Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Налоговый контроль в форме налогового мониторинга

Налоговый мониторинг – это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии НК возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) -организацию.

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга. Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при одновременном соблюдении следующих условий:

1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн рублей;

2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей;

3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд рублей.

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов в электронной форме, и (или) доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации.

Порядок проведения налогового мониторинга 1. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

2. Если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями, либо несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговый орган сообщает об этом организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней. Если налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30.

3. При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

4. Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий.

5. Документы (информация), пояснения, которые были истребованы впри проведении налогового мониторинга, представляются организацией в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. При невозможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в течение срока организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, письменно уведомляет должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг, о невозможности представления в указанный срок документов (информации), пояснений с указанием причин, по которым они не могут быть представлены в установленный срок, и о сроках, в течениекоторых организация может представить истребуемые документы (информацию), пояснения. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов (информации), пояснений или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

6. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа. Если в ходе процедуры выявлены расхождения между данными налоговой инспекции и данными налогоплательщика, налоговый орган сообщает организации об этом и просит представить документы для проверки. В случае вывления ошибок в исчислении и уплате налогов налоговый орган обязан составить мотивированное мнение, которое отражает его позицию по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, и направить его в организацию.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации. При согласии с позицией налоговиков, организация уведомляет об этом инспекцию. Если налогоплательщик не согласен с мнением налогового органа, то разногласия разрешаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации.Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.)

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в следующих случаях:

1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;

Читать дальше:  Государственная помощь начинающим предпринимателям

2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации;

3) систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений.

Налоговый орган уведомляет в письменной форме организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в течение десяти дней со дня установления обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 310 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

С 1 января 2016 года появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг. Применение этой формы контроля возможно только у крупнейших организаций при соблюдении ряда условий по добровольному заявлению налогоплательщика и решению налогового органа. По данным ФНС РФ, в текущем году это 21 организация.

Особенности применения налогового мониторинга

Налоговый мониторинг заключается в том, что организация предоставляет доступ налоговому органу к своему учету и налоговики контролируют в режиме реального времени налоговый учет организации. Но при этом в случае обнаружения ошибки они обязаны сообщить об этом организации.

Применять налоговый мониторинг могут далеко не все, эта возможность предоставлена крупнейшим предприятиям, которые соответствуют критериям, указанным в п. 3 ст. 105.26 НК РФ:

  • общая сумма всех налогов составляет не менее 300 млн руб.;
  • доход за год не менее 3 млрд руб.;
  • активы на 31 декабря не менее 3 млрд руб.

Все эти данные учитываются за год, предшествующий году подачи заявления.

Решение о применении этой формы налогового контроля принимается организациями добровольно. Кроме соответствия критериям, необходимо подать заявление до 1 июля и необходимо, чтобы налоговый орган принял решение о применении мониторинга.

Если организация решила подавать заявление о налоговом мониторинге, то выбора налога, который будут мониторить налоговики, не предоставлено – проверяться будут все налоги, которые должна платить организация (п. 1 Письма ФНС России от 30.05.2016 N ЕД-4-15/9597@ ).

Мониторинг проводится за календарный год, но длится с 1 января по 1 октября следующего года (п. п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).

При этом организация должна выполнить большую работу и сообщить налоговому органу, каким образом будет передаваться значительный объем информации, систему внутреннего контроля, а также порядок отражения в регистрах учета доходов и расходов. Все это должно быть указано в регламенте взаимодействия.
Приказом от 21.04.2017 N ММВ-7-15/323@ утверждены формы документов, которые используются при налоговом мониторинге, в числе которых и формы запросов, и форма регламента взаимодействия – что должно быть указано.

Проведение налогового мониторинга

Контролируется деятельность организации без выезда налоговиков, они находятся на своем рабочем месте и дистанционно имеют возможность получать информацию. Самый существенный положительный момент для организации – не проводятся камеральные и выездные проверки, за небольшим исключением (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

При проведении мониторинга налоговый орган вправе истребовать пояснения при выявлении противоречий. Если в результате анализа информации и документов налоговый орган решит, что организация допустила ошибки, то он обязан вынести мотивированное мнение. Организация в случае согласия с позицией налогового органа вносит корректировки в учет и отчетность (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

В случае несогласия направляет разногласия, затем проводится взаимосогласительная процедура (ст. 105.31 НК РФ).

Также сделать запрос мотивированного мнения налогового органа можно по инициативе налогоплательщика. В общем-то, налоговый орган обязан ответить любой организации на письменный запрос согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, но конкретные хозяйственные операции, как правило, не рассматриваются. А при налоговом мониторинге запрашивается позиция налогового органа в отношении конкретного договора, при этом не только по заключенным сделкам, но и по планируемым (п. 4 ст. 105.30 НК РФ), с приложением документов. Обязанностями налогового органа являются рассмотрение запроса и вынесение мотивированного мнения в течение месяца. При этом вынесенное мнение обязательно не только для налогоплательщика, но и для налогового органа.

Таким образом, мониторинг предполагает постоянный контроль, значительную подготовительную работу, но сводит на нет потери при выездных проверках, так как выявление ошибок, спорные ситуации — это обычная практика при проведении проверок. Существенные суммы не только доначисленных налогов, но и накопившихся за несколько лет пени, а также начисленные штрафы ждут организацию в том случае, если она не сможет доказать свою позицию в судебном порядке или согласится с тем, что была допущена ошибка. При мониторинге налогоплательщику сразу будет ясна позиция налогового органа, есть процедура согласования, поэтому можно точно определить размер налоговых платежей и минимизировать дополнительные потери. Тем более что выездные проверки через три года применяющим мониторинг налогоплательщикам не грозят.

Дата публикации: 17.06.2016 2016-06-17

Статья просмотрена: 2827 раз

Библиографическое описание:

Наркевич Н. В. Налоговый мониторинг как форма налогового контроля // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 631-634. — URL https://moluch.ru/archive/116/31780/ (дата обращения: 01.09.2019).

Налоговое регулирование представляет собой комплекс мер косвенного воздействия государства на экономику, который предполагает формирование и модернизацию налогового законодательства. Для создания успешной налоговой системы нужно было усовершенствовать систему управления налоговыми отношениями, включающие в себя, как налоговое регулирование, так и налоговое администрирование. На сегодняшний день, налоговая политика Российской Федерации сосредоточена на создании эффективной и стабильной налоговой системы. Изучая новые нормативно правовые акты и внесенные законопроекты, стоит сделать вывод о том, что достичь поставленных целей планируется, в том числе, с помощью увеличения уровня качества налогового мониторинга. В настоящее время понятие «мониторинг» широко используется во многих сферах. Многофункциональность мониторинга содержится в том, что он может быть как способом исследования окружающей реальности, что исключительно относится к активно трансформирующимся процессам, явлениям, механизмам, так и способом предоставления руководящих заключений актуальной информации.

Читать дальше:  Доверенность на восстановление сим карты мегафон

Термин «налоговый мониторинг» применяется в практической деятельности налоговых органов, в связи с осуществлением предпроверочного анализа налогоплательщика. Согласно Современному экономическому словарю под руководством Б. А. Райзберга и Л. Ш. Лозовского, акцент подчеркнут на контрольной роли мониторинга [3, c.199]. Контрольная функция налогового мониторинга напрямую связана с потребностью осуществления государственными органами надзора за оперативностью уплаты налогов. В данной конъюнктуре налоговый мониторинг представляется механизмом снабжения налоговой дисциплины. Отметим, что в зарубежной литературе применяется понятие «мониторинг налоговой дисциплины» (Taxpayers’ Compliance Monitoring), который используется для определения системы, направленной на обнаружение консолидированных показателей, которые в свою очередь отражают основные области налогового риска государства [4, с.7]. И то, и другое определение в полной мере не могут отразить сущность налогового мониторинга. Поэтому следует сразу определить полную формулировку понятия налогового мониторинга в узком смысле.

Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля, осуществляемая в форме электронного информационного взаимодействия, которая может применяться наряду с выездными и камеральными налоговыми проверками. Преимущества применения налогового мониторинга для Федеральной налоговой службы (далее ФНС) России заключаются в возможности быстрее и оперативнее, предусмотрительнее и, соответственно, лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Функция ФНС России в этом должна носить пруденциальный характер. Собственно, такой предварительный, «ранний» контроль позволит своевременно регистрировать и проводить рассмотрение потенциальных возможностей осложнения и проблем в деятельности налогоплательщиков и в онлайн-режиме вносить корректировки и поправки для их устранения.

Основной задачей налогового мониторинга является сбор объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе и контроль за налоговыми поступлениями. Также к ключевым задачам можно отнести четкое определение правильности исчисления налогов и сборов в реальном времени, не тратя время на выездные и камеральные налоговые проверки. На первый план налогового мониторинга будет выходить бухгалтерская открытость компании для налоговой инспекции и ее инспекторов, которые в онлайн-режиме смогут следить за ее сделками и своевременно давать советы, как уйти от претензий со стороны налоговых органов в будущем. Подчеркнем, что существуют два основных направления налогового мониторинга: мониторинг конкурентоспособности налоговой системы; мониторинг налоговых рисков государства.

Исполнение мониторинга конкурентоспособности налоговой системы объединено с потребностью гарантирования эффективности налогового регулирования экономики в целом, а также отдельных сегментов экономики. Необходимость мониторинга налоговых рисков государства выражается в потребности увеличить уровень эффективности налогового регулирования. Перед государственными органами, которые отвечают за создание налоговой политики (в Российской Федерации — Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ), появляется потребность проведения непрерывающегося мониторинга конкурентоспособности налоговой системы. Ю.Винслав считает «мониторинг существенным элементом разумной экономической политики государства» [2, с. 29]. С позиции налогового регулирования, на наш взгляд, можно сделать акцент на следующих способах применения налогового мониторинга: обнаружение несовершенства налогового законодательства, которые связаны с неточной и некачественной изученностью особенных вопросов налогообложения; наблюдение расхождения итогов налогового регулирования его исходным задачам; инициативное исследование конкурентоспособности налоговой системы государства в сравнении с системами зарубежных стран. А другим назначением налогового мониторинга, которому должны уделять достаточное внимание, на наш взгляд, должен стать мониторинг налоговых рисков государства. Сам же мониторинг налогоплательщиков представляет из себя пассивную форму налогового контроля. В ряде стран как одним из видов текущего налогового контроля деятельности крупных налогоплательщиков выступает горизонтальный мониторинг. С помощью этого мониторинга налоговым органом проводится процедура наблюдения и исследования по финансово-хозяйственным операциям, которые были запланированы крупными организациями. Основным направлением деятельности такого горизонтального мониторинга является формирование таких взаимоотношений фискальных органов с организациями, осуществляющие работу с бюджетом, путем своевременного реагирования и предостережения создания и исполнения ими рисковых операций, которые приведут к несоблюдению налогового законодательства.

В Российской Федерации налоговый мониторинг проявился как совершенно новый метод взаимодействия фискальных органов и налогоплательщиков. Попытка реализовать его началась в 2012 году, когда ФНС России подписала Соглашения о расширенном информационном взаимодействии с такими крупнейшими налогоплательщиками, как ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «РусГидро», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «Северсталь» международная организацией «Ernst & Young»(СНГ). Этой попытке даже дали название «пилотный проект». Эти соглашения, с одной стороны, обязывали налогоплательщиков предоставлять первичную отчетность, как бухгалтерский, так и налоговый учет, а также документы, подтверждающие правильность исчисления налогов и сборов, которые мог запросить налоговый орган, извещающие обо всех сделках и операциях, а также об их обстоятельствах, которые могли содержать риск. Равным образом, с другой стороны, налогоплательщиков должен был оповестить налоговый орган о своем решении в отношении конкретных вопросов, дать ему совет по тем спорным моментам, которые касались формулировки налогового законодательства и исполнения сделок. Итоги этого «пилотного проекта» в России признали отличными. В компании «Ernst & Young» отметили, что представители налоговых органов систематически встречались на протяжении всего действия соглашения для разъяснения порядка проведения налогового учета операций и многих других задач. Заместитель руководителя ФНС России Сергей Аракелов отметил, что за всю продолжительность действия «пилотного проекта» его члены получили разъяснения по 50 запросам, появилась возможность упорядочить некоторые налоговые споры, которые дошли до судов. По сообщению ФНС России, количество налоговых споров у части организаций сократилось в несколько раз[1] [5]. В ФНС России отмечали, что в 2015 году около 2 тысяч налогоплательщиков были готовы отвечать всем требованиям для проекта налогового мониторинга. По сообщениям вышеупомянутого С. Аракелова, интерес к проекту в начале его запуска проявили 20–30 крупных компаний. Ко всему прочему, по его словам, налоговый мониторинг будет развиваться с каждым годом, привлекая к себе интерес от многих организаций все больше и больше. Поэтому эксперимент признали весьма удачным [6]. Возвращаясь к сущности такого «пилотного проекта», на первый план у налогового мониторинга в Российской Федерации выходило то, что налоговые органы должны были приобретать открытый доступ к любой нужной документации и информации о сделках или ее обстоятельствах в организации. В силу этого, у фискальных органов появлялся онлайн-режим или режим реального времени, в котором они могли отслеживать все операции по счетам компаний-налогоплательщиков. Смысл названных процедур заключается в том, что специалисты ФНС России могли предотвращать многие правонарушения налогового законодательства, а руководящие органы организаций могли согласовывать свои действия с налоговыми органами в отношении только будущих сделок. Все это предотвращало дополнительные начисления, пени и штрафы, уменьшались расходы на споры в суде, сокращались траты на налоговое администрирование и применялся строгий контроль за финансовой деятельностью организаций.

Читать дальше:  Биржа труда москва официальный сайт сколько платят

В ноябре 2014 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон [1], который вводил процедуры добровольного превентивного налогового контроля для крупных организаций. Такому налоговогому контролю дали название — налоговый мониторинг. Закон, согласно его положениям, вступил в силу с 1 января 2015 года, а небольшое количество его положений, которое касалось консолидированных групп налогоплательщиков, вступили в силу с 1 января 2016 года. И на сегодняшний день у налогоплательщика есть выбор: либо оперативно и систематически предоставлять налоговым органам в электронном виде документы и информацию, которые предназначаются для начисления налогов и сборов для проведения процедуры обычного налогового контроля, либо разрешить открытый доступ фискальному органу ко всем своим электронным ресурсам для применения предварительного налогового контроля. Благодаря выбору налогового мониторинга у ФНС России появляется преимущество, которое заключается в том, что увеличивается уровень продуктивности ее деятельности, а в частности, в уменьшении расходов и времени на налоговые проверки и рассмотрение налоговых органов.

В Российской налоговой системе также производится мониторинг налоговой нагрузки предприятий. Налоговые органы применяют мониторинг организаций для составления плана выездных налоговых проверок, основанием для которых является её попадание в сформированный перечень критериев налоговых рисков. Само уменьшение рисков осуществимо за счет увеличения стабильности налогового регулирования и увеличения определенности фискальных норм. Огромное значение тут играет институт предварительного налогового регулирования (контроля) — превентивная координация правовой квалификации фискальных последствий для планируемых сделок. Реальность такого контроля существует на сегодняшний день в значительной части правовых систем мира. Содержание налогового мониторинга насколько возможно отображается при сопоставлении его с такими типами и категориями как налоговый контроль, предпроверочный анализ налогоплательщиков, государственный налоговый менеджмент, финансовый анализ с такими ключевыми признаками как сущность, цель, субъект, объект, предмет и задачи.

Налоговый контроль подразумевает формирование каких-либо мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, к примеру, выполнение налоговых проверок (см. ст. 82 НК РФ). Исходя из большого количества налогоплательщиков и малого количества информации, фискальным органам необходим оперативный подход к определению в отношении кого стоит проводить такую налоговую проверку, которая бы давала в итоге правильный и обоснованный размер налоговых обязательств налогоплательщиков. Действенный налоговый мониторинг, в задачи которого входит: опыт выявления налоговых схем, системное изучение финансовой деятельности организаций, оценка возможности применения тех или других способов, является обусловленным фактором, который и выявляет настоящие налоговые обязательства налоговых субъектов. И в этом случае налоговый мониторинг является эффективным механизмом применения налогового контроля.

Таким образом, налоговый мониторинг представляет собой одну из форм налогового контроля. Вся суть новшества находится в предоставлении прямого взаимодействия бизнеса и налоговой службы в режиме реального времени для приобретения взаимовыгодных результатов. В то время как преимущества применения налогового мониторинга для ФНС России заключаются в способности быстрее и оперативнее, предупредительнее контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов. Становление налогового мониторинга в России, с одной стороны, будет способствовать установлению совершенно другого уровня взаимоотношений между крупными компаниями и фискальными органами при проведении налогового контроля и повышению качества налогового администрирования.

  1. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 45. Ст. 6158.
  2. Винслав Ю. Результаты мониторинга деятельности финансово-промышленных групп / Винслав Ю. // Российский экономический журнал. — 1997. — № 10.
  3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Современный экономический словарь / Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. и др. — М.: Инфра-М, 1998.
  4. Monitoring Taxpayers’ Compliance: A practical guide based on Revenue Body Experience// OECD. 22.06.2008.
  5. URL: http://top.rbc.ru/economics/27/05/2014/ 926354.shtml.
  6. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/ 35668741/fns-bez-proverok.

[1] К примеру, мировым соглашением окончился налоговый спор ФНС России и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн руб. В итоге в «Интер РАО», учитывая позицию ВАС, приняли выводы налогового органа по первому вопросу (включение убытков в состав расходов) и согласились заплатить 22,5 млн руб., отмечает он. В свою очередь, ФНС России отказалась от претензий по двум другим вопросам: учет курсовых разниц (10,8 млн руб.) и принятие НДС к вычету по расходам будущих периодов (3,8 млн руб.). В публикациях в периодической печати указывалось, что компании, принявшие участие в «пилотном проекте» довольны уменьшением налоговых рисков за счет увеличения прогнозируемости налогового регулирования

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector