Какие предметы изучают учителя начальных классов

Итак, почему я выбрала именно начальную школу?

У любого здания должен быть фундамент, который не заменит ни красивый фасад, ни модный интерьер, ни новая крыша. Без фундамента здание обрушится. Именно таким фундаментом в жизни каждого человека является начальная школа, а точнее знания, умения, навыки и качества, полученные в начальной школе.

Поэтому человек, который выбирает профессию учителя начальных классов, должен точно отдавать себе отчет, какое бремя ответственности он собирается взвалить на свои плечи. Недаром в народе говорят: «В средней и старшей школе ищите для своего ребенка продвинутую школу, а в начальной школе ищите хорошего учителя».

Как сказал Демокрит:

«Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим».

Каким же должен быть учитель начальной школы?

Мне бы хотелось предложить вашему вниманию МОЙ ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК, с помощью которого я много лет стараюсь сотворить чудо превращения маленького человека в УЧЕНИКА с большой буквы. Мой цветок называется « СЕМЬ У» (Приложение 1).

1. УМЕРЕННОСТЬ — сочетание спокойной требовательности с хорошим доброжелательным отношением к детям. По наблюдениям психологов дети почему-то больше любят требовательных учителей. Ребёнок должен знать, что если учитель даёт задание, он его обязательно проверит. С другой стороны, четкие дисциплинарные рамки на уроке при общении учитель- ученик создают ощущение безопасности. Когда ребёнок видит границы в поведении (что можно, что нельзя), не возникает страх и не рождается агрессия. Классы с высоким уровнем агрессии детей по отношению друг к другу это классы со слабой дисциплиной.

2. УСПЕШНОСТЬ — это история о том, что дети не любят пирожки ни с чем.

Это значит, образ учителя начальной школы должен служить олицетворением активной успешной жизненной позиции. Например: «Наша Мария Ивановна самая лучшая, мы хотим ею гордиться. У неё всё получится, она всё может, она всегда во всём поможет».

3. УДИВИТЕЛЬНОСТЬ — учитель начальной школы должен уметь удивлять. Ребёнок в начальной школе — это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться долгие 11 лет. Ребёнок приходит в 1 класс с широко раскрытыми от удивления глазами. Его удивляет всё! И учитель должен не только не погасить этот огонёк во взоре ученика, но и постараться разжечь его как можно ярче.

Психологи считают, что оттого, насколько учителю начальной школы удастся сохранить мотивацию к обучению на протяжении 4 лет, настолько эта мотивация будет в дальнейшем. Недаром основная цель начальной школы — НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ!

4. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ — учитель начальных классов должен уметь разговаривать с детьми на их языке. Швейцарский психолог Жан Пиаже сказал, что «ребёнок- это не маленький взрослый». У детей свой мир, свой язык, свои понятия и определения. Конечно, не надо сбиваться на «птичий язык», но найти такие слова и формулировки, чтобы быть для ребёнка понятным и убедительным учитель начальной школы просто обязан!

5. УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ — понятно, что уважение к личности каждого маленького человечка – основа успешного общения на уроке и соответственно всего процесса обучения в начальной школе.

6. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ — нервозность учителя на уроке всегда передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке (конечно, я скажу неправильно, а Мария Ивановна начнёт ругаться). В таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок будет сидеть, не поднимая руки.

С другой стороны, урок в начальной школе не должен быть сухим. Учитель начальных классов не машина для выдавания научной информации. На уроке должно быть интересно, а иногда даже и весело. А в классах с нервозной обстановкой и неуравновешенным учителем дети боятся реагировать смехом даже на шутку учителя.

7. УЛЫБЧИВОСТЬ — ещё Экзюпери сказал, что «улыбка- рабочий инструмент учителя», а уж в начальной школе с помощью улыбки педагог может добиться всего. Единственное условие- улыбка должна быть искренней, потому что всё же самое главное – любить этого маленького человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь.

Профессия учителя младших классов – одна из немногих, в которую надо идти исключительно по призванию. Зато все сложности с лихвой компенсируются любовью детей – первую учительницу с теплом вспоминают всю жизнь.

Педагог начальной школы – это больше чем предметник, преподающий азы наук. От его работы во многом зависит то, как первоклашки будут относиться к процессу накопления знаний и самосовершенствования не только в ближайшие одиннадцать лет, но и всю жизнь.

Учитель младших классов – это квалифицированный педагог, который первые четыре года учит детей в общеобразовательных или специализированных школах, а также занимается с ними во внешкольных учреждениях.

История профессии

Учитель – это очень древняя профессия. Сейчас мы учим в школах наших детей с 6–7 лет, считаем это нормальным и не задумываемся, что так было не всегда. В Древней Греции мальчиков с 7 лет обучали некоторым наукам (ораторскому искусству, музыке, грамматике). Однако затем такая практика была забыта, и еще буквально полтора-два столетия назад образование было доступно только детям из привилегированных сословий, а большинство населения было неграмотным или малограмотным.

Раннее образование вернулось в педагогику благодаря трудам чешского педагога XVII века Яна Амоса Коменского, который считал, что детей можно учить с 6 лет. При этом обучение должно проводиться на уроках в классе, быть тщательно спланированным в соответствии с возрастом ребенка, систематичным, наглядным и сознательным.

В дальнейшем методы и направления обучения детей развивались в трудах великих педагогов Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Генриха Песталоцци, Константина Ушинского. Домашнее воспитание со всеми его плюсами и минусами активно заменялось школьной системой, которая давала возможность получения детьми массового унифицированного образования.

Описание профессии

Профессия учителя начальных классов непростая, но благородная. От первого педагога во многом зависит то, как в дальнейшем ребенок будет заниматься в школе, его социализация в детском коллективе, формирование основ мировоззрения. Наставнику первоклашек нужно быть одновременно преподавателем, психологом, воспитателем, а иногда и мамой или папой.

Учитель младших классов преподает детям все программные дисциплины (возможно отдать часть предметов – например, физкультуру, музыку – узким специалистам), обеспечивает досуг, отдых и творческое развитие воспитанников. Педагог должен сплотить класс, чтобы у школьников было желание прогрессировать и самосовершенствоваться.

Читать дальше:  Акт приема передачи квартиры сколько экземпляров

На каких специальностях лучше учиться

Теперь о том, как стать учителем начальных классов. Для этого нужно выучиться в среднем специальном или высшем учебном заведении педагогического профиля. В колледжах обычно учат по двум направлениям:

  • преподавание в начальных классах;
  • коррекционная педагогика в начальном образовании.

В вузах перечень направлений гораздо шире:

  • начальное образование (учитель начальных классов);
  • начальное образование и дополнительная специальность;
  • психология и педагогика начального образования;
  • дошкольное образование и начальное образование;
  • педагогическая деятельность на начальной ступени общего среднего образования и др.

Многие студенты получают диплом учителя младших классов с дополнительной специальностью по выбору, которой может быть родной или иностранный язык, информатика, математика, музыка, хореография и т. д. Обладатели таких дипломов становятся не только школьными учителями, но и преподавателями различных дисциплин в учреждениях дополнительного образования (музыкальных школах, детско-юношеских центрах, клубах).

Для поступления в педагогический колледж достаточно пройти конкурс аттестатов и собеседование в ссузе. В вузе обязательно нужно сдавать обществознание и русский язык.

Также может понадобиться результат ЕГЭ по биологии или математике. Если специальность предполагает два профиля обучения, то надо будет пройти профессиональное или творческое испытание (например, рисунок, музыку или хореографию).

Учебные заведения

Ответ на вопрос, куда поступать, найдется быстро. В России система педагогических образовательных учреждений разного уровня развита хорошо. В каждом регионе есть немало достойных колледжей, например:

  • Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского;
  • Педагогический колледж № 1 им. Н. А. Некрасова (г. Санкт-Петербург);
  • Волгоградский социально-педагогический колледж;
  • Факультет среднего профессионального образования Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовикова;
  • Московский городской открытый колледж и др.

Дефицита высших учебных педагогических заведений в разных регионах тоже нет:

  • Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск). Здесь на факультете подготовки учителей начальных классов можно получить одно- и двухпрофильное образование (с дополнительными направлениями «английский язык», «информатика» и «дошкольное образование»), а также психолого-педагогическое образование. Функционирует магистратура и аспирантура.
  • Оренбургский государственный педагогический университет. В составе вуза работает Институт дошкольного и начального образования, где могут обучаться учителя для младших школьников. Сейчас там можно получить второй профиль обучения – «математика».
  • Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (г. Калининград) в своем педагогическом институте предлагает учиться на специальности «начальное образование и организация внеурочной деятельности». Выпускники вуза имеют шанс реализовать себя в разных сферах деятельности, связанных с обучением детей 6–10 летнего возраста.
  • Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого обучает педагогов на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук. В двухпрофильном формате дополнительные предметы: английский язык, информатика и искусство. Также есть вариант стать преподавателем в дошкольных учреждениях, младшей школе.
  • Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова. Здесь на кафедре психологии и педагогики кроме стандартной специальности педагога младших классов предлагается профиль подготовки по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями, связанными с состоянием здоровья.

При многих педагогических вузах есть колледжи. Можно сначала получить среднее профессиональное образование, а затем, работая в школе, поступить в вуз. В таком случае абитуриенту потребуется пройти тестирование по профильным предметам, а обучение может проводиться по ускоренной программе.

Обязанности на работе

Профессия учитель начальных классов в общеобразовательной школе предполагает такие обязанности:

  • проведение уроков по разным дисциплинам в соответствии с расписанием;
  • воспитание и обучение младших школьников соответственно требованиям ФГОС;
  • поддержка личностного развития учащихся, выявление их сильных и слабых сторон, интересов, склонностей;
  • составление учебных планов на четверть и каждый урок;
  • контроль наличия и оформления тетрадей;
  • ежедневная проверка классных и домашних работ;
  • проведение контрольных работ и разбор их результатов;
  • ведение классного журнала;
  • организация внеклассного чтения (совместно с библиотекарем);
  • привлечение школьников к разным видам внеклассной деятельности;
  • ведение кружков и секций;
  • классное руководство.

Важной составляющей в работе педагога младших классов является общение с родителями детей. Для максимально полного раскрытия потенциала ученика необходимо взаимодействие обеих сторон, в этом случае развитие ребенка в школе и дома будет происходить согласованно.

Чтобы справляться с профессиональными обязанностями, учитель младших классов должен хорошо знать:

  • основы дисциплин, которые будет преподавать детям;
  • методику обучения этим предметам, утвержденные учебники и программы;
  • методы организации воспитательной работы;
  • способы обеспечения наглядности;
  • современные средства обучения;
  • возрастную физиологию и анатомию ребенка, этапы его психического развития;
  • правила школьной гигиены, основ пожарной безопасности и охраны труда.

Кому подходит

В основном учителями младших классов становятся женщины. Они более склонны возиться с детишками, чем мужчины, которые предпочитают в школе работать предметниками.

Если говорить о личных качествах, то учителю младшей школы в первую очередь необходимо любить детей и уметь работать с ними. Кроме того, не обойтись без таких черт характера, как:

  • улыбчивость, оптимизм и жизнерадостность;
  • наблюдательность, способность увидеть в каждом ребенке скрытые склонности и таланты;
  • ответственность и трудолюбие;
  • уравновешенность, терпеливость и самоконтроль;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность постоянно учиться и познавать новые способы работы с детьми.

Кроме того, понадобятся: умение доносить свои мысли в понятной форме и распределять внимание между несколькими учениками, организаторский талант и артистические навыки. От учителя младших классов также требуется высокий уровень культуры и коммуникативных способностей. Его задача – найти подход к каждому ребенку, адаптировать его к школе, дать основы понимания процесса обучения и его необходимости.

Теперь отметим плюсы и минусы профессии. К положительным моментам можно отнести:

  • интересную и разнообразную работу с детьми;
  • возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал и постоянно повышать квалификацию;
  • постоянную занятость на рабочем месте;
  • стабильный заработок, большой летний отпуск и хороший социальный пакет.

Основным недостатком профессии является очень высокий уровень персональной ответственности за учащихся. Также осложняет работу постоянное психоэмоциональное напряжение, стрессовые ситуации и ворох бумаг, которые нужно готовить (планы, отчеты, журналы). Не добавляют оптимизма довольно частые проверки со стороны органов управления образованием и невысокая зарплата. Не редкость и не всегда обоснованные претензии родителей школьников.

Сколько получают

Заработная плата учителя младших классов – не самая сильная сторона профессии. В среднем по стране она составляет 20–25 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге платят больше – 30–35 тысяч рублей. В отдаленных регионах, таких как Ненецкий автономный округ, Камчатский край или Кемеровская область зарплаты превышают 45 тысяч рублей.

Читать дальше:  Комитет кредиторов и собрание кредиторов отличия

Также уровень зарплаты зависит от места работы (обычная или частная школа), педагогического стажа и количества часов. Однако активные и квалифицированные учителя знают способы увеличить свой доход. В первую очередь речь идет о ведении кружков (за это полагается доплата), репетиторской деятельности, предварительной подготовке детишек к первому классу. Также можно по совместительству работать во внешкольном учреждении, ведя вечерние кружки.

Как построить карьеру

Если педагог обладает не только хорошим знанием своего предмета, а еще и управленческими способностями, то, постоянно повышая квалификацию, он сможет претендовать на место завуча или директора школы. Можно сделать административную карьеру в органах управления образованием или заниматься наукой. Если найти бизнес-партнера с деньгами, то есть вариант с открытием частной школы.

Перспективы профессии

Без преподавателя начальных классов уже невозможно представить себе школу, и в ближайшее время ничего в этом вопросе не изменится – педагоги для первоклашек будут так же нужны, как и 10 лет назад. Но перед тем как становиться учителем младших классов, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», поскольку эта профессия, скорее, призвание, а не просто работа.

Особенность профессии учителя начальных классов характеризуется совмещением огромного количества качеств и компетенций. Такой педагог является одновременно преподавателям, организатором, психологом, другом и помощником детей, а также справедливым судьей в разрешении детских споров. Это наиболее гуманная, творческая и нужная специальность, которая считается фундаментом всех профессий мира.

Подобное направление подготовки предлагают и санкт-петербургские высшие учебные заведения.

  1. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. Ведет подготовку бакалавров по нескольким направлениям на факультете психолого-социальной работы. Присутствует 32 бюджетных места, цена контракта – от 153 000.
  2. Российский государственный университет имени Герцена. Выпускает педагогов по трем направлениям подготовки. Присутствуют бюджетные места, есть контрактная форма обучения (от 150 000 рублей).
  3. Санкт-Петербургский государственный университет профсоюзов. Проводит подготовку педагогов в рамках бакалавриата. Обучение занимает 4 года, стоимость контракта – 152 000 рублей.
  4. Ленинградский государственный университет имени Пушкина. Дает базовое педагогическое образование с несколькими профилями подготовки. Обучение ведется в рамках бакалавриата, занимает 4 года. Присутствует 30 бюджетных мест, цена контракта – 121 000 рублей.
  5. Институт специальной педагогики и психологии имени Валленберга. Выпускает бакалавров по нескольким программам подготовки. Бюджетных мест нет, цена контракта – от 85 000 рублей.

Колледжи и техникумы

Среднее специальное образование можно получить во многих колледжах и техникумах Москвы.

  1. Колледж Российского государственного социального университета. По программе подготовки «Преподавание в начальных классах» предполагается 46 месяцев освоения программы. Стоимость контракта – 88 000 рублей.
  2. Московский городской открытый колледж. Негосударственный ССУЗ готовит педагогов на базе 9 и 11 класса. Цена контракта – от 33 000 рублей.
  3. Педагогический колледж № 15. Выпускает специалистов по программе «Преподавание в начальных классах». Обучение занимает 34 месяца, цена контракта – от 40 000 рублей.
  4. Педагогический колледж № 10. Реализует программу подготовки специалистов на базе 9 класса. Длительность обучения 34 месяца, цена контракта – 48 000 рублей.
  5. Педагогический колледж № 18 «Митино». В рамках подготовки по педагогическому направлению осуществляется обучение длительностью 34 месяца. Цена контракта – 135 000, бюджетная форма обучения не предусмотрена.

Программы подготовки на базе 9 класса абитуриентам предлагают средние специальные учебные заведения Санкт-Петербурга.

  1. Педагогический колледж №1 имени Некрасова. Является наиболее многопрофильным педагогическим учебным заведением Санкт-Петербурга. Присутствуют бюджетные места.
  2. Педагогический колледж Ленинградского государственного университета имени Пушкина. Позволяет пройти обучение по специальностям базового и повышенного уровня, в том числе и по направлению «Преподавание в начальных классах». Обучение предоставляется на бюджетной основе.
  3. Педагогический колледж № 4. Многопрофильное учебное заведение по направлению «Преподавание в начальных классах» дает возможность получить специальность учителя с углубленной подготовкой по английскому и русскому языку. Стоимость контракта – от 64 000.
  4. Педагогический колледж № 8. Предоставляется специализация преподавателя начальных классов, в которую входит организация внеурочной занятости младших школьников. Освоение программы предполагает обучение в течение 34 месяцев, стоимость контракта – от 73 000 рублей.
  5. Санкт-Петербургский педагогический колледж № 2. Проводит набор абитуриентов на базе 11 и 9 класса. Форма обучения очная. Образование предоставляется на базе бюджетных средств.

Курсы для учителей начальных классов

Многие частные учреждения Москвы предлагают пройти программы профессиональной переподготовки или курсы повышения квалификации для педагогов.

  1. Московский центр обучения педагогических кадров. Дает возможность пройти очные или дистанционные курсы для повышения квалификации. Слушателям, успешно освоившим занятия, выдается удостоверение или сертификат. Длительность курса от 108 часов, стоимость от 2 000 рублей.
  2. Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования. Предлагает пройти переподготовку дистанционно или на очной форме. Курс предполагает объем от 250 часов. На программу принимаются лица, предоставившие диплом об окончании ВУЗа или ССУЗа. Цена курса – 16 500.
  3. Институт дополнительного профессионального образования педагогических работников города Москвы. Предлагает курсы повышения квалификации для обучения приемам и методам организации работы с учащимися. Занятия проводятся в образовательном центре, очно. Стоимость программы – от 10 000 рублей, длительность – 120 часов.
  4. Современная научно-технологическая академия АНО ДПО «СНТА». Дает возможность прослушать курсы профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика». Также по данному плану есть курсы повышения квалификации. Базовые занятия проводятся 620 часов. Стоимость – от 48 000 рублей.
  5. Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». Предлагает повышение квалификации по образовательным программам, обеспечивающим освоение инновационных технологий обучения учащихся младших классов. Курсы повышения квалификации длятся 72 часа, стоят 3 000 рублей.

Подобные курсы есть и в Санкт-Петербурге.

  1. Институт управления образования Российской академии образования. Предлагает дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для работников образования. Обучение разработано для рынка образовательных услуг, ориентировано на решение практических задач в учебно-воспитательном процессе. Длительность курса от 72 часов, стоимость – от 7 000 рублей.
  2. Центр образования и инноваций. Предлагает обучение по программе «Педагогическое образование: учитель начальных классов». Срок обучения – от 252 академических часов, стоимость – 27 000.
  3. Институт позитивных технологий и консалтинга. Дает возможность прослушать курсы по нескольким программам обучения, составленных с учетом требований ФГОС. Срок обучения от 3 месяцев, цена от 121 000 рублей.
  4. Санкт-петербургская академия постдипломного педагогического образования. На кафедре начального образования реализует программы переподготовки и курсы повышения квалификации для выпускников педагогических вузов на базе платных образовательных услуг. Стоимость и длительность курса зависит от конкретного направления подготовки.
  5. Некрасовский колледж. Дает возможность пройти обучение по дополнительным профессиональным программам с использованием дистанционных технологий. Также возможно прохождение очных курсов подготовки на базе колледжа. Стоимость и длительность определяется индивидуально.

Таким образом, профессия учителя младших классов требует от специалиста совмещения многих качеств, как личностных, так и профессиональных. Важность работы такого педагога сложно переоценить, поскольку он закладывает все будущие знания человека, его мировоззрение, начинает социальную адаптацию ребенка.

Уважаемые читатели! Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам трудового права и защите прав работника и работодателя, рекомендуем сразу обратиться к нашим квалифицированным практикующим юристам:

Москва и область: +7 (499) 455-12-46

Санкт-Петербург и область: +7 (812) 426-11-82

«>

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector