Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Некоммерческие организации не имеющие членства это

Некоммерческие организации не имеющие членства это

Понятие юридического лица приведено в пункте 1 статьи 48 Гражданского кодекса России: "Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде."

Гражданский кодекс (п.1 ст.50) подразделяет все юридические лица, в зависимости от того, созданы с целью получения прибыли, либо без такой цели, на две группы — коммерческие и некоммерческие организации. Каждая из этих групп включает в себя несколько разновидностей — организационно-правовых форм организаций, различающихся между собой по ряду параметров.

Также юридические лица делятся на корпоративные и унитарные. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами.

Из данной статьи Вы сможете узнать об отличительных особенностях некоммерческих организаций, что, как мы надеемся, поможет сделать правильный выбор, если Вы собрались учредить подобную организацию.

Прежде всего, перечислим возможные формы некоммерческих организаций:

Законодательными актами, регулирующими деятельность некоммерческих организаций, являются упомянутый выше Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О некоммерческих организациях", а также специальные законы (например, закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" устанавливает требования к некоммерческой организации, намеревающейся получить статус благотворительной).

Учредители некоммерческих корпоративных организаций приобретают членство в них автоматически. В дальнейшем, в процессе деятельности, такие организации могут принимать в свой состав новых членов, а члены организации вправе на определенных законом условиях участвовать в управлении ею и могут выйти из нее по своему усмотрению. Некоммерческие унитарные организации, не имеющие членства, соответственно, не обременены никакими обязательствами перед членами (ввиду их отсутствия).

Таким образом, при выборе формы некоммерческой организации учредители прежде всего должны определить основную цель, ради которой создается организация, очертить круг задач, которые она будет выполнять ради достижения этой цели, и решить, необходима ли организации для выполнения этих задач возможность принимать в свой состав новых членов.

Рассмотрим следующий пример: предположим, группа физических лиц решила создать клуб аквариумистов. В качестве целей и задач данной некоммерческой организации учредители определили обмен опытом между аквариумистами-любителями, распространение методик разведения и помощь в приобретении аквариумных рыб, проведение выставок соответствующей тематики и т.п. Очевидно, что для деятельности подобного клуба более целесообразна организационно-правовая форма, предусматривающая членство, т.к. для его членов можно предусмотреть определенные преимущества по сравнению с лицами, такого членства не имеющими (это могут быть более льготные условия в приобретении аквариумов, редких пород рыб, кормов для них, и т.п.). Устанавливая льготы для своих членов, клуб будет стимулировать вступление в него новых лиц, тем самым способствуя росту своей известности. Поэтому в качестве наиболее подходящих организационно-правовых форм для клуба аквариумистов можно рекомендовать ассоциацию (союз) или общественную организацию.

Приведем еще один пример: несколько юридических лиц решили учредить некоммерческую организацию, которая будет осуществлять благотворительную деятельность, планируя перечислять ей в целях финансирования этой деятельности денежные пожертвования. Очевидно, что для подобной организации нет необходимости принимать каких-либо членов в свой состав, а с реализацией благотворительных программ вполне могут справиться постоянные органы управления, сформированные учредителями и подотчетные им. Для благотворительной некоммерческой организации можно рекомендовать такую организационно-правовую форму как фонд.

Практика показывает, что клиенты, обращающиеся в Компанию "Петролекс" по поводу регистрации некоммерческой организации, почти всегда интересуются возможностью ведения создаваемой организацией предпринимательской деятельности. При этом наши специалисты часто сталкиваются с распространенным заблуждением о том, что некоммерческие организации при осуществлении коммерческой деятельности имеют налоговые льготы и другие преимущества по сравнению с коммерческими организациями (ООО, АО и др.). Остановимся на данном вопросе более подробно.

Согласно пункту 4 статьи 50 Гражданского кодекса РФ "некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям". При этом в соответствии со статьей 24 закона "О некоммерческих организациях", такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Статья 26 названного закона также устанавливает, что полученная некоммерческой организацией прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) некоммерческой организации.

Таким образом, на возможность ведения предпринимательской деятельности некоммерческими организациями законодательством наложены серьезные ограничения. Во-первых, такая деятельность не должна противоречить целям, ради которых создана организация, во-вторых, перечень допустимых для некоммерческой организации видов деятельности минимален (в то время как коммерческие организации имеют право заниматься любой деятельностью, за исключением запрещенной законом).

Что касается налогообложения, Налоговый кодекс РФ не дает некоммерческим организациями никаких льгот по сравнению с коммерческими организациями, за исключением общественных организаций инвалидов и религиозных организаций. Подробный обзор налоговых льгот для данных организаций не является предметом настоящей статьи; интересующиеся вопросом о льготах легко найдут ответ на него в Налоговом кодексе. Отметим однако, что возможность воспользоваться налоговыми льготами на практике весьма затруднена, т.к. согласно НК РФ льготы предоставляются лишь при одновременном сочетании целого ряда условий, соблюсти которые для большинства организаций непросто.

Регистрацию некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет Управление Министерства юстиции РФ по Северо-Западному Федеральному округу.

Установленный законом срок рассмотрения представляемых на регистрацию документов некоммерческой организации составляет 14 рабочих дней, но фактически регистрация занимает больший срок.

Зарегистрированная некоммерческая организация также должна быть поставлена на налоговый учет (с присвоением ИНН — идентификационного номера налогоплательщика), на учет во внебюджетных фондах — Пенсионном фонде, Фонде социального страхования и в Петростате.

Для регистрации некоммерческой организации учредители обязаны:
— уплатить государственную пошлину (4000 рублей);
— подготовить и представить регистрирующему органу учредительные документы создаваемой организации (в зависимости от организационно-правовой формы — протокол или решение о создании организации, Устав, возможно — учредительный договор, а также ряд иных документов в случае регистрации общественного объединения), сведения об учредителях, сведения о местонахождении постоянно действующего исполнительного органа;
— заверить у нотариуса подпись на заявлении о регистрации юридического лица установленной формы (заявителем должен выступить кто-то из учредителей) и представить заявление регистрирующему органу.

Подготовить учредительные и другие необходимые документы некоммерческой организации, а также провести ее регистрацию и все требуемые постановки на учет Вам помогут специалисты компании "Петролекс". Мы работаем на рынке регистрационных юридических услуг с 1996 года.

Информацию об услугах по регистрации некоммерческих организаций Вы можете получить на этой странице.

Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками.

Особенности некоммерческих организаций.

  1. Могут создаваться в любых формах, которые предусмотрены Гражданским кодексом и другими законами.
  2. Вправе осуществлять только те виды деятельности, которые предусмотрены их учредительными документами.
  3. Вправе заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению поставленных целей.
  4. Некоммерческие организации не признаются несостоятельными (банкротами) по решению суда, в случае если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Исключение составляют потребительские кооперативы и фонды.
Читать дальше:  Двухквартирный жилой дом блокированной застройки

Этапы государственной регистрации.

Первый этап: принятие решения о регистрации некоммерческой организации.

Учредители принимают решение о регистрации некоммерческой организации и передают необходимые документы в уполномоченный орган до истечения 3-х месячного срока с момента принятия решения о регистрации. В Москве уполномоченным органом является Главное управление Министерства юстиции РФ.

Второй этап: направление в регистрирующий орган документов для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Уполномоченный орган не позднее 14-ти рабочих дней с момента получения документов должен принять решение о регистрации некоммерческой организации и перенаправить указанные документы в регистрирующий орган для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Третий этап: внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Регистрирующий орган не позднее 5-ти рабочих дней с момента получения документов вносит сведения о государственной регистрации некоммерческой организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Четвертый этап: выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации.

Уполномоченный орган выдает свидетельство о государственной регистрации в течение 3-х рабочих дней с момента получения информации от регистрирующего органа о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Виды некоммерческих организаций.

1) Фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Цели создания: социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные.

  • Нет членства и участников
  • Ликвидация только по суду
  • Устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом
  • Надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах)

2) Автономная некоммерческая организация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Цели создания — предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта, и иных услуг.

  • Нет членства
  • Учредители теряют право на переданное имущество
  • Осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано
  • Учредители вправе пользоваться услугами организации наравне с другими

3) Союзы и Ассоциации – объединение юридических лиц и (или) граждан.

Цели создания — представление и защиты общих имущественных интересов.

  • Члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
  • При выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение двух лет
  • Члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза

4) Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ путем принятия федерального закона на основе имущественного взноса.

Цели создания — осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

  • Нет членства
  • Для создания не требуется учредительных документов

5) Частные учреждения – некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом).

Цели создания — осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

  • Имущество закрепляется на праве оперативного управления (субсидиарная ответственность)
  • Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным
  • Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества

6) Потребительский кооператив – добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства.

Цели создания – удовлетворение материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

  • Объединение паевых взносов членов
  • Члены обязаны ежегодно вносить дополнительные взносы для покрытия убытков в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса
  • Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива

7) Общины коренных малочисленных народов РФ – формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному и (или) территориально-соседскому принципам.

Цели создания – защита исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

  • Осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы
  • Члены имеют право при выходе и ликвидации на часть имущества

8) Общественные объединения – добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов в установленном законом порядке.

Цели создания – удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей.

  • Считаются созданными с момента учредительного собрания
  • Могут существовать без государственной регистрации
  • Приобретают статус юридического лица с момента регистрации
  • Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
  • Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которой созданы

9) Религиозные объединения – добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов.

Цели создания – удовлетворение духовных или иных нематериальных потребностей.

  • Не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
  • Вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которой созданы

10) Казачьи общества – форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов.

Цели создания — возрождение российского казачества, защита его прав, сохранение традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества.

  • Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
  • Казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано
  • Имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества

11) Государственная компания – некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная РФ на основе имущественных взносов.

Цели создания — оказание государственных услуг и выполнение иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

  • Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании.

Сводная таблица с видами и особенностями некоммерческих организаций.

Может преобразоваться в

Дополнительные норм. акты

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

— нет членства и участников
— ликвидация только по суду
— устав меняется по решению органов Фонда (если допустимо по Уставу) или судом
— надзор осуществляет попечительский совет (на общих началах)

безотзывная копилка с имуществом для использования в некоммерческих целях

Федеральный закон от 13.05.2008 N 68-ФЗ

"О центрах исторического наследия президентов российской федерации, прекративших исполнение своих полномочий"

Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности….»,

Федеральный закон от 07.05.1998 г. № 75 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Автономная некоммерческая организация

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

— нет членства
— учредители теряют право на переданное АНО имущество
— осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано
— учредители вправе пользоваться услугами АНО наравне с другими

похожа на фонд, но создана для осуществления видов деятельности: третейские суды, учебные заведения, спортивные клубы, лечебно-оздоровительные заведения, научные центры, приюты и другие заведения, оказывающие услуги в различных областях общественно полезной деятельности

Некоммерческие партнерства (далее НП)

Основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение некоммерческих целей

— основана на членстве
— осуществляет предпринимательскую деятельность, для которой создано, за исключением саморегулируемых организаций
— члены передают часть своего имущества в собственность НП
— член партнерства может быть исключен из него, за исключением саморегулируемой организации
— члены получают часть своего имущества в пределах вклада, за исключением членских взносов, при выходе из состава НП или при ликвидации НП, кроме саморегулируемой организации

Читать дальше:  Когда начинают платить детское пособие после родов

— фонд
— АНО
— хозяйственное общество

администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии,

садоводческие, дачные и огороднические партнерства, саморегулируемые организации, коллегии адвокатов

Союзы или Ассоциации (коммерческих организаций)

Объединения коммерческих организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

— членами Союзов могут быть только коммерческие организации
— не вправе вести предпринимательскую деятельность
— члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
— при выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение 2-х лет
— члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза

— фонд
— АНО
— хозяйственное общество
— товарищество
— некоммерческое партнерство

форма объединения коммерческих организаций

Союзы или Ассоцииации (некоммерческих организаций)

Объединения некоммерческих организаций.

— членами Союзов могут быть только некоммерческие организации
— не вправе вести предпринимательскую деятельность
— члены Союза несут субсидиарную ответственность по его обязательствам
— при выходе из Союза члены несут субсидиарную ответственность в течение 2-х лет
— члены вправе безвозмездно пользоваться услугами Союза

форма объединения некоммерческих организаций

Государственная корпорация (ГК)

Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

— нет членства
— для создания не требуется учредительных документов
— ст. 7.1. содержит требования к закону в соответствии с которым ГК создается

создает государство для больших проектов (вместо министерства) Ростехнологии, Росатом, Нанотехнологии и др.

Частные учреждения (ЧУ)

Некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

— имущество закрепляется на праве оперативного управления (субсидиарная ответственность)
— государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным, автономным или казенным Учреждением.
— частные и бюджетные Учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества

— фонд
— АНО
— хозяйственное общество

благотворительные учреждения, образовательные учреждения, ВУЗы, музеи, библиотеки, Академии наук, юридические консультации

Федеральный закон "Об автономных учреждениях"

Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

— объединение паевых взносов членов
— члены обязаны ежегодно вносить дополнительные взносы для покрытия убытков в течение 3-х месяцев после утверждения ежегодного баланса
— члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива

потребительские общества, жилищно-, дачно-, гаражно-строительные, а также жилищные, дачные, гаражные, садово-огороднические и иные кооперативы.

N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"

N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан"

N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах"

ЗАКОН РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации . »

Общины коренных малочисленных народов РФ

Признаются формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

— осуществляют предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для которых они созданы
— члены имеют право при выходе и ликвидации на часть имущества

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока РФ"

Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

— считаются созданными с момента учредительного собрания
— могут существовать без государственной регистрации
— приобретают статус юридического лица с момента регистрации
— учредителями могут быть только юридические лица общественные организации или физические лица
— не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
— вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которых они созданы

Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

— не сохраняют право на переданное в собственность имущество, в том числе и членские взносы
— вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, для которых они созданы

N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

— казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
— казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано
— имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества

Федеральный закон 05.12.2005 ФЗ 154ФЗ «О государственной службе российского казачества»

Не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании

Федеральный закон от 17.07.2009 № 145ФЗ «О гос. компании «Российские автомобильные дороги»

Понятие и основные положения о фонде

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит в § 7 "Некоммерческие унитарные организации" Гражданского кодекса РФ целый раздел 1 "Фонды" (статьи 123 17 — 123 20 ), в том числе — понятие и основные положения о такой организационно-правовой форме, как фонд:

Статья 123 17 . Основные положения о фонде

(по состоянию на 01.07.2018)

Фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 259-ФЗ)

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123 18 — 123 20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах.

Правовое положение наследственных фондов определяется настоящей статьей и статьями 123.18 — 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьями 123.20-1 — 123.20-3 настоящего Кодекса.
(п. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 259-ФЗ и действует с 01.09.2018)

Комментарий к статье 123 17 ГК

Из данного в статье 123 17 ГК понятия (которое ничего нового не содержит) следует, что фонд — это унитарная (не имеющая членства) некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Читать дальше:  Закон забайкальского края о районном коэффициенте

Из приведенного понятия видно, что в отличие от иных видов некоммерческих организаций, фонд представляет собой не объединение лиц, а объединение имущества.

Характерными признаками фонда как некоммерческой унитарной организации являются:

отсутствие системы членства;

не ограниченный субъектный состав участников;

основан на добровольных имущественных взносах;

учредители не сохраняют прав на переданное фонду имущество;

учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

публичная отчетность фонда об использовании имущества;

особый орган управления и надзора фонда — Попечительский совет;

преследует социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Новая редакция ГК не устанавливает новое минимальное количество учредителей фонда, следовательно, учредителем фонда может быть одно физическое или юридическое лицо.

Статья также устанавливает общие требования к содержанию единственного учредительного документа фонда — устава.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименование фонда должно содержать указание на характер их деятельности.

С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций (статья 49 ГК) и согласно статье 52 ГК в уставе фонда должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

Устав фонда должен содержать помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также:

наименование фонда, включающее слово "фонд";

о месте нахождения фонда;

сведения о предмете и целях деятельности фонда;

указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения;

о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Статьей предусмотрено создание специального органа — попечительского совета фонда, который является органом фонда и осуществляет:

надзор за деятельностью фонда;

принятие другими органами фонда решений и обеспечение их исполнения;

использование средств фонда;

соблюдение фондом законодательства.

Причем попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах, то есть не оплачивается фондом.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Регламентируя деятельность попечительского совета, закон оставляет на усмотрение учредителей полномочия и порядок деятельности других органов фонда, а также механизмы их взаимодействия между собой и с попечительским советом.

Имущество фонда

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о требованиях к имуществу фонда:

Статья 123 18 . Имущество фонда

(по состоянию на 01.07.2018)

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Комментарий к статье 123 18 ГК

В соответствии со статей 48 Гражданского кодекса РФ фонды относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Согласно статье 213 ГК фонды являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

По общему правилу пункта 3 статьи 56 ГК учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника), за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

Использование фондом его имущества предопределено его уставными целями и задачами. Вместе с тем поскольку фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, на практике бывает достаточно сложно отграничить коммерческую деятельность, соответствующую уставным целям, от не соответствующей этим целям.

В целях обеспечения контроля за использованием имущества фонда предусмотрена его обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Но не определены требования к печатным средствам массовой информации, в которых такие отчеты должны опубликовываться. Представляется, что это должны быть средства массовой информации по месту регистрации фонда.

Управление в фонде

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов управления в фонде:

Статья 123 19 . Управление фондом

(по состоянию на 01.07.2018)

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Законом или уставом фонда к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда может быть отнесено принятие решений по иным вопросам.

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначить коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительных органов фонда относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со статьей 53 1 настоящего Кодекса возместить убытки, причиненные ими фонду.

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Изменение устава и ликвидация фонда

Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ вводит статью о регулировании вопросов изменения устава и ликвидации фонда:

Статья 123 20 . Изменение устава и ликвидация фонда

(по состоянию на 01.07.2018)

Устав фонда может быть изменен высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя.

Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав.

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если:

1) имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда, за исключением случаев, если законом предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда.

Статья написана и размещена 24 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 16.05.2014

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2019

Полезные ссылки по теме "Изменения в Гражданский кодекс — Закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ: Фонды"

Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector