Может ли бакалавр занимать руководящие должности

Сегодня вступил в силу закон, которым установлены требования к профессиональному образованию государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 30 июня 2016 г. № 224-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации". С его текстом можно ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации.

По новым правилам, для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалитета или магистратуры. Исключения коснутся только граждан, получивших образование до 29 августа 1996 года и претендующих на замещение таких должностей, а также гражданских служащих, уже получивших образование не выше бакалавриата и назначенные на такие должности до 1 июля текущего года.

На какой отпуск могут рассчитывать работники, допущенные к соисканию ученой степени кандидата или доктора наук? Узнайте из материала " Виды учебных отпусков и их продолжительность " в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Установлено, что для руководителей, помощников ведущей группы должностей, для специалистов ведущей и старших групп, а также для обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования. Ранее законом не было установлено, что наличие такого образования обязательно (ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; далее – закон о гражданской службе). А обеспечивающие специалисты старшей и младшей групп должностей теперь должны иметь профессиональное образование (ранее в число квалификационных требований к ним входило наличие среднего образования, и также не было установлено, что это обязательно (ч. 4 ст. 12 закона о гражданской службе).

При этом требования к специальности и направлению подготовки кандидата на муниципальную службу могут определяться представителем работодателя.

Новый закон также ввел новое требование к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной гражданской службы или муниципальной службы, а также к государственным гражданским и муниципальным служащим. Указанные категории граждан должны предоставлять сведения о сайтах или страницах в Интернете, на которых они размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

— Николай Константинович, считаете ли вы оправданным деление высшего инженерного образования на бакалавриат и магистратуру?

— Вопрос о переходе на бакалавриат и магистратуру нужно рассматривать комплексно, а не только с позиций тех, кто работает в инженерном образовании.

Что происходит сегодня? В вузах учатся едва ли не 100% выпускников средней школы. Неужели стране нужно столько специалистов с высшим образованием? Нет, не нужно. Особенно если учесть огромные затраты государства на высшую школу. При этом существует огромный спрос на общее высшее образование, и было бы странно запрещать получать его тем, кто способен учиться. Я считаю, что 4 года на получение общего высшего образования вполне достаточно. При этом задача вуза – сделать так, чтобы инженер-бакалавр был не хуже инженера-специалиста.

— А чем выпускник инженерного бакалавриата отличается от выпускника инженерной магистратуры?

— Выпускник бакалавриата, скорее всего, бывает не готов для руководящей или исследовательской работы, но вполне может начать карьеру, работая исполнителем на производстве. Он должен быть востребован на рынке труда, его подготовка должна соответствовать уровню развития технологий на современных производствах.

А вот человек, который захочет учиться дальше, попробовать себя в науке, пусть идет в магистратуру. При этом выпускник магистратуры вовсе не обязан устраиваться на работу в НИИ и профессионально заниматься исследованиями, но у него будет более широкий кругозор, нежели у бакалавра, иной стиль мышления, ярко выраженные способности к аналитике. Магистр – это будущий специалист высокой квалификации.

У бакалавра и магистра – разный стартовый уровень хотя бы потому, что последний учился на два года больше. Практически все магистры в течение двух лет не только учатся, но и работают по специальности – во всяком случае, на нашем факультете организация учебного процесса это позволяет. А среди бакалавров во время учебы работают единицы – у них просто не хватает времени, поскольку они заняты учебой по основной программе, многие готовятся к сдаче экзамена на диплом переводчика, кто-то даже параллельно получает второе высшее образование. Это нормально: я всегда говорю ребятам, что свой основной жизненный багаж они «зарабатывают» в бакалавриате.

У магистра больше шансов преуспеть в работе, он лучше приспособлен к жизни, но и для бакалавра, конечно, нет никаких ограничений – все зависит от конкретного человека.

— На каких должностях могут работать бакалавры-инженеры?

— На тех же, на каких раньше работали молодые специалисты-инженеры. Работодатели должны понимать, что бакалавриат – это законченное высшее образование, а бакалавр способен полноценно работать по профилю, будь то строительство, машиностроение, экономика и проч. Просто не хватает рекламы, разъяснений, кто такой бакалавр.

Читать дальше:  Могут ли аннулировать диплом о высшем образовании

Сейчас мы сохранили пятилетнее обучение по двум специальностям («Экономика и управление на предприятии», «Автомобили и автомобильное хозяйство»), но со временем и здесь будет осуществлен переход на четырехлетнее образование.

— Что происходит с бакалаврами, окончившими ваш факультет? Все ли они хотят попасть в вашу магистратуру?

— Бакалавров мы выпускаем значительно больше, чем магистров. Из них половина идет в нашу магистратуру – успешно сдавшие вступительные экзамены и окончившие бакалавриат на «хорошо» и «отлично».

— Вы довольны студентами своей магистратуры? Действительно ли туда идут лучшие выпускники бакалавриата?

— В последнее время в студенческой среде – во всяком случае, в нашем университете – преобладают те, кто хочет учиться и кто поступил в вуз сознательно, а не потому, что мама с папой велели или за компанию с приятелем. Таких ребят, которые понимают, что будущее в их руках, я и хотел бы видеть в магистратуре. Сейчас для всех обязательны вступительные экзамены, так что возможность отбора есть.

— Выпускники бакалавриатов и специалитетов из других вузов к вам поступают?

— Да. К нам приходят из других технических университетов. Хотя пока нельзя сказать, что выпускников других вузов у нас в магистратуре достаточно – практика перехода в другой вуз после бакалавриата еще не прижилась, еще не все поняли, что есть такая возможность. Ограничений здесь нет, и это правильно: мы можем выбрать самых способных.

В идеале хотелось бы, чтобы 60-70% студентов магистратуры факультета составили наши выпускники, оставшиеся 30-40% могут быть выпускниками других вузов.

— Если в магистратуру приходят люди со стороны, они фактически занимают места выпускников вашего бакалавриата, не прошедших по конкурсу. Вам не жалко своих?

— Иногда, наверное, жалко, но что можно сделать, если пришел человек с более высоким уровнем подготовки? Правила для всех теперь одни – вступительные экзамены в магистратуру РУДН принимаются общеуниверситетской приемной комиссией, все работы письменные.

Своим студентам бакалавриата я всегда говорю: при выборе магистерской программы не замыкайтесь на внутривузовской подготовке, ходите на образовательные выставки, знакомьтесь с коллегами из других университетов, участвуйте в различных межвузовских конференциях. Ведь и студенты из других вузов не поступают к нам в магистратуру просто потому, что случайно проходили мимо. Это осознанный выбор людей – они собирали информацию о факультете, готовились к поступлению именно к нам.

— Сколько уже было выпусков магистров на инженерном факультете РУДН?

– Семнадцать. Наш факультет одним из первых в России открыл магистратуру. В конце 1980-х годов 80% нашего контингента составляли иностранцы, и особым решением государственной комиссии им присваивалась степень магистра наук.

— Менялось ли понимание магистерского образования на протяжении этого времени?

— Магистратуры образца 1991 года и 2009 года, конечно, отличаются: качество обучения и требования к специалисту возросли. За этот период мы на практике убедились в том, что для инженерного образования деление на бакалавриат и магистратуру абсолютно естественно, что при желании качество подготовки бакалавров может быть не хуже, чем качество подготовки специалистов. Исследовательская работа в магистратуре сегодня проводится на гораздо более высоком уровне, чем в начале 1990-х годов. У нас есть четкое представление о том, что такое магистерская диссертация, и значительная часть наших магистров, приложив определенные усилия, может довести свои работы до уровня кандидатской диссертации.

Чтобы давать современное инженерное образование на магистерском уровне, на факультете есть лаборатории с самым современным оборудованием. Мы значительно улучшили лабораторную базу благодаря участию РУДН в приоритетном национальном проекте «Образование».

— Исследовательская работа ведется только на факультете? Или же у вас есть связи с научными структурами?

— Многие НИИ, с которыми мы традиционно сотрудничали, к сожалению, в 1990-е годы фактически прекратили свое существование. Но с теми, кто выжили и успешно работают сегодня, мы сотрудничаем – например, с Институтом водных проблем РАН, с Центральным НИИ строительных конструкций и сооружений, с НИИ геологии и нефти и др. Мы используем их научную базу для подготовки магистров, их ведущие сотрудники участвуют в научном руководстве выпускными работами наших студентов.

Сегодня в магистратуре нашего факультета 9 направлений обучения, 27 магистерских программ. Пять магистерских программ являются авторскими – их разработали ведущие ученые с учетом самых современных достижений в своих областях.

Карабкаться по карьерной лестнице с 2017 года смогут лишь госслужащие с «корочкой» магистра — конкурс и цены на обучение уже зашкаливают

Читать дальше:  Какого числа приходит стипендия студентам на карту

Многие чиновники могут начинать напевать некогда популярную песенку Аллы Пугачевой: «Есть у меня диплом, только все дело в том, что всемогущий маг лишь на бумаге я». С 2017 года чиновникам будет необходимо магистерское образование, иначе — никакого карьерного роста. Об этом сегодня говорили на пресс-конференции с руководством КФУ. Эксперты «БИЗНЕС Online» опасаются, что реформа без должного контроля повысит не качество образования чиновничества, а лишь заставит его быть изворотливее.

Для замещения руководящих должностей на гражданской службе в России будет обязательно наличие профильного образования не ниже специалитета и магистра Фото: архив «БИЗНЕС Online»

ЗАКОУЛКИ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ

Чиновников без магистерского образования с 1 января 2017 года будут тормозить на пролетах карьерной лестницы. Такой вывод можно сделать из одобренных 29 июня Советом Федерации изменений в законах «О государственной гражданской службе РФ» и «О муниципальной службе в РФ». Теперь, согласно вводимым поправкам, для замещения руководящих должностей на гражданской службе в России будет обязательно наличие профильного образования не ниже специалиста и магистра. Это касается чиновников, желающих работать в должностях руководителя, помощника (советника) или специалиста высшей и главной групп должностей гражданской службы.

Об изменениях в законодательстве сегодня на пресс-конференции рассказал проректор по образовательной деятельности КФУ Дмитрий Таюрский. Он напомнил, что подготовка магистров и бакалавров в России началась еще в 1993 году, но в условиях правового вакуума: «Работодатели не могли принять бакалавров на работу, поскольку в законодательстве не было прописано, что это такое. Специалистов и магистров молча приравнивали к дипломированному специалисту. А вот что делать с бакалаврами, было непонятно». Проблемы были и в самой системе образования — многие вузы сильно не утруждали себя созданием программ обучения, а некоторые просто сжали и уместили в четыре года пятилетнюю программу. «Естественно, пострадала подготовка студентов, так как времени стало меньше», — рассказал проректор. Другие сделали наоборот — растянули пятый курс на два года магистратуры.

«Что же такое бакалавр? — задался вопросом Таюрский. — Получается, недоучка? Нет. Это есть персона, которая освоила определенный объем образовательных программ. До сих пор бакалавриат является первым уровнем высшего образования. И есть ряд должностей, где этой квалификации вполне достаточно». Проректор вспомнил, что в 2005 году Академия инженерных наук США опубликовала доклад о видении инженеров к 2020 году. Там было четко сформулировано, что уровень бакалавров может рассматриваться только как прединженерная подготовка. «Это инженер-стажер, а инженером профессионального уровня рассматривается человек с магистерским образованием», — почему-то привел «буржуйский» пример проректор. По словам Таюрского, практика у магистров занимает от 30% до 60% учебного времени. «Магистратура дает возможность попробовать себя в той или иной профессии», — объяснил проректор КФУ. И, оказывается, обучать в магистратуре могут только преподаватели, имеющие степень кандидата или доктора наук.

МАГИСТРАТУРА НЕ РЕЗИНОВАЯ

По словам Таюрского, благодаря вводу с 2017 года профессиональных стандартов, нынешнее зачастую отрицательное отношение к двухуровневой системе должно измениться. «Рано или поздно сформируют список вообще всех профессиональных стандартов, где будут четко прописаны те должности, занятие которых требует наличия магистерских дипломов», —» пообещал проректор. Он напомнил, что уже сегодня образование магистра требуется для нотариусов, судей, работников прокуратуры и следственного комитета. Вопрос остро стоит в области естественных и инженерных наук. Так что карьерный рост по этим направлениям без магистратуры будет невозможен.

Изменения затронут всю систему образования. «Однозначно повысится интерес абитуриентов к поступлению в магистратуру», — заметил проректор по образовательной деятельности КФУ. Говорить о том, будет ли в связи с этим увеличиваться количество бюджетных магистерских мест, сомнительно. Но эта тенденция, как заметил проректор, в КФУ прослеживается уже несколько лет. К слову, в 2016 году университету для новых магистров выделено 1211 мест, на сегодня подано 3986 заявлений. В челнинском филиале на 260 мест претендуют 330 желающих. Попасть на бюджетные места сможет только четверть выпустившившихся бакалавров. «Насколько мне известно, примерно 25 — 30 процентов выпуска бакалавров должны быть обеспечены бюджетными местами — это устанавливается министерством образования России», — констатировал Таюрский.

В этом году стал активно обсуждаться вопрос об отмене заочного образования для юристов и госслужащих — с таким заявлением в конце июня выступил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов Фото: obrnadzor.gov.ru

А со спросом, как известно, растет и цена. Ответить на вопрос, увеличится ли стоимость обучения в платной магистратуре, проректор не взялся. Однако уже можно сказать, что без потерь для кармана не обойдется. Учеба на самом популярном направлении — юриспруденции — стоит 161,4 тыс. рублей в год, на государственном и муниципальном управлении — 154,2 тыс. рублей, а на экономике (банки) — и вовсе 168,3 тысячи. Словом, чиновники у нас становятся избранными из избранных. А тем, кто уже устроился на госслужбу бакалавром, для дальнейшего продвижения придется вновь становиться студентами. Причем заочка может не помочь. В этом году стал активно обсуждаться вопрос об отмене заочного образования для юристов и госслужащих — с таким заявлением в конце июня выступил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Читать дальше:  Заявление на разрешение отпускать ребенка из школы

«. ПОЭТОМУ В ЯПОНИИ ВВОДИТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Оценить новшества федерального законодательства «БИЗНЕС Online» предложил экспертам — ученым, чиновникам, работникам кадровых служб.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ:

— Ну какой может быть специалист после бакалавриата?! Это же общее образование. Нужна узкая специальность, дающая высокий уровень квалификации. В целом стремление в магистратуру — это очень хорошо, но только не надо гнать лошадей и ставить нереальные сроки в виде 2017 года. Иначе чиновникам, у которых «недобор» в знаниях, прямо сейчас нужно поступать. Мне кажется, реформа действительно сможет поднять качество управления. Это не показуха, есть серьезные магистерские программы во многих вузах, плавающее расписание, можно учиться и работать. За вузовской партой практик тоже достаточно, можно многое приобрести для своей работы. Впрочем, и сейчас те, кто оканчивает магистратуру, имеют больше возможностей карьерного роста, чем после бакалавриата. Заявление Ольги Голодец о том, что 65 процентам россиян не нужно высшее образование, мне кажется бессмысленным. Сегодня даже рабочим оно необходимо — возьмите химическое, авиационное производство, литейную промышленность. А что касается социально необходимых предметов (не для работы, а для жизни), то их проходят только в вузах. Поэтому «вышка» в современном информационном обществе необходима всем. Не зря в Японии вводится всеобщее высшее образование.

Будет ли в связи с повышением спроса увеличиваться количество бюджетных магистерских мест, сомнительно Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Наталья Лосева — пресс-секретарь Верховного суда РТ:

— В соответствии с законом судья должен иметь диплом магистра. Но все же не образованием единым. Качество управленцев в любой среде зависит от добросовестности работника, от желания работать над своим развитием. Бакалавр он или магистр — не показатель его особых знаний и умений. В некоторых областях человек может на практике больше получить, нежели за вузовской партой. Не зря же говорят: «Приходя на работу, забудьте все, чему вас учили».

Наталия Хисматуллина — директор кадрового агентства «Экспресс»:

— Думаю, для чиновников не проблема доучиться до требуемого уровня. Но мне кажется, что качество управления в чиновничьей среде это поднять не сможет. Скорее изворотливость повысит. Понятно, что это будет обязательная «корочка», но непонятно, чему их будут учить. Сложно оценить, что будет эффективно — практика или те знания, которые чиновники получат за два года за вузовской партой. Если учеба не будет оторвана от реальности, то это один вопрос. А если им придется договариваться об экзаменах, что часто бывает, или это будет для галочки — сходил, поспал на парах, то какой в этом смысл? Тем более образование 10 лет назад было более качественным, чем сейчас. Если человек оканчивал качественный вуз, то не думаю, что знания у него хуже, чем в нынешней магистратуре.

Радмир Беляев — начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства исполкома Набережных Челнов:

— У меня степень магистра по IT-технологиям, и любое усиление требований, связанное с образованием, одобряю. Всякий человек должен заниматься самообразованием, в первую очередь — люди, работающие на государственной и муниципальной службе. От дополнительного образования служащих население только выиграет, новые компетенции позитивно скажутся на общей работе. Считаю, что при этом необходимо контролировать вузы, чтобы они ответственно подходили к вопросу. Сегодня повышенные требования к образованию руководителей практикуются во многих частных компаниях, в госкорпорациях, и корпоративные стандарты, связанные с образованием, с дресс-кодом и другими правилами, на мой взгляд, позитивное явление. Даже если на первом этапе будут случаи фиктивного получения компетенций ради должности, то молодые люди, желая в будущем работать в государственной должности, сразу будут стремиться к качественному образованию и соответствию заявленным стандартам. На сегодня компетенции измеряются производительностью, эффективностью, но пока человек не приступил к работе, работодатель смотрит на уровень его образования. Не вижу опасности, что все это выльется в показуху, нам важнее создать задел для следующих поколений — установить для них понятные критерии.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector