Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Как называется основной закон российской федерации

Как называется основной закон российской федерации

Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны, развивать умение работы с юридическими документами, формировать уважение к закону и правопорядку.

Учащиеся должны: знать правила работы с юридическим документом, знать зачем нужна Конституция, объяснять смысл понятий: Конституция, президент, депутат, разделение властей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Межпредметные связи: история.

Оборудование: Презентация, медиа-проектор.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Преимущества данной презентации на уроке:

  • обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
  • дает возможность обеспечить не только аудильное, но и визуальное восприятие информации;
  • применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Структура урока:

I. Организационный момент

II. Переходный момент

Повторение. Воспроизведение уч-ся знаний полученных на предыдущем уроке, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.
Сообщение темы и цели предстоящей работы (вхождение в урок)

III. Изучение нового материала (погружение в урок)

Объяснение нового материала с показом презентации

IV. Обобщение и закрепление знаний, формирование умений

Работа с раздаточным материалом.
Игра «Путаница»

V. Итог урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

II. Переходный момент

Повторение изученного материала.

– Ребята, на предыдущем уроке мы с вами изучили тему «государство и его граждане». Давайте сейчас повторим изученный материал.

Фронтальный опрос

– Объясните смысл понятий государство, гражданин, паспорт, суверенитет.
– Когда возникли первые государства?
– Назовите основные признаки государства?

Вхождение в урок

На мониторе написан эпиграф к нашему уроку, прочитайте его и скажите какое слово в данном эпиграфе для вас новое? (Закон)

Эпиграф: Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались. (Джон Локк)

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Тема урока: Основной закон страны

– Тема нашего урока: основной закон страны. Цель нашего урока: познакомиться с основным законом нашей страны, научиться правильно и грамотно работать с юридическим документом.

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя сопровождается показом Презентации. (Слайд 3)

План урока

  1. Что такое Конституция?
  2. Государственый суверенитет.
  3. Принцип разделение властей

Давайте запишем план урока.

Основные понятия урока: Конституция, президент, депутат, разделение властей

Предыстория Конституции

Главным законом государства выступает Конституция страны. Она определяет общественное и государственное устройство. порядок и принципы устройства, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
Первые попытки создать Конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, возникли много столетий тому назад. Еще в Древнем Риме так называли государственные документы, которые исходили от правителей – императоров. В своем современном виде первые Конституции появились в 1789 году в США (В 1791 году Билль о правах ) и во Франции (1789 год. «Декларация прав человека и гражданина»)
В России декабристы.вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, чтобы свергнуть монархию и установить республику, тоже предложили Конституцию.

– А сейчас мы с вами обратимся к исторической справки, из не мы узнаем историю нашей конституции.
В день убийства императора Александра II в 1881 году на его столе был обнаружен документ конституционного типа, согласно которому в стране создавалась бы новая система управления – появился представительный законодательный орган. Другой император
Николай II в 1905 г.провозглашает Манифест 17 Октября, который напоминал Конституцию –учреждался законодательный орган –Государственная Дума, провозглашались демократические свободы.
И только после событий Октябрьской революции 1918 г. Принят документ с названием Конституция. Она закрепила диктатуру (власть) пролетариата, провозгласив задачу – подавить эксплуататоров до полного уничтожения. Значит, все же насилие становилось важным правилом в жизни государства.
У рабочих было несколько больше прав, чем у крестьян. Государство провозглашалась республиканским, затем были Конституции 1973 г, 1978 г. которые закрепили различные права своих граждан. Сегодня у нас действует Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме.

Итак, в декабре 1993 года состоялся референдум.

Референдум – это всенародное голосование. (запись в тетрадях)
Во всенародном голосовании участвовало 55% тех, кто имел право голосовать. Из них 60% высказались «за» конституцию и около 40% «против»

– Скажите, как бы вы оценили результат всенародного голосования?

Вывод: 12 декабря 1993 года была принята Российская конституция.

Конституцию называют Основным законом страны, который наряду с другими нормативными актами регулирует нашу жизнь. Конституция выступает основой текущего законодательства.
Для чего нужна Конституция?
Прежде всего не чувствовать себя чужим в собственной стране, ощущать себя гражданином. Ведь в Конституции закреплены права гражданина.
Давайте рассмотрим структуру Основного закона нашей страны.

Российская конституция содержит преамбулу (запись в тетрадях)

Преамбула – содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов принятия Конституции.

Конституция состоит из 9 глав, в которой закреплены:

Глава 1. Основы конституционного строя.
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3. Федеративное устройство.
Глава 4. Президент Российской Федерации.
Глава 5. Федеральное собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации.
Глава 7. Судебная власть.
Глава 8. Местное самоуправление.
Глава 9. Конституционые поправки и пересмотр Конституции.

Прочитайте преамбулу и скажите, что говорится в ней?

Наша Конституция включает в себя набор ценностей: (учитель выделяет на мониторе с помощью вкладки ФЛОМАСТЕР отдельные фразы преамбулы соответствующие определенным ценностям.)

  • нравственные ценности: «веру в добро и справедливость»
  • патриотические: «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение Отечеству»
  • демократические: «утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, возрождая суверенную государственность России»
  • ценности международного сотрудничества: «сознавая себя частью мирового сообщества»
Читать дальше:  Можно ли в гаражном кооперативе открыть автосервис

Самостоятельная работа.

Прочитайте из Конституции Главу 1. Статьи 1, 2, 3. Сделайте обобщение. (Проводится комментированное чтение учащихся)

1. Российская федерация – Россия есть демократическое Федеративное государство с республиканской формой правления.
2. Наименование Росийской федерации и Росия равнозначны.

1. Человек, и его права являются высшей ценностью.
2. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многоциональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской федерации. Захват власти и присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Вывод: Главное в конституции – это закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Наша страна называется Россия или Российская Федерация. Согласно конституции – это демократическая республика, которая признает, соблюдает и защищает права и свободы человека. Главой нашего государства является президент. Он выступает и Верховным главнокомандующим Вооруженных сил страны, может издавать указы распоряжения.
Законы принимает специальный представительный орган – парламент (в нем работают люди, которые представляют интересы народа, поэтому он получил такое название). Парламент нашей страны называется Федеральное собрание. Оно состоит из Совета федерации и государственной Думы. Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (устанавливают правила между народами, которые живут в разных странах), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются. Люди могут их прочесть и должны знать, что тайные документы такого рода не будут иметь юридическую силу.

Запись в тетрадях

В Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей , кроме законодательной (создает законы) и исполнительной (осуществляет исполнение государственных решений) существует судебная власть.

Глава 5. Федеральное собрание. Ст. 97.
Высшим законодательным органолм Росии является парламент – Федеральное Собрание.
Глава 6. Правительство Российской Федерации Ст. 110.
Принятые законы надо исполнять. А поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти. Ее возглавляет Правительство РФ.
Глава 7. Судебная власть. Ст. 118
Если законы, принимаемые в стране не соответствуют Основному закону страны, нарушаются права и свободы граждан, тот можно обратиться в Конституционный суд. Он дает толкование Конституции и разрешает споры о соответствии всех законодательных актов Конституции и разрешает споры о соответствии законодательных актов конституции. Этот суд может отменить закон противоречащий конституции.
Большинство дел уголовного, гражданского, административного и трудового характера разрешаются в судах общей юрисдикции.
Экономические споры в сфере предпринимательства между юридическими лицами рассматривается арбитражными судами.

Работа над основными понятиями (запись в словари)

Название термина

Значение термина

КонституцияОсновной закон страны, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принцип организации и деятельность органов государственной власти и управления, основные права и обязанности гражданПрезидентГлава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина.Принцип разделения властейГосударственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную, они самостоятельны. Независимы и взаимно дополняют друг друга

Частично-поисковый метод

– Посмотрите, пожалуйста на основные понятия нашего урока, и скажите какой термин мы с вами пропустили и не записали? (Депутат)
– У каждого из вас лежат на столе стать из юридического документа Конституции.
– Почитайте и выберете ту статью, в которой идет речь о депутате.
– Кто может быть избран депутатом Государственной думы?
– Депутат государственной Думы может быть депутатом иных представительных органов государственной власти?

IV. Закрепление

Обобщение и закрепление знаний полученных на уроке (первичное закрепление)

Работа с раздаточным материалом

Ребята, на партах у вас лежит игра, которая называется «ПУТАНИЦА».
Представлена таблица, в которой дано название термина и его значение, вам необходимо стрелочкой показать соответствие данного термина со значением этого термина. Для выполнения этого задания вам поможет таблица, которую вы записали перед этим заданием. (Самостоятельная работа)
Проверку этого задания учащиеся вместе с учителем выполняют на экране монитора. (Маркером показываю правильный ответ, учащиеся исправляют ошибки в своей работе).

V. Фронтальная беседа

– Что такое Конституция?
– Для чего нужна конституция?
– Как добиться того. Чтобы каждый гражданин знал Конституцию страны?
– Чему посвящается преамбула Конституции РФ?

Вывод: главным законом государства выступает Конституция страны. Главная задача демократической Конституции обеспечение равноправия граждан, способствовать возрождению российской суверенной государственности.

VI. Подведение итогов

– Наш урок подошел к концу. Понравился ли он вам, что нового вы узнали?
– У каждого ученика лежит по три разные буквы, красная. Желтая и синяя.

Красный цвет буквы означает что уч-ся урок понравился, все на уроке было понятно и интересно, желтый – не очень урок понравился и не все понял на уроке, синий – совсем урок не понравился и ничего не понял на уроке.
На листе бумаги написано слово Основной закон страны – каждый ученик выбирает свою букву и прикрепляет ее на лист, последнюю букву ставит учитель. Учитель говорит о активности учащегося на уроке.
В итоге должно получиться слово конституция. (Из прикрепленных букв в слове учитель узнает, понравился урок или нет, кто из учеников не все понял на уроке).

VII. Домашнее задание: §8, ответить на вопросы учебника, работать над основными понятиями. Написать рассказ, «каким я представляю государство будущего»

Читать дальше:  Куда надо обращаться если не выплачивают зарплату

Литература:

  1. А.И.Кравченко, Обществознание , М., Русское слово, 2005 г.
  2. Конституция Российской Федерации., М., Омега-Л., 2009 г.

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

. Новое .

«ГЛАВНЫЙ ЗАКОН СТРАНЫ»

Сценарий ко Дню Конституции Российской Федерации

Ч тец 1:

Россия, ты – великая держава,

Твои просторы бесконечно велики.

На все века себя ты увенчала славой.

И нет другого у тебя пути.

Озерный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.

Речной поток от жажды исцеляет,

А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица.

А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаемый,

К сокровищам твоим нам путь лежит.

Как мало о тебе ещё мы знаем.

Как много изучить нам предстоит.

Ведущий 1: 12 декабря – знаменательная дата для России. Это официальный и национальный праздник, именуемый днем Конституции Российской Федерации. Этот праздник – замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей стране – России! Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразлична судьба Родины, кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.

Ведущий 2: В преддверие праздника «Дня Конституции» мы собрались, чтобы поговорить о Родине, о тех чувствах, которые мы испытываем к ней, об истории России, ее символах и традициях. Казалось бы, одна из самых назидательно звучащих тем – государство, политика общество. Но государство – это действительно все мы. Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нем регулируется Конституцией. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Ведущий 1: Конституция Российской Федерации – основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Ведущий 2: Конституция – не просто закон, написанный на бумаге, она определяет самую суть, основу нашей жизни во всем ее многообразии, гарантируя нам то, что мы сегодня и завтра будем свободны! В День Конституции РФ я поздравляю вас и желаю гордиться своим гражданством!

Россия – родина святая,

Люблю тебя я всей душой.

Россия – ты обитель рая,

Горжусь великою страной.

От Запада до Поднебесной

С сияньем северных ночей

Природа красоты чудесной

Земля родная, нет тебя милей!

Народ России мудрый, честный

Веками доблесть доказал.

В суровых битвах – Победитель

Дух, волю, силу показал.

Грааль духовной чистоты

Великодушна, не капризна

Культуры цвет и доброты.

Россия – родина святая,

Люблю тебя я всей душой.

Россия – ты обитель рая,

Горжусь великою страной.

Ведущий 1: А сейчас давайте проведем блиц-опрос по Конституции РФ:

— Когда отмечается день Конституции? (12 декабря)

— Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

— Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

— Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

— Кто несет ответственность за образование ребенка? (Родители)

— Можно ли не находясь в России но, являясь ее гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

— Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства. )

— С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права. (С 18 лет)

Чтец 1:

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Березы босые, седые осины.

Все дорого с детства,

Все памятно с детства.

И все же не можем никак наглядеться.

Ведущий 2: Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.

Предлагаем Вам ответить на вопросы о государственной символике:

— Что такое символ? (условный знак, обозначение).

— Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

— Что такое герб? (эмблема государства).

— Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

— Что такое гимн? (торжественная песня).

— Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

— Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

— Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

— Что означает слово «герб»? (наследство).

— Кто является главой Российского государства? (президент).

— Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

— Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

— Назовите денежную единицу России. (Рубль).

— Назовите растение – символ России. (Береза).

— Назовите столицу России. (Москва).

— Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

— Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

— Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

— Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

Читать дальше:  Как можно получить копию свидетельства о рождении

— Кто официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

Ведущий 1: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб вслух стихи произносили,

Да так, чтоб захотелось повторить,

Сильнее всех имён сказать: Россия!

Ведущий 2: Конституция Российской Федерации – основа наших свобод и благополучия, без нее – не могло бы быть нашей страны!

Чтец 1:

Величественны и просты слова

Единого Закона всей Отчизны,

Дарующего главные права:

Работать, радоваться жизни.

Мы помним всех, кто, знамя передав,

Нам завещал, что каждый кровно связан

И со строкой добытых в битвах прав,

И со строкою: «Гражданин обязан…»!

Ведущий 1: День Конституции Российской Федерации – это не просто официальный праздник, но и памятный день принятия документа, благодаря которому сегодня мы с гордостью называем себя россиянами.

А какие еще государственные праздники Вы можете назвать?

— Новый год (1 января)

— Православное Рождество (7 января)

— День защитника Отечества (23 февраля)

— Международный женский день (8 марта)

— Праздник Весны и Труда (1 мая)

— День Победы (9 мая)

— День России (12 июня)

— День народного единства (4 ноября)

Ведущий 2: Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Это чувство подобно большой реке. Ее исток – маленький ключик, с которого все начинается. Из чего же вырастает огромная любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина? К отчему дому, к рябине под окном, к храму, сверкающему золотыми куполами..

Чтец 2:

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

Ведущий 1: Наша страна в елика и прекрасна, можно путешествовать по ней долгие годы, и все равно останется немало потаенных уголков, каждый из которых – один такой на свете. А мир, порядок, стабильность и равность прав на наших просторах гарантирует Конституция Российской Федерации, праздник которой мы сегодня отмечаем.

Чтец 1:

С нелегкой судьбою страна.

У меня ты, Россия,

Как сердце, одна.

Я и другу скажу,

Я скажу и врагу —

Прожить не смогу.

Ведущий 2: На этом наш праздничный вечер завершен. До свидания! До новых встреч!

Составитель: Н.В. Иванова, библиотекарь абонемента библиотеки им. М. Горького

В. Верховный суд

С. Решения президента

правильный ответ: Конституция

Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации и высший нормативный правовой акт. Конституция принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 г. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 г.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственное устройство, образование представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов власти и систему местного самоуправления, права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим органом судебной власти по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Согласно статьи 90 Конституции России Президент издает указы и распоряжения. Указами оформляются решения Президента нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение.

Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения:

— о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту федеральных органов исполнительной власти
— о гражданстве
— о предоставлении политического убежища
— о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий высших воинских и высших специальных званий
— о помиловании.

Распоряжения Президента РФ — это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.09.2013 № 348-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector