Нормативно правовая база педагога психолога школы
Нормативные документы, регламентирующие работу психолога
Пакет документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальную документацию; организационно-методическую документацию; комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.
— Законодательно-правовые акты и нормативные документы
— Комплект рабочей документации, обеспечивающий деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Это особый вид документации педагога- психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.
К специальной документации педагога-психолога относятся:
—карта психического развития ребёнка — совокупность сведений о возрастном развитии ребёнка, представленных в онтогенетическом аспекте;
— психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребёнка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребёнка;
— выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Содержание выписки — адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы;
-протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребёнком;
-протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми. Это — заключения, психологические карты и протоколы. Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребёнка, группы, класса, педагога — в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
- 1. нормы рабочего времени педагога- психолога;
- 2. график работы;
- 3. годовой план работы;
- 4. бланки психологических запросов;
- 5. журналы учета видов работы;
- 6. программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов;
- 7. справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ;
- 8. статистический и аналитический отчёты о проделанной работе по итогам года.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.
Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
— остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени 18 часов в неделю приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с учащимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Законодательную, нормативно-правовую базу работы педагога-психолога образовательногоучреждения определяют правовые документы, условно сгруппированные в пять уровней, в соответствии с субъектами их издания:
- Международные документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка 1995 г. и др.
- Российские документы федерального значения:
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Трудовой кодекс РФ;
- Закон РФ «Об образовании» с изменениями и дополнениями;
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Закон РФ «О государственной поддержке детских и молодежных общественных объединений» и др.
Особое место в иерархии нормативно-правовой документации занимают ведомственные иинструктивные документы:
- Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации»;
- Письмо Минобразования России от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;
- Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
- Письмо Минобразования России от 01 октября 2009 г. № 06-14-23 «Об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми» и др.
- Значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ, в которой он проживает и работает, например:
Приказ Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 30.07.2008 г. № 1891 «Об апробации новых механизмов оплаты труда в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области» и др.
- 4. Локальные нормативные акты (внутриучрежденческие документы):
- Образовательного учреждения;
- Должностная инструкция педагога-психолога ОУ;
- Положение о социально-психологической службе ОУ;
- Перспективный календарный план работы педагога-психолога ОУ (или план работы социально-психологической службы ОУ) и др.
В данном разделе собраны нормативные документы, необходимые для работы педагога-психолога
1. "Конвенция о правах ребенка" — [скачать]
2. "Закон МО об образовании" — [скачать]
3. "Закон об образовании" — [скачать]
4. "Всеобщая декларация о правах человека" — [скачать]
6. "Психологические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся" — [скачать]
7. "О введении ФГОС начального образования" — [скачать]
8. "О введении ФГОС общего образования" — [скачать]
9. "О внесении изменений в закон МО о мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию" — [скачать]
10. "О защите детей от информации" — [скачать]
11. "О мерах по предупреждению приченения вреда здоровью" — [скачать]
12. "О федеральной целевой программе развития образования" — [скачать]
13. "Об использовании рабочего времени педагога-психолога" — [скачать]
14. "Об утверждении приложения о службе практической психологии" — [скачать]
15. "Приказ №1241 ФГОС" — [скачать]
16. "Приказ ФГОС №2357" — [скачать]
18. "Семейный кодекс РФ" — [скачать]
19. "Устав МОБУ Лицей г. Рошаль" — [скачать]
20. "Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка" — [скачать]
21. "Этический кодекс педагога-психолога" — [скачать]
22. "Об обеспечении успешной адаптации" — [скачать]
Добавить комментарий