Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / На кого распространяются нормы федерального закона

На кого распространяются нормы федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ
"О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

С изменениями и дополнениями от:

7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г., 23, 27 июля 2010 г., 1, 18, 19 июля, 28, 30 ноября 2011 г., 25 июня 2012 г., 4 марта, 2 июля 2013 г., 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 2 июня, 3 июля 2016 г., 22 февраля, 7 марта 2017 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 марта 2013 г.

ГАРАНТ:

См. комментарий к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также — организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

21 июля 1997 года

Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории России. Понятие опасного производственного объекта определено в приложении к Закону. Законом установлено, что деятельность, связанная со строительством и эксплуатацией опасного производственного объекта, может осуществляться только на основании лицензии. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации. Законом определены требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта, к его эксплуатации, требования по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 июля 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3588

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 514-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 марта 2013 г., за исключением положений, для которых статьей 11 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением абзаца третьего пункта 1 статьи 17.1, вступающего в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

А.1.

ПБ 115.5

А «Общие требования промышленной безопасности»

А.1. Основы промышленной безопасности

Какие нормативные документы не могут приниматься по вопросам промышленной безопасности?

А) Федеральные законы.

Б) Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

В) Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

Г) Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Что является основной целью Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов "?

Читать дальше:  Нострификация российского диплома в узбекистане

А) Ликвидация чрезвычайных ситуаций, возникших в результате техногенной аварии.

Б) Снижение вероятности аварий на опасном производственном объекте и, как следствие, снижение уровня загрязнения окружающей среды при эксплуатации опасных производственных объектов.

В) Предупреждение аварий на опасных производственных объектах
и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Г) Установление порядка расследования и учета несчастных случаев на опасном производственном объекте.

3. Промышленная безопасность опасных производственных объектов
в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" — это:

А) Состояние защищенности конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Б) Система установленных законом мер, обеспечивающих состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В) Состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Г) Система установленных законом запретов, ограничений и предписаний
по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов.

Что входит в понятие "авария" в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

А) Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.

Б) Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

В) Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта.

Г) Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ.

Что входит в понятие "инцидент" в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

А) Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса.

Б) Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых
на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, при которых нет пострадавших.

В) Контролируемое и (или) неконтролируемое горение, а также взрыв опасного производственного объекта, не сопровождающиеся выбросом в окружающую среду опасных веществ.

Г) Нарушение целостности или полное разрушение сооружений и технических устройств опасного производственного объекта при отсутствии взрыва либо выброса опасных веществ.

На кого распространяются нормы Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

А) На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Б) На все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов только на территории Российской Федерации.

В) На государственные и негосударственные некоммерческие организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Г) На все коммерческие организации независимо от форм осуществления деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Что понимается под требованиями промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"?

А) Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Б) Требования, содержащиеся в нормативных технических документах, принимаемых федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности в рамках его компетенции и по установленным формам.

В) Условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, других федеральных законах
и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Г) Условия, запреты, ограничения, установленные в нормативных актах, соблюдение которых обеспечивает состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Нормы федеральных законов, относящиеся к сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, могут содержать собственно экологические требования к осуществлению деятельности предприятий, включая прямые запреты на определенные действия, создающие угрозу негативного изменения состояния окружающей среды, а также требования по организации управления охраной окружающей среды, включая инвентаризацию источников воздействия на окружающую среду, нормирование, лицензирование учет, контроль и т.п.

Непосредственно к экологическому законодательству относятся федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. №96-ФЗ, «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. №89-ФЗ, «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 г. №33-Ф3, «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. №174-ФЗ, «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 г. №92-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с нормами экологического законодательства к основным принципам охраны окружающей среды, непосредственно определяющим требования к предприятиям, осуществляющим хозяйственную деятельность, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, относятся:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;

учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

Читать дальше:  Куда подавать документы для прописки в квартире

соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Реализация этих принципов неизбежно предполагает отражение соответствующих требований в смежных отраслях права.

2.2. Нормы, отражённые в смежных отраслях права

По Классификатору правовых актов, одобренному Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г. №511 (в ред. Указов Президента РФ от 15.10.2002 г. №1129 и от 28.06.2005 г. №736) охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (код 110.010.130) относится к группе правовых актов «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» (код 110.000.000), к которой относится также использование и охрана всех видов природных ресурсов.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 2), отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. К природноресурсному законодательству относятся Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. №136-ФЗ, Лесной кодекс РФ 04.12.2006 г. №200-ФЗ, Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. №74-ФЗ, федеральные законы «О недрах» от 21.02.1992 г. №2395-1, «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 г. №26-ФЗ, «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 г. №172-ФЗ, «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 г. №166-ФЗ, «О животном мире» от 24.04.1995 г. №52-ФЗ, а также ранее упомянутые законы «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №187-ФЗ, «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17.12.1998 г. №191-ФЗ, «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 г. №155-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

Наряду с правовыми актами по природным ресурсам и охране окружающей среды, правовые нормы, непосредственно связанные с экологической безопасностью, по ранее упомянутому Классификатору правовых актов относятся к блоку «О безопасности общества» (код 160.040.000) и содержатся в законах, относящихся к смежным отраслям права в области безопасности, которые должны приниматься во внимание при организации природоохранной деятельности на предприятии.

В первую очередь следует указать правовые акты в области санитарно-эпидемиологической безопасности. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека является одной из целей обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, т. е. состояние здоровья населения и среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-ФЗ (ст. 2) отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. №52-ФЗ содержит требования к водным объектам (ст. 18), к атмосферному воздуху и почвам в городских и сельских населенных пунктах (ст. 20, 21), к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и. потребления (ст. 22).

Самостоятельное значение для обеспечения экологической безопасности имеют федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ, «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ, «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. №3-ФЗ, а также закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68-ФЗ. Особо следует выделить Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 г. №117-ФЗ, поскольку содержащиеся в нем правовые нормы непосредственно связаны с охраной окружающей среды от загрязнения жидкими отходами производства.

К отношениям, связанным с принятием мер безопасности строительства, если они не урегулированы упомянутыми выше законами в области безопасности, применяются нормы о градостроительной деятельности. При этом в связи с общим реформированием законодательства Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. №190-ФЗ в редакции Федерального закона от 18.12.2006 г. №232-ФЗ приобрел важное самостоятельное значение с точки зрения правового регулирования в области охраны окружающей среды, поскольку именно он содержит нормы, регламентирующие подготовку проектной документации с учетом экологических факторов (ст. 48) и проведение ее государственной экспертизы на соответствие санитарно-эпидемиологическим, экологическим и другим требованиям (ст. 49).

При осуществлении производственной деятельности предприятий и организаций в северных и восточных районах страны у предприятий возникают обязательства по поводу сохранения среды обитания коренных народностей. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Правовые основы этого регулирования заложены Федеральным законом «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.2001 г. №49-ФЗ. Отдельные правовые нормы, которые распространяются на управление охраной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, содержатся и в других федеральных законах более широкого круга применения. Так, нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. №128-ФЗ (с дополнениями и изменениями) регулируется лицензирование деятельности по сбору и использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV класса опасности, по заготовке, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, эксплуатации взрывоопасных, пожароопасных и химически опасных производственных объектов.

Нормы федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. №102-ФЗ регламентируют метрологическое обеспечение мониторинга и измерений, в том числе в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Особо следует выделить Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ. Хотя в редакции от 01.05.2007 г. №65-ФЗ этот закон не регулирует отношения, связанные с применением мер по охране почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов и водных объектов, отнесенных к местам туризма и массового отдыха, но он имеет важное значение для регламентации деятельности по использованию природных ресурсов, упорядочению установления требований и подтверждению соответствия в сфере использования опасных веществ, обращения с отходами, инженерной защиты окружающей среды и т.п.

На область охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности распространяются нормы гражданского законодательства, законодательства об административных правонарушениях и уголовного законодательства. Наибольшее разнообразие отношений, возникающих в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, регулируется гражданским законодательством, состоящим из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещественных прав, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности их участников. В отдельных случаях непосредственно гражданским законодательством устанавливаются требования в сфере природопользования и охраны окружающей среды (например, в ст. 751 Гражданского кодекса РФ установлены обязанности подрядчика по охране окружающей среды при осуществлении строительства и связанных с ним работ).

Читать дальше:  Декларация енвд 2017 бланк скачать бесплатно excel

На всей территории Российской Федерации, наряду с феде­ральными законами, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 90) обязательны для исполнения Указы Прези­дента Российской Федерации. В своих Указах Президент РФ оп­ределяет структуру федеральных органов исполнительной вла­сти, непосредственно осуществляющих государственные функ­ции нормативно- правового регулирования, контроля и т. п. Важное значение имеют Указы Президента РФ, направленные на упорядочение принятия и вступления в силу нормативных правовых актов (например, Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных орга­нов исполнительной власти», рассмотренный ниже). Специаль­ные Указы Президента РФ устанавливают стратегию государ­ства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности (например, Указ Президента РФ от 04.06.2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики»).

Нормы федеральных законов и Указов Президента Россий­ской Федерации содержат, как правило, рамочные требования, которые устанавливают общие принципы и направления дея­тельности. В целях реализации норм федеральных законов при­нимаются подзаконные нормативные правовые акты различного уровня, которые содержат конкретные экологические ограниче­ния (количественные или качественные) в деятельности пред­приятий или обязательные процедуры, соблюдение которых поддается контролю с возможностью обоснованных выводов о нарушении. Подзаконные нормативные правовые акты весьма многочисленны и их количество постоянно увеличивается. Эти акты издаются различными федеральными органами исполни­тельной власти и нередко противоречат друг другу, что неиз­бежно создает серьезные трудности в их применении. В связи с этим возникает вопрос о легитимности (т.е. законности) поло­жений этих актов.

Для упорядочения вступления в силу подзаконных норма­тивных правовых актов в нашей стране установлен определен­ный порядок, который в общем виде утвержден ранее упомяну­тым Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 (в ред. от 16.05.1997 г. №490, от 13.08.1998 г. №963, от 28.06.2005 г. №763). Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. №1009 (с изм. и доп.). Основные положения установленного порядка сводятся к обеспечению подготовки нормативных правовых актов в определенных унифицированных формах, в соответствии с полномочиями органов, осуществляющих подготовку, а вступления в силу этих актов — только после их опубликования в «Российской газете» или других официальных изданиях. Формой обеспечения соответствия подготовленных актов установленным требованиям является их государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Нормативный правовой акт, прошедший процедуры государственной регистрации и официального опубликования, сохраняет свою легитимность вплоть до отмены, даже после реорганизации (ликвидации) органа, подготовившего этот акт. В области охраны окружающей среды юридическую силу сохраняют нормы приказов Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (бывших в разные годы уполномоченными органами в этой области), зарегистрированных в Минюсте РФ и не отмененных органами-приемниками функций ранее существовавших органов.

В то же время Министерству юстиции РФ предоставлено право устанавливать перечень актов, которые по различным причинам не подлежат регистрации, но обязательны для приме­нения. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от 04.05.2007 г. №88 (п. 15) не подлежат представлению на регист­рацию:

а) индивидуальные правовые акты;

б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы федерального органа исполнительной власти;

в) акты, направленные на организацию исполнения решения вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых право­вых норм;

г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалифика­ционные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний;

д) акты рекомендательного характера.

Поскольку охрана окружающей среды и обеспечение эколо­гической безопасности по Конституции РФ (ст. 72) относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, органы законодательной и исполнительной власти последних также имеют возможность установления определенных право­вых норм в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на своей территорий. По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (ст. 6 в ред. от 31.12.2005 г. №199-ФЗ) к числу наиболее значимых (с точки зрения дополни­тельной правовой регламентации деятельности предприятий) полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, от­носятся:

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

право принятия и реализации региональных программ в об­ласти охраны окружающей среды;

установление нормативов качества окружающей среды, со­держащих соответствующие требования и нормы не ниже тре­бований и норм, установленных на федеральном уровне;

право образования особо охраняемых природных террито­рий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

право организации проведения экономической оценки воз­действия на окружающую среду хозяйственной и иной деятель­ности, осуществления экологической паспортизации террито­рии.

Очевидно, что не все субъекты РФ имеют экологическую необходимость и финансовые возможности заниматься законо­творчеством в сфере отношений, связанных с охраной окру­жающей среды. Наибольшей активностью по принятию законов и иных нормативных правовых актов, существенно влияющих на практику природоохранной деятельности на предприятиях, выделяются г. Москва, республики Татарстан и Башкортостан, Свердловская, Челябинская области.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления имеют ограниченное значение и могут в основном регу­лировать организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Исходя из принципа обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной деятельности, важное значение в деятельности предприятий сохраняют индивидуальные требования, устанавливаемые федеральными органами исполнительной власти в обязательных к выполнению индивидуальных актах. К числу индивидуальных актов могут быть отнесены различные заключения, договоры, решения, лимиты на размещение отходов, разрешения на выбросы (сбросы), лицензионные условия, разрешения на эксплуатацию и т.п.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector