Индивидуальная программа на ребенка инвалида в доу

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Россияночка»

Притят на заседании ПМПк

№ ___ от «___» ________ 201__ г.

Заведующий МДОУ «Детский сад №10

____________ Н.Г. Шутова

Приказ № ________ от «__»________201__ г.

Программа реализации ИПРА ребенка-инвалида (раздел психолого-педагогической реабилитации или абилитации)

Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.

Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на дошкольного образование является одной из важнейших задач детского сада.

Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.

Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.

Программа реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее ИПРА) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 10 «Россияночка» (далее ДОУ) направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного воспитания, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: реализация реабилитационных или абилитационных мероприятий, содержащихся в ИПРА ребенка-инвалида в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации в ДОУ.

При реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.

Ф ормирование благоприятных условий для социализации ребенка-инвалида и обеспечение его прав на доступное и качественное дошкольное образование .

Психологическая поддержка ребенка-инвалида и семьи, его воспитывающей.

Формирование активной педагогической позиции родителей (законных представителей).

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей (законных представителей) и составлена с целью комплексного развития ребенка- инвалида и комплексной помощи его родителям (законным представителям).

Принципы реализации ИПРА:

Принцип обеспечения последовательности, комплексности и непрерывности в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Принцип динамического наблюдения.

Принцип контроля за эффективностью проведенных мероприятий.

Основные этапы процесса психолого-педагогической реабилитации или абилитации

мероприятий психолого – педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка – инвалида

Координация реабилитационных или абилитационных мероприятий

мероприятий психолого – педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка – инвалида

Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации

Команда специалистов и родителей

В течение учебного года

Сдача отчета о проведенный реабилитационных или абилитационных мероприятиях

Результативность реализации программы ИПРА

Ответственный за организацию работы и осуществлению мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей инвалидов

Общие сведения о ребенке-инвалиде

ИПРА ребенка-инвалида № ___________ от _____________ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от

Фамилия, имя, отчество ( при наличии ):

Возраст (число полных лет (для ребенка в возрасте до 1 года число полных месяцев):

Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается адрес места пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации, место нахождения пенсионного дела ребенка-инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (указываемое подчеркнуть):

государство: Российская Федерация

субъект Российской Федерации: Хабаровский край

4.5. населенный пункт (4.5.1. □ городское поселение 4.5.2. □ сельское поселение): 4.6.улица: 4.7.дом/корпус/строение: / /

Лицо без определенного места жительства □

Лицо без постоянной регистрации □

Адрес электронной почты:

Страховой номер индивидуального лицевого счета:

Особенности личности ребенка на момент начала реализации ИПРА

План мероприятий психолого – педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка – инвалида

Дата исполнения мероприятия

Отметка о выполнении (невыполнении, причины)

Условия организации обучения

Основная образовательная программа (по индивидуальному образовательному маршруту)

Адаптированная основная образовательная программа

С 26.06.2016 до 01.07.2017

Специальные педагогические условия для получения образования

Оснащение кабинетов необходимым оборудованием

и др. с учетом особенностей ребенка

Психолого – педагогическая помощь и коррекция

Индивидуальные развивающие занятия, направленные на развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля)

Один раз в неделю

Индивидуальные консультации (беседы)

По мере необходимост и и

Консультирование семьи ребенка – инвалида по вопросам, связанными с особенностями развития и образоватеного процесса для данной категории детей

— Создание необходимых условий по организации образования;

— Оказание психологической помощи;

— Совершенствование освоения ребенком-инвалидом основной образовательной программы;

Читать дальше:  Как проверить объявление на авито на мошенничество

Пояснительная записка

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья (врожденный порок сердца, состояние после операции на сердце, задержка речевого развития), заключается в бедности контактов со сверстниками и взрослыми.

В период младшего дошкольного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.

Цель программы: всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

Создать в МБДОУ условия для обогащения социального опыта ребенка и гармоничного включения в коллектив сверстников. Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей. Организовывать творческую и досуговую деятельность воспитанника. Расширять социализирующее пространство посредством включения, Организовать индивидуальное образование воспитанника. Оказывать психолого — педагогическую помощь и поддержку ребенку и родителям.

Данная программа разработана с целью успешной адаптации к условиям ДОУ, всестороннего развития ребенка — инвалида и оказания комплексной помощи его родителям.

Предполагаемый результат:

В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции физического и психического состояния, осуществится речевое развитие ребенка.

Особенности реализации программы:

Обучение ребенка затруднено в связи с отставанием физического развития (5 группа здоровья – ребенок – инвалид), задержкой речевого развития.

Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков физического и задержкой речевого развития ребенка. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.

Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья нерегулярно посещает дошкольное образовательное учреждение. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, помочь в максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании, обучении и развитии ребенка родители получают у воспитателя, педагога — психолога, старшей медицинской сестры, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.

Один раз в квартал необходимо проводить психолого — медико — педагогический консилиум МБДОУ с анализом результатов реализации данной программы.

Участники программы: родители, воспитатели второй младшей группы, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, воспитанники второй младшей группы, старший воспитатель, заведующий МДОУ.

Индивидуальная программа развития:

Компоненты реабилитационного воздействия

Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для включения в детское сообщество.

1. Интеграция в совместную деятельность ребенка с ограниченными возможностям и детей, не имеющих проблем со здоровьем.

Обеспечить физическое развитие в соответствии с 5 группой здоровья

1.Ограничение физической нагрузки на физкультурных занятиях

2.Индивидуальная работа по развитию координации движений

3. Прогулки на свежем воздухе

воспитатель по физической культуре, воспитатели

Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.

а) психологическая поддержка и психологическое консультирование взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы);

б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.

1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие способностей и задатков ребенка;

2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;

3) вырабатывать нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;

4)активизация речевого развития

1. Обучение на занятиях (согласно плану организованной образовательной деятельности)

2. Психолого-педагогическая коррекция (согласно плану)

3. Пальчиковые игры

4. Межличностное общение

Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.

Постигать механизмы творческого процесса.

Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.

Воспитывать социальный оптимизм.

Посещение концертов, праздников, кукольных спектаклей для оптимизации самочувствия ребёнка

Организация и проведение самостоятельной деятельности, Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.

Программа преднозначена для воспитателей ДОУ. Поможет в работе с детьми на дому.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Читать дальше:  Должностная инструкция оперативного дежурного мвд

«Детский сад комбинированного вида №53 «Солнышко»

Педагогическим советом Заведующая МДОУ

МДОУ д/с №53 «Солнышко» д/с №53 «Солнышко»

Протокол №____ от ______20____г Приказ №____ от_____20____г

Адаптированная образовательная программа,

разработанная в соответствии с индивидуальной программой

г. Новоалександровск, 2016 г.

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи образовательной программы

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4 Психолого-педагогическая характеристика ребёнка

1.5 Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание индивидуальной образовательной программы.

2.2. Формы, методы и приемы реализации Программы

2.3. Взаимодействие с семьей по реализации Программы

2.4 Педагогическая диагностика ребёнка

3. Организационный раздел

3.1 Циклограмма работы воспитателя

3.2 Расписание индивидуальных занятий по реализации Программы

3.3 Психолого-педагогические условия реализации Программы

3.4 Заключение и рекомендации

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по развитию ребёнка — инвалида старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Вышеуказанный закон устанавливает, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка — инвалида, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.

Адаптированная образовательная программа по развитию ребёнка — инвалида обеспечивает развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа дает возможность ребенку-инвалиду освоить образовательную программу ДОУ на доступном ему уровне. Учебный процесс для ребенка — инвалида осуществляется на основе программы подготовительной группы при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, методы, приемы работы.

Данная программа предназначена для воспитателя, работающего с Кириллом Киселевым.

Программа содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребёнка , рекомендации по организации работы по развитию способности к общению.

Сроки реализации адаптированной образовательной программы: 01.09.2016 -01.07.2017.

1.2.Цель и задачи адаптированной образовательной программы

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации адаптированной образовательной

программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой примерной образовательной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.

Цель реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в

период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового

образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

1.3.Принципы и подходы к формированию АОП

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

Читать дальше:  Гражданка рф вилкова и гражданин швеции сундквист

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка, самостоятельной деятельности;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Системно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) развитие индивидуальных способностей ребенка необходимо формировать в системе разных форм деятельности и прежде всего в той, которая является ведущей для данного возраста.

Индивидуальный подход к ребёнку. При организации процесса обучения наиболее целесообразной является индивидуальная форма проведения занятий. Необходимо учитывать характер соматического состояния и особенности поведения каждого ребёнка, в зависимости от которых подбирается индивидуальное количество упражнений.

1.4. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка.

Общие сведения о ребёнке:

Ф.И. ребёнка: Киселев Кирилл

Дата рождения: 28.04.2010 г.

Возрастная группа: подготовительная

Категория «ребёнок-инвалид» установлена 06.07.2016 повторно, имеет 2 группу здоровья.

Сведения о состоянии здоровья — редко болеет, хронических заболеваний нет. Особенности функционирования нервной системы — быстро утомляемая.

Особенности психических процессов и эмоции.

Внимание: достаточно внимательно слушает объяснение педагога. Отвлекается редко.

Память: запоминает быстро, стихотворения заучивает только, которые понравились.

Мышление: удовлетворительно принимает материал после объяснения воспитателя, любит рассуждать .

Эмоциональная уравновешенность: обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления.

Общий эмоциональный тонус: оживлён, активен .

Эмоциональная уравновешенность: обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

У ребёнка недостаточно сформирована мелкая моторика рук. Это прослеживается при работе с ножницами, при раскрашивании карандашами (оставляет пробелы, иногда выходит за края контуров). То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки.

1.5.Планируемые результаты освоения АОП

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного

образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-

нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

• ребенок любознателен; склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;

• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;

• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать

• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;

• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

2. Содержательный раздел.

В индивидуальной образовательной программе (ИОП) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОП обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Индивидуальная образовательная программа составлена с опорой на примерную основную образовательную программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.

В программе выделены следующие образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector