Как организовать парковку на муниципальной земле

Типовая планировка дворов причиняет много неудобств жильцам современных мегаполисов. Раньше проектировщики панельных микрорайонов снабжали новостройку разве что узкой дорогой вдоль подъездов и "карманом" на несколько машин. При этом в микрорайонах советской застройки практически всегда можно найти пустующие территории, на которых могли бы разместиться автомобили. Парковочный вопрос портит граждан не меньше квартирного — доходит и до войн за места. Но вместо того чтобы ругать неудобную застройку и соседей, можно самостоятельно в законном порядке решить эту проблему.

Несговорчивые "безлошадные"

Ключевой момент: собственникам жилья в многоквартирном доме принадлежит не только их квартира, но и общее имущество дома, а в него входит и придомовая территория. Соответственно, они сами могут решать, как распорядиться этой полезной площадью.

Если в доме создано товарищество собственников жилья, то жильцам будет несколько проще организовать эргономичное пространство в своем дворе. Как правило, в реально действующих ТСЖ уже решен вопрос с правом собственности на земельный участок под домом и рядом с ним. Если же нет, то в первую очередь надо выяснить наличие правоустанавливающих документов на землю. Земельный участок, на котором находится дом, должен быть выделен в придомовую территорию и поставлен на кадастровый учет. У большинства многоквартирных домов таких документов пока нет, и их жильцы не могут использовать по своему усмотрению землю во дворе. Если отгородить шлагбаумом участок, который дому не принадлежит, благоустройство превратится в самозахват. Так что сначала придется составить межевой план и оформить право собственности на придомовую территорию в администрации муниципального образования.

Решение о том, как использовать участок у дома, принимается на собрании владельцев. Для организации парковки необходимо согласие двух третей собственников. Если в доме пешеходов больше, чем автомобилистов, это может стать серьезной проблемой — "безлошадные" жильцы с большей радостью имели бы у дома сквер, а не стоянку. Потому при распределении пространства у дома инициативной группе по созданию парковки стоит найти вариант, который устроил бы всех соседей. Например, убедить их, что аккуратная парковка с продуманной системой въезда-выезда позволит не только убрать машины с тротуаров и детских площадок, но также сделать двор более комфортным и безопасным. Собрание может быть и заочным, в этом случае членам инициативной группы придется обходить всех соседей. И пренебрегать их согласием не стоит.

"Часто на практике бывает, что ТСЖ организует платную автостоянку, не получив большинства голосов своих членов, — рассказал "РГ" глава юридического центра адвокат Олег Сухов. — Так, в одном деле суд признал решение общего собрания собственников об организации платной автостоянки незаконным из-за отсутствия кворума. Вместо нужных 66,6% кворум составил 56,1%".

Придется побегать

Следующий важный шаг собственников жилья — изучить регламенты. Место для автостоянки должно соответствовать строительным и санитарным нормам и правилам. Так, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, стоянка, рассчитанная на 10-50 машин, должна быть расположена не ближе чем в 15 метрах от жилого здания, а стоянка на 20-100 машин — в 20 метрах. Если это большая автостоянка емкостью от 101 до 300 машин, то здесь уже должен быть предусмотрен технический регламент по соблюдению пожарной безопасности, да и покрытие должно позволять въезд тяжелой техники, если вдруг произойдет возгорание. В случаях, когда дом выше 28 метров (это, как правило, стандартная девятиэтажка), то въездов на автостоянку должно быть как минимум два и она должна располагаться не ближе 50 метров от жилого дома.

Теперь пришло время ходить по инстанциям. После того как протокол общего собрания будет составлен, а участок выделен в общую долевую собственность, глава инициативной группы может обратиться в районный орган по земельным ресурсам и землеустройству (комитет или департамент) с просьбой выделить участок под автостоянку.

Читать дальше:  Коммерческое предложение для электронного аукциона

"В идеале заявление должно быть рассмотрено в течение 3 дней, но на практике эта процедура может затянуться, — продолжает Сухов. — Причиной может стать составление протокола собрания с нарушениями, нахождение на территории земельного участка каких-либо элементов благоустройства, к примеру, скамейки или клумбы".

Организацию автостоянки необходимо согласовать в ГИБДД и в местном органе власти, который ведает вопросами градостроительства и архитектуры. Согласование в данных инстанциях необязательно, и им многие пренебрегают, но если к стоянке возникнут претензии, наличие разрешений этих организаций может существенно облегчить решение вопроса.

После оформления всех документов необходимо собрать с заинтересованных жильцов деньги, нанять проектную организацию, а потом — строителей. Так как сам проект должен быть выполнен грамотно, им должны заниматься сотрудники компании, состоящей в саморегулируемой организации. Стоит проследить, чтобы в проекте обязательно содержались:

— план движения транспорта, расположение помещения охраны (если хотите ее предусмотреть),

— точное расположение кнопки экстренного вызова на случай пожара,

— места установки механических ограничителей движения,

— тип дорожного покрытия,

— места въезда пожарных машин,

Стоимость проектирования и строительства зависит от многих факторов. Основные — это размер стоянки, район расположения, престижность фирм, привлекаемых для создания проекта, и самого строительства. Стоимость составления проектной документации будет варьироваться от 50 до 200 рублей за кв. метр в зависимости от типа покрытия — асфальт, плитка, гравий или экосетка.

При обращении в государственные органы по вопросу организации стоянки на руках жильцов должны быть:

— протокол со всеми подписями жильцов, согласных на создание автостоянки,

— справка о составе и размерах площадей многоквартирного дома, выданная местным управлением инвентаризации и оценки недвижимости или службой, его заменяющей и полномочной выдавать такие сведения.

В протоколе заочного собрания должны содержаться сведения о повестке дня, о способе проведения собрания, о решении обратиться в муниципалитет для формирования земельного участка, об ответственном лице, на которого возложены полномочия по сбору документации, с указанием его паспортных данных, и данные о числе проголосовавших по каждому вопросу. На практике отсутствие каких-либо из перечисленных данных может послужить основанием для возврата документов, а значит, время на организацию автостоянки может существенно увеличиться.

Так или иначе, организация автостоянки во дворе дома или на соседнем пустыре — это довольно длительный процесс, который может тянуться месяцами. Зато у этой бумажной волокиты есть один несомненный плюс — формирование у жильцов психологии ответственного собственника. Острая нужда в стоянке может стать поводом наконец оформить право собственности на землю под домом. Тогда уже точно никто не возведет во дворе магазин, новостройку или несанкционированную парковку. Да и ставить машину на выделенное место куда приятнее, чем в грязь или на тротуар.

Законодатели разных регионов пытаются всеми силами показать свою заботу о простом человеке и запретить стоянку машин во дворах, где нет специально отведенных для этого мест. При этом иных участков для парковки автовладельцам обычно не предлагается. В результате между жителями разворачиваются натурально междоусобные войны. Те, у кого машины нет, категорически против автотранспорта во дворах. А те, у кого таковой имеется, воюют между собой за лучшие места.

Как узаконить парковку во дворе?

Что же делать автомобилистам, если мест для парковки во дворе 10, а владельцев машин в доме – 50? Если нет возможности отгонять авто в гараж или на платный паркинг, выход один – оборудовать цивилизованные парковочные места. Поскольку реконструкция будет касаться придомовой территории, все мероприятия должны быть согласованы с собственниками этой территории, а решение зафиксировано протоколом.
Как правило, проблема эта решается сложно. В любом доме кто-то высказывается за парковку, а кто-то против. Поэтому, прежде всего, сами жители должны как-то договориться. Многие граждане готовы софинансировать обустройство парковки или же вовсе сделать ее за свой счет. В любом случае, схема работы будет одинакова.

Читать дальше:  Код отраслевой принадлежности именной код объекта

Во-первых, выяснить, в чьей собственности находится земля. На сегодня практически все квартиры в больших домах приватизированы жителями. Это значит, что и придомовая территория находится в ведении собственников жилья, ими же и определяется порядок парковки автомобилей. Поэтому для начала необходимо провести общедомовое собрание жильцов. Для положительного исхода дела две трети собственников должны поддержать идею паркинга. Решение должно быть зафиксировано в протоколе.

Во-вторых, написать заявление в территориальную администрацию района с просьбой включить ваш дом в программу благоустройства дворов и оборудовать парковочные места.

В-третьих, ждать решения. Сейчас практически везде отдается приоритет комплексному благоустройству – то есть во дворе одновременно ремонтируют проезды, ставят детские площадки и делают парковки. Ну, чтобы два раза не вставать. Поэтому не исключено, что ваш двор включат в какую-нибудь целевую программу только через пару лет.

Если вы решили не ждать милости от государства, нашли инвесторов или хотите скинуться на паркинг всем домом, необходимо получить не только согласие жителей, но и различных обслуживающих организаций. Поскольку под будущей парковкой может проходить большое количество коммуникаций.

Лучше всего запросить в Департаменте архитектуры мэрии города схему вашего двора с указанием всех подземных трасс. Либо проконсультироваться в управляющей компании по вопросу обустройства парковки. После этого разработать проект стоянки, согласовать его с территориальной администрацией, инженерными службами и территориальными отделами Роспотребнадзора. И только потом можете нанимать подрядную организацию, которая и закатает ваш двор в асфальт. Ну, или раскошелиться на покрытие из специальной решетки, сквозь которую будет расти трава. И практично, и эстетично. И «безлошадные» жители не в обиде за уничтоженный газон.

Участки под строительство жилых домов, где учитывается и число мест для стоянки автотранспорта, до сих пор выделяются по старорежимным нормативам. Согласно советским нормам, на 1000 жильцов положено 30 машиномест. В настоящее время этого явно мало, и чиновники уверяют, что работают над корректировкой устаревших регламентов.

Что делать с самозахватом?

Правда, некоторые граждане предпочитают не дожидаться вообще никаких цивилизованных решений, а действуют радикально – устанавливают блокираторы, цепочки, столбики и прочие захватнические девайсы. Поэтому, если ваш сосед решил оборудовать себе индивидуальное парковочное место, установив какую-либо конструкцию, можете начинать с ним бороться.

Если земля перед домом находится в муниципальной собственности, следует направить заявление в администрацию района. Второй вариант – написать заявление в Управление земельных ресурсов мэрии города, поскольку оно также занимается распоряжением земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В жалобе необходимо указать точный адрес, номер враждебного автомобиля, лучше приложить фото.

В соответствии со ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей, на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей, на юрлиц – от 10 до 20 тысяч рублей. Штраф, конечно, небольшой, но главное, что вместе с ним последует демонтаж цепей и столбиков.

И, да, если ваша правозащитная деятельность находит непонимание со стороны соседа, он угрожает нанести увечья вам или вашей машине – сразу же обращайтесь в полицию, не дожидаясь исполнения угроз.

Сколько мерить в метрах?

Кстати, если по соседству с вашим домом возникла не стихийная, а организованная и, скорее всего, платная парковка, тем самым отняв у вас возможность халявного паркинга, обязательно проверьте законность ее существования. Правда, официальной причиной вашего праведного гнева в этом случае будет то, что автомобили, находящиеся на стоянке в непосредственной близости от жилья, загрязняют атмосферу выбросами и гарью, которые проникают в жилище. Дети, играющие в песочнице, вынуждены дышать выхлопными газами, а белье, высушенное на балконе, можно стирать заново. Все это нарушает право граждан «на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья». Согласно ст. 27 Гражданского кодекса РФ, обязательным условием для утверждения градостроительной документации является ее согласование с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Читать дальше:  Дизайн дворовой территории многоквартирного дома

Но, на самом деле, российские СанПиНы не слишком-то суровы. К примеру стоянку на 50 машиномест разрешено устраивать всего в 15 метрах от жилой застройки. Но если даже эти не слишком строгие требования нарушаются, виновных можно и нужно привлечь к ответственности. Для этого необходимо запросить в областном управлении Роспотребнадзора информацию о соблюдении соответствующего СанПиНа при размещении автостоянки и проведении лабораторных исследований проб атмосферного воздуха. В случае превышения содержания в пробах предельно допустимых концентраций вредных выбросов, органы надзора не имеют права согласовывать размещение конкретной автостоянки. Поэтому действия должностных лиц, давших разрешение на строительство парковки, могут быть обжалованы в судебном порядке.

Официальное издание администрации г. Иваново

Парковаться на муниципальной земле теперь можно будет на законных основаниях

Парковки, которые не являются частью дороги, становятся «элементом благоустройства»

Проект поправок в документ был подготовлен сотрудниками городского управления архитектуры и градостроительства совместно с управлением благоустройства. Связано это в том числе с многочисленными обращениями жителей. «Часто к нам приходят жители, с просьбой разрешить организовать парковку на муниципальной земле, однако сегодняшнее законодательство не позволяет это делать», — рассказала начальник управления архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова Юлия Косорукова.

Одно из самых главных изменений — это закрепление статуса парковки. Теперь парковки, которые не являются частью дороги, становятся «элементом благоустройства».

После утверждения изменений любое как юридическое, так и физическое лицо сможет оформить стоянку для своего авто рядом с домом на муниципальной земле или земле, право собственности на которую не разграничено. Для этого необходимо получить разрешение на использование земли под парковку и оформить ордер на производство земляных работ. Отказать в предоставлении земли могут, в частности, если там проходят коммуникации. После получения разрешения, срок которого не ограничен, заявитель обязан это место благоустроить – создать твердое покрытие.

Еще один важный момент — в правилах благоустройства устанавливается понятие «дворовая территория». Делается это для того, чтобы на законных основаниях при получении разрешения на использование земли, можно было установить ограждающие устройства вокруг своего двора.

«Это поможет определить, в каких случаях на территории общего пользования можно устанавливать калитки, шлагбаумы, декоративные заборы », — пояснила руководитель ведомства.

В то же время, установлены и требования к таким ограждениям. Они не должны создавать препятствий для подъезда и проезда автомобилей специального назначения (пожарных, машин скорой помощи, аварийных, уборочных и др.). Также не допускается ограждение дворов многоквартирных домов, в том числе частичное, если нарушаются сложившиеся пешеходные связи, создаются препятствия для подъезда к другим домам и зданиям, детским площадкам, автостоянкам, площадкам для накопления ТКО.

Как уточнила Юлия Косорукова, все это не касается участков, сформированных под многоквартирными домами: "Ими по–прежнему распоряжаются собственники. На общем собрании жильцов можно определить, как использовать свою территорию".

Есть и еще одно важное изменение в проекте правил благоустройства – на территории города запрещается установка антенно-мачтовых сооружений в радиусе менее 50 м. от жилых домов, школ и детских садов. До этого момента такой нормы не было, поэтому эти объекты появлялись вблизи домов и детских садов, что не могло радовать жителей.

Все предложения и замечания общественных обсуждений по данному вопросу будут внесены в протокол публичных слушаний. После чего заключение о результатах будет представлено на утверждение Главе города Иванова Владимиру Шарыпову. Окончательное решение по изменению правил благоустройства областного центра примет Ивановская городская Дума.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector