Может ли руководитель быть председателем комиссии

Проверка состава имущества и обязательств является обязательной для любой организации, это указано в ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Проводится проверка специальной комиссией, которая назначается приказом руководителя с указанием поименно, кто входит в состав инвентаризационной комиссии.

Обязанность проведения инвентаризации

При инвентаризации руководствоваться необходимо Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 (далее – Приказ № 49). В них установлено, в каких случаях инвентаризация обязательна (п. п. 1.5, 1.6 Приказа № 49). К примеру, это следующие ситуации:

  • для годовой бухгалтерской отчетности;
  • если обнаружены хищение, порча имущества;
  • если меняется материально ответственное лицо;
  • в других случаях.

Для проверки создаются постоянно действующие и рабочие комиссии. Персональный состав рабочей инвентаризационной комиссии утверждает руководитель.

Инвентаризация у ИП

В Приказе № 49 прямо указано о проведении инвентаризации только в организациях, но из Письма Минфина от 31.12.2009 N 03-11-09/422 следует, что в случае хищения имущества этот документ вправе применять также индивидуальные предприниматели.

Судебная практика ещё категоричнее относится к инвентаризации, считая эти документы одним из основных доказательств. Так, в апелляционном определении Курганского областного суда от 24.05.2016 по делу N 33-1716/2016 суд пришел к выводу о том, что инвентаризация была проведена с нарушением установленного порядка. В результате нарушения были признаны существенными и во взыскании ущерба с работника ИП было отказано.

Таким образом, во многих случаях необходимость создания и правила формирования инвентаризационной комиссии относятся не только к организациям, но и к предпринимателям.

Кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии

Законодательство не содержит четкого перечня должностей лиц, которые проводят инвентаризацию имущества в организации. Поэтому решение о включении в комиссию конкретных сотрудников принимается руководителем. В пункте 2.3 Приказа № 49 указано, что в состав комиссии должны включаться:

  • работники администрации;
  • бухгалтеры;
  • другие специалисты (инженеры, экономисты и т.д.).

Из этого положения можно сделать вывод, что бухгалтер и представитель администрации обязательно включаются в состав инвентаризационной комиссии. В отношении участия остальных специалистов принимается решение в зависимости от целей, сроков инвентаризации и иных факторов. При этом из п. 2.3 следует, что членами инвентаризационной комиссии могут быть не только работники организации, но и привлеченные специалисты. Это актуально, если запланирован большой объем инвентаризируемого имущества в короткий срок или необходимо провести инвентаризацию в другом регионе и выгоднее привлечь специализированную организацию, чем оплачивать командировочные расходы своих работников.

Руководитель предприятия принимает решение, кто может быть председателем инвентаризационной комиссии. Этот вопрос также не регламентирован и оставлен на усмотрение руководителя. На практике председателем комиссии назначается один из заместителей руководителя, руководителей подразделения и т.п.

Материально ответственное лицо не может быть назначено председателем комиссии и входить в ее состав, так как выполняет другие функции во время инвентаризации – не проверяющего лица, а лица, чью деятельность проверяют, к примеру, сохранность и ведение учета ТМЦ. Таким образом, если резюмировать, кто может входить в состав инвентаризационной комиссии, то можно сделать вывод, что любой работник организации и даже привлечённые специалисты, не являющиеся работниками организации, могут быть включены в состав комиссии, которая проводит проверку фактического соответствия данных бухгалтерского учета. Обязательно только участие работников бухгалтерии, которые ведут учет, и администрации. В остальном состав комиссии зависит исключительно от объема, сроков инвентаризации и других факторов.

Сколько человек должно быть в инвентаризационной комиссии

В организации должна быть создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Приказа № 49). Но в нормативных актах нет указаний о количественных ограничениях – ни минимальных, ни максимальных. Поэтому руководитель вправе определить количественный состав комиссии самостоятельно.

Например, в случае внеплановой проверки склада и необходимости пересчета большого количества ТМЦ за один день целесообразно назначить для инвентаризации достаточное количество членов инвентаризационной комиссии, чтобы обеспечить точную и полную проверку.

Необходимо учитывать, что отсутствие даже одного члена комиссии во время инвентаризации позволяет признать результаты проверки недействительными.

Добрый день! Кто должен быть в комиссии по инвентаризации? Наш отдел занимается проведением инвентаризаций ТМЦ в подразделениях организации. Длительное время в инвентаризационную комиссию по Приказу о проведении инвентаризации включались только два человека — это были контролёры-ревизоры нашего отдела (один — председатель; второй — член комиссии). Последнее время главбух требует включения не менее 3 человек в комиссию, но при этом не аргументирует своё требование нормативно-правовыми документами (говорит, что мы сами должны владеть подобного рода информацией). Мне также не удаётся найти конкретики относительно количества человек ни в одном из документов. В связи с этим вопросы:

Читать дальше:  Медицинские кабинеты в образовательных учреждениях

1) сколько человек должно входить в состав инвентаризационной комиссии по инвентаризации ТМЦ, согласно нормативно-правовых актов?

Прошу предоставить ссылки на эти документы. Мне необходимо, чтобы имелась конкретика относительно количества.

2) чьё присутствие (должности) обязательно в составе инвентаризационной комиссии?

Прошу обратить внимание, что меня интересуют именно те должности, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО должны входить в состав комиссии.

Вопрос относится к городу Москва

Ответы:

Инвентаризацию основных средств и других ТМЦ должны проводить все без исключения фирмы, которые ведут бухучет. Главная цель этого мероприятия — контроль за сохранностью имущества и финансовых обязательств компании, а также правильностью отражения данных в бухгалтерских документах. Для этого создается инвентаризационная комиссия, которая действует на предприятии постоянно. Рассмотрим, кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии и какое количество лиц необходимо для проведения проверки.

Законодательство

Регламентируется проведение инвентаризации [P=41008; T=ФЗ №402-ФЗ от 06.12.2011] (ред. от 31.12.2017). Согласно ст. 11, ее должна осуществлять каждая организация. Проводит проверку инвентаризационная комиссия, состав которой определяется приказом работодателя.

Порядок проведения этого мероприятия, а также правила оформления его итогов подробно рассматриваются в Методических указаниях, утв. [P=31510; T=приказом Минфина РФ №49].

Формы документов, используемые для оформления результатов проверки, утв. постановлениями Госкомстата РФ [P=10844; T=№ 88] и [P=10717; T=№ 26].

Как часто нужно проводить проверку

Количество проверок в отчетном году предусматривается руководителем. Как правило, проверки необходимо провести в случаях, перечисленных ниже (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 [P=39480; T=Положения по бухучету N 34н]):

для годовой бухгалтерской отчетности;

если меняется материально ответственное лицо (МОЛ);

при передаче имущества в аренду или в собственность покупателя;

при выявлении фактов кражи или порчи имущества;

в случае наводнения, пожара или других ЧС, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации или реорганизации компании и в других случаях.

Кто должен быть в комиссии по инвентаризации

Поговорим о том, кто должен входить в состав инвентаризационной комиссии. Согласно п. 2.3 При­ка­за № 49, работодатель самостоятельно принимает решение о том, кого из работников стоит включить в состав. Список отражается в приказе. В члены инвентаризационной комиссии обязательно должны входить:

дру­гие спе­ци­а­ли­сты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

Нужно отметить, что МОЛ, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие проверке, в ее состав входить не могут, но однако их присутствие во время мероприятия — обязательно.

Также из из п. 2.3 сле­ду­ет, что принимать непосредственное участие в мероприятии могут не толь­ко сотрудники предприятия, на котором будет проводиться проверка. При необходимости в состав можно включать специалистов аудиторских компаний (например, если в короткий срок проверить нужно боль­шой объем иму­ще­ства).

Возглавляет комиссию председатель. Кто может быть председателем инвентаризационной комиссии? Им часто становится за­ме­сти­те­ль ру­ко­во­ди­те­ля или начальник под­раз­де­ле­ния и т.п.

Сколько человек должно быть в инвентаризационной комиссии

В нор­ма­тив­ных актах нет никаких ука­за­ний о ко­ли­че­ствен­ных огра­ни­че­ни­ях. На практике, состав инвентаризационной комиссии в бюджетном учреждении или в частной организации включает в себя не менее двух человек. Вообще, работодатель ко­ли­че­ствен­ный со­став определяет са­мо­сто­я­тель­но. Главное, чтобы число членов обеспечило точ­ную и пол­ную про­вер­ку.

Вольно обращаться с уже утвержденным составом не выйдет. В п. 2.3. [P=31510; T=Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49] (ред. от 08.11.2010) сказано, что неявка хотя бы одного участника на мероприятие может стать основанием для признания его итогов недействительными.

Для ответа на ваш вопрос нужно руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.

2.2. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

2.3. Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение (приложение 1) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (приложение 2).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Читать дальше:  Бельчанская марианна геннадьевна племянница ресина

Из текста приказа следует, что численный состав комиссии не лимитирован. А если собрать всех, кто рекомендован, то будет больше двух человек.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации (работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, инженеры, экономисты и т.д.), утвержденные руководителем организации.

Инвентаризационная опись должна подписываться председателем комиссии и двумя членами комиссии, осуществлявшими приемку основных средств. Комиссия назначается приказом руководителя организации и состоит из трех человек. В акте указываются должности членов и председателя комиссии и расшифровки их подписей.

Председателем инвентаризационной комиссии может быть руководитель учреждения, его заместитель или иное должностное лицо, обладающее распорядительными правами. Главный бухгалтер учреждения обычно назначается заместителем председателя комиссии.

В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными

Рекомендация эксперта
Руководствоваться нужно Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.

Также ознакомьтесь в разъяснениями в системе ГАРАНТ:

Здравствуйте!В школе сложилась такая ситуация.Директор назначил себя председателем комиссии по стимулирующим выплатам.Комиссия заседала чисто формально, он сам решал, какому учителю сколько поставить баллов.Члены комиссии только расписались.Через какое-то время он принес новые оценочные листы, в которых увеличил количество баллов завучам.На вопрос, почему это сделано после заседания комиссии, директор ответил, что он так решил. На все вопросы членов комиссии он отвечает угрозами вплоть до расторжения трудового договора с неугодными учителями.Один член комиссии поделился с другими членами коллектива о том, что директор в обход комиссии добавил баллы завучам. После этого директор угрожает судом за нарушение конфиденциальности.Разве это секрет?Ведь коллектив должен знать, кому и за какие заслуги ставят баллы.Помогите, пожалуйста, разобраться.Спасибо!

Могу сразу же вас успокоить по вопросу нарушение конфиденциальности. Это даже смешно, т.к. не является коммерческой тайной:

К сведениям, составляющим коммерческую тайну Общества, не относятся сведения, которые указаны в постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" и определенные Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ:

учредительные документы организации (решение о создании юридического лица, учредительный договор, устав);

— документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);

— сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;

— о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

— о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

— документы об уплате налогов и обязательных платежей;

— о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

— сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью;

— о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

— об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Работодатель обязан представлять указанные сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива Общества.

А в вашем случае есть проверяющие организации — Департамент об образовании, профсоюз, прокуратура, ГИТ. Я в вашей ситуации, сразу же, писала заявления в эти организации, но, рекомендую делать это коллективно, т.к. доказать, что "остальные члены комиссии только ставили подписи, которые необходимо директору" будет сложно, лучше, чтобы и члены комиссии это подтвердили. А иначе, все начинания против директора результата не дадут.

Читать дальше:  Неполная рабочая неделя влияет на пенсионный стаж

Кроме того, запрещается дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда ст.132 ТК РФ.

А еще, оплата труда, система оплаты труда, система премирования должны быть указаны в трудовом договоре, в локальном нормативном акте, например, в Положение об оплате труда, Положение о премировании, ст.135 ТК РФ, работники с данными документами должны быть ознакомлены под роспись при приеме на работу до подписания трудового договора ст.68 ТК РФ.

Кроме того, оплата труда это обязательное условие трудового договора ст.57 ТК РФ.

Если работодатель меняет обязательное условие трудового договора в период после того, как трудовой договор уже подписан, то сделать это он обязан правильно, как это установлено в законе. Есть два варианта.

Изменение определенных условий трудового договора (ст.57 ТК РФ) возможно, но работодатель должен действовать в соответствии с требованиями ТК РФ.

1. Первый вариант:

ст.72 ТК РФ по соглашению сторон, когда вы пишите заявление на согласие работать в новых условиях, далее подписывается Допсоглашение ТД и издается приказ об изменении определенных условий ТД.

2. Второй вариант:

Это когда изменение определенных условий ТД проводится по инициативе работодателя ст.74 ТК РФ

Но для этого должны быть причины, которые работодатель укажет в уведомление, которое выдаст работнику под роспись, при чем не позднее чем за два месяца до новых условий.

И вот в этом случае работник либо даст согласие на такой перевод и изменение определенных условий ТД, либо не будет согласен. Работодатель, если работник не согласен, обязан предлагать ему другую работу — как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу.

А закончится это все может и увольнением работника:

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

В случае прекращения ТД по указанному пункту ст.77 ТК РФ работнику выплатят выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка ст.178 ТК РФ.

Обратитесь к работодателю с письменным заявлением, чтобы изменение определенных условий ТД он провел в соответствии с законом ст.72 или 74 ТК РФ.

Так, что если ваш работодатель в лице директора меняет определенные условий трудового договора, локального нормативного акта (Положения о премировании, об оплате труда), то он может это сделать только, соблюдая закон ст.72, 74 ТК РФ.

И со всеми документами и изменениями работники должны быть ознакомлены под роспись. А тем более оплата труда не является коммерческой тайной.

Рекомендую, обращаться в инстанции, можете писать через Инет на сайты организаций, чтобы получить письменный официальный ответ, хотя ответ в этом случае в течение 30 дней, но рекомендую, действуйте коллективно, бороться с директорами школ сложно. Хотя, здесь на лицо нарушение трудового законодательства ст.57, 72, 74 ТК РФ, дискриминация в вопросах оплаты труда ст.132 ТК РФ.

А то, что делает ваш директор, это называется психологическим давлением, простое запугивание, особенно, когда работник не знает, что такое коммерческая тайна, да и ТК РФ не очень хорошо знает.

А, кроме того, приказы о назначении премии, если премия предусмотрена Положением (ЛНА), должны издаваться, тем более, в каких-то случаях премии могут быть выдана в меньшем размере, в каких-то вообще не выданы, и работник должен быть с этим ознакомлен, т.к. это его право быть не согласным и оспорить приказ.

А еще, если у работодателя есть ЛНА — Положение об оплате труда, премировании, то в соответствии со ст.8 ТК РФ:

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, н е подлежат применению.

А в вашем случае, директор меняет локальный нормативный акт, принимает единолично изменения, которые ухудшают положение работников, т.к. в прежнем ЛНА были другие условия, а тем более, это еще и затрагивает определенные (обязательные) условия трудового договора (ст.57 ТК РФ).

У вас получается с любой стороны нарушение трудовых прав работников.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector