Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Налогообложение в казахстане для юридических лиц

Налогообложение в казахстане для юридических лиц

База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Казахстана

Общие сведения

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции, состоит из Налогового кодекса и иных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым Кодексом.

Конституциясодержит общие нормы налогового законодательства, касающиеся вопросов о полномочиях органов государственной власти в налоговой сфере, а также устанавливающие обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Налоговый кодексрегулируют правоотношения, связанные со введением, исчислением, взиманием налогов и сборов, а также отношения, возникающие в связи с этим между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченных государственных органов.

Налоговый кодекс состоит из общейи особеннойчастей.

Общая часть устанавливает принципы налогообложения, основные понятия и термины, используемые в налоговой сфере, права и обязанности участников налоговых правоотношений, регулирует различные налоговые процедуры, связанные с исполнением налоговых обязательств.
Особенная часть подробно прописывает порядок, сроки взимания налогов и иных платежей, их ставки, а также специальные налоговые режимы.

В Республике Казахстан взимается большое количество налогов и иных обязательных платежей.
В целом налоговую систему можно охарактеризовать как трехуровневую, налоги в зависимости от разновидности и источника поступления распределяются в:

  • республиканский бюджет
  • областные бюджеты, бюджеты города республиканского значения (Алматы) и столицы (Астаны)
  • районные бюджеты, бюджеты городов областного значения.

Перечень налогов, подлежащих зачислению в бюджет того или иного уровня, содержится в статьях 49-52 Бюджетного кодекса РК.

Налоги Казахстана можно сгруппировать следующим образом.

Подоходные налоги

Корпоративный подоходный налог(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица. Объект налогообложения – совокупный годовой доход за минусом вычетов. Общая ставка составляет двадцать процентов, имеются льготные ставки для отдельных категорий плательщиков в размере десяти и пятнадцати процентов.

Индивидуальный подоходный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – физические лица, обладающие объектами налогообложения. Объект налогообложения – годовой доход. Ставка – десять процентов.

Социальный налог(поступает в областные, местные бюджеты, а также в бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические лица и предприниматели. Объект для юрлица – численность работников, для индивидуального предпринимателя – его расходы в связи с выплатой своим работникам вознаграждения. Общая ставка – одиннадцать процентов, имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей.

Налоги на собственность

Налоги на имуществодля юридических и физических лиц (поступают в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – собственники и владельцы недвижимого имущества. Налоговая база — стоимость имущества. Ставка для юрлиц и предпринимателей – полтора процента к налоговой базе, имеются льготы для некоторых категорий плательщиков. Ставка для физических лиц является прогрессивной, растет с увеличением стоимости имущества, минимальная составляет 0.05 процента от стоимости.

Земельный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и титульные владельцы земельных участков. Налоговая база – площадь участка. Ставки различны и зависят от целевого назначения участков.

Налог на транспортные средства(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юридические и физические лица – собственники и владельцы транспортных средств. Ставка в зависимости от вида транспортного средства зависит от объема двигателя, грузоподъемности, мощности, количества посадочных мест.

Налоги на товары, работы, услуги, производимые внутри страны или ввозимые в страну.

НДС(поступает в республиканский бюджет). Косвенный налог. Плательщики – юридические лица, имеющие обороты, облагаемые налогом, а также импортеры товаров. Ставка – двенадцать процентов, имеются льготы по уплате.

Читать дальше:  Как заполнить нулевой расчет по страховым взносам

Акцизы(поступают в бюджеты всех уровней). Косвенные платежи. Плательщики – производители, реализаторы или импортеры подакцизной продукции, к которой относятся: спиртосодержащая, табачная продукция, топливо, нефтепродукты, транспортные средства. Ставки зависят от вида продукции, устанавливаются в твердой денежной сумме за единицу.

Налог на игорный бизнес(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – юридические лица, оказывающие услуги в игорной сфере. Ставка зависит от вида игорной деятельности, является кратной к месячному расчетному показателю, устанавливаемому на каждый налоговый период законом о республиканском бюджете.

Фиксированный налог(поступает в местные бюджеты и бюджеты города республиканского значения и столицы). Плательщики – юрлица и предприниматели, осуществляющие деятельность с использованием некоторых разновидностей игорного оборудования, бильярдных столов и т.п. Объектом налогообложения является данное оборудование. Ставка зависит от вида оборудования, является кратной месячному расчетному показателю.

Внешнеторговые и внешнеэкономические налоги

Рентный налог на экспорт(поступает в республиканский бюджет). Плательщики – экспортеры сырой нефти и нефтепродуктов. Объект налогообложения – объем реализованной продукции. База – стоимость реализованного. Ставка зависит от объема реализации, является прогрессивной.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины(поступают в республиканский бюджет). Перечень товаров, облагаемых пошлинами, и их размеры утверждаются приказами министра национальной экономики РК.

Специальные платежи и налоги за пользование недрами

Специальные платежи и налоги за пользование недрами и другими природными объектами (поступают в бюджеты всех уровней).
Для недропользователей: подписной бонус (фиксированный платеж за право пользования недрами на контрактной территории, ставка зависит от вида недропользования, вида полезного ископаемого, стоимости запасов); бонус коммерческого обнаружения (фиксированный платеж, вносимый по факту обнаружения месторождения на контрактной территории, ставка составляет 0.1 процента от утвержденной стоимости обнаруженных ископаемых); платеж по возмещению исторических затрат (фиксированный платеж, возмещающий затраты государства на геологическое изучение и разведку месторождений до заключение контракта на недропользование. Сумма рассчитывается уполномоченным государственным органом); налог на добычу полезных ископаемых (уплачивается отдельно по каждому виду добываемого ископаемого, ставка зависит от его вида и объемов добычи); налог на сверхприбыль (уплачивается, исходя из размера чистого дохода от добычи полезных ископаемых, шкала скользящая).

Плата за пользование земельными участками(аренда), ставки устанавливаются земельным законодательством.

Плата за пользование водными ресурсамиповерхностных источников, ставки утверждаются представительными органами областей, города республиканского значения и столицы.

Плата за эмиссии в окружающую среду, ставка зависит от вида и объема вредного выброса, кратна размеру месячного расчетного показателя.

Плата за пользование животным миром, ставки зависит от вида пользования, кратна месячному расчетному показателю.

Плата за лесные пользования, ставки по некоторым видам пользования устанавливаются региональными представительными органами, а по некоторым установлены непосредственно НК РК.

Плата за использование особо охраняемых природных территорий. Ставка за пользование такой территорией республиканского значения равняется 0.1 месячного расчетного показателя. Если территория местного значения, то ставка утверждается региональным представительным органом.

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий

Обязательные платежи за совершение юридически значимых действий, получение разрешений и лицензий поступают в бюджеты всех уровней.

  • государственная пошлина
  • консульский сбор
  • регистрационные сборы
  • сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК
  • сбор с аукциона
  • лицензионный сбор
  • сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям
  • сбор за сертификацию в сфере гражданской авиации
  • сбор за использование радиочастотного спектра
  • сбор за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связи
  • сбор за пользование судоходными водными путями
  • сбор за размещение наружной (визуальной) рекламы

Специальные налоговые режимы

  • для субъектов малого бизнеса (на основе патента или упрощенной налоговой декларации, предполагают упрощенный порядок уплаты социального налога, корпоративного и индивидуального подоходных налогов)
  • для крестьянских фермерских хозяйств (единый земельный налог, заменяет индивидуальный подоходный налог, плату за эмиссии в окружающую среду, земельный налог, плату за пользование земельными участками, частично налог на транспортные средства и налог на имущество)
  • для производителей сельхозпродукции (применяется как для крестьянских фермерских хозяйств, так и для сельхозпроизводителей других организационно-правовых форм, предусматривает особый порядок исчисления подоходных налогов, НДС, социального налога, а также налогов на имущества и на транспортные средства)
Читать дальше:  Начисление больничного после декретного отпуска

Заключение

Несмотря на то, что законодательство Казахстана предусмотрело большое количество различных налогов и сборов, необходимо отметить, что ставки по основным платежам в бюджет (по подоходным налогам, НДС, акцизам и др.) являются низкими по сравнению не только с другими странами СНГ, но и с общемировыми.

Большое внимание на законодательном уровне уделяется поддержке сельских товаропроизводителей. Для них предусмотрено несколько специальных налоговых режимов, а также различные налоговые льготы при уплате налогов по общим правилам.

Интересной является система распределения налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Налогов и иных платежей, поступающих в бюджет только одного уровня, очень мало. В основном одни и те же платежи распределяются в разноуровневые бюджеты в зависимости от источника их уплаты. Данное обстоятельство также позволяет осуществить финансирование государственных и местных нужд, не облагая плательщиков дополнительным налоговым бременем. Надо отметить, что особое внимание уделяется финансированию города республиканского значения Алматы и столицы государства Астаны.

Основной налоговый закон тщательно и подробно регламентирует все аспекты налоговых правоотношений, это является для налогоплательщиков дополнительной гарантией их прав при возникновении спорных ситуаций.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что налоговое законодательство РК является современным, прогрессивным и отвечающим потребностям как государства, так и общества.

Статья подготовлена специалистами ООО "СоюзПравоИнформ".

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

[1] Основным законодательным актом, устанавливающим и регулирующим налогообложение в Казахстане, является кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — «Налоговый кодекс»). Налоговый кодекс был принят 10 декабря 2008 года и вступил в силу с 1 января 2009 года.

Содержание

История [ править | править код ]

Казахстан провозгласил суверенитет в октябре 1990 года, после распада Советского Союза. Страна провозгласила независимость в декабре 1991 года. Основой налогового законодательства суверенной Республики был Указ «О налогах с предприятий, объединений и организаций», изданный в 1991 году.

В дальнейшем в Казахстане была принята классическая система налогообложения с совокупностью налогов, характерных для развитой рыночной экономики.

В 1995 г. Президент Республики Казахстан издал указ «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — «Указ»), который регулирует налоговую систему в Казахстане. Указ ссылался на инструкции, которые предоставляются для получения конкретной информации по каждому из налогов.

В 2002 году Кодекс Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет "(«2002 Налоговый кодекс») вступил в силу. Налоговый кодекс был более общим правовым актом, чем Указ. Налоговый кодекс регулирует отношения между государством и налогоплательщиком и предусмотривает процедуры исчисления и уплаты налогов.

В 2008 году президент республики объявил, что Республике Казахстан требуется новый Налоговый кодекс, который должен предусматривать более низкие налоговые ставки и упрощенные процедуры налогового администрирования. В результате 10 декабря 2008 года был принят кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет («Налоговый кодекс») . Кодекс вступил в силу 1 января 2009 года.

ТОО в праве применять:

Общеустановленный порядок налогообложения;

Специальные налоговые режимы:

на основе упрощенной декларации для ТОО, являющегося субъектом малого предпринимательства (далее – ТОО СМП);

Специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских потребительских кооперативов.

Общеустановленный порядок налогообложения ТОО в Казахстане

По умолчанию ТОО будет применять общеустановленный порядок исчисления и уплаты налогов.

Корпоративный подоходный налог (далее — КПН) 20% от налогооблагаемого дохода ТОО, уменьшенного на сумму доходов и расходов и на сумму убытков (п.1 ст. 147 НК РК).

Исключение: Налогооблагаемый доход юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции, продукции пчеловодства, продукции аквакультуры (рыбоводства), полученный от осуществления деятельности по производству указанной продукции собственного производства, облагается КПН по ставке 10%. Налоговый период для КПН — календарный год с 1 января по 31 декабря (ст. 148 НК РК).

Доходы, облагаемые у источника выплаты, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15%;

НДС по ставке 12%, если будет превышен минимум оборота по реализации товаров, работ и услуг, составляющий 30 000-кратную величину МРП, в течение любого периода (не более 12-месячного) (п.1 ст. 268, п. 5 ст. 568 НК РК).

Читать дальше:  Как известить страховую компанию о дтп виновнику

Социальный налог исчисляется ежемесячно по ставке 11% от расходов работодателя, выплачиваемых работникам (п. 1 ст. 358, ст. 363 НК РК);

Пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере 10% от ежемесячного дохода работника (п.1 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»);

Иные виды налогов в зависимости от вида деятельности ТОО (например, налог на транспорт, налог на добычу полезных ископаемых, налог на сверхприбыль, рентный налог на экспорт и т.д.).

Специальный режим налогообложения ТОО в Казахстане

Налоговое законодательство Республики Казахстан предоставляет возможность ТОО СМП изменить общеустановленный порядок налогообложения на специальный режим налогообложения при соблюдении следующих условий применения налогового режима (пп 2) статьи 433 НК РК):

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период – 50 человек;

предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный МРЗП (59 819 200 тенге).

Для применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации ТОО СМП необходимо представить в налоговый орган по месту нахождения уведомление:

вновь созданными ТОО СМП — не позднее 5 рабочих дней после государственной регистрации. Датой начала применения налогового режима на основе упрощенной декларации в этом случае будет являться дата государственной регистрации;

при переходе с общеустановленного порядка – до первого числа месяца применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации. Датой начала применения налогового режима на основе упрощенной декларации в этом случае будет являться первое число месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о применяемом режиме налогообложения).

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации не вправе применять:

ТОО, имеющие филиалы, представительства;

филиалы, представительства ТОО;

ТОО, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах (данное положение закона не распространяется на ТОО, осуществляющих деятельность по сдаче в аренду имущества;

ТОО, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

ТОО, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;

ТОО, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

ТОО, получающие доходы из источников за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений, роялти;

ТОО, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.

ТОО, осуществляющие следующие виды деятельности:

производство подакцизных товаров;

хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

реализация отдельных видов нефтепродуктов — бензина, дизельного топлива и мазута;

организация и проведение лотерей (кроме государственных (национальных);

сбор и прием стеклопосуды;

сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

деятельность в области права, юстиции и правосудия.

Налоги, оплачиваемые ТОО при специальном налоговом режиме на основе упрощенной декларации:

КПН 3 % от совокупного дохода — выручки (статья 436 НК РК) (Налоговый период для КПН – полугодие (статья 434 НК РК));

Социальные отчисления в размере 5% от МРЗП за каждого работника (п. 2 ст. 14 Закона «Об обязательном социальном страховании», ч.4 п. 4 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений);

Пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере 10% от ежемесячного дохода работника (п.1 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»);

Иные виды налогов в зависимости от вида деятельности ТОО (например, налог на транспорт, налог на добычу полезных ископаемых, налог на сверхприбыль, рентный налог на экспорт и т.д.).

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector