Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Надбавка за ненормированный рабочий день водителя

Надбавка за ненормированный рабочий день водителя

Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день – 25% от оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы – 14 календарных дней. Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?

Прежде чем переходить к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, обратим внимание на то, что профессия водителя связана с управлением автотранспортным средством и, следовательно, безопасностью дорожного движения.

По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.

В отношении их особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 5 (далее – Положение).

Названные документы обязательны в применении всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей. Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утв. Постановлением Минсоцразвития РФ от 12.05.2003 № 28.

Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.

Все особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются ТК РФ (п. 2 Положения).

Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п. 3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

В графике сменности обязательно указывается время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.

Согласно п. 6 Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать 8 часов. При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается 7 часами (п. 7 Положения). Период непосредственно управления автомобилем не может превышать 9 часов (п. 16 Положения).

Водителям легковых автомобилей согласно п. 14 Положения может быть установлен ненормированный рабочий день. Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники по распоряжению работодателя при необходимости могут эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан.

Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. 99 ТК РФ.

Часть 1 ст. 99 ТК РФ

Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически). Изложенный вывод подтверждается позицией Федеральной службы по труду и занятости, изложенной в Письме от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).

Только в указанных временных пределах работодатель вправе привлекать водителя для исполнения им своих обязанностей.

В отличие от прежней редакции ст. 119 ТК РФ, действовавшей до 10.08.2008 и измененной Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что, в случае если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительного отпуска, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10.08.2008.

Читать дальше:  Акт приема передачи строительного объекта образец

В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты.

Следовательно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установил компенсацию только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее 3 календарных дней, денежные компенсации в данном случае ТК РФ не предусмотрены.

Таким образом, работодатель не обязан оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени.

Это не означает, что на работодателя не распространяются общие правила ТК РФ, определяющие условия изменения и расторжения договора.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.

В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.

Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном ст. 8 и 272 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу отмененные доплаты не уплачиваются.

Одним из случаев, когда трудовой договор, в частности условие об оплате труда, может быть изменен в одностороннем порядке, является изменение организационных или технологических условий труда в организации (ст. 74 ТК РФ). В этом случае условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях, а также о причинах таких изменений работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.

О том, что понимается под работой на условиях ненормированного рабочего дня, мы рассказывали в нашей консультации. О ненормированном рабочем дне водителей расскажем в этом материале.

Водители и ненормированный рабочий день

Напомним, что ненормированный рабочий день – это особый режим работы, когда по распоряжению работодателя отдельные работники привлекаются к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 101 ТК РФ).

А водителям каких категорий устанавливается ненормированный рабочий день? ТК РФ не содержит конкретный перечень категорий работников, которым можно или нельзя устанавливать ненормированный рабочий день. По сути, он может быть введен для всех тех работников, которые по не зависящим от них причинам не могут полностью выполнять свои трудовые обязанности исключительно в пределах установленной для них продолжительности рабочего дня. Например, водитель служебной машины в исключительных случаях может забирать из дома руководителя организации до начала рабочего дня, а отвозить обратно, когда для всех остальных сотрудников рабочий день уже закончился. Ведь ненормированный рабочий день может распространяться как на период до начала рабочего дня или смены, так и после их окончания (Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1 ).

Водители водителям рознь

Ч.2 ст. 329 ТК РФ предусмотрено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются Минтрансом. Так, в соответствии с п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15), ненормированный рабочий день может устанавливаться:

  • водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);
  • водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне водителей устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Кому нельзя устанавливать ненормированный рабочий день?

Получается, что не для всех водителей может быть установлен ненормированный рабочий день. Например, ненормированный рабочий день для водителей грузовых автомобилей вводить нельзя.

Читать дальше:  Договор субподряда на выполнение проектных работ

Важно также помнить, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно происходить эпизодически и в определенных случаях, а не должно носить систематического характера.

При этом не рекомендуется устанавливать ненормированный рабочий день работникам, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени или ограничена продолжительность ежедневной работы или смены (ст. 92, ч.ч. 1,2 ст. 94 ТК РФ).

А если водитель работает на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день для него может быть введен, только если неполная рабочая неделя установлена с полным рабочим днем (сменой) (ч. 2 ст. 101 ТК РФ).

Устанавливаем ненормированный рабочий день для водителя

Перечень должностей водителей (как и иных категорий работников), для которых будет действовать ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 101 ТК РФ). При этом условие о том, что работнику установлен ненормированный рабочий день, должно быть обязательно включено в трудовой договор с таким работником.

Введение, скажем, ненормированного рабочего дня для водителя легкового автомобиля не отменяет того факта, что время начала и окончания рабочего дня для такого работника также устанавливаются и работник должен эти правила соблюдать.

С работника не требуется получать согласие каждый раз в случае привлечения его к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Но работодателю нужно издавать приказ и знакомить с ним работника под роспись.

О том, какая компенсация положена водителям и иных категориям работников, для которых установлен ненормированный рабочий день, мы рассказывали в отдельном материале.

"ЭЖ Вопрос-Ответ", 2008, N 12
Вопрос: Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день — 25% оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы — 14 календарных дней. Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску. Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?
Ответ: До того как перейти к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, напомним: профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, с безопасностью дорожного движения.
По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.
Такие особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 (далее — Положение).
Названные документы обязательны к применению всеми организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, имеющими в штате водителей.
Для автотранспортных организаций обязательными являются Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минсоцразвития России от 12.05.2003 N 28.
Работодатель обязан ежемесячно составлять графики сменности для всех водителей на каждый день или смену (п. 3 Положения). График является основой для ведения поденного или суммированного учета рабочего времени.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
К сведению! Положение о водителях не распространяется на работников автотранспорта, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе бригад при вахтовом методе организации работ.
В графике сменности обязательно указываются время начала, окончания работы, а также продолжительность ежедневной работы (смены), перерывы для отдыха и питания, ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. При составлении графика работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников.
Согласно п. 6 Положения водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в течение смены в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего распорядка и графиком работы. При этом нормальная продолжительность его рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Если водитель трудится по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными, его смена не должна превышать 8 часов.
При шестидневной рабочей неделе с одним выходным смена ограничивается 7 часами (п. 7 Положения).
Период непосредственно управления автомобилем не может превышать 9 часов (п. 16 Положения).
Все особенности, связанные с рабочим временем и временем отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются ТК РФ (п. 2 Положения).
Водителям легковых автомобилей согласно п. 14 Положения может быть установлен ненормированный рабочий день.
Напомним, что это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).
Установить ненормированный рабочий день работодатель может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации, если таковой создан в организации.
Пунктом 23 Положения установлена возможность привлечения водителя к сверхурочной работе, при этом работодатель обязан учитывать нормы ст. 99 ТК РФ.
Справочно: сверхурочная работа — это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически).
Изложенный вывод подтверждается позицией Федеральной службы по труду и занятости, изложенной в Письме от 07.06.2008 N 1316-6-1.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ, п. 23 Положения).
Только в указанных временных пределах работодатель вправе привлекать водителя для исполнения им своих обязанностей.
К сведению! Одним из случаев, когда трудовой договор, в частности условие об оплате труда, может быть изменен в одностороннем порядке, является изменение организационных или технологических условий труда в организации (ст. 74 ТК РФ). В этом случае условия трудового договора могут быть изменены по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях, а также о причинах, таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца.
В отличие от прежней редакции ст. 119 ТК РФ, действовавшей до 10 августа 2008 г. и измененной Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ, из новой редакции данной статьи исключена норма о том, что в случае, если работодатель за использование работника в режиме ненормированного рабочего дня не предоставляет дополнительный отпуск, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа. Таким образом, правило об оплате сверхурочной работы при непредоставлении дополнительного отпуска действовало до 10 августа 2008 г.
В настоящее время ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться гарантии дополнительной оплаты. За работу в режиме ненормированного рабочего дня ТК РФ установил компенсацию только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней. Денежные компенсации в данном случае ТК РФ не предусмотрены.
Таким образом, оплачивать сверхурочную работу водителю, работающему на условиях ненормированного рабочего времени, работодатель не обязан.
Это не означает, что на работодателя не распространяются общие правила ТК РФ, определяющие условия изменения и расторжения договора.
В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Если трудовой договор с водителем содержит условие о дополнительной оплате труда водителя за работу в условиях ненормированного рабочего времени или за привлечение к работе сверхурочно, изменять такое условие работодатель в одностороннем порядке не вправе, если отсутствуют основания, предусмотренные ТК РФ.
В этом случае бухгалтерия обязана оплатить предусмотренные трудовым договором суммы, несмотря на установленный для такого работника дополнительный отпуск.
Если дополнительная оплата для лиц, работающих на условиях ненормированного рабочего времени, предусмотрена только в локальном акте организации, то изменить (отменить) ее работодатель вправе, издав соответствующий приказ (о внесении изменений в локальный акт) в порядке, предусмотренном ст. ст. 8 и 372 ТК РФ (с учетом мнения представительного органа работников при его наличии в организации). После вступления приказа в силу отмененные доплаты не уплачиваются.
Д.Прокопьева
Юрист
А.Тюрина
Эксперт "ЭЖ"
Подписано в печать
12.01.2009

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector