Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Новое в исполнительном производстве с 2018 года

Новое в исполнительном производстве с 2018 года

12 февраля 2019 года

13 февраля 2019 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 1, ст. 14; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 30, ст. 4573; N 49, ст. 7014, 7067; 2012, N 31, ст. 4333; 2013, N 51, ст. 6699; 2014, N 11, ст. 1099; N 30, ст. 4217; N 52, ст. 7543; 2015, N 10, ст. 1411, 1427; 2016, N 1, ст. 64; N 11, ст. 1493; 2017, N 22, ст. 3070; N 31, ст. 4761; 2018, N 49, ст. 7523) следующие изменения:

1) статью 8 дополнить частью 5 следующего содержания:

"5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона.";

а) в части 8 слова "Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти" заменить словами "В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать", слова "этих сведений" заменить словами "сведений, указанных в пунктах 1-3 части 9 настоящей статьи";

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2) о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;";

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) иные сведения об имуществе должника.";

в) дополнить частью 9_1 следующего содержания:

"9_1. В целях установления имущественного положения должника судебный пристав-исполнитель может запрашивать у налоговых органов помимо сведений, указанных в части 9 настоящей статьи, иные сведения, необходимые для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.";

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

"1. Наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника, в том числе хранящиеся в сейфах кассы должника-организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации либо хранящиеся в банках и иных кредитных организациях, изымаются, за исключением денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание. Об изъятии денежных средств составляется соответствующий акт. Изъятые денежные средства не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия, сдаются в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. Должник обязан предоставить документы, подтверждающие наличие у него наличных денежных средств, на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание.";

б) дополнить частью 4_1 следующего содержания:

"4_1. Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.";

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

"5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.";

Читать дальше:  Незаконное ограждение парковочного места во дворе

г) дополнить частями 5_1 и 5_2 следующего содержания:

"5_1. Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.

5_2. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.";

а) часть 3 после слов "драгоценные металлы должника" дополнить словами "с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона,";

б) дополнить частью 3_1 следующего содержания:

"3_1. Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.";

в) часть 6 изложить в следующей редакции:

"6. Если денежные средства и драгоценные металлы отсутствуют либо их недостаточно, банк или иная кредитная организация приостанавливает операции с имеющимися денежными средствами и драгоценными металлами на счетах должника и (или) продолжает дальнейшее исполнение постановления о наложении ареста по мере поступления денежных средств и драгоценных металлов на счета должника с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, до исполнения в полном объеме указанного постановления или до снятия ареста судебным приставом-исполнителем.";

5) часть 3 статьи 98 дополнить предложением следующего содержания: "Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.";

6) часть 1 статьи 101 дополнить пунктом 18 следующего содержания:

"18) денежные средства, выделенные гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в качестве единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и (или) в качестве единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, здоровью которых в результате чрезвычайной ситуации причинен вред различной степени тяжести.";

7) в части 2 статьи 105 слова "судебный пристав-исполнитель составляет" заменить словами "должностным лицом службы судебных приставов составляется", слово "устанавливает" заменить словом "устанавливается".

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2020 года.

Исполнительное производство относится к ведению Российской Федерации, составляющее в законодательстве отдельную ветвь – Федеральную службу судебных приставов (ФССП).

Сфера регулирования исполнительного производства

Это система, предназначенная для принудительного исполнения судебных, административных и иных решений, принятых уполномоченными службами. Регулируется следующими актами законодательства:

  • Конституцией РФ;
  • Гражданским кодексом (ГК РФ);
  • Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ);
  • Законом о нотариате;
  • ФЗ №229 от 02.10.07 «Об исполнительном производстве»;
  • ФЗ №118 от 21.07.97 «О судебных приставах»;
  • муниципальными и локальными актами и решениями.
Читать дальше:  Начальство не подписывает заявление на увольнение

Деятельность системы опирается на указанные акты законодательства и получает обширные полномочия. Сфера её регулирования – предписания законодательства и уполномоченных лиц, подлежащие исполнению, если они не исполняются лицами добровольно. Распространяется на такие направления организации правоотношений, как:

  • взыскание алиментов по исполнительному листу;
  • взыскание долгов по решению суда;
  • проведение процедуры ареста имущества;
  • вселение в жилое помещение надлежащих лиц;
  • выселение из квартиры по решению суда;
  • исполнение административных предписаний;
  • защита прав взыскателей и лиц, подлежащих взысканию.

При последнем основании у должника изымается имущество, но судебный пристав исполнитель должен руководствоваться нижеследующим:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57 .
  • Сохранением минимума базовых гражданских и имущественных прав должника и его семьи при исполнении взыскания. То есть исходить из норм законности и справедливости.
  • Определить соразмерность взыскания должника сумме взыскиваемого с него долга.

Что касается взыскания долгов, такая процедура вынуждает опираться исполнительную службу на Бюджетный кодекс РФ во избежание нарушений законодательства. Кроме перечисленного, в сферу регулирования входит прекращение исполнительного производства, если должником возбуждается встречный иск. А также – его возобновления, если встречный иск отклоняется решением суда.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ в статье 32 выделяет в сферу регулирования ФССП вопрос о взыскании штрафов, назначенных в качестве меры уголовного наказания. Если это дополнительная мера – судебный пристав решает вопрос своими методами. А если штраф принят в качестве основного наказания, то в компетенции пристава-исполнителя сбор и подача документации в суд. На этом основании суд рассматривает вопрос о замене штрафа другим видом наказания на основании ч. 5 статьи 46 УК РФ.

Последние изменения, внесённые в исполнительное производство

В структуре ФССП проходят активные реформы, которые затрагивают:

  • Законодательство, направленное на регулирование внутренних процессов организации Службы.
  • Законы, регулирующие сферу влияния службы на объект воздействия.

В первую категорию входит всё, что касается внутренних вопросов:

  • критериев, предъявляемых к сотрудникам;
  • заработной платы сотрудников;
  • организации труда;
  • повышения квалификации;
  • структуры ФССП.

Во вторую категорию входит всё, что касается полномочий судебных приставов-исполнителей и инструментов, которые применяются ими для принудительного производства исполнения решений судов.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Какие изменения коснулись внутренней структуры?

В 2019 году планируется повышение заработной платы сотрудникам Службы. Это мероприятие рассматривалось на Собрании Совета Федерации. Совет предполагает, что такая возможность появится в связи с тем, что процент, выделяемый на заработную плату из ресурса исполнительских сборов, будет повышен. Также планируется увеличить услуги, которые могут получать сотрудники по соцпакету. Например, дополнительные виды медицинской помощи, лечебно-восстановительные процедуры и курортное лечение.

В территориальных отделениях Службы будет проходить реорганизация рабочих мест и условий документооборота внутри системы. В 2018 году в Москве между системой юрисдикции и исполнительным производством документооборот был организован на базе электронного ресурса. В 2019 году этот опыт будет перениматься на местах.

Также будет продолжаться работа по оптимизации службы. Принято положение о сужении компетенций и функциональных обязанностей сотрудников. Поэтому специалисты теперь делятся на 3 основные категории:

  • дознаватели;
  • судебные приставы;
  • приставы-исполнители.

Но внедрение перечисленных нововведений связано с определёнными трудностями, которые появляются на основании следующих факторов:

  • Недостаток финансирования и существенные затраты на организацию автоматизации исполнительного производства.
  • Сложности аттестации сотрудников из-за недостатка профильного образования, стажа и других нюансов.
  • Массовые сокращения сотрудников, распределение нагрузки между оставшимися специалистами.

Непрозрачным пока остаётся вопрос с повышением заработной платы на фоне возможных сокращений.

Читать дальше:  Возврат излишне уплаченного ндфл физическому лицу

Новые полномочия ССП

Расширились полномочия Службы по отношению к должникам-автовладельцам. В 2019 году для того, чтобы лишить лицо права пользования транспортным средством, достаточно будет только уведомить владельца ТС о намерении вменить данное взыскание. Кроме традиционного полномочия приостановки права пользования автомобилем до полного погашения долговых обязательств, уполномоченный пристав исполнитель вправе запретить:

  • регистрацию автомобиля;
  • регистрацию номерных знаков;
  • сдачу экзаменов в ГИБДД.

После погашения остатков долга запрет на пользование транспортным средством снимается. Такое взыскание допускается только при условии, что долг автовладельца превышает 10 тысяч рублей.

Если речь идёт о процедуре банкротства, судебный пристав организует работу с должником-банкротом в рамках арбитражного судопроизводства, требуя исполнения решения арбитражного суда.

Самая существенная поправка в Закон о судопроизводстве, которая касается практически каждого лица, столкнувшегося с обязанностью исполнить решение суда в недобровольном порядке, это расширение полномочий представителей Службы относительно получения табельного оружия. У сотрудников появилось право на защиту со стороны недобросовестных и неадекватных нарушителей закона, к которым теперь можно применить силу.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 22 февраля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 28 февраля 2018 года

Часть первую статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532) после слов "органы внутренних дел," дополнить словами "службу судебных приставов,".

Внести в Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2009, N 39, ст. 4539; 2011, N 29, ст. 4287; N 30, ст. 4573; N 49, ст. 7067; N 50, ст. 7352; 2013, N 14, ст. 1657; N 52, ст. 7006; 2014, N 11, ст. 1099; N 19, ст. 2331; 2015, N 10, ст. 1393, 1427; N 48, ст. 6706; 2016, N 1, ст. 45; 2017, N 31, ст. 4739; N 47, ст. 6847) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 43 дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:

"10) признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысканию.";

2) в части 2 статьи 44 слова "пунктами 4 и 5 части 2 статьи 43" заменить словами "пунктами 4, 5, 10 и 11 части 2 статьи 43";

3) статью 65 дополнить частью 16 следующего содержания:

"16. Если после проведения исполнительно-разыскных действий по розыску должника по исполнительному документу, содержащему требование о взыскании алиментов, в течение одного года со дня получения последних сведений о должнике не установлено его место нахождения, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, информирует взыскателя о результатах проведенных исполнительно-разыскных действий и разъясняет взыскателю его право обратиться в суд с заявлением о признании должника безвестно отсутствующим.";

а) дополнить частью 5 1 следующего содержания:

"5 1 . Неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора, вынесенные в рамках исполнительных производств, подлежащих прекращению по основаниям, установленным пунктами 10 и 11 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, отменяются судебным приставом-исполнителем.";

б) пункт 3 части 10 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных частью 5 1 настоящей статьи";

5) в части 2 статьи 117 слова "пунктами 4 и 5 части 2 статьи 43" заменить словами "пунктами 4, 5, 10 и 11 части 2 статьи 43".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector