Кого может останавливать транспортная инспекция

Некоторые представители УГАДН выдают себя за инспекторов ДПС и незаконно останавливают перевозчиков на трассах вне специально оборудованных для этого постов.

Такое действие неправомерно при отсутствии нарушения ПДД, но вместе с тем игнорирование просьбы остановки может привести к серьезным последствиям.

Полномочия сотрудников Ространснадзора по закону

Права сотрудников Ространснадзора прописаны в Правилах дорожного движения, согласно пункту 2.4:

  1. Остановка ТС российских перевозчиков, которые занимаются перевозкой грузов в пределах РФ с целью весового контроля (допускается только на стационарных контрольных пунктах).
  2. Остановка ТС перевозчиков вне стационарных постов, если перевозчики осуществляют международную автомобильную перевозку (то есть, если речь идет только о перевозке внутри России, остановка вне пункта не входит в полномочия сотрудников УГАДН).
  3. Проверка документов на груз.

Из этого следует, что приостановка автомобилей вне поста при внутрироссийской перевозке незаконна в таких местах:

  • федеральная трасса;
  • региональная и межмуниципальная трасса;
  • автодорога местного значения.

Останавливаться или нет обычному водителю вне постов

Остановиться нужно в любом случае, чтобы избежать неприятных последствий.

Однако стоит рассмотреть несколько ситуаций и способов их решения, когда водитель знает, что остановка не законна, но хочет избежать проблем:

    Сотрудник подает знак жезлом, а не катафотом и сообщает о причине остановки и нарушении правил.

Прежде чем передавать свои документы, водитель должен ознакомиться с удостоверением уполномоченного лица: мошенник откажется показывать удостоверение.

Это нужно для того, чтобы не дать возможности вменить неуплату «Платона» и любых других нарушений.

Ответ о том, что копия находится в участке, – прямое доказательство незаконных действий. И сотрудник, и водитель должны показывать документы на равных основаниях.

А если не остановиться?

Даже если у водителя есть основания полагать, что работник Ространснадзора не имеет права останавливать его авто, лучше остановить ТС, и разобраться во всем на месте.

Игнорирование сигнала может привести к задержанию машины если не на этом, то на следующем посту с последующей проверкой документов. Не исключены проблемы и с дорожной полицией.

Приостановка машин вне поста незаконна, даже для обычной проверки документов. Она допускается только при фиксации явных нарушений, без них основания проверки ТС нет. При предъявлении работниками УГАДН каких-либо нарушений, не относящихся к делу, нужно уехать и позвонить на горячую линию Ространснадзора.

Водителя тормозят сотрудники транспортной инспекции, придираются и заставляют пройти в помещение поста. Затем забирают документы. Такие действия незаконны; тем не менее, они постоянно происходят на российских дорогах.

О том, как вести себя с сотрудниками РТС/УГАДН, рассказывает Игорь Апухтин

Как правило водитель, особенно не опытный, в такой ситуации растерян и деморализован. Покорно отдает документы, включая водительское удостоверение и документы на транспортное средство, то есть, передает им в руки «золотой ключик». Дальше угадновцы угрожают поставить машину на штрафстоянку. А вот имеют ли они на это право?

Читать дальше:  Нижегородский областной суд госпошлина реквизиты

…Уж сколько раз твердили: собрался в рейс — хоть почитай внимательно, кто и что от тебя может потребовать. И если требуют лишнего — посылай, и будешь прав. Не грубо посылай, разумеется, вежливо, со ссылкой на те или иные статьи нормативных документов, которые регулируют деятельность того же РТС/УГАДН.

И, разумеется, звони на горячую линию в ОПР.

11 августа принесло новую историю. Водителя Сергея тормознули в Кандалакше, выяснилось, что он не сделал пожертвование «Платону». Ситуация понятная и вполне разрешимая. Сотрудники УГАДН забрали документы у водителя, включая водительское удостоверение, чего категорически не имеют права делать, и пригрозили штраф-стоянкой. Эту ситуацию был готов разруливать член ОПР Сергей Овчинников, поехав за четыреста километров. Но в этом необходимости уже не было. Водитель заплатил штраф и поехал дальше.

А теперь о том, что имеют право требовать и чего категорически не могут делать сотрудники УГАН. Их деятельность регламентирована целым рядом документов, здесь процитирую только один. В соответствии с п. 2.1.1. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» водитель обязан в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;
путевой лист и документы на перевозимый груз;
специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Все! Водительское удостоверение и документы на автомобиль требовать и задерживать сотрудники РТС/УГАДН права не имеют!

Впрочем, эта норма сформулирована весьма пространно (что не удивительно, государство дает своим сатрапам разные лазейки). Вызывает разночтения то, что она обязывает водителя передавать документы сотруднику УГАДН только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, но ни в одном нормативно-правовом акте этих «случаев, прямо предусмотренных законодательством» четко не сформулировано.

В любом случае, если у вас начинают требовать водительское удостоверение и уж тем более задерживать его — необходимо тут же звонить по телефону доверия горячей линии Ространснадзора: +7 (499) 231-53-50.
Правда, сотрудники РТС и ГИБДД начали работать совместно. А гаишник вправе потребовать и водительское, и документы на автомобиль. Но передавать эти документы третьим лицам, то есть, сотрудникам РТС/УГАДН он не вправе.

И про штрафстоянку. Задержание транспортного средства может быть применено инспектором ГИБДД в ряде случаев, которые регламентируются действующим КоАП:

Использование ТС, то есть езда без соответствующих документов. К ним относятся водительское удостоверение, документ на право собственности, регистрационные документы на ТС или доверенность на его использование без присутствия собственника (статья 12.3 часть первая КоАП);
Использование автомобиля его владельцем с неисправными тормозами, сцеплением (при движении автопоездом) или рулевым управлением, причем важен тот факт, что владелец об этом знал заранее (статья 12.5 часть вторая КоАП);
Управление автомобилем гражданином, не имеющим водительского удостоверения (имеется в виду вообще отсутствие прав, статья 12.7 части первая и вторая КоАП);
Езда на автомобиле в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, либо передача права управления владельцем автомобиля лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 части первая и третья КоАП);
Нарушения, допущенные при парковке или остановке автомобиля (статья 12.19 часть четвертая КоАП);
Нарушения, допущенные в ходе транспортировки крупногабаритного груза (статья 12.21.1 части первая и вторая КоАП);
Нарушения, допущенные при транспортировке опасных грузов (статья 12.21.2 часть первая КоАП);
Обнаружение инспектором ГИБДД того факта, что остановленный автомобиль находится в розыске, либо отказ водителя от прохождения освидетельствования на опьянение (статья 12.26 КоАП).
К слову, пытался забить в поиск Яндекса вопрос: «Имеет ли право сотрудник РТС отправить транспортное средство на штрафстоянку?» И вот что обнаружил.

Читать дальше:  Не представляется возможным предоставить документы

Статья 12.21.3.КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством (то есть, неуплата в «Платон»).

Статья 27.13. КоАП РФ регламентирует условия возможного задержания транспортного средства: в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа. Никакой речи о принудительной постановке ТС на платную штрафстоянку здесь речи нет.

Буквальное толкование данного пункта приводит к выводу о том, что задержание ТС как мера обеспечения производства по делу применяется только к транспортным средствам, принадлежащим иностранным субъектом, в силу затруднения или невозможности взыскания штрафов с субъектов предпринимательской деятельности иностранных государств. Применение мер задержания к российским собственникам транспортных средств нецелесообразно.

В пользу этого довода указывает статья 32.2. КоАП РФ, пункт 1.2. которой раскрывает, что административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения статьей 12.21.3, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации.

Тем не менее, эта же норма говорит о том, что штраф выгоднее оплачивать на месте, а не ждать 20 дней, пока придет «письмо счастья».

Российское законодательство запутанно и противоречиво, и его толкование открывает множество лазеек для коррупции.

Читать дальше:  Название страны россия или российская федерация

Под предлогом антитеррористической защиты Минтранс предлагает правительству внести поправки в Правила дорожного движения, чтобы сотрудники подразделений транспортной безопасности могли искать в автомобилях оружие и взрывчатку. Эксперты предупреждают о коррупции и дублировании функций полиции.
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Министерство транспорта РФ разместило проект поправок в Правила дорожного движения.

Как отмечается в данном проекте, изменения в ПДД позволят работникам подразделений транспортной безопасности останавливать автомобили на дорогах и проводить их досмотр, направленный на обнаружение оружия или взрывчатых веществ.
Чиновники Минтранса предлагают расширить термин "регулировщик" в Правилах дорожного движения. К лицам, имеющим право регулировать движение, отнесут также "аттестованных работников подразделений транспортной безопасности, исполняющих обязанности по досмотру, дополнительному досмотру".

Сейчас к регулировщикам, согласно ПДД, относятся сотрудники полиции и военной автоинспекции, работники дорожно-эксплуатационных служб, а также дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах. При этом в пояснительной записке к законопроекту утверждается, что регулировщик должен быть в форменной одежде или иметь отличительный знак и экипировку.

Как объясняют в Минтрансе РФ, их инициатива расширить ПДД не нарушает российское законодательство.

— Законом " О транспортной безопасности" предусмотрено, что в ряде случаев уполномоченными лицами ‎из числа работников подразделений транспортной безопасности может проводиться досмотр автомобилей, направленный, в частности, на обнаружение оружия или взрывчатых веществ. Однако полномочиями по регулированию дорожного движения, в том числе по остановке автомобилей и направлению их на досмотр, сотрудники этих подразделений не наделены, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В этой связи, как говорят в Минтрансе, есть необходимость наделить сотрудников транспортной безопасности Минтранса РФ функциями по остановке автомобилей и направлению их на досмотр.
Однако эксперты считают, что Минтранс будет дублировать функции дорожной полиции и других правоохранительных структур. Получить оперативный комментарий Лайфу от Минтранса и МВД РФ не удалось.

Между тем юрист Владимир Старинский уверен, что речь всё-таки не идёт о дублировании функций гаишников.

— Новые полномочия сотрудников подразделений транспортной безопасности в данном случае не будут дублировать функции полиции. Данная мера направлена на усиление безопасности дорожного движения и устранение препятствий в выполнении сотрудниками подразделений транспортной безопасности своих полномочий, — считает юрист Старинский.

Адвокат Александр Островский опасается, что появление в России новой структуры с полномочиями по остановке и досмотру автомобилей на трассах приведёт к росту коррупции в стране.
С Островским согласен и председатель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов.

— Любые дублирующие функции государственных ведомств приводят к коррупции, — считает Кабанов. — Пока же чиновники охотно становятся частью коррупционной цепочки.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector