязательство по непосредственной доставке груза в пункт назначения, это означает, что между сторонами заключен смешанный договор, содержащий элементы как транспортной экспедиции, так и перевозки. Заключение такого договора является правом сторон и соответствует закрепленному в ст. 421 ГК РФ принципу свободы договора. К такому договору в соответствующих частях будут применяться правила о договорах, элементы которых содержатся в этом договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (п. 3 ст. 421 ГК РФ, см. также постановление Четырнадцатого ААС от 07.06.2011 N 14АП-2945/11).

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок " Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки " — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства

Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности

Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки

При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, П. Ериным, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.

Как регулируются транспортные соглашения, в том числе при международной перевозке

Договор перевозки и договор транспортной экспедиции (ТЭ) координируют разные источники.

  • гл. 40 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
  • уставы (железнодорожного и автомобильного транспорта);
  • кодексы (воздушный, внутреннего водного транспорта, торгового мореплавания);
  • законы («Об организации регулярных перевозок…» от 13.07.2015 № 220-ФЗ и др.).

Договор транспортной экспедиции:

  • гл. 41 ГК РФ;
  • закон «О транспортно-экспедиционной…» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — Закон № 87-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил…» от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка…» от 11.02.2008 № 23 (далее — приказ № 23) и др.

Существенное различие рассматриваемых договоров заключается в том, что перевозка зачастую не требует оформления письменного соглашения. Транспортная же экспедиция, включающая различные вариации услуг, в первую очередь регулируется именно подписанным обеими сторонами договором.

Когда речь идет о международных перевозках, в силу вступают нормы международного права (ст. 15 Конституции РФ), которые имеют приоритет над национальным законодательством: Конвенции о международных воздушных перевозках (Варшава, 12.10.1929), договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 19.05.1956) и др.

Не легализованные в РФ международные нормы применяются, только если на это прямо указывается в договоре перевозки (или договоре транспортной экспедиции при международной перевозке).

Смешанный договор с экспедитором на перевозку грузов

Главные обязанности перевозчика:

  • соблюсти сроки доставки;
  • сохранить груз;
  • выдать товар получателю в конечном пункте.

Ключевой обязанностью экспедитора является услуга по организации перевозки груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Если в тексте не будет прописано это условие, договор можно считать незаключенным.

Существует мнение, что транспортная экспедиция вторична по отношению к договорам перевозок, так как экспедиция не может осуществляться без перевозки. В связи с этим нередки случаи, когда функции экспедитора берет на себя перевозчик (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае с клиентом заключается либо две отдельных сделки (на перевозку и экспедиторство), либо один смешанный договор. Контракт при этом подпадает под юрисдикцию сразу двух видов норм: о перевозке и о транспортной экспедиции.

Читать дальше:  Когда открывается аккредитив при покупке квартиры

Образец смешанного договора перевозки и транспортной экспедиции можно скачать ниже:

Предмет договоров

Оба соглашения относятся к категории транспортных договоров, однако предмет их различен.

По договору перевозки грузов перевозчик непосредственно доставляет груз назначенному лицу (в конечный пункт), а отправитель оплачивает данную услугу. Если в тексте не определено место назначения, контракт является беспредметным, т. е. незаключенным.

ВАЖНО! Перемещение груза по данному договору осуществляется только с помощью транспортного средства (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Не считается перевозкой перетаскивание объекта, сплав плотов по реке, подъем на высоту и т. п.

Предметом же транспортной экспедиции является не сама перевозка груза, а связанные с ней услуги и организация их выполнения:

  • выбор маршрута и транспорта;
  • заключение договора перевозки от своего имени или имени заказчика;
  • отправка и получение груза;
  • получение документов на экспорт или импорт;
  • решение таможенных вопросов;
  • проверка состояния груза;
  • погрузка, выгрузка;
  • оплата пошлин и иных расходов;
  • получение и хранение товара;
  • иные действия, связанные с транспортировкой груза.

Таким образом, предмет также является одним из отличий договора перевозки и договора транспортной экспедиции друг от друга. Экспедиционный договор регулирует весь спектр операций, сопровождающих перемещение груза от начальной до конечной точки, предмет же перевозки более узкий и конкретный.

Документы оформления сделок

Помимо предмета рассматриваемые сделки различаются перечнем сопутствующих документов:

  1. В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ, как уже говорилось выше, договор перевозки в письменной форме может не оформляться. Его заключение подтверждается выдачей отправителю транспортной накладной или иными документами. Согласно транспортным кодексам и уставам, перевозку могут сопровождать следующие бумаги:
    • транспортная накладная (п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта РФ);
    • транспортная накладная и квитанция о приеме груза (ст. 25 Устава железнодорожного транспорта РФ);
    • грузовая накладная (п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ);
    • транспортная накладная, дорожная ведомость и квитанция о приеме груза (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);
    • договор перевозки груза и чартер, коносамент (ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ);
    • К основному же договору на экспедиторские услуги, в соответствии с п. 5 Правил, оформляются бумаги, имеющие установленную приказом № 23 форму:
      • поручение экспедитору, которое содержит перечень и условия предоставляемых услуг;
      • экспедиторская расписка, подтверждающая передачу груза экспедитору;
      • складская расписка (выписывается, если от клиента принимается товар на хранение).

      Таким образом, при перевозке грузов законодатель не требует обязательного заключения договора как единого подписываемого сторонами документа. Соглашение же о транспортной экспедиции должно иметь простую письменную форму (п. 1 ст. 802 ГК РФ).

      Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов можно скачать ниже:

      Претензии и срок исковой давности

      Согласно законодательству (п. 1 ст. 797 ГК РФ, ст. 12, 13 закона № 87-ФЗ), все споры по договорам перевозки и экспедиции сначала необходимо попытаться разрешить с помощью досудебной претензии. Если предъявленные требования не будут удовлетворены или заявитель не получит на свою претензию никакого ответа по истечении 30 дней после ее получения, можно подавать исковое заявление.

      Оформление, порядок и сроки досудебного урегулирования прописаны в соответствующих транспортных нормативных актах и законе № 87-ФЗ. Например, по транспортной экспедиции претензия направляется в течение 6 месяцев с момента возникновения такой потребности (п. 4 ст. 12 закона № 87-ФЗ). В отношении перевозок определены такие же (для железнодорожных и воздушных) или более длительные — 12 месяцев (для автомобильных, морских и внутренних водных) — претензионные сроки.

      Срок исковой давности для обращения в суд по обеим сделкам составляет 1 год. Момент, с которого срок начинает течь, определяется по правилам, указанным в кодексах и уставах различных видов транспорта, а также ст. 13 Закона № 87-ФЗ.

      Иные отличия договора экспедирования и договора перевозки друг от друга

      Кроме вышеперечисленных рассматриваемые виды договоров также характеризуются следующими отличиями:

      1. По общему определению перевозка считается реальным договором, т. е. заключается при передаче груза. Хотя на некотором виде транспорта (морской, автомобильный) данная сделка может быть и консенсуальной. Договор же транспортной экспедиции всегда является консенсуальным.
      2. Положения п. 1 ст. 785 ГК РФ устанавливают возмездный характер перевозки. В противном случае суд может квалифицировать безвозмездное перемещение товара как обычную транспортировку для собственных нужд. Договор транспортной экспедиции — взаимообязывающий и возмездный.
      3. Участниками договора перевозки становятся грузоотправитель и перевозчик. Однако само действие осуществляется для удовлетворения потребностей грузополучателя, поэтому его можно назвать сделкой в интересах третьего лица. Сторонами транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент (грузоотправитель или грузополучатель). При этом договоры ТЭ могут быть заключены с множеством лиц по принципу «один клиент — несколько экспедиторов».

      Итак, сравнительный анализ рассмотренных соглашений позволяет сделать вывод о кардинальных отличиях договора перевозки и договора транспортной экспедиции друг от друга. При этом транспортную экспедицию проще спутать с другими договорами на возмездные услуги, чем с перевозкой грузов, хотя обе сделки относятся к видам транспортных соглашений. Путаница может возникнуть только в случае, когда мы имеем дело со смешанным договором, т. к. документ может быть поименован исключительно как перевозка груза или как транспортная экспедиция, хотя по факту будет регулировать и ту и другую деятельность.

      Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

      Читать дальше:  Налоговый вычет за лечение какие документы нужны

      Договор перевозки и транспортная экспедиция — в чем различие? В каком случае лучше оформить перевозку? Зачем вообще нужна транспортная экспедиция?

      Недавно, разговаривая с директором фирмы, оказывающей услуги транспортной экспедиции (к слову, им был предъявлен иск на значительную сумму в связи с утратой груза), а также изучая их первичные документы, я поняла, что компания хоть и называется транспортно-экспедиционной, однако в действительности осуществляет услуги по перевозке в чистом виде. Почему так работают и оформляют документы директор ответить не смог, так как разницы не понимает между экспедицией и перевозкой. Но ее необходимо понимать, чтобы избежать проблем как с налоговой инспекцией, так и мер ответственности, связанной с утратой или повреждением груза.

      Перевозка или экспедиция?

      Вдаваться в термины гражданского кодекса не хочется, поэтому говоря обычным языком: перевозчик — непосредственный исполнитель, он перевозит груз, экспедитор — это агент, который организует перевозку, иными словами — посредник между заказчиком и перевозчиком. Но! Экспедитор может перевозить груз непосредственно сам или с привлечением третьего лица и тогда он будет считаться перевозчиком. Как сделать так, чтобы экспедитора не посчитали перевозчиком проверяющие органы или суд?

      Недавно по перевозке и экспедиции вышли сразу два разъясняющих документа от Верховного суда — Обзор и Пленум. Ничего революционного в них нет, между тем, ряд спорных моментов хорошо разъяснены. Хочу вкратце их резюмировать.

      1. Перевозчик отвечает за груз в любом случае — в очень редких ситуация он будет освобожден от ответственности. Также перевозчик не несет ответственность за утрату груза по причине плохой упаковки, осуществленной отправителем.
      2. Экспедитор отвечает за перевозимый груз только если действует как фактический перевозчик, выписывает транспортные документы. Об этом пункте я расскажу подробнее ниже.
      3. Грузоотправитель имеет право солидарно взыскать стоимость утраченного (поврежденного) груза с перевозчика и экспедитора (ст. 323 ГК РФ). Следовательно, у собственника груза гораздо больше шанса взыскать ущерб, так как перевозчик может быть ИП или вообще обычным физическим лицом без имущества (как правило именно так и бывает).
      4. Отправитель груза или экспедитор обязаны обеспечить перевозчика всей необходимой разрешительной документацией на груз, а перевозчик со своей стороны не обязан проверять их полноту и правильность заполнения.

      В Пленуме также есть разъяснения по пассажирским перевозкам, утрате багажа и т.п. — всем интересующимся рекомендую посмотреть.

      Так что лучше — договор перевозки или договор транспортной экспедиции? В первую очередь, разница между этими двумя договорами в уровне ответственности. Перевозчик отвечает за груз в любом случае, иными словами, его вина презюмируется. Исключения — да, есть, но они редки и их нужно доказать. С экспедитором все сложнее.

      В Обзоре практики по перевозкам суд обратил внимание, что экспедитор отвечает за утрату груза, если является фактическим перевозчиком . Что это значит? Вот как это понимает суд:

      экспедитор не предлагал заказчику на выбор перевозчиков для согласования, а указал конкретное лицо, которое будет доставлять товар, стоимость экспедиторских услуг равна рыночной стоимости перевозки, а на сайте компании — экспедитора было указано, что общество обеспечивает доставку товара.

      Как видно, исходя из действий экспедитора, суд пришел к выводу, что он принял на себя обязанности перевозчика. Следовательно, мало назваться «экспедитором » и составить договор на оказание транспортно — экспедиционных услуг, необходимо еще этому следовать в своей деятельности. Каким образом?

      Исходя и цитаты выше — перед каждой перевозкой согласовывать письменно перевозчиков, а не направлять к заказчику единственного (ставить перед фактом), стоимость услуг экспедитора никак не может быть равной стоимости перевозки (перевозка дороже), либо услуги экспедитора должны выделяться в платежных документах отдельной строкой, проверить информацию на сайте на соответствие деятельности экспедитора ( есть ли гарантии о сохранности груза ?).

      Экспедитор ответит за груз, если он:

      • осуществлял его доставку своим или нанятым транспортом;
      • выписал транспортную накладную.

      Если экспедитор является организатором перевозки, находит перевозчика, согласовывает его кандидатуру с заказчиком, выставляет плату за свои услуги — ответственность за перевозку он не понесет. А если экспедитор является по сути перевозчиком?

      Экспедитор перевозит груз личным транспортом — это не экспедитор, а самый настоящий перевозчик, избежать ответственности точно не получится. Кстати, как бы не была названа сторона сделки (экспедитор, перевозчик, исполнитель) — суд даст оценку договору и определит какие отношения и договоренности были достигнуты между сторонами, говоря иначе — будет исходить из буквального смысла договора и действий сторон. Оформление документов — в перевозочной накладной в качестве перевозчика указывается экспедитор, отправителем — поставщик. Плюсы — у покупателя товара нет риска в части не признания расходов на перевозчика необоснованными (для возмещения НДС).

      Экспедитор нанимает транспорт для перевозки — здесь ответственность наступит, если экспедитор примет на себя обязанности перевозчика. Оформление — в транспортной накладной перевозчиком указывается тот, кто повезет груз. Покупатель (или лицо, в чьей адрес доставляется груз) уведомляется о непосредственном перевозчике. Отправителю предоставляются кандидатуры перевозчика с условиями перевозки для согласования. Стоимость своих услуг экспедитор выделяет отдельной строкой в счете (если оплачивает сам за перевозку), либо иных документах, предоставленных отправителю для возмещения затрат экспедитора. В идеале — чтобы отправитель (заказчик) оплачивал перевозку непосредственно конечному исполнителю. Для подтверждения посреднических услуг экспедитора необходим акт выполненных услуг.

      Читать дальше:  Выписка из реестра недвижимости сколько действует

      К акту прилагается отчет экспедитора , в котором он перечисляет выполненную работу в интересах заказчика. Вместе с отчетом заказчику передаются копии: договора перевозки, акта выполненных услуг по перевозке, платежных квитанций, поручений, подтверждающих затраты экспедитора. К слову, закон не требует от экспедитора составлять и подписывать акт выполненных услуг, однако его наличие упрощает расчеты между сторонами и доказывает реальность услуги. К тому же в акте можно отдельно прописать все расходы экспедитора, вознаграждение и иную информацию.

      Знаю, что это в реальности так все оформить практически невозможно и никто не захочет раскрывать условия сделки с перевозчиком перед заказчиком. Следовательно, работу нужно строить исходя из максимально возможного — заключать договор экспедиции, не указывая при этом, что экспедитор обязуется доставить груз. Не выписывать на экспедитора (его водителя) доверенность на получение груза. Предложить письменно заказчику несколько перевозчиков. В отчетных документах отдельно выделить услуги экспедитора и стоимость услуг перевозчика (не предоставляя при этом первичку по перевозке в подтверждение ее стоимости). Если экспедитор не хочет отвечать за сохранность груза — он не должен его принимать к перевозке и выписывать соответствующие транспортные документы.

      Но все же, если экспедитор доставляет груз, выписывает транспортные документы и так далее — размер его ответственности может быть ограничен и он ответит только в том объеме, в каком отвечает перевозчик. Как известно, закон о транспортно — экспедиционной деятельности для экспедитора устанавливает повышенную ответственность — в размере полного возмещения ущерба, неустойки 3% (если получатель физическое лицо), упущенной выгоды, размера самого вознаграждения экспедитора.

      Однако, если экспедитор докажет, что груз поврежден или утрачен был по вине перевозчика — экспедитор ответит по правилам ответственности, установленным для перевозчика. Что тоже неплохо, потому что перевозчик возмещает только реальный ущерб — стоимость груза или сумму, на которую понизилась его стоимость.

      Кстати, если клиент не объявлял стоимость груза, она не указана в перевозочных документах или счетах на оплату — это не повод не возмещать ущерб. Так указал Верховный суд в вышеуказанном Обзоре. Стоимость можно определить исходя из рыночных цен на аналогичный товар или иным способом, исходя из конкретной ситуации.

      Конечно, сам клиент, отправляя груз должен проявлять бдительность в оформлении документов, объявлении его стоимости, подробного описания внешних характеристики, упаковки, составных частей. Необходимо проверять кому выписывается доверенность на отгрузку, выдать инструкции кто имеет право получить груз. Часты случаи мошенничества, когда товар получает лицо, не имеющее отношение к получателю — выходит какой то человек, говорит я подрядчик, да груз для нас, выгружайте.

      Водитель товар отдал, документы подписал и поехал. Потом выясняется, что получатель знать не знает этого «подрядчика», требует свой товар. Следовательно, необходимо требовать доверенность, сверять ее данные с паспортом получателя. Причем доверенность должна быть в оригинале — скан по электронное почте в суде экспедитору не поможет (в качестве доказательства добросовестности).

      Также в суде не помогут свидетельские показания, подтверждающие передачу груза — у меня был подобный спор, в котором я представляла интересы отправителя. Перевозчик не смог доказать, что груз был доставлен в виду полного отсутствия первичных документов, подписанных со стороны получателя товара. В суд он привел 3 свидетелей, прилагал косвенные доказательства, подтверждающие доставку. Однако суд принял нашу позицию. Как и в другом деле — где я выступала со стороны поставщика.

      Покупатель требовал допоставить товар, но в документах была ошибка в единице измерения товара — на первый взгляд ерунда. Но мне удалось ситуацию повернуть ровно на 180 градусов — суд отказал покупателю в удовлетворении требований, а наши встречные — удовлетворил. Поэтому первичные перевозочные (и не только) документы важно проверять, особенно в части характеристики товара.

      Экспедитор не обязан страховать груз, если это прямо не будет указано в экспедиторском договоре. Если же застрахует — стоимость страховки может возмещаться заказчиком, либо нет. Если возмещается — расходы на страхование груза должны подтверждаться и передаваться заказчику вместе с актом выполненных услуг (отчетом экспедитора).

      Что касается страхования ответственности экспедитора или перевозчика — это его право, но не обязанность, расходы на страховку клиент не возместит по закону.

      Подводя итоги сказанному — что лучше — экспедиция или перевозка? Как вижу я — если экспедитор фактически осуществляет перевозку груза (сам или с помощью нанятого транспорта) — лучше заключать прямые договоры перевозки, учитывая, что ответственность перевозчика ограничена по закону.

      Да и в плане документации все проще и понятнее, как и в налогообложении (особенно в части возмещения НДС покупателем).

      Если исполнитель оказывает комплексные услуги, связанные доставкой груза — его страхование, сопровождение, охрану и так далее — нужен, конечно, договор экспедиции, либо смешанный договор перевозки. Но обязательно с оформлением отчета экспедитора, актом выполненных услуг, предложением клиенту перевозчиков на выбор. Если экспедитор просто организует перевозку без доставки груза — тут все проще — оформляется простая экспедиция, в которой не нужно указывать про доставку, перевозку груза. Четкие и ясные обязанности экспедитора — этого будет достаточно.

      Добавить комментарий

      Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

      Adblock detector