- Преимущества и недостатки военного образования
- Преимущества
- Недостатки
- Виды военных училищ РФ
- Военные училища для поступления после 9-го класса
- Требования
- Военные ВУЗы для поступления после 11-го класса
- Военные учебные заведения для поступления младших школьников
- Права и льготы при поступлении в военное училище
- Какие предметы сдают
- Нормативы
- Как поступать: пошаговая инструкция
- Этап 1: Прохождение медосмотра
- Этап 2: Формирование личного дела
- Этап 3: Подача документов в учебное заведение
- Этап 4: вступительные испытания
В Российской Федерации военные на особом счету у государства, а служба в вооруженных силах считается престижной, высокооплачиваемой и вдобавок дает дополнительные преференции при выходе на пенсию. Многие мальчишки уже при поступлении в школу нередко представляют, что когда вырастут, то обязательно станут военнослужащими, а если еще и в семье кто-то имеет прямое отношение к службе, то в большинстве случаев будущее ребенка предопределено. Рассмотрим, какие существуют условия поступления в военное училище, а также узнать, какие преимущества и недостатки имеет такое образование.
Преимущества и недостатки военного образования
При принятии решения о целесообразности поступления в военное училище следует разобраться, какие плюсы и минусы несет в себе такой выбор.
Преимущества
- В 17-18 лет ребенок получает возможность почувствовать себя полностью самостоятельным. Для среднестатистического жителя России достаточно дико выглядит, когда взрослый мужчина и в 30 лет продолжает жить совместно с родителями.
- Военная служба — это насыщенная событиями и приключениями жизнь, кардинально отличающаяся от гражданского быта, особенно если речь идет о службе в элитных подразделениях, на подводной лодке или военно-воздушных силах. Попасть туда, безусловно, трудно, но реально.
- Это одна из немногих сфер жизни, которая гарантированно позволяет подняться по карьерной лестнице и добиться высот самостоятельно.
- Бесплатное образование. Не секрет, что в российской системе образования наблюдается масса проблем, однако в военных учебных заведениях их проявление минимизировано. Узкая направленность обучения и казарменный режим позволяют максимально совмещать теоретическую программу с ее реализацией на практике.
- В военных образовательных учреждениях придется осваивать преподаваемый материал, независимо от желания ученика, поскольку ограничение влияния внешних факторов способствует нормальному образовательному процессу. Кроме того, время на самоподготовку предусматривается распорядком дня.
- Повышенная стипендия в сравнении с гражданскими вузами.
- Бесплатное и сбалансированное питание.
- Минимальное офицерское денежное довольствие превышает средний уровень заработной платы по стране.
- Стабильность. В период установления напряженных отношений со странами ближнего и дальнего зарубежья страна увеличивает финансирование военно-оборонной сферы.
- Возможность получения жилой недвижимости в перспективе.
- Военная пенсия, а также более низкий возрастной порог выхода на заслуженный отдых.
Недостатки 
Военная служба не лишена и негативных моментов, к которым можно отнести:
- Специализированная система обучения — испытание не для каждого. Если сильный духом и телом станет только сильнее, то слабого человека такое обучение может только сломать. Еще на этапе отбора проводится профессионально-психологический анализ, что позволяет отсеять неподходящих кандидатов.
- Военная служба после окончания обучения в прямом смысле опасна для жизни и здоровья. Российская Федерация в последние годы принимает участие в различных военных операциях за пределами страны, что автоматически подразумевает риск для военнослужащего.
- Служба в армии требует от служащего наличие высоких интеллектуальных данных, особенно если речь идет о работе со сложной боевой техникой.
- Ненормированный рабочий день, постоянные смещения графика отпусков, а также отсутствие полноценных выходных.
- Существенное ограничение права на свободное передвижение за пределы страны.
Виды военных училищ РФ 
В Российской Федерации предусматривается 2 вида профессионального военного образования:
В категорию базового профессионального военного образования входят следующие училища:
- кадетские; суворовские; нахимовские.
В образовательное учреждение принимаются лица мужского пола, не достигшие на момент поступления 18 лет. Обучение длится от 2 до 4 лет.
К высшим учреждениям профессионального военного образования относятся:
- Высшее командное училище.
- Академии.
- Институты.
Обучение длится от 2 до 3 лет.
Каждое образовательное учреждение специализируется на конкретной военной профессии и направленности:
- морская служба; сухопутные войска; ракетные войска; ВДВ; железнодорожные войска; ВКС.
Военные училища для поступления после 9-го класса 
Ключевой параметр, на который обращает внимание комиссия — состояние здоровья абитуриента. Оценку физического состояния дает ряд специалистов в период прохождения учеником 9-го класса медицинского осмотра.
Обязательным является посещение хирурга, окулиста, ЛОРа, психотерапевта, стоматолога, терапевта. По окончании осмотра ученику предоставляется соответствующее медицинское заключение.
Существует обширный перечень заболеваний, исключающих возможность поступления в военный ВУЗ или училище. В него входят:
- тяжелые инфекционные заболевания; онкологические новообразования; ожирение 3-4 степени; заболевания крови; проблемы со зрением или слухом; психические расстройства; заболевания пищеварительной, сердечно-сосудистой или дыхательных систем.
Указанный перечень не является исчерпывающим.
Требования
Чтобы стать абитуриентом необходимо соблюдение следующих требований:
- Возраст кандидата от 16 до 22 лет.
- Выполнение установленных нормативов по физической подготовке.
- Наличие гражданства РФ.
- Успешная сдача психологического тестирования.
Военные ВУЗы для поступления после 11-го класса
После 11 класса перед бывшими школьниками открывается перспектива поступления в следующие ВУЗы:
- КВУ (Краснодарское военное училище).
Краснодарское военное училище
Санкт-Петербургский военно-морской политехнический институт
Московское высшее командное училище
Московская военная академия ракетных войск стратегического назначения
Военные учебные заведения для поступления младших школьников
Даже по окончании 4 классов российским ученикам можно поступить в училища с военным уклоном:
- ТВСВУ (Тверское Суворовское училище).
Тверское Суворовское училище
Московское Суворовское училище
Оренбургское президентское кадетское училище
Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации
Аксайский казачий кадетский корпус
Права и льготы при поступлении в военное училище
Законодательство РФ предусматривает ряд преференций отдельным категориям граждан, дающих право на внеочередное зачисление в военное образовательное учреждение:
- Призеры и победители заключительного этапа всероссийской олимпиады, а также победители и призеры международных и перечневых олимпиад, утвержденных Минобром.
- Дети-сироты.
- Дети, оставшиеся без попечительства.
- Лица, не достигшие 20 лет и имеющие одного родителя-инвалида 1 группы с доходом, не превышающего средний прожиточный минимум.
- Пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- Дети сотрудников силовых структур.
Указанный перечень не является исчерпывающим и может расширяться в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.
Какие предметы сдают
При поступлении в военное училище после 9 класса абитуриент сдает экзамены по русскому языку и математики. Дети, закончившие 11 классов, сдают ЕГЭ по математике, русскому языку, физике. Дополнительные экзамены зависят от выбранного направления военного образования и профиля училища.
Нормативы 
Сдача обязательных показателей физической подготовки является обязательным этапом. Его прохождение возможно 2 способами:
- На основе результатов оценок по физкультуре и документальных подтверждений побед на спортивных соревнованиях.
- Выполнение экзаменационных упражнений по физкультуре. Они включают росс на 1 км, бег на 100 м и 3 км, заплыв на дистанцию 50-100 метров, подтягивание до 17 раз.
Как поступать: пошаговая инструкция
Военные образовательные учреждение принимают документы намного раньше, чем это делают в средне-специальных. Следовательно, подготовку к вступлению следует начинать заблаговременно.
Предлагается рассмотреть ориентировочный план действий для поступления в военное училище.
Этап 1: Прохождение медосмотра
Будущий студент обращается в поликлинику по месту регистрации или фактическому проживанию для прохождения медицинского осмотра у узкопрофильных специалистов. В заключении по форме 026у в обязательном порядке должна быть отображена запись «Рекомендуется по состоянию здоровья к поступлению», а после указывается полное наименование образовательного учреждение, в которое планируется поступление.
Бланк по форме 026у
Этап 2: Формирование личного дела
В папку с личным делом подшиваются следующие документы:
- Заявление от абитуриента и его родителей. Бланк можно скачать на официальном сайте учебной организации, либо получить на кафедре.
- Копия паспорта и свидетельства о рождении.
- Автобиография.
В случае необходимости могут быть затребованы дополнительные документы.
Этап 3: Подача документов в учебное заведение
Документы подаются в период с 15 апреля по 1 июня. При поступлении в Суворовское училище документы следует подать до 1 апреля.
Этап 4: вступительные испытания
После подачи документов следует дождаться вызова с указанием даты проведения экзаменов, либо получить отказ с указанием причин. Вступительное тестирование проводится с 01 по 15 июля.
Одним из основных требований, предъявляемых к гражданам, поступающим в военно-учебные заведения, является оценка состояния их здоровья по результатам медицинского освидетельствования. Граждане, поступающие в военно-учебные заведения, должны по состоянию здоровья соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по призыву, т.е. годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями.
До медицинского освидетельствования граждане проходят обязательные диагностические исследования в объеме, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации.
Медицинское освидетельствование граждан, поступающих в вуз, проводится по статьям и графам расписания болезней и раздела г) табеля дополнительных требований (ТДТ) к состоянию здоровья граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе 2003 г. № 123). В спорных ситуациях повторно могут проводиться лабораторные, рентгенологические и другие исследования.
Окончательное медицинское освидетельствование граждан, поступающих в вуз проводится нештатной временно действующей военно-врачебной комиссией (ВВК), созданной приказом начальника ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ».
В состав ВВК входят хирург, терапевт, невропатолог, окулист, оториноларинголог, дерматовенеролог, стоматолог и секретарь. При необходимости в состав комиссии включаются врачи других специальностей.
Граждане, прибывающие на окончательное медицинское освидетельствование, должны иметь при себе:
— флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях;
— рентгенографию околоносовых пазух;
— ЭКГ (исследование в покое и после нагрузки);
— общий анализ крови;
— результаты исследований на наличие ВИЧ-инфекции, на наркотические вещества и серологические реакции на RW;
— общий анализ мочи;
— сведения о пребывании на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение);
— медицинскую карту амбулаторного больного и при необходимости другие медицинские документы (рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования), характеризующие состояние его здоровья.
Выпускники суворовских училищ (кадетских корпусов) прибывают:
— с медицинской книжкой, в которой должны быть отражены результаты ежегодных углубленных и контрольных медицинских обследований и обращений за медицинской помощью;
— картой медицинского освидетельствования гражданина, поступающего в военно-учебное заведение и результатами исследований.
При отсутствии у выпускника суворовского училища (кадетского корпуса), медицинской книжки освидетельствование не проводится.
Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования гражданина выносят заключение о его годности или негодности к поступлению в военно-учебное заведение по своей специальности. Если у гражданина выявляется заболевание, препятствующее поступлению, дальнейшее освидетельствование прекращается.
При этом в карте медицинского освидетельствования гражданина, поступающего в вуз, в пункте «Данные объективного исследования» врачом-специалистом излагается экспертный диагноз с использованием дополнений, указания на стадию заболевания, степень нарушения функции пораженного органа (системы) и другие характеристики, играющие важную роль при экспертной оценке состояния здоровья, физического развития гражданина и принятии в отношении него экспертного заключения о негодности к поступлению, статья (статьи) и графа расписания болезней и раздела ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе).
При выявлении у гражданина, поступающего в военно-учебное заведение заболевания, при котором расписанием болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе) предусмотрена временная негодность к военной службе, ограниченная годность к военной службе или негодность к военной службе, ВВК выносит заключение о негодности к поступлению в вуз.
ВВК не позднее 5 дней после окончания освидетельствования направляет карты медицинского освидетельствования гражданина, поступающего в военно-учебное заведение и листы медицинского освидетельствования граждан, признанных не годными к поступлению, в ВВК военного округа, в котором проводилось освидетельствование.
По результатам медицинского освидетельствования ВВК выносит следующие заключения:
а) годен к военной службе, годен к поступлению в вуз;
б) годен к военной службе, не годен к поступлению в вуз ;
в) годен к военной службе с незначительными ограничениями, годен к поступлению в вуз;
г) годен к военной службе с незначительными ограничениями, не годен к поступлению в вуз;
д) временно не годен к военной службе, не годен к поступлению в вуз;
е) не годен к поступлению в вуз, нуждается в обследовании и освидетельствовании по месту прохождения военной службы (месту воинского учета) для определения категории годности к военной службе (заключение выносится при выявлении заболевания, при котором расписанием болезней предусмотрена ограниченная годность к военной службе или негодность к военной службе).
Заключение ВВК о годности (негодности) гражданина к поступлению в вуз по состоянию здоровья объявляется на заседании комиссии. При этом сведения об свидетельствуемых, состоянии их здоровья и заключение ВВК записываются в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии.
Кроме того, указанные сведения и заключение ВВК заносятся:
— на граждан, поступающих в вуз, — в карту медицинского освидетельствования гражданина, поступающего в военно-учебное заведение;
— на военнослужащих, кроме того, в медицинскую книжку военнослужащего.
Результаты окончательного медицинского освидетельствования кандидатов объявляются не позднее одного дня после вынесения военно-врачебной комиссией заключения о состоянии здоровья кандидата. В случае признания кандидата не годным по состоянию здоровья к поступлению в вуз он имеет право получить разъяснения и рекомендации врача-специалиста.
Порядок определения категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования
Профессиональный психологический отбор является одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологических качеств граждан, добровольно поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности.
Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся штатным подразделением профессионального психологического отбора и специалистами по профессиональному психологическому отбору с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.
Социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.
Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.
Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).
Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора. Обработка результатов тестирования осуществляется с помощью поставляемого установленным порядком специального программного обеспечения.
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям:
а) рекомендуется в первую очередь — первая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинских должностей, что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;
б) рекомендуется — вторая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинских должностей, что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;
в) рекомендуется условно — третья категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинских должностей, с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению при недостатке кандидатов;
г) не рекомендуется — четвертая категория. Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинских должностей.
При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости. Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:
— высокая нервно-психическая устойчивость;
— хорошая нервно-психическая устойчивость;
— удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;
— неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость (нервно-психическая неустойчивость).
Лица с нервно-психической неустойчивостью относятся только к четвертой категории профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях.
Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профессиональной пригодности, не могут быть направлены на обучение в военно-учебные заведения и приняты на военную службу по контракту на соответствующие воинские должности.
Персональную ответственность за обоснованность и достоверность заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих несут начальники подразделений (специалисты) профотбора.
Вынесение заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования завершается не позднее одного дня до окончания профессионального отбора кандидатов.
Кандидаты, отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности («не рекомендуется»), информируются о вынесенном заключении индивидуально. При необходимости с указанными кандидатами проводится индивидуальное психологическое консультирование, в ходе которого даются разъяснения и рекомендации.
Кандидаты, отнесенные к другим категориям профессиональной пригодности, полагаются прошедшими профессиональный психологический отбор.
N п/п | Наименование частей видов Вооруженных Сил СССР, родов войск, военных специальностей | Комплектуются лицами, имеющими степень ограничения не ниже |
1. | Части специального назначения | 1 |
2. | Части особого назначения, оперативные и милицейские части МВД СССР | 2 |
3. | Пограничные войска | 2 |
4. | Воздушно-десантные, десантно-штурмовые части, части морской пехоты | 2 |
5. | Подводные лодки, надводные корабли | 3 |
6. | Водители и члены экипажей танков, самоходных артиллерийских установок, инженерных машин на базе танков и тягачей | 3 |
7. | Водители и члены экипажей боевых машин пехоты, бронетранспортеров и пусковых установок ракетных частей | 4 |
8. | Другие части внутренних войск МВД СССР, местные стрелковые, караульные части | 4 |
9. | Химические части | 4 |
10. | Ракетные, зенитно-ракетные части, наземные части Военно-воздушных сил | 4 |
11. | Части связи, радиотехнические части | 4 |
12. | Остальные части Вооруженных Сил СССР | 5 |
13. | Военно-строительные части (отряды), железнодорожные части | 5 |
Наличие противопоказаний для прохождения действительной военной службы:
— в группах войск | — А |
— в высокогорных районах (высота над уровнем моря 1500 м и выше) | — Б |
— в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях | — В |
— в военно-строительных отрядах | — Г |
Эти требования не распространяются на лиц, призываемых на действительную военную службу в указанных районах (местностях), а также проходящих там службу.
Примечания. 1. Призывникам, нуждающимся в отсрочке от призыва на действительную военную службу для лечения, негодным к военной службе в мирное время, годным к нестроевой службе в военное время и негодным к военной службе с исключением с воинского учета, устанавливается степень ограничения 7, 8 и 9 соответственно.
2. В случае выявления у освидетельствуемого нескольких заболеваний, предусматривающих различные степени ограничения, итоговая оценка устанавливается по наибольшей степени ограничения.
3. Кандидаты в военно-учебные заведения Министерства обороны СССР отбираются из числа лиц, имеющих степени ограничения 1, 2, 3, с учетом профиля вуза, требований к остроте зрения, виду и величине рефракции, указанных в пояснениях к ст. 92 Расписания болезней.
4. Для призываемых на действительную военную службу и поступающих в вузы рост должен быть:
— не ниже 150 см (надводные корабли, подводные лодки ВМФ, вузы);
— не ниже 155 см (учебные части, пограничные войска);
— не ниже 160 см (группы войск);
— не ниже 170 см (воздушно-десантные части, части морской пехоты);
— не выше 175 см (члены экипажей танков и инженерных машин на базе танков и тягачей);
— 150 — 180 см (водители и члены экипажей боевых машин, пехоты и пусковых установок ракетных частей);
— 180 — 185 см (части специального назначения).
5. На комплектование групп войск и для службы в высокогорных районах направляются лица, имеющие степень ограничения не ниже 4.
6. Для экипажей инженерных машин на базе танков и тягачей устанавливается степень ограничения 3.
7. При определении степени ограничения по состоянию здоровья и физическому развитию лиц, призываемых на действительную военную службу, военнослужащих и поступающих в военно-учебные заведения, врачи руководствуются таблицами.
Перечень заболеваний, ограничений, статья Расписания болезней | Степень ограничения | |
ДЛЯ ПСИХИАТРА | ||
Психические расстройства при острых и хронических инфекциях в анамнезе при полном восстановлении нормальной психической деятельности и отсутствии явлений органического поражения центральной нервной системы | 5 | |
В анамнезе отсрочка от призыва на действительную военную службу для лечения по бт. 6-в | 5 | |
Статья 8-в | 5-Б | |
ДЛЯ НЕВРОПАТОЛОГА | ||
В анамнезе отсрочка от призыва на действительную военную службу для лечения по статьям 11-д, 12-д, 14-д, 15-д | 4 | |
Травма головного мозга за последние 3 года, подтвержденная лечебным (лечебно-профилактическим) учреждением | 4-А, Б | |
Статьи 11-г, 12-г, 14-г, 15-г | 4-Б, В | |
Состояние после перенесенной менингококковой инфекции с исходом в полное выздоровление и стойкостью ремиссии в течение 12 месяцев | 4 | |
ДЛЯ ТЕРАПЕВТА | ||
Статьи 16-б, 24-в, 26-г, 28-б | 5 | |
Статья 22-г | 5-В | |
Хронический гастродуоденит | 5 | |
Состояния после острых воспалительных заболеваний сердечно-сосудистой системы (миокардиты, васкулиты и др.) с исходом в полное выздоровление и стойкостью ремиссии в течение 12 месяцев | 4-Б, В | |
Состояние после острых воспалительных заболеваний почек с исходом в полное выздоровление и стойкостью ремиссии в течение 12 месяцев | 4-В | |
Состояния после острых инфекционных, инфекционно-аллергических заболеваний опорно-двигательного аппарата с исходом в полное выздоровление и стойкостью ремиссии в течение 6 месяцев | 4-В | |
Состояния после перенесенных вирусного гепатита, тифопаратифозных заболеваний с исходом в полное выздоровление и стойкостью ремиссии в течение 12 месяцев | 4-З | |
ДЛЯ ХИРУРГА | ||
В анамнезе отсрочка от призыва на действительную военную службу для лечения по ст. 33-г, 34-г, 39-г | 5-3 | |
Статья 47-в | 4 | |
Статья 62-б | 4-Г | |
Статьи 36-г, 38-г, 40-г, 43-в, 44-г | 4-Б | |
Статьи 50-г, 56-г | 4-В | |
Плоскостопие II степени без явлений остеоартроза в таранноладьевидном сочленении | 4 | |
Дефекты пальцев рук или ног, не вошедшие в пояснения к ст. 42 (пункт "в") и 43 (пункт "б") | 4 | |
Статьи 55-в, 60-в | 4 | |
Болезнь Осгуд — Шлаттера без нарушения функции | 3 | |
ДЛЯ ОТОЛАРИНГОЛОГА | ||
Статья 75-б | 5 | |
В анамнезе отсрочка от призыва на действительную военную службу для лечения по ст. 76 | 5 | |
Статьи 64-в, 65, 66, 71-б | 5-В | |
Статья 67-в | 5-Б, В | |
Статья 73 | 4 | |
ДЛЯ СТОМАТОЛОГА | ||
Статья 77-в | 5 | |
Статьи 78-б, 79-в | 4 | |
Отсутствие шести и более зубов на обеих челюстях | 4 | |
Наличие съемных зубных протезов | 4 | |
Аномалии прикуса II степени | 4 | |
Статья 79-г | 3 | |
Статья 79-а, аномалии прикуса I степени | 2 | |
ДЛЯ ОКУЛИСТА | ||
Острота зрения, не ниже | Степень ограничения | |
без коррекции | с коррекцией | |
0,7 / 0,7 | 1 | |
0,6 / 0,6 | 2 | |
0,5 / 0,4 | 3 | |
0,5 / 0,1 | 4 | |
0,5 / 0,05 | 5 | |
0,4 / 0,4 | 5 |
Примечания. 1. При остроте зрения без коррекции ниже 0,5 / 0,1 устанавливается степень ограничения 5, а при остроте зрения с коррекцией выше 0,5 / 0,05 или 0,4 / 0,4 — по величине остроты зрения без коррекции.
2. Острота зрения для близи у лиц, имеющих 1-ю, 2-ю и 3-ю степень ограничения, должна быть не ниже 0,8 / 0,8 без коррекции.
Статьи 81-в, 82-б, 83-б, 84-б, 85-в, 86, 93-г, 93-ж | 4 |
Прогрессирующая крыловидная плева | 4 |
Дихромазия, аномальная трихромазия типа А или В | 3 |
Аномальная трихромазия типа С | 1 |
ДЛЯ ДЕРМАТОЛОГА | |
Наличие единичных мелких бляшек псориаза | 5 |
Фотодерматит | 5 |
Начальник Центрального военно-медицинского
управления Министерства обороны СССР
генерал-полковник медицинской службы
Ф.КОМАРОВ
Приложение N 5
к ст. 3, 4, 27, 31 Положения,
введенного в действие Приказом
Министерства обороны СССР
от 9 сентября 1987 г. N 260