Вы здесь:  / Юридические справки / Кому принадлежат недра россии по конституции 2017

Кому принадлежат недра россии по конституции 2017

Текст Ст. 9 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Комментарий к Ст. 9 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи призвана подчеркнуть значение природных ресурсов как достояния всего общества. К природным ресурсам традиционно относят землю, недра, леса, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир.

Особое выделение в Конституции РФ природных ресурсов имеет свои экономические и исторические причины. Что касается причин экономического характера, то, в отличие от большинства иных предметов материального мира, природные ресурсы не созданы трудом человека, а потому возможность нахождения их в собственности конкретных лиц всегда подвергалась сомнению. Одновременно трудно переоценить значение этих ресурсов для экономики. Все они являются ограниченными ресурсами (их количество конечно), и большинство из них потребляемы, а следовательно, невозобновляемы. Следовательно, поскольку природные ресурсы являются исчерпаемыми, при эксплуатации их месторождений должны быть учтены интересы будущих поколений. Режим эксплуатации не должен наносить непоправимый вред ни самим природным ресурсам, ни территории, на которой они расположены.

Отметим также, что на протяжении второй половины ХХ в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, является основным средством наполнения российского бюджета. При этом данные природные ресурсы распределены по территории России крайне неравномерно, например, 80% российского газа добывается в Ямало-Ненецком автономном округе, а 60% российской нефти — в Ханты-Мансийском автономном округе.

Что же касается земли как природного ресурса, то ее выделение в Конституции РФ среди иных природных ресурсов связано с тем, что вопрос о собственности на землю на протяжении длительного времени был одним из самых сложных в общественно-политической жизни России. До конца он не разрешен и сейчас.

Норма ч. 1 комментируемой статьи 9 Конституции РФ сформулирована таким образом, что может толковаться по-разному. Так, В.В. Гребенников обоснованно отмечает декларативность и неоднозначность понимания данной нормы*(32). Прежде всего, неясны вытекающие из нее особенности использования природных ресурсов и распоряжения ими. Кроме того, в части первой комментируемой статьи Конституция РФ говорит о народах, проживающих на определенной территории, а не о населении определенной территории. Поскольку в России крайне мало однонациональных территорий, то такая формулировка конституционной нормы не может быть признана удачной для того, чтобы истолковать смысл данной нормы.

Заметим, что по сравнению с предшествующим законодательством норма части первой комментируемой статьи Конституции РФ несколько изменилась, при этом принципиально изменился ее смысл. Согласно положениям п. 3 ст. III Федеративного договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации*(33), земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. В силу этого некоторые республики длительное время сохраняли в своих конституциях нормы о праве собственности на природные ресурсы, несмотря на то, что подобные положения не нашли отражения в действующей Конституции РФ 1993 г.

Для разрешения ситуации потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который высказал следующую позицию.

Из конституционных норм следует, что народам, проживающим на территории того или иного субъекта Российской Федерации, должны быть гарантированы охрана и использование земли и других природных ресурсов как основы их жизни и деятельности, т.е. как естественного богатства, ценности (достояния) всенародного значения. Однако это не может означать, что право собственности на природные ресурсы принадлежит субъектам Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предопределяет обязательной передачи всех природных ресурсов в собственность субъектов Российской Федерации и не предоставляет им полномочий по разграничению собственности на эти ресурсы*(34).

Комментарий к норме части первой ст. 9 Конституционный Суд России дал также в Постановлении от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации*(35), где указал, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Развивая правовую позицию Конституционного Суда РФ, следовало бы признать, что в отношении природных ресурсов как публичного достояния субъектом права собственности должен выступать весь народ, а не конкретное местное сообщество, на чьей территории расположены природные ресурсы. Провозглашение природных ресурсов основой жизни и деятельности народов (населения) предполагает повышенную роль государства, поскольку именно государство выражает интересы населения в целом. Иными словами, природные ресурсы в таком толковании должны находиться исключительно в государственной собственности. Заметим, однако, что формулировка конституционной нормы предполагает, что земля и другие природные ресурсы «используются и охраняются», что не означает исключительной государственной собственности на них. Этот вывод подтверждается и частью второй комментируемой статьи 9 КРФ. Следует отметить, что использование и охрана природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов обязательно предполагает наличие определенных ограничений прав собственника, направленных на наиболее рациональное использование потребляемых ресурсов с соблюдением интересов всего общества, что может выражаться, например, в повышенных налогах на использование природных ресурсов, возложении на собственника обязанностей по охране природных ресурсов и их сохранении и восстановлении, если это возможно. Однако исключительная государственная собственность на природные ресурсы непосредственно из норм Конституции РФ не вытекает.

Читать дальше:  Как уволить сотрудника при ликвидации предприятия

Таким образом, норма части первой комментируемой статьи должна трактоваться как обязанность органов власти Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, физических и юридических лиц по рациональному и эффективному использованию земли и других природных ресурсов, их охране от нерационального использования, порчи, заражения, восстановлению и улучшению возобновляемых природных ресурсов и экономному расходованию невозобновляемых. Все это должно осуществляться в интересах каждого землевладельца и природопользователя, а также многонационального народа России и каждого из входящих в его состав народов, с учетом обеспечения прав будущих поколений. При этом в определенных законом случаях необходимы некоторые ограничения прав и свобод собственников и иных лиц по использованию земли и других природных ресурсов требованиями их эффективного и рационального использования, охраны, всеобщими (социальными, экономическими, экологическими, градостроительными, технологическими и др.) интересами, правами других лиц, потребностями защиты основ конституционного строя, нравственности и здоровья населения *(36).

Обеспечение рационального и эффективного использования, а также охраны земли и других природных ресурсов предполагает осуществление всеми субъектами соответствующих мероприятий в данной сфере, а органами государственной власти — контроля над указанной деятельностью.

2. Конституция РФ отдельно выделяет такой объект права собственности, как земля и иные природные ресурсы. Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.

Вопрос о собственности на природные ресурсы довольно сложен. Ранее они провозглашались исключительной собственностью государства. Ряд этих объектов (например, воздух) вообще не могут выступать объектом права собственности в силу своих физических особенностей.

Норма части второй комментируемой статьи сформулирована таким образом, что, с одной стороны, в ней провозглашена возможность нахождения природных ресурсов в любой форме собственности, а с другой — формулировка «могут находиться», как отметил Конституционный Суд РФ, означает, что, допуская возможность нахождения природных ресурсов в различных формах собственности, Конституция Российской Федерации не обязывает к тому, чтобы все природные ресурсы находились в этих различных формах собственности*(37).

Согласно положениям действующего законодательства России большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

В соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 18 июля 2008 г.) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности*(38).

Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу*(39). Такие водные объекты принадлежат собственнику земельного участка. Все иные водные объекты не являются объектами гражданских прав.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ предусматривает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом*(40).

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»*(41) исходит из того, что животный мир (совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью (Российской Федерации или ее субъектов).

Читать дальше:  Заявление об отмене мер обеспечения иска образец

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Таким образом, из действующего законодательства следует, что природные ресурсы находятся в государственной собственности, преимущественно федеральной, либо в собственности Федерации и ее субъектов.

Эта позиция законодателя наиболее полно соответствует части первой комментируемой статьи в предложенной Конституционным Судом России трактовке. При этом в последние годы наблюдается тенденция к передаче данных объектов в исключительную федеральную собственность.

Единственным исключением является земля. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ предусматривает государственную, муниципальную и частную собственность на землю*(42). Несмотря на некоторые ограничения в части оборота отдельных категорий земельных участков, по отношению к собственности на землю представлены все формы собственности.

Часто граждане страны задаются вопросом о том, кому принадлежат недра России по конституции РФ. Основная часть населения придерживается мнения, что недра являются собственностью многонационального народа России. Но верно ли это суждение на сегодня? Стоит разобраться подробнее.

Что относится к недрам

Существует два понятия. Под первым, более научным, недра понимаются как участок структуры земной коры, который располагается ниже поверхностного слоя, то есть дна природных бассейнов и суши, доступного для исследования учеными этой специальности.

Второе понятие можно расшифровывать как правовое и более легкое для восприятия. Недра — участок земли, где располагаются любые полезные ископаемые на поверхностном слое и осуществляется их добыча людьми.

Ценность недр

Значение недр никак нельзя занизить. Люди размещают на участках земли сооружения, добывают руды и нефть, используемые в любой сфере деятельности человека, сажают свои плантации и вырубают лес. Но никогда нельзя забывать об исчерпании этого богатства. Современный темп жизни только увеличивается, но на законы природы и ее развитие люди еще не способны влиять.

Невозможно представить жизнь без этого термина, причем при любом трактовании. Человечество питает все соки из земли, и с этим приходится мириться, но не надо забывать и о последствиях. Доля населения земного шара растет, и потребности в ресурсах только увеличиваются. Правительство стран должно максимально строго контролировать деятельность своих граждан в любом процессе, особенно если это связано с окружающим миром.

Главный вопрос

Кому же принадлежат недра России по конституции? В расчет стоит взять несколько периодов формирования страны. Во времена расцвета, а именно в 70-80-е годы, в конституции четко, черным по белому было написано, что власть заключена в руках народа. Свои требования и потребности он сообщает через советы народных депутатов, которые составляют основу государственного политического управления.

Там же было сказано, что вся государственная собственность — это имущество народа. То есть вопрос о том, кому принадлежат недра России по конституции, не ставился. Тогда государству, или народу, принадлежали все составляющие страны: земля, промышленные предприятия, полезные ископаемые, организации.

Зарождение капитализма

Следующий этап — это зарождение капитализма в Российской Федерации. Вопрос о том, кому принадлежат недра России по конституции, встал довольно серьезно, но ни о каких уже реальных правах народа речи не шло. Правительство побоялось вносить серьезные изменения в основной закон страны, поэтому формулировка, что вся власть заключена только в руках многонационального народа, а также он является собственником территорий, осталась прежней. Лишь добавили, что земля может находиться в различных формах собственности, таких как государственная, муниципальная, частная и другие. Формально принцип того, что именно народ владеет территориями страны, сохранился, но это только на словах. Это якобы подтверждает статья Конституции о недрах России. Но лишь заинтересованный гражданин смог уловить другой интересный факт.

Основная поправка была сделана непосредственно в самом законе ‘О недрах’. Теперь регулирование деятельности и процессов недропользования вправе были осуществлять органы местного самоуправления, в полномочиях которых находилась эта территория. И это лишь верхушка айсберга. Стоит копнуть поглубже.

Далее в законе сказано про формы собственности. На данный момент недра являются предметом государственной собственности, при том они не могут быть кем-то куплены, а права для использования передаются в соответствии с федеральными законами. Здесь уже нет ни единого слова, что недра России принадлежат народу по конституции. Все права заменила в большей степени частная собственность, ведь такие проблемы решаются лишь размером кошелька. Не составляет никаких проблем положить на ‘лапу’ мелкому депутату, который сразу из администрации вам выписывает любые разрешения и лицензии. Такие же вопросы можно решить и в масштабе всей страны.

Читать дальше:  Инвестиционный счет сбербанка для физических лиц

Еще недавно территория заповедников запрещала любую деятельность, а уже сейчас на ней строятся заводы, которые не проходят даже по минимальным требованиям экологии и выброса отходов. Такова суровая правда, при этом люди не могут предпринять что-то серьезное в ответ.

Заключение

К сожалению, со временем граждане Российской Федерации теряют свои права. Ни о какой власти уже речи не идет. Капитализм и бюрократия полностью поработили правительство, при этом главным мучеником является народ. Банально в вопросе того, кому принадлежат недра России по конституции, уже можно сравнить два политических строя, а именно социализм и капитализм. Люди, отчаявшиеся от вечного защемления, просто не находят других выходов, как просто смириться. Если вы не являетесь успешным предпринимателем либо не находитесь у государственной ‘кормушки’, то почти не имеете никакого влияния на управление в своей стране.

На последней (дай Бог) пресс-конференции Путина состоялась очередная словесная дуэль между Путиным и журналисткой Марией Соловьенко (та самая, которая "спасибо Вова"). Заруба между ними случилась по поводу Газпрома, который якобы "национальное достояние".

М.СОЛОВЬЕНКО:
Все знают, идёт реклама по телевидению: «Газпром» – национальное достояние. Добавим кучке олигархов, правда? Так случилось, я Вас очень прошу, не отвечайте сейчас, по Конституции недра принадлежат народу: и нефть, и газ, и все ископаемые. Давайте сделаем так, не сразу у Вас это получится, может быть, Вам страшно будет, давайте вернём, всё-таки национализируем это всё, и тогда не будет этой прослойки, не будут сдирать шкуру с налогоплательщика.

Если Вы боитесь, а Вы не бойтесь, Вас тогда каждый даже самый маленький Мальчиш-Кибальчиш защитит за это, и тогда у нас проблем не будет: и на ПЭТ нам хватит, и на пенсии хватит – без всяких «прокладок» вот этих олигархических. Это трудно. Можете не отвечать. Но я Вас очень прошу – думаю, вся страна тогда Вас полюбит и скажет: «Будьте Вы пожизненным, Владимир Владимирович».

В.ПУТИН:
... по поводу недр: по Конституции, по закону недра принадлежат народу – вопрос в том, как эффективнее использовать эти недра на благо народа, нашего народа.

По поводу «Газпрома» и национального достояния, что это принадлежит кучке олигархов, – это не так: «Газпром» – это государственная компания с контрольным пакетом у российского государства.

Незнание Конституции несколько простительно журналистке, но возникает резонный вопрос по поводу слов Путина, что по Конституции недра принадлежат народу России: он тут сознательно врет или просто не читал Конституции страны, которой правит?

Вот что на сей счет написано в Конституции РФ:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Кто-нибудь видит тут фразу, что недра РФ принадлежат народу РФ? Лично я нет.

В прежней, брежневской да и в сталинской Конституциях такая фраза была. Вот она как звучала:
Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Таким образом в СССР была верна формула "государственное = народное". В нынешней России государственное не равно народному. В нынешнем праве даже формулы такой нет, как "всенародное/народное достояние". Отличие в формулировках каждый может прочувствовать на своем кармане: в СССР всенародность достояния каждый мог ощутить на себе через бесплатность жилья, медицины, образования. Через крайне дешевые цены и тарифы на газ, э/энергию, горючее, ЖКХ и пр. Т.е. возникала триада "государственное-народное-бесплатное" .

Нынешняя же "государственность" ГАЗПРОМа на дешевизне или даже бесплатности никак не сказывается. Каждый может ощутить это на своем кармане через дороговизну цен и тарифов. Вот к примеру, скан моего квитка оплаты коммунальных услуг:

Красным я выделил те позиции, которые прямо или косвенно связаны с газом: отопление, горячая вода и пр. Получилось, что 1 748 рублей из 3 476 так или иначе связаны с "национальным достоянием" — ГАЗПРОМом. Половина. Это не считая того, что я плачу за газ и э/энергию.

Так что, не нужно врать народу про недра, якобы принадлежащие народу, господин Путин. Они являются достоянием немногих избранных и приближенных к вам олигархов, а не народа России.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector