Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Россияночка»
Притят на заседании ПМПк
№ ___ от «___» ________ 201__ г.
Заведующий МДОУ «Детский сад №10
____________ Н.Г. Шутова
Приказ № ________ от «__»________201__ г.
Программа реализации ИПРА ребенка-инвалида (раздел психолого-педагогической реабилитации или абилитации)
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей-инвалидов на дошкольного образование является одной из важнейших задач детского сада.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
Программа реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида (далее ИПРА) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 10 «Россияночка» (далее ДОУ) направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного воспитания, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы: реализация реабилитационных или абилитационных мероприятий, содержащихся в ИПРА ребенка-инвалида в части психолого-педагогической реабилитации или абилитации в ДОУ.
При реализации ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль за эффективностью проведенных мероприятий.
Ф ормирование благоприятных условий для социализации ребенка-инвалида и обеспечение его прав на доступное и качественное дошкольное образование .
Психологическая поддержка ребенка-инвалида и семьи, его воспитывающей.
Формирование активной педагогической позиции родителей (законных представителей).
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей (законных представителей) и составлена с целью комплексного развития ребенка- инвалида и комплексной помощи его родителям (законным представителям).
Принципы реализации ИПРА:
Принцип обеспечения последовательности, комплексности и непрерывности в осуществлении реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Принцип динамического наблюдения.
Принцип контроля за эффективностью проведенных мероприятий.
Основные этапы процесса психолого-педагогической реабилитации или абилитации
мероприятий психолого – педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка – инвалида
Координация реабилитационных или абилитационных мероприятий
мероприятий психолого – педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка – инвалида
Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации
Команда специалистов и родителей
В течение учебного года
Сдача отчета о проведенный реабилитационных или абилитационных мероприятиях
Результативность реализации программы ИПРА
Ответственный за организацию работы и осуществлению мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и абилитации детей инвалидов
Общие сведения о ребенке-инвалиде
ИПРА ребенка-инвалида № ___________ от _____________ к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина № от
Фамилия, имя, отчество ( при наличии ):
Возраст (число полных лет (для ребенка в возрасте до 1 года число полных месяцев):
Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается адрес места пребывания, фактического проживания на территории Российской Федерации, место нахождения пенсионного дела ребенка-инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации) (указываемое подчеркнуть):
государство: Российская Федерация
субъект Российской Федерации: Хабаровский край
4.5. населенный пункт (4.5.1. □ городское поселение 4.5.2. □ сельское поселение): 4.6.улица: 4.7.дом/корпус/строение: / /
Лицо без определенного места жительства □
Лицо без постоянной регистрации □
Адрес электронной почты:
Страховой номер индивидуального лицевого счета:
Особенности личности ребенка на момент начала реализации ИПРА
План мероприятий психолого – педагогической реабилитации или абилитации, предусмотренных ИПРА ребенка – инвалида
Дата исполнения мероприятия
Отметка о выполнении (невыполнении, причины)
Условия организации обучения
Основная образовательная программа (по индивидуальному образовательному маршруту)
Адаптированная основная образовательная программа
С 26.06.2016 до 01.07.2017
Специальные педагогические условия для получения образования
Оснащение кабинетов необходимым оборудованием
и др. с учетом особенностей ребенка
Психолого – педагогическая помощь и коррекция
Индивидуальные развивающие занятия, направленные на развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля)
Один раз в неделю
Индивидуальные консультации (беседы)
По мере необходимост и и
Консультирование семьи ребенка – инвалида по вопросам, связанными с особенностями развития и образоватеного процесса для данной категории детей
— Создание необходимых условий по организации образования;
— Оказание психологической помощи;
— Совершенствование освоения ребенком-инвалидом основной образовательной программы;
Пояснительная записка
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья (врожденный порок сердца, состояние после операции на сердце, задержка речевого развития), заключается в бедности контактов со сверстниками и взрослыми.
В период младшего дошкольного возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы: всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
Создать в МБДОУ условия для обогащения социального опыта ребенка и гармоничного включения в коллектив сверстников. Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей. Организовывать творческую и досуговую деятельность воспитанника. Расширять социализирующее пространство посредством включения, Организовать индивидуальное образование воспитанника. Оказывать психолого — педагогическую помощь и поддержку ребенку и родителям.
Данная программа разработана с целью успешной адаптации к условиям ДОУ, всестороннего развития ребенка — инвалида и оказания комплексной помощи его родителям.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, произойдет знакомство с различными формами организации позитивного развивающего досуга, обеспечится формирование способности к саморегуляции физического и психического состояния, осуществится речевое развитие ребенка.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с отставанием физического развития (5 группа здоровья – ребенок – инвалид), задержкой речевого развития.
Коррекционное обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков физического и задержкой речевого развития ребенка. Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию, т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации, так как ребенок по состоянию здоровья нерегулярно посещает дошкольное образовательное учреждение. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, помочь в максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании, обучении и развитии ребенка родители получают у воспитателя, педагога — психолога, старшей медицинской сестры, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в квартал необходимо проводить психолого — медико — педагогический консилиум МБДОУ с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, воспитатели второй младшей группы, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, воспитанники второй младшей группы, старший воспитатель, заведующий МДОУ.
Индивидуальная программа развития:
Компоненты реабилитационного воздействия
Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для включения в детское сообщество.
1. Интеграция в совместную деятельность ребенка с ограниченными возможностям и детей, не имеющих проблем со здоровьем.
Обеспечить физическое развитие в соответствии с 5 группой здоровья
1.Ограничение физической нагрузки на физкультурных занятиях
2.Индивидуальная работа по развитию координации движений
3. Прогулки на свежем воздухе
воспитатель по физической культуре, воспитатели
Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.
а) психологическая поддержка и психологическое консультирование взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы);
б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.
1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие способностей и задатков ребенка;
2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности;
3) вырабатывать нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
4)активизация речевого развития
1. Обучение на занятиях (согласно плану организованной образовательной деятельности)
2. Психолого-педагогическая коррекция (согласно плану)
3. Пальчиковые игры
4. Межличностное общение
Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности.
Постигать механизмы творческого процесса.
Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром.
Воспитывать социальный оптимизм.
Посещение концертов, праздников, кукольных спектаклей для оптимизации самочувствия ребёнка
Организация и проведение самостоятельной деятельности, Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения.
Программа преднозначена для воспитателей ДОУ. Поможет в работе с детьми на дому.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №53 «Солнышко»
Педагогическим советом Заведующая МДОУ
МДОУ д/с №53 «Солнышко» д/с №53 «Солнышко»
Протокол №____ от ______20____г Приказ №____ от_____20____г
Адаптированная образовательная программа,
разработанная в соответствии с индивидуальной программой
г. Новоалександровск, 2016 г.
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи образовательной программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
1.5 Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание индивидуальной образовательной программы.
2.2. Формы, методы и приемы реализации Программы
2.3. Взаимодействие с семьей по реализации Программы
2.4 Педагогическая диагностика ребёнка
3. Организационный раздел
3.1 Циклограмма работы воспитателя
3.2 Расписание индивидуальных занятий по реализации Программы
3.3 Психолого-педагогические условия реализации Программы
3.4 Заключение и рекомендации
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по развитию ребёнка — инвалида старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Вышеуказанный закон устанавливает, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка — инвалида, получающего образование в форме индивидуального обучения на дому.
Адаптированная образовательная программа по развитию ребёнка — инвалида обеспечивает развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа дает возможность ребенку-инвалиду освоить образовательную программу ДОУ на доступном ему уровне. Учебный процесс для ребенка — инвалида осуществляется на основе программы подготовительной группы при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, методы, приемы работы.
Данная программа предназначена для воспитателя, работающего с Кириллом Киселевым.
Программа содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребёнка , рекомендации по организации работы по развитию способности к общению.
Сроки реализации адаптированной образовательной программы: 01.09.2016 -01.07.2017.
1.2.Цель и задачи адаптированной образовательной программы
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации адаптированной образовательной
программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой примерной образовательной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.
Цель реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
1.3.Принципы и подходы к формированию АОП
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка, самостоятельной деятельности;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Системно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) развитие индивидуальных способностей ребенка необходимо формировать в системе разных форм деятельности и прежде всего в той, которая является ведущей для данного возраста.
Индивидуальный подход к ребёнку. При организации процесса обучения наиболее целесообразной является индивидуальная форма проведения занятий. Необходимо учитывать характер соматического состояния и особенности поведения каждого ребёнка, в зависимости от которых подбирается индивидуальное количество упражнений.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка.
Общие сведения о ребёнке:
Ф.И. ребёнка: Киселев Кирилл
Дата рождения: 28.04.2010 г.
Возрастная группа: подготовительная
Категория «ребёнок-инвалид» установлена 06.07.2016 повторно, имеет 2 группу здоровья.
Сведения о состоянии здоровья — редко болеет, хронических заболеваний нет. Особенности функционирования нервной системы — быстро утомляемая.
Особенности психических процессов и эмоции.
Внимание: достаточно внимательно слушает объяснение педагога. Отвлекается редко.
Память: запоминает быстро, стихотворения заучивает только, которые понравились.
Мышление: удовлетворительно принимает материал после объяснения воспитателя, любит рассуждать .
Эмоциональная уравновешенность: обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления.
Общий эмоциональный тонус: оживлён, активен .
Эмоциональная уравновешенность: обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
У ребёнка недостаточно сформирована мелкая моторика рук. Это прослеживается при работе с ножницами, при раскрашивании карандашами (оставляет пробелы, иногда выходит за края контуров). То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки.
1.5.Планируемые результаты освоения АОП
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного
образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-
нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
• ребенок любознателен; склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
2. Содержательный раздел.
В индивидуальной образовательной программе (ИОП) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОП обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.
Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
Индивидуальная образовательная программа составлена с опорой на примерную основную образовательную программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.
В программе выделены следующие образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»