Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Наполняемость каждого класса не должна превышать

Наполняемость каждого класса не должна превышать

Не каждый педагог знает, какое число наполняемость каждого класса не должна превышать. Разумеется, родителям это тоже неизвестно. Нормы наполняемости прописаны в СанПине, поэтому их нужно соблюдать. Поговорим о количестве детей в классах и о других важных нормативах для успешной учебы.

Что регулирует наполняемость

Ни одна норма не берется "с потолка". Каждое правило имеет под собой законодательную основу. Поэтому мы перечислим все документы, влияющие на количество детей в классе:

  1. Федеральный закон нашей страны от декабря 2012 года "Об образовании в РФ".
  2. Постановление государственного главного санврача от декабря 2010 года "Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения и условиям образовательного учреждения".
  3. Приказ от сентября 2013 года "Об утверждении образовательной деятельности по общеобразовательным программам и порядка организации".
  4. Постановление государственного главного санврача от июля 2015 года "Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения, условий, воспитания в учреждениях, которые осуществляют образовательную деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями".

В этих нормативных актах говорится о том, какую цифру не должна превышать наполняемость каждого класса.

Стандартные рамки

Сначала приведем нормы для городских школ. Согласно всем опубликованным выше нормативным актам, наполняемость каждого класса не должна превышать двадцать пять человек. Это обусловлено тем, что количество учащихся во всей школе не должно быть больше, чем может вместить учреждение. На сегодняшний день строятся школы на тысячу учащихся.

В деревнях стандарты другие. Сельские начальные школы не должны вмешать больше восьмидесяти человек в целом в учреждении. Если в школе имеются и младшие, и средние классы, то наполняемость увеличивается до двухсот пятидесяти человек. Когда учреждение обучает учеников все одиннадцать лет, то общее количество учеников не должно быть более пятисот.

Несмотря на эти требования, в городских школах можно увидеть и больше тридцати учеников в одном классе. Почему так происходит? Многие родители и педагоги в курсе, что наполняемость каждого класса не должна превышать определенное количество. Если даже они не знают точных цифр, то предполагают, что тридцать человек — это довольно много. Такая картина наблюдается, так как Конституцией нашей страны каждому человеку гарантировано право на образование. То есть каждого ребенка, достигшего школьного возраста, должны обязательно прикрепить к школе и зачислить в нее. Если директор этого не сделает, то он нарушит конституционные права ребенка. Разумеется, Конституция не виновата, ведь в ней не написано, что не нужно строить новые школы.

От чего зависит количество учеников

Наполняемость класса зависит от соблюдения норм площади для одного учащегося, а также требований, касающихся расстановки мебели. Сюда же относятся обязательные нормы удаленности от окон. Требования к естественному и искусственному освещению также играют немаловажную роль в этом вопросе. Если все условия соблюдаются, то классы могут разделить по группам, которые формируются, в зависимости от предмета. Как видите, наполняемость класса — это не цифра, взятая из головы, а четко выверенное количество детей, соблюдая которое, обучение можно сделать максимально результативным.

Требования к помещениям

Когда рассчитывают площадь учебного кабинета, то не берут во внимание метры, которые понадобятся для дополнительных мест хранения оборудования или учебных пособий, используемых на занятиях.

Предельная наполняемость класса зависит от площади помещения. Она рассчитывается так:

  1. На одного ученика выделяется не менее двух с половиной квадратных метров. Это касается тех кабинетов, где проходят занятия во фронтальной форме.
  2. На одного ученика выделяют три с половиной квадратных метра. Речь идет о помещениях, где проходят групповые или индивидуальные занятия.

Получается, что предельная наполняемость класса зависит только от того, сколько человек может вместить в себя помещение без ущерба для обучающего процесса. В данном случае нужно учитывать, что в старших классах обучение проходит в разных кабинетах. Если их площадь позволяет разместить больше детей, то наполняемость класса возрастет.

Ответственность

Вернемся к вопросу о том, что директор не может не взять ребенка в школу. Этим решением он нарушит конституционное право человека на бесплатное образование. По этому поводу даже предусмотрена ответственность, основанием для которой станет незаконное ограничение прав на получение образования.

Наказание предусматривает Кодекс об административных правонарушениях. В нем прописано наказание за:

  1. Незаконное ограничение права на образование или его нарушение. Оно выражается тем, что нарушаются или ограничиваются конституционные права ребенка на получение бесплатного и доступного образования. Сюда же относится отказ директора принять ребенка в школу или исключение учащегося из учреждения. Проступок наказывается штрафом. Должностные лица должны будут заплатить от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а юридические лица — от ста до двухсот тысяч.
  2. Незаконное ограничение или нарушение прав и свобод, связанных с образованием и установленных законом. Сюда относится нарушение установленного порядка реализации этих прав и свобод. За подобные деяния должностных лиц наказывают административным штрафом от десяти до тридцати тысяч рублей. Юридическим лицам придется выплачивать штраф от пятидесяти до ста тысяч.

Кроме того, тот же Кодекс об административных правонарушениях предусматривает наказание и для тех, кто не соблюдает санитарные нормы. А именно:

  1. За несоблюдение норм человеку сначала будет вынесено предупреждение, а при повторном нарушении штраф. Для физических лиц — от ста до пятисот рублей. Для должностных лиц от пятисот рублей до тысячи. Для тех, кто осуществляет деятельность без пометки юридического лица — штраф до тысячи и приостановление деятельности на срок до 90 суток. Юридическим лицам придется выплатить от десяти до двадцати тысяч рублей. В случае невыплаты им также грозит приостановление деятельности на тот же срок.

Ответственность за соблюдение норм лежит не только на главе образовательного учреждения, но и на всех работниках. То есть весь коллектив несет ответственность не только за наполняемость учащихся в классах, но и за соблюдение всех остальных норм.

Решение за директором

Как мы уже убедились, ответственность за несоблюдение конституционных прав гораздо больше, чем за нарушение санитарных норм. То есть решение о том, сколько человек будет составлять предельную наполняемость классов, зависит только от руководителя учреждения.

Читать дальше:  Можно ли продавать электронные сигареты на авито

По закону директор должен принять каждого ребенка на обучение. Сейчас в нашей стране демографическая ситуация улучшается, поэтому с каждым годом в школу идет все больше детей. Если в этой ситуации директор будет руководствоваться нормативной наполняемостью класса, то не каждый ребенок попадет в школу.

Классы в сельских школах

Сельские школы стоят обособленно, так как население в деревнях немногочисленное. Значит, в классах наблюдается недобор учеников. Часто бывает такое, что в классе учатся по два-три человека. В таких случаях принято формировать комплектные классы. Обычно сочетают между собой несколько классов начальной школы. Чтобы такая система была максимально эффективна, разработали схему сочетания классов. Так, первый класс укомплектовывают с третьим, второй с третьим и второй с четвертым.

Чтобы ученики не переутомлялись, совместные занятия делают короче на пять или десять минут. Только физкультура проходит в обычном режиме, время урока не уменьшается.

Если детей в населенном пункте мало, то вопрос с открытием начальных классов решается на уровне местной администрации. Комплектные классы по нормативам наполняемости должны выглядеть так:

  1. Комплектный класс из первоклассников и третьеклассников должен насчитывать от восьми до десяти человек.
  2. Совместные уроки второклассников и первоклассников возможны, если будет присутствовать не меньше восьми и не больше десяти человек.
  3. Для первого и четвертого классов цифра та же.
  4. Второклассников и третьеклассников должно набраться не больше двенадцати, но при этом не должно быть меньше десяти детей.
  5. Комплектный класс из второго и четверного будет работать, если детей имеется не меньше десяти и не больше пятнадцати человек.
  6. Третий и четвертый классы предполагают те же цифры.

Нормы для особенных детей

Как и для обычных школ, прописана и для детей с ограниченными возможностями максимальная наполняемость класса. Это обусловлено даже не санитарными нормами, а бытовыми проблемами, которые возникают в большом классе. Особенным деткам нужно учиться в месте, где никто не отвлекает. Они нуждаются в повышенном внимании педагога, дополнительных объяснениях и особом подходе.

Так как учитель должен знать об особенностях каждого ученика, то наполняемость класса с ограниченными возможностями составляет всего двадцать человек. По этой причине санитарные правила разграничили комплектование класса согласно особенностям детей.

Выделяют следующие группы:

  1. Ученики с глухотой. Если в классе есть один глухой ребенок, то количество человек не может быть больше двадцати. Если глухих детей двое, то не больше пятнадцати.
  2. Учащиеся, которые имеют слабый слух или оглохли позже. В классе может быть не больше двух детей с такими особенностями. Если учится один такой ребенок, то общее количество учеников не должно быть больше двадцати пяти. Когда детей двое, то наполняемость учебного класса снижается до двадцати человек.
  3. Слепые ученики. В классе допускается обучение не больше двух слепых учеников. Наличие одного слепого ребенка снижает количество учащихся до двадцати, а двоих — до пятнадцати учащихся.
  4. Ребята со слабым зрением. В классе допускается не больше двух слабовидящих детей. Если имеется два слабовидящих ребенка, то максимальная наполняемость класса составляет двадцать человек. Когда учится один ребенок со слабым зрением, то количество детей в классе не должно превышать двадцать пять человек.
  5. Ученики с тяжелыми нарушениями речи. Таких ребят может быть не больше пяти в классе. Тогда максимальное количество человек не должно превышать цифру двадцать пять.
  6. Учащиеся с проблемами опорно-двигательного аппарата. Если такой ребенок учится в классе, то численность детей не должна превышать двадцать человек. Если детей двое, то наполняемость класса в школе будет только пятнадцать человек.
  7. Ученики с задержкой психического развития. Разрешено в одном классе обучаться четырем таким детям. Тогда учеников во всем классе не должно быть больше двадцати пяти.
  8. Дети с аутистическими расстройствами. Здесь есть несколько вариантов развития событий. В классе может быть максимум двое детей с такими особенностями. В этом случае количество человек в классе не может быть больше пятнадцати, если ребенок один, то норма наполняемости возрастает до двадцати учеников. Второй вариант предусматривает не более двенадцати детей на двоих особенных учеников. Есть и третий вариант, когда на одного особенного ребенка приходится девять одноклассников. В четвертом варианте общее количество детей сокращается до пяти, но в этом случае больше двоих детей с одинаковыми расстройствами быть не должно.
  9. Дети с умственной отсталостью. Для таких ребят не предусмотрено обучение в общих классах. Для них созданы специальные школы.

Другие нормы

Не только нормы наполненности классов влияют на качество образования. В век технологий дети повально увлекаются компьютерами и гаджетами. Это привело к тому, что каждый второй ребенок теперь имеет проблемы со зрением или носит очки. Сейчас в классах стоят жидкокристаллические экраны, так что санитарные нормы, которые были рассчитаны на мониторы с электронно-лучевыми трубками, уже не актуальны. Потому нормы претерпели изменения. Сейчас ученик может находиться перед монитором:

  1. Не больше двадцати минут (первоклассники и второклассники).
  2. Не более двадцати пяти минут (для третьеклассников и четвероклассников).
  3. Время не должно превышать полчаса (для пятых-шестых классов).
  4. Для седьмых-одиннадцатых — тридцать пять минут.

Что касается интерактивной доски, то для младших классов непрерывная работа позволительна в течение пяти минут, а для средних и старших — десять минут. Общая продолжительность занятия с доской на уроке для первоклассников и второклассников не должна быть больше двадцати пяти минут. Для третьих и четвертых классов — не больше получаса, но при условии, что меняются виды деятельности.

Ранее нормы были не такие жесткие. Первоклассникам разрешалось непрерывно работать в течение десяти минут.

Врачи бьют тревогу, а потому требуют от школ, чтобы дети не пользовались на одном уроке несколькими электронными средствами обучения.

Также был добавлен третий урок физической культуры. В документах это объясняется тем, что детям необходимо удовлетворять свою потребность в движении. Нормы запрещают заменять физической культурой другой предмет.

Внешкольная деятельность теперь прописана в образовательных стандартах. Поэтому школы пытаются максимально занять детей. Чаще всего ничего хорошего из этого не получается — детей попросту перегружают. Сейчас установили максимальный объем такой нагрузки. Он не должен превышать десяти часов. Это время можно распределить как вне уроков, так и в праздничные, нерабочие дни или каникулы. Важно помнить, что внеклассная деятельность должна быть на добровольной основе, а не по принуждению.

Читать дальше:  Адвокат ярославская ольга васильевна калининград

Заключение

Подводя итог, отметим, что напрасно мы относимся к проблеме наполняемости так легко. Безусловно, многие вспоминают, как сами учились в очень больших классах. Учителя до сих пор друг другу рассказывают, что в журналах не хватало строчек. Разве это хорошо? Ведь не просто так были придуманы все эти нормы и правила.

Сейчас существует много факторов, которые негативно влияют на здоровье детей. Поэтому то, какая должна быть наполняемость классов, освещенность кабинетов и прочее, нужно четко представлять и всегда соблюдать. Родители не могут находиться со своим ребенком двадцать четыре часа, поэтому образовательное учреждение играет огромную роль в воспитании детей, обучении и здоровье.

Пусть лучше учеников будет меньше, чем обучение станет неэффективным. Большое количество народа в классе ведет к тому, что учитель физически не может охватить всю аудиторию. Потому половина учащихся плохо усваивает материал. Чтобы такого не случалось, нужно соблюдать санитарные нормы.

Особенным деткам нужно еще больше внимания и времени, чтобы усвоить материал. В большом классе сделать это очень трудно. Часто дети не ведут себя на уроке тихо. Из-за этого у ребенка, имеющего проблемы со слухом или зрением, усложняется процесс восприятия темы. Кроме того, каждому ребенку нужно адаптироваться, но лучше это делать в классе с небольшим количеством детей. По этой причине СанПин предусмотрел отдельные нормы для детишек с особенностями.

Школа — это то место, где человек проводит самые важные годы жизни. Именно детство и юность запоминаются на всю оставшуюся жизнь. От школы в большей степени зависит, какие это будут воспоминания. Школа — это второй дом, который должен быть максимально комфортным для детей.

Население Одинцово постоянно растёт. Очень много многодетных семей. Переполненные школы — одна из главных проблем города.

Но новые учреждения не строятся. Напротив, застройщики максимально откладывают возведение социальных объектов или вообще отказываются от выполнения обязательств по их строительству. Новостройки прикрепляют к старым учреждениям. Зачастую целые микрорайоны на десятки тысяч жителей оказываются прикреплены к учреждениям находящимся почти в 10 км.

Чтобы принять постоянно увеличивающееся количество учеников, школы мобилизуют последние ресурсы и одновременно с этим пытаются выполнить поручение президента и губернатора по ликвидации второй смены.

Ранее в наших публикациях, посвящённых проблеме переполненных школ, мы указывали на ограничение по числу учащихся в класса, установленное в п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в редакции №72 от 25.12.2013. Родители стали обращаться к руководству учреждения и в управление образования Одинцовского района с требованием привести численность детей в соответствие с СанПиН. Но получали отказ. В своих «отписках» чиновники ссылались на то, что такого норматива не существует и ограничения на количества учащихся больше нет.

Так ли это? Давайте разберёмся, правы ли чиновники и о чём они умалчивают, пользуясь нашей правовой безграмотностью.

О чём молчат чиновники?

Напомним, в 2010 году главный санитарный врач России Геннадий ОНИЩЕНКО утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В соответствии с параграфом 10.1 «наполняемость классов» не должна была превышать 25 человек.

Однако спустя 5 лет, постановлением №81 от 24.11.2015 Геннадий Онищенко внёс изменения в этот СанПиН. Абзац про ограничение в 25 человек получил новую формулировку:

Количество учащихся в классе определяется исходя из расчёта соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удалённости мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

То есть, теперь для каждого учебного кабинета нужно считать максимальную вместимость. И делать это надо с учётом п.4.9:

Площадь учебных кабинетов принимается без учёта площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:

  • не менее 2,5 м 2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий
  • не менее 3,5 м 2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

И здесь начинается самое интересное. Если редакция СанПиН 2010 года позволяла в любом учебном классе разместить 25 человек, то теперь картина резко меняется.

В Одинцово большинство школ построены по типовому проекту 65-426/1 «Самолётик». Площадь классных комнат в таком здании составляет 49-53 м². Если разделить эту площадь на 2,5 м 2 , то получается, что в классе может быть не более 20 детей!

Но и это ещё не всё. Если учитывать требования к расстановке мебели, в том числе удалённость мест для занятий от светонесущей стены, а также требования к естественному и искусственному освещению, то получается и вовсе не более 16 (!) учеников в классе!

В новом учебном году количество учащихся муниципальных школ увеличилось на 4000 человек. По этому показателю Одинцовский район — один из лидеров в Подмосковье. При этом в растущие как на дрожжах новостройки преимущественно заселяются молодые семьи детородного возраста, поэтому фактическая потребность в школах больше нормативной, которая в некоторых микрорайонах Одинцово превышена в 15 раз! Из-за нехватки дополнительная нагрузка ложится на учреждения соседних микрорайонов.

Школ нет, но вы держитесь!

На более чем 11 тыс. жителей ЖК «Одинцовский парк» (9 микрорайон) предусмотрена только одна начальная школа на 380 учеников. Средней школы даже в планах не было и нет. После начальной школы дети «парка» идут в другие городские учреждения, в которых и без них нормативная вместимость превышена в 5 раз!

В микрорайоне №6 на 15 тыс жителей и вовсе нет ни одной школы. Более того, нет даже сроков начала её строительства. Уплотнительную реконструкцию микрорайона ведёт «ЮАССтрой». Но пока компания строит только жилые дома и торговые центры. А это значит, что все дети 6-го микрорайона перегружают школы соседних микрорайонов.

Можно вспомнить и СОШ №17 в «Новой Трёхгорке», в которой 1 сентября 2016 года выстроились сразу девять первых классов, наполняемость которых составила 30 человек. А в Дубковскую школу (посёлок ВНИИССОК) 1 сентября придёт примерно 1950 школьников при проектной вместимости 825 учеников. Первых классов до буквы «З»!

Читать дальше:  Какие документы относятся к правоустанавливающим

В ЖК «Одинбург» стартовало строительство нового луча на 1000 квартир, тогда как планируемый срок сдачи школы — IV квартал 2019 года. Будет ли она построена в указанный срок — большой вопрос с учётом множества примеров других застройщиков. Сейчас дети «Одинбурга» посещают СОШ №9 во втором микрорайоне Одинцово, куда также привозят школьников из ЖК «Гусарская баллада». Школа переполнена.

Таким образом, ситуация усугубляется всё больше. Единственный выход — строительство новых школ с просторными классами. Однако вместо этого из бюджета района было потрачено 2 млрд руб. на платную школу в Раздорах. На эти деньги в Одинцовском районе можно было построить 2-3 обычные муниципальные школы. Кстати, гимназия имени Е. М. Примакова в Раздорах — одна из немногих, где нормативы неукоснительно соблюдаются. Численность учеников в классе не превышает 20 человек.

Чего не скажешь о школах города Одинцово: на 1 сентября 2017 года в Гимназия №4 — 5 первых классов по 34 ученика, ОЛГ — 5 первых классов по 34 учеников. По факту все городские школы перегружены. Почти во всех учится в два раза больше детей чем их проектная вместимость не говоря о нормативной.

Директора школ нарушают закон

Мы часто слышим про переход образовательных учреждений на «рыночные рельсы»: образовательные услуги и подушевое финансирование. Директора школ у нас теперь называются менеджерами, от которых работодатель требует эффективности. Но почему в их показателях эффективности нет соблюдения требования СанПиН? Почему они формируют классы со значительным превышением нормативных требований? Почему нарушают закон об образовании?

Ответ прост: они покрывают управленческие ошибки своих руководителей, своих работодателей. Зарплату ведь они получают не из наших рук, а от заказчика образовательных услуг. Роль родителей и детей — вторична, мы сырьё в этом бизнес-процессе.

Вторая смена — не нарушение!

Вторая смена не является нарушением СанПиН, если школа не имеет статус «лицея» или «гимназии», в отличие от превышения нормативной численности классов, которое является нарушением в любом случае. Но чиновники не хотят идти на понижение статуса учреждения, ведь это слишком наглядно покажет его ущербность перед соседями. Так власти отчитались о ликвидации второй смены в Лицее №2 и отказались от её введения в ОЛГ, а в результате «резиновая» Гимназия №14 приняла ещё больше учеников.

Страдает качество обучения

Из-за переполненных классов возрастает нагрузка и на учеников и на педагогов. Несмотря на «рыночные рельсы» заработная плата учителя не зависит от количества учеников в классах. В таких условиях школа теряет квалифицированные кадры.

В переполненных классах невозможно использовать современные образовательные методики и индивидуальный подход для раскрытия потенциала учеников.

Большое скопление людей в ограниченных пространствах ухудшает эпидемиологическую ситуацию — болеют и учащиеся, и педагоги, пропуская занятия.

Высокий результат на ЕГЭ, которым хвастают чиновники, это заслуга в первую очередь родителей, а не школы. Невозможно в условиях переполненных классов подготовить учеников к 100-бальному результату. Только дополнительные индивидуальные занятия с репетиторами.

Можно ли изменить ситуацию?

Нет, если и дальше сидеть и ждать, когда чиновники позаботятся о наших детях, а не о детях губернатора.

В нашей стране сложился ручной метод управления. Решают только те проблемы, которые громче заявляют о себе и несут опасность для правящего класса. Яркий пример — активность обманутых дольщиков. Власти, безусловно, не должны вмешиваться в правоотношения между дольщиком и частной компанией. Но дольщики добиваются решения своих проблем планомерными, хорошо подготовленными и информационно раскрученными акциями.

Только активная гражданская позиция родительского и педагогического сообщества и массовые обращение ко всей вертикали власти от директора школы до Президента могут изменить ситуацию с переполненными школами в Одинцово и в Подмосковье в целом.

Пишите! Иначе будут и дальше строить школы в Раздорах для рублёвских элит и решать проблемы обманутых дольщиков бюджетными средствами. Ведь они заявляют на всех уровнях о себе, а вы молчите.

Образец обращения о приведении численности класса к требованиям СанПиН

Помогите распространить эту статью как можно шире. Поделитесь ей со своими друзьями и знакомыми. Киньте ссылку в родительские группы. Не только в одинцовские, эта проблема общая. Только вместе мы сможем переломить ситуацию!

С 1 января 2016 года вступили в силу изменения № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10, согласно которым «количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы».Таким образом, из санитарных правил исключен норматив, устанавливающий обязательное наличие в классе не более 25 учеников.

По мнению Общероссийского профсоюза образования норматив являлся «единственным реально сдерживающим ограничителем бесконтрольного наполнения классов детьми».

В связи с этим Общероссийский Профсоюз образования обратился в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с просьбой разъяснить внесение данных изменений.

В частности, в обращении поставлены такие вопросы:

«- какому количеству обучающихся будет соответствовать наполняемость класса при норме площади 2,5 м² на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, предусмотренной пунктом 4.9. САНПИН, если в школе площади классов составляют от 40,1 м² до 46,3 м², при условии соблюдения всех остальных норм, связанных с расстановкой дополнительной мебели в таких учебных помещениях, удаленности мест для занятий от светонесущей стены и других в соответствии с разделом V САНПИН? (сведения о конкретной площади классов одной из школ, на примере которой просим определять количество обучающихся в классе, прилагаются);

— какая ответственность для руководителей общеобразовательных организаций предусмотрена за нарушение определения количества учащихся, исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению?»

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector