Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Направления поддержки малого и среднего бизнеса

Направления поддержки малого и среднего бизнеса

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 942 раза

Библиографическое описание:

Кривошеев С. В. Основные направления развития малого бизнеса в условиях экономического кризиса [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 123-127. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12595/ (дата обращения: 02.09.2019).

В условиях продолжающегося экономического кризиса в России предпринимателю все сложнее извлекать высокую норму прибыли, работая в традиционных сферах деятельности, что побуждает его искать новые направления и рыночные ниши с меньшей конкуренцией и более высокой прибылью.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, прибыльные направления бизнеса

В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационный процесс. Кроме того, малый бизнес способствует формированию среднего класса, составляющего в мировой хозяйственной системе значительную долю экономически активного населения. Именно с развитием функций малого и среднего бизнеса связано возрастание его роли в экономике ведущих западных стран [3].

В нашей стране доля малого предпринимательства не превышает 22 %, в то время как в США она равняется 50 %, а в Китае — 60 %. Поэтому в этих государствах развитие и поддержка бизнеса — приоритетные направления. [1]

В 2016 году в России гораздо больше компаний могли отнести себя к малым предприятиям и воспользоваться соответствующими льготами, поскольку были пересмотрены соответствующие критерии признания. К сожалению, в условиях экономического кризиса первым страдает малый бизнес, как наименее защищенный от внешних экономических воздействий. Несмотря на многочисленные попытки правительства поддержать малое предпринимательство (налоговые каникулы, субсидии, максимально возможное снижение налоговой нагрузки и прочие меры) за первое полугодие 2016 закрылось 650000 единиц малого бизнеса.

Основным событием 2017 года уже можно назвать старт нового реестра для малого и среднего бизнеса. Причем инициатива принадлежит ведомству экономического развития, где даже наблюдается критика в отношении медленного запуска процесса. И если по предварительным планам, старт осуществится к началу следующего года, тогда частным предпринимателям станет гораздо легче работать. Новый запуск будет автоматическим, когда со стороны бизнесменов никаких действий не потребуется. Не нужно будет тратить время на сбор документации и прочих бумаг, что всегда представляло собой проблему. Плюс ко всему, частникам теперь можно будет рассчитывать на бюджетные деньги, которые выделены правительством в качестве поддержки. Как только запланированный реестр запустят, то контрольные частые проверки бизнеса будут сокращены. Фактически, те компании, которые будут числиться в реестре, вообще перестанут проверять. Разумеется, исключением станут пожарные инстанции, Роспотребнадзор и промышленный контроль, так как в этом случае речь идет уже не про развитие дела, а про безопасность окружающих граждан. [2]

Дополнительным подспорьем малому бизнесу безусловно станет возможность получения гранта, где выделенную «помощь» отдавать не придется. Но, перед правительством придется отчитываться: куда и на что были потрачены средства. То есть, это полный отчет о целевом направлении финансов. Итак, всего предлагается несколько вариантов такой безвозмездной помощи:

1) Грант, который выдается из регионального бюджета начинающим предпринимателям. Как правило, сумма не превышает трехсот тысяч рублей, где 50 процентов от общей суммы оплачивает сам коммерсант, а половину расходов берет на себя государство.

2) Субсидии выдаются опытным бизнесменам, которые запланировали расширить свое уже перспективное дело. Эти деньги выдаются на закупку нового оборудования или на покупку активов, где государственная поддержка достигает 90 %.

3) Грант для безработных подразумевается для той категории населения, которая из-за кризиса попала под сокращение, и имеет официальный статус «безработный». Это временная финансовая поддержка граждан, которые взамен обязуются найти себе работу.

Данные меры в совокупности с отсутствием повышения налоговой нагрузки и смягчением рядом банков условий кредитования малого бизнеса дает дополнительные возможности предпринимателям. [2]

Перспективными направлениями, по мнению экспертов, сейчас являются отрасли, связанные с экспортом, и те отрасли, которые позволяют минимизировать использование иностранного сырья и комплектующих. В их числе сельское хозяйство, финансовые и высокотехнологичные проекты. В этих же сферах проще всего будет получить господдержку в 2017 году.

Эксперты аналитического департамента компании VNC Brokers к перспективным направлениям, ориентированным на экспорт, относят нефтегазовую отрасль, тяжелое машиностроение и сталелитейную промышленность, а к тем, которые могут работать с российским сырьем и оборудованием, — фармацевтику и сельское хозяйство, в особенности производство зерновых.

Ниже рассмотрим наиболее перспективные области для работы малого бизнеса на текущий момент.

1)Производство экологически чистых продуктов, фермерство.

В России правительство решает, какие отрасли нуждаются в субсидировании, и частично может компенсировать труднодоступный капитал. Раньше упор делался на сельское хозяйство и в следующем году, судя по структуре расходов федерального бюджета, будет делаться на него же. Успешным может стать проект по производству качественных продуктов питания, особенно молочной продукции. Сейчас прилавки магазинов завалены некачественными молоком, сырами, сметаной, изготовленными с применением дешевого пальмового масла, а вот качественные сыры в большом дефиците.

Такие проекты сейчас активно развиваются: во многих деревнях открываются местные сыроварни, где фермеры варят сыры по европейским технологиям. Например, ферма-сыроварня «Деревня» неподалеку от Санкт-Петербурга производит молочные продукты и организует дегустации и экскурсии для туристов.

Программы импортозамещения могут повлиять на рост агропромышленного комплекса. Те сферы экономики, которые действительно выиграли от санкций, например, сельскохозяйственные предприятия, могут субсидироваться напрямую из госфондов, к тому же достаточна высока вероятность снятия американских санкций уже в ближайшее время, что позволит российским банкам снова получить доступ к длинному финансированию, а значит, у банков будут дополнительные возможности для более широкого кредитования бизнес-проектов.

В реальности большинству проектов в сельском хозяйстве сложно получить поддержку, но их поддерживает высокий интерес покупателей.

Алексей Грибин из Санкт-Петербурга, основатель брэнда «7 берез», под которым выпускается березовый сок, признается, что не всегда просто соответствовать условиям государственных грантов, положенным начинающим фермерам. Малым производителям не всегда удобно оформлять людей в штат официально, особенно если основная часть работников привлекается на определенный сезон. При этом создание рабочих мест является одним из основных требований при предоставлении гранта.

При этом надо учитывать, что успех отрасли не гарантирует успех каждого отдельного предприятия. В 2016 году Россия установила рекорд по сбору зерновых в сельском хозяйстве, однако рост этой индустрии обеспечивается за счет крупных агрохолдингов, которые аккумулируют в себе большой опыт и ресурсы, в то время как сами фермеры разоряются и уходят с рынка.

Продолжает расти мода на местные фермерские продукты, которыми сейчас интересуются и другие страны, например, Китай. К примеру, магазин «Кудесник» в Екатеринбурге работает в этом направлении, стараясь распределять сезонность между продажами и производством. Поставки идут со всей России: иван-чай и одуванчики — с Урала, томаты и перцы — с Кубани, ягоды — из Сибири, Карелии и Архангельской области.

Агропромышленность автоматически дает дорогу множеству зависимых от нее проектов, которые заинтересованы в качественных поставщиках сырья. Например, компания «Икс-Терра» из Санкт-Петербурга производит органические масла холодного отжима и взаимодействует с поставщиками льна из Ярославля и Пензы, подсолнечника — из Алтая и Краснодарского края, тыквы — из Бийска и Волгодонска. При этом производителям продуктов питания обязательно нужно разрабатывать свои ТУ и приводить в порядок документы, хотя как раз это небольшие фермерские хозяйства делать не хотят.

2)Вложения в финансовые и высокотехнологичные проекты.

В 2017 году можно ждать роста стоимости финансовых организаций, которые относятся к бизнесу первого эшелона. За этим последует развитие традиционного бизнеса, использующего разработанные технологии, а во второй половине 2018 года и в 2019 году — развитие высокотехнологичных проектов.

Наиболее перспективными в 2017 году будут традиционные направления: финансы, банки, долговые рынки, слияния и поглощения. А менее привлекательными станут посредники на рынке ценных бумаг, банковское кредитование и депозиты.

К перспективным направлениям бизнеса в 2017 году также относится разработка сервисов на нейронных сетях, 3D-принтеры и робототехника. В качестве примера в данном случае интересен проект инженера-предпринимателя из Иркутска Никиты Чен-юн-тая, который создал компанию «Апис-Кор», применив принцип 3D-печати к строительству, и теперь продает технологию автоматизированной укладки по предзаказам строительным фирмам по всему миру. Впрочем, предприниматель отмечает, что в России подобные проекты пока недостаточно востребованы.

Из высокоинтеллектуальных секторов большой перспективой роста обладают такие сектора, как Big Data, интернет вещей, носимые гаджеты, роботы и проекты, связанные со здравоохранением. Именно потому, что вход на эти рынки ограничен: слишком высокие компетенции — знания, доступ к технологиям и деньгам — должны быть у основателей такого рода бизнесов.

Безусловно, высокотехнологичные проекты, связанные с роботопроектированием и 3D-печатью, очень привлекательны как с точки зрения прибыльности, так и возможности решать социальные проблемы современности. Пример из жизни: один из проектов, заявленных на премию «Стартап года» в номинации «Лучший социально значимый стартап», предлагает при помощи 3D-печати изготавливать удобные креативные фиксаторы для тяжело травмированных людей.

Читать дальше:  Кто меняет электросчётчик в муниципальной квартире

Робототехника действительно требует серьезных знаний и умений, поэтому раньше в этой сфере могли закрепиться только крупные игроки, но в последнее время небольшим проектам стало проще выйти на рынок. Компоненты для создания роботов стали дешевле и доступнее благодаря развитию рынка смартфонов и 3D-печати. В Китае роботы уже активно заменяют наемных работников: в городе Куньшань недавно открылся ресторан, в котором роботы выполняют почти всю работу — встречают гостей, обслуживают столики и даже готовят еду.

На российском рынке тоже появляются удачные проекты, связанные с роботами. Например, пермский проект Promobot уже продал больше 20 роботов-снегоуборщиков и роботов-промоутеров. Стоимость одного такого робота составляет 300 000–600 000 руб. Компания вышла на самоокупаемость уже в первый год. Недавно компания Promobot победила в конкурсе инноваций GenerationS в рамках международного форума «Открытые инновации» и заключила новый крупный контракт на поставку роботов.

Популярностью пользуются самые разные роботы, в том числе игрушечные. Например, московская компания «Амперка» продает конструкторы для создания роботизированных игрушек своими руками. К концу года продажи компании должны превысить 50 млн руб. Весной этого года технологический центр «Т-Нано» вложил около $1 млн. в другой российский стартап Toytemic Inventions, который разрабатывает игрушечных роботов для детей.

В мире активно развиваются финтехпроекты, которые работают на стыке технологического и финансового секторов. Например, чешский технологический сервис Verified, запущенный Бабаком Махдианом, приносит миллионы долларов, помогая банкам и страховым компаниям в Европе и Азии распознавать фотографии потенциальных клиентов и отсеивать мошенников.

В этой сфере не обходится без сложностей, в России например сложно развивать сервисы финтеха, так как эта отрасль регулируется Центробанком, и также нужно подстраиваться под партнерские банки и следовать множеству правил.

Интересный проект был создан командой компании «Даурия Аэроспейс», разработка и продажа коммерческих спутников — хороший пример того, что частная космонавтика возможна и в России. Если рассматривать с меньшими затратами, то интересными выглядят инвестиции в область обработки больших массивов данных. Сейчас эта тема очень актуальна, даже госструктуры понемногу начинают проявлять интерес к обработке актуальной информации в режиме реального времени. А вот рынок мобильных платежей, казавшийся ранее весьма перспективным, оказывается уже поделенным между крупными игроками в лице Сбербанка, Samsung, Apple».

Проект Countbox Константина Дубинина из Москвы с оборотом в 60 млн. руб. в год, считающий посетителей магазинов и анализирующий их данные (пол, возраст, национальность и настроение) с помощью специальных камер, недавно привлек почти 1 млн. евро в Ирландии. В будущем создатель планирует усовершенствовать технологию и разработать нейросеть, которая будет собирать информацию из соцсетей потенциальных покупателей, предсказывать доходы и подстраиваться под покупателей.

3)Логистика и франчайзинг.

Экономическая политика постепенно переориентируется на экспорт и повышение спроса на отечественные товары из-за развития и удешевления логистики.

Глобальный рывок в развитии совершит в 2017 году отрасль логистики. Для этого есть ряд стимулов, в том числе первоначально не совсем приятных для логистов. Закон Ирины Яровой по принципу домино обязывает логистов проверять некоторые свойства перевозимого груза, что в течение следующих шести-девяти месяцев приведет к резкому увеличению затрат и сделает целый ряд крупных логистов невыгодными для сотрудничества. Появляется множество ИТ-сервисов, которые напрямую связывают перевозчиков и заказчиков, в 2017 году мы увидим лавинообразное появление российских аналогов таким международным проектам интеллектуальных транспортных систем, как NAUTO, Routific, Cargomatic и многих других.

Бизнес, работающий под знаменитыми известными брендами на условиях франшизы будет очень привлекательным для покупателей, так как такие предприятия дают покупателю уже готовую действующую бизнес-модель, четкие алгоритмы работы, маркетинг и гарантируют узнаваемость на рынке и входящий поток клиентов.

Франчайзинг также хорош тем, что позволяет предпринимателям развивать свое дело и в больших, и в маленьких городах.

К сожалению, у большинства россиян нет высоких компетенций, поэтому надо смотреть на секторы попроще, например, полезный фастфуд, создание гибких медиапроектов, грамотное использование франшиз. Такого рода бизнесы доступны уже многим, как по опыту, так и по размеру инвестиций.

Модель привлекательна для начинающих бизнесменов, ведь владелец франшизы обычно помогает найти подходящее место для предприятия, продумать дизайн и функционал помещения.

Франшиза становится удачным вариантом в кризис — не нужно тестировать бизнес-модель, она уже проверена. Франшиз на рынке очень много во всех сферах, в России их уже больше полутора тысяч. Как правило, начинающие франчайзи ориентируются на различные рейтинги и выбирают наиболее известные проекты — к ним проще привлечь клиентов. Стоимость такой франшизы варьируется от 150000 до 15 млн. руб.

4)Вложения в социальные проекты.

Социальный бизнес не так быстро приносит доходы, как высокотехнологичные стартапы, зато его проще запустить — социальные проекты всячески поддерживаются государством и различными фондами и не требуют специализированных знаний. Фонд развития интернет-инициатив дает 800000 руб. деньгами и 600000 руб. в виде бесплатной акселерационной программы любой команде, которая предложит внятный интернет-проект. Многие из них имеют социальный аспект, взамен фонд берет 7 % акций стартапа. Таким образом, поддержку получили уже около 120 стартапов. Государство также постоянно обсуждает поддержку бизнеса и хочет дать регионам право предоставлять налоговые льготы на два года предприятиям, работающим в промышленности, науке или социальной сфере.

Особое внимание стоит обратить на проекты для пожилых людей. Население всей планеты быстро стареет. В России к 2030 году будет жить более 40 млн. человек пенсионного возраста, это на 7 млн. больше, чем сейчас. Востребованными станут любые разработки, связанные с медициной и развлечениями для пожилых людей. Таких проектов на рынке очень мало, они только начинают появляться. Например, внимание экспертов в этом году заслужил агрегатор социальных и развлекательных мероприятий для людей старшего поколения Баба-Деда.

Благодаря моде на здоровый образ жизни востребованы различные оздоровительные и развивающие центры для детей и подростков. Удачным можно назвать детский оздоровительный центр «Здравствуй» в Подмосковье. В нем обычные ребята и дети с ДЦП могут общаться, играть и заниматься спортом вместе. За первые полтора года существования центра его посетили более 1200 детей.

В сфере социального предпринимательства перспективные направления — это досуговые развивающие центры для детей, экологическая переработка отходов, частные медицинские центры, а также пансионаты для пожилых людей. Новые горизонты сейчас открываются и для сельскохозяйственных проектов. В умах молодых бизнесменов рождается очень много креативных инновационных идей. Вот лишь некоторые примеры: инвалидная коляска — ступенькоход; беспроводной прибор, позволяющий измерять и контролировать температуру зерна в хранилищах; экологичная технология переработки пластика в тротуарную плитку, черепицу и полимерные колодезные люки.

Экологичная переработка отходов — практически незанятая ниша. Единственный известный пример подобного бизнеса — проект Романа Себекина, молодого предпринимателя из Волгограда, который занимается переработкой всех видов пластика в строительные материалы, а также организует раздельный сбор отходов и разрабатывает новые виды стройматериалов. Бизнес существует уже 11 лет и постоянно обращает внимание американских и европейских инвесторов.

5)Разработка мобильных приложений и программ.

Несмотря на преобладание на рынке топовых игроков, о чем было сказано выше, в этом сегменте еще есть свободные ниши.

Наиболее перспективным направлением для запуска бизнеса в 2017 году, если речь идет о молодежном предпринимательстве, является разработка проектов мобильных приложений. Простота и доступность товаров и услуг — один из определяющих критериев высоких продаж.

Среди пользователей сейчас наиболее востребованы приложения с полезным функционалом: системы бронирования, заказ такси, доставка еды, финансовое планирование. Популярны корпоративные приложения, которые используются для упрощения внутренних коммуникаций внутри компании. Но мобильное приложение сложно монетизировать, поэтому компании чаще используют его как инструмент для привлечения новых клиентов и сохранения лояльности постоянных клиентов.

  1. Медынский В. Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 589 с.
  2. Высоцкая Т. Р. К вопросу применения МСФО предприятиями малого и среднего бизнеса в России // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2016. – № 3(25). – С. 59–62.
  3. Ковалева Л. И., Пономарева Н. В. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса со вступлением России в ВТО // Налоговая политика и практика. – 2013. – № 9–1 (129). – С. 38–43.

магистрант экономического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», г. Оренбург

магистрант экономического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», г. Оренбург

к.и.н., доцент кафедры предпринимательского права и гражданского процесса, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет», г. Оренбург

Аннотация. В статье рассматриваются условия поддержки и существующие механизмы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях в России.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, программы государственной поддержки, правовое регулирование.

В современной рыночной экономике роль малого и среднего бизнеса велика. Малое и среднее предпринимательство является основным элементом современной рыночной экономики, который способствует образованию регулируемого, социально-ориентированного рыночного механизма, поддержанию здоровой конкурентной среды, обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического роста. Такие предприятия в отличие от корпораций отличаются гибкостью и способностью быстро реагировать на внешние факторы. Для малых компаний открыт горизонт освоения новых видов деятельности, производства новых товаров.

Читать дальше:  Новый порядок предоставления земельных участков

В России развитие малого предпринимательства сдерживает отсутствие адекватной правовой среды, обеспечивающей надежные юридические гарантии прав и интересов субъектов малого бизнеса, недостаточность и неэффективность мер их государственной поддержки, наиболее значимая проблема развития современного малого бизнеса проявляется в формировании и эффективном применении на практике механизмов государственной поддержки [14].

По данным Росстата на 1 января 2015 года в Российской Федерации было зарегистрировано и действовало 4,5 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, число занятых превысило 18 млн. человек, что составило 25% от общего числа занятых в экономике. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.08.2016 в РФ составило уже 5523765 субъектов [9]. Рост числа малых предприятий свидетельствует о том, что данные предприятия становятся неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, непосредственно влияя на создание максимально продуктивной конкурентной экономики, которая впоследствии должна обеспечить высокий уровень и качество жизни населения.

Одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются субъекты малого и среднего бизнеса, затруднения, связанные с привлечением инвестиций для организации самой фирмы или увеличения основных фондов. Как правило, собственных средств у организации часто недостаточно для дальнейшего развития и частный предприниматель вынужден использовать заимствованные средства (вложения инвесторов или кредитование). Но большая часть банков предпочитает работать с крупными проверенными компаниями, так как предпринимательство в нашей стране, подчас, является «непрозрачным», рискованным. Для избежания выше обозначенных проблем государство стремится оказывать помощь малому и среднему бизнесу в становлении и развитии своего дела. На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства.

Создание разнообразных программ поддержки малого и среднего бизнеса вполне способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Правильная финансовая поддержка малого и среднего бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.

В 2007 году был принят Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [8], который направлен на развитие, повышение уровня предпринимательства на уровне регионов. С тех пор государство регулярно принимает различного рода решения, принимает меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в России.

Уполномоченным органом исполнительной власти России в сфере реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию развития малого и среднего предпринимательства является Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).

Минэкономразвития России реализует программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (далее – Программа).

В рамках Программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности.

В реализации программы задействованы все регионы страны, а реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации. Объем финансирования Программы в 2016 году составляет 12,3 млрд. рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе: 10,2 млрд. рублей на предоставление прямых субсидий предпринимателям; 1,66 млрд. рублей на софинансирование объектов капитального строительства [3].

В условиях меняющейся экономической конъюктуры регулируются условия и критерии государственной поддержки малому и среднему бизнесу. В 2016 бюджет РФ оценен экспертами как «жесткий», однако правительство продолжает реализацию программы «Развитие малого и среднего предпринимательства». В результате кризиса и сокращения финансирования данной статьи субсидии сокращены на 30 % по сравнению 2015 г. Вся программа, а именно субсидии на поддержку и софинансирование объектов капитального строительства составляет 12,3 млрд. руб. Правительство сократило объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с государственной программой с 14,8 до 11,2 млрд. руб. На 0,6 млрд. руб. урезана субсидия Федеральной налоговой службы на ведение реестра МСП, и на 0,25 млрд.руб. сокращено финансирование российской молодежи на программу «Ты – предприниматель» [3].

В 2016 г. правительство делает акцент на сельскохозяйственную отрасль и инновации, но помимо этих направлений также будут выделяться средства для компенсации затрат, связанных с приобретение оборудования в целях создания, развития и модернизации собственного производства [11].

Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ в 2016-2017 предполагают[3]: субсидирование части процентной ставки по кредитам; субсидии на уплату первого взноса по договору лизинга; субсидирования части затрат на развитие бизнеса; субсидирование начинающих предпринимателей и поддержка молодежного предпринимательства; налоговые льготы; информационная помощь.

Субсидия на покрытие процентной ставки по кредитам представляет собой компенсацию части процентных расходов, в случае если предприниматель, заключив договор по предоставлению кредита, производил выплаты в срок. Но необходимо помнить, что госпрограмма содержит обязательные критерии и условия для ограничения сроков кредитования и целей.

Субсидии на уплату первого взноса по договору лизинга, который включает приобретение оборудования и/или легкового транспорта. Лизинг очень востребован в наше время. Это выгодно, удобно и рентабельно особенно для МСП, ведь не все начинают бизнес, имея внушительные финансовые ресурсы. Обычный лизинг без каких-либо специальных условий дороже кредита. Тем не менее, одним из критериев получения кредита является высокий первый взнос. Лизинг наоборот имеет низкий размер аванса, но государство субсидирует именно первый взнос.

Кроме государственного субсидирования оказывается и региональная помощь. В основном осуществляется поддержка образовательной деятельности, сельхозтоваропроизводителей и отраслей, «нужных» для региона. При этом осуществляется компенсация издержек (затрат) на модернизацию бизнеса. Данное направление поддержки включает в себя: обучение (на безвозмездной основе или с частичным покрытием расходов); стажировки; бизнес-инкубаторы (возможность снять хороший офис за символическую плату); льготный/бесплатный аутсорсинг (внешнее бухгалтерское и/или юридическое обслуживание); льготное/бесплатное участия в выставках и ярмарках; гранты и пр. Нужно также не забывать о соответствии критериям господдержки: количество работников, оценка эффективности для региона должны соответствовать требованиям.

Субсидирование молодежного предпринимательства проводится государством очень осторожно, так как это достаточно рискованный вид деятельности. Нехватка опыта, опрометчивые решения, особенно по управлению финансами, могут привести к банкротству фирмы. Для поддержки молодежи в бюджете выделяют статью, но в 2016 г. финансирование сократилось на 0,25 млрд. руб., что ужесточает конкурсный отбор и уменьшает количество выделяемых субсидий. Кроме всего вышесказанного, также есть возможность получения помощи через центры занятости. Это было реализовано для снижения уровня безработицы в стране. Как пример, это денежные субсидии (с 2013 года появилась новая субсидия от департаментов инвестиций и предпринимательства, администраций — субсидия в размере 70% от затрат на бизнес, но не более 300 000 рублей.) [11].

Формой поддержки малого и среднего бизнеса является предоставление ряда налоговых льгот. Эти меры считаются наименее коррумпированными и прозрачными, кроме того их объем не ограничен бюджетом. К малым предприятиям могут применяться упрощенная система налогообложения, заменяющая такие налоги как: налог на прибыль; налог с продаж; налог на добавленную стоимость; единый социальный налог; налог на имущество.

Все приведенные налоги заменяются единым налогом, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности субъекта на определенный налоговый период. Для того, чтобы предпринимательство свободно функционировало, необходимо снижать фискальную нагрузку в стране и предоставлять больше экономической свободы гражданам.

Правительство утверждает, что усиление государственной поддержки малого и среднего бизнеса зависит от дефицита бюджета. Как только он будет сокращен, то немедленно будет снижено давление в виде денежного предложения и в целом упрощена фискальная политика.

Информационная помощь малому и среднему бизнесу оказывается в виде повышения квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку, за которые отвечают бизнес-школы. При этом, в категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров.

Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на необходимом уровне. В него входят коммерческие и некоммерческие организации, которые созданы в качестве подрядчиков и размещают заказы на выполнение работ для государственных нужд.

Также, в инфраструктуре существуют фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации.

Читать дальше:  Коды начислений и удержаний заработной платы 2018

На современном этапе развития малого и среднего предпринимательства и особенно в условиях экономического кризиса, важное значение имеет укрепление финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость организации – это состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает ее развитие на основе роста прибыли и капитала, гарантирует платёжеспособность и кредитоспособность в условиях допустимого уровня риска. Достижению такого финансового состояния субъектов малого и среднего предпринимательства должны способствовать меры по их государственной поддержке [13].

Необходимо отметить, что большинство предпринимателей не пользуются государственной помощью. Во многом это связано с тем, что многие ИП попросту не осведомлены о господдержке бизнеса. Полная информация обо всех действующих программах государственной поддержки малого бизнеса содержится на официальных сайтах ведомств и организаций, администраций и муниципальных органов, ответственных за эту сферу.

Малое и среднее предпринимательство составляет основу национальной экономики многих стран. Развитие и поддержка предпринимательства стало толчком в социальной опоре рыночной экономики России. Развитие этого направление способствует снижению безработицы, открытию новых рабочих мест, увеличению денежной массы в обращении. Все это позволяет не только сохранить стабильность, но и обеспечить экономический рост страны.

Список литературы:

1. Быкова Н.В. Направления совершенствования системы регулирования малого предпринимательства. Изд-во: Проблемы современной экономики. № 1 (53). 2015. С.139–142.

2. Все о малом предпринимательстве. Регистрация. Учет. Налоги. Полное практическое руководство. Под ред.Касьянова А.В.// М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013.

3. Государственные программы поддержки малого бизнеса в 2016 году // Министерство экономического развития Российской Федерации. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depMB/20151216 (дата обращения 25.10.2016).

4. Девятаева Н.В. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 503–505.

5. Иванов А.В. О возможностях формирования показателей оценки эффективности региональной поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5(2). С. 795–798.

6. Красникова А. С., Галкин Д. П., Элязян А. А. Поддержка малого и среднего предпринимательства в России и Европе // Молодой ученый. 2014. №20. С. 310-313.

7. Мильнер Б. О государственной системе поддержки малого бизнеса / Б. Мильнер, Т. Орлова // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 5. С. 23–34.

8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Консультант Плюс. — [Электронный ресурс] — Режим доступа.-URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc;base=LAW;n= 193148#0 (дата обращения 25.10.2016).

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:www.gks.ru (дата обращения 25.10.2016).

10. Предпринимательское право в Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Норма: Инфра-М, 2013. 1007 с.

11. Ресурсный центр малого предпринимательства. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rcsme.ru/ru/statistics (дата обращения 25.10.2016).

12. Сибгатулина А.И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 5. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/05/11420 (дата обращения 25.10.2016).

13. Соболев В.И. Финансовый анализ – информационная база для разработки финансовой политики коммерческой организации. // М. Экономика и предпринимательство. №12 ( ч.2). 2015. С. 598.

14. Царев В. Е., Вершина Д. А. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: недостатки и механизмы // Молодой ученый. 2015. №24. С. 610-614.

15. Шаринова Г. А., Барангов В. А. Влияние экономических санкций на рынок труда Российской Федерации //Молодой ученый. №21 (80). 2014. С.18-20.

Основные цели государственной политики РФ в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:

  • • развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
  • • обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
  • • увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • • обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • • увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров, работ, услуг в объеме валового внутреннего продукта;
  • • увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

По каждому из перечисленных направлений государственные органы власти разрабатывают специальные программы поддержки бизнеса. Узнать о них подробнее предприниматели могут на сайте правительственных органов своих регионов.

Так, в Санкт-Петербурге формы поддержки промышленности включают субсидирование процентной ставки по лизингу оборудования, кроме того, по словам председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга М. Мейксина, реализуется порядка 40 различных программ поддержки производственных предприятий 1 . А что касается инновационной инфраструктуры, то, по данным Комитета по промышленной политике и инновациям в Санкт-Петербурге, на конец 2014 г. действовало 8 бизнес-инкубаторов, 8 технопарков, 8 центров коллективного пользования, 5 инжиниринговых центров, 6 венчурных и инвестиционных фондов, а также федеральные институты развития. Кроме того, имеется филиал ОАО «Особые экономические зоны», нанотехнологический центр и центры трансфера технологий [1] [2] . В центрах коллективного пользования заинтересованным лицам предоставляется в пользование дорогостоящее инновационное оборудование. Петергоф — пригород Санкт-Петербурга — имеет статус наукограда Российской Федерации, в нем проводятся исследования и разработки в области естественных и технических наук [3] .

Недавно была введена поддержка ИН в форме продажи патента вместо уплаты налогов. Этой мерой могут воспользоваться ИП, занимающиеся различной деятельностью, кроме некоторых видов бизнеса, например операций в сфере недвижимости и передвижной торговли. Стоимость патента в Санкт-Петербурге составляет от 1,25 тыс. до 150 тыс. руб. в год. К сожалению, патенты в Санкт-Петербурге пока мало востребованы, немногие их получают — видимо, по неосведомленности.

С 2016 г. в России на федеральном уровне вводятся так называемые надзорные каникулы: с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не будут проводиться плановые проверки юридических лиц или ИП — субъектов малого предпринимательства 1 . Но эти каникулы не коснутся, например, бизнеса в сфере здравоохранения и образования. Этой мерой поддержки объединены и юридические лица, и ИП, а ведь риски у них разные. Организация в форме ООО, например, при банкротстве теряет только уставный капитал, т.е. учредители рискуют только своими первоначальными взносами. А на имущество индивидуального предпринимателя может быть распространена ответственность но его долгам, возникшим в связи с бизнесом. Поэтому защита ИП со стороны государства способствует в некоторой степени и социальной стабильности.

Многие предприниматели в последние десятилетия высказывались по отношению к государству резко негативно. Глобальный мониторинг предпринимательства свидетельствует, что бизнесмены до сих пор говорят о государственной политике как о важном мешающем факторе. Также иногда предприниматели подчеркивают, что даже если закон принимается хороший, его неудачно внедряют на местах и получается вред, а не польза [4] [5] .

Но в настоящее время встречаются и опытные предприниматели, которые находят, что «наше государство очень мудрое и терпеливое» [6] . Те представители бизнеса, которые понимают важность постепенного увеличения налоговых перечислений, находят поддержку со стороны государства. Уровень образования предпринимателей имеет здесь ключевое значение. В ходе нашего опроса предпринимателей жалоб на коррупцию в органах государственной власти не было зафиксировано. Очередной опрос, проводимый Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН в течение более десяти лет, в апреле — мае 2014 г. также зафиксировал 36% ответов руководителей предприятий о том, что они за последние два-три года вообще не испытывали коррупционного давления со стороны государственных чиновников [7] . Таким образом, если предприниматель знает законодательные требования к своей деятельности, соблюдает их и платит налоги, наладив собственные бизнес-процессы так, чтобы получать прибыль в условиях существующей налоговой нагрузки, никаких конфликтов с государством обычно не происходит.

По нашему мнению, в России государство так долго играло все главные роли в общественной жизни, что люди привыкли постоянно апеллировать к нему по любым поводам, то требуя поддержки от властей, но высказывая недовольство экономической политикой. Даже те независимые предприниматели, которые пытаются дистанцироваться от государства, испытывают к этому стейкхолдеру смешанные чувства. Они хотят быть полностью самостоятельными, но у них есть мнение по поводу государственной политики, они нс равнодушны к действиям правительственных структур, они стремятся давать советы государственным чиновникам. У людей сохранилось много ожиданий от властных органов, остаются обиды на государство. Должно пройти время, чтобы взаимоотношения между властью и бизнес- сообществом оздоровились. Конечно, в этом процессе важно также обратить внимание на становление различных объединений предпринимателей, на развитие общественных и деловых советов с участием бизнеса.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector