Национальный режим при осуществлении закупок 44 фз
Содержание
- 1 Как узнать, что в закупке действует нацрежим?
- 2 Какие документы подтверждают страну происхождения?
- 3 Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?
- 4 Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?
- 5 Как заказчик проверяет происхождение товара?
- 6 Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?
- 7 Как получить сертификат СТ-1?
- 8 Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?
- 9 Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС
- 10 Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ
- 11 Национальный режим по 223-ФЗ
Как узнать, что в закупке действует нацрежим?
Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:
- Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
- С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
- Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.
Какие документы подтверждают страну происхождения?
Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:
- декларация в свободной форме о стране происхождения,
- акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
- сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
- копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).
В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:
- В закупке радиоэлектронной продукции:
- СПИК,
- подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России,
- уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения,
- разовый или годовой сертификат СТ-1.
Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник сам определяет форму подтверждения страны производства: декларацией, сертификатом в форме СТ-1 или другим указанным выше документом.
Изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар (приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155). Например, можно прикрепить к заявке таблицу с товарами и страной происхождения для каждой позиции.
Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК. Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.
Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?
- Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
- Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
- Если в закупке действует правило «третий лишний», вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимуму два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.
Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?
В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.
При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.
Как заказчик проверяет происхождение товара?
Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки «на слово»: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.
Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.
Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?
Если в закупке действовал нацрежим, то заменять товар нельзя, даже если он с улучшенными характеристиками. Заказчик обязан отказаться от такого товара. Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:
- Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
- Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщику грозит РНП и потеря обеспечения контракта.
Как получить сертификат СТ-1?
Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:
- правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
- годовой акт экспертизы (если он есть).
Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:
- лицензию о производстве товара,
- сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).
Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?
Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.
В аукционе
- Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
- Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.
В других конкурентных закупках
Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.
Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.
Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС
В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.
Контур.Закупки — сервис для поиска, отбора и анализа коммерческих и государственных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех основных ЭТП.
О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента
им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль
Система государственных закупок в настоящее время является важным элементом стимулирования развития национального производства и обеспечения продовольственной безопасности. При этом в рамках контрактной системы предусмотрены отдельные механизмы, устанавливающие приоритетность закупок российских товаров (работ, услуг). |
Условия применения национального режима
Прежде всего отметим, что действующее законодательство в сфере закупок допускает возможность закупки товаров (работ, услуг), происходящих из иностранных государств. Так, в соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) в целях защиты внутреннего рынка России, а также развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ могут устанавливаться запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. При этом Минфин России вправе определить условия допуска к системе госзаказа товаров, происходящих из иностранного государства (или группы иностранных государств).
В настоящее время в рамках контрактной системы действует более десятка подзаконных актов в рамках национального режима закупок товаров, работ, услуг (далее – продукция). В зависимости от предмета контракта нормативный правовой акт в рамках нацрежима устанавливает либо запрет на допуск иностранной продукции, либо ограничения допуска, либо ограничения и условия допуска (рисунок 1).
Нормативное регулирование национального режима в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд | |||
Условия допуска товаров | Ограничения допуска | Ограничения и условия допуска | Запрет на допуск иностранных товаров |
Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н – условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд | Постановление Правительства РФ от 20.09.2018 № 1119 – ограничения допуска оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей, происходящих из иностранных государств; |
Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832
– ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств
– ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств;
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102
– ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств;
Постановление Правительства РФ от 04.12.2017 № 1469
– ограничения и условия допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, происходящих из иностранных государств;
Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289
– ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП
– запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств;
Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236
– запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств;
Постановление Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072
– запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств
(до 1 декабря 2019 года);
Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791
– запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров;
Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9
– запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ
Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.
Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:
- поддержка российских производителей;
- поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
- развитие российской экономики в целом;
- поддержание обороноспособности страны;
- обеспечение национальной безопасности.
Национальный режим ( 44-ФЗ ) действует в трех основных формах:
- запреты;
- ограничения;
- условия допуска (преференции).
По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:
- объектов оборонного значения (Постановление от 14.01.2017 № 9);
- программного обеспечения (Постановление от 16.11.2015 № 1236).
Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.
Ограничения устанавливаются на допуск:
- медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
- лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
- радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
- отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832).
При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.
В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей – 15% = 68 тыс. рублей.
Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.
Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. – 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.
Национальный режим по 223-ФЗ
Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.
В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.
В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.
Добавить комментарий