Бесплатная консультация юриста
Круглосуточно
Звоните сейчас!
+7 (499) 322-26-53
Вы здесь:  / Юридические справки / Новый административный регламент гибдд 2018 года

Новый административный регламент гибдд 2018 года

TTstudio / Shutterstock.com

20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, определяющий порядок действий сотрудников ГИБДД по надзору за соблюдением участниками дорожного движения (водителями, пешеходами, пассажирами транспортного средства) требований законодательства в области безопасности дорожного движения (далее – Регламент).

В связи с тем, что отдельные положения Регламента вызвали множество вопросов у граждан и представителей средств массовой информации, Госавтоинспекция разъяснила порядок применения ряда нововведений (Разъяснения МВД России от 20 октября 2017 г.).

В частности, представители ГИБДД подтвердили, что теперь при оформлении ДТП сотрудниками полиции будут оформляться исключительно процессуальные документы, предусмотренные законом. В первичном процессуальном документе будут кратко отражаться сведения, которые ранее содержались в справке о ДТП (сведения о транспортных средствах и их повреждениях, о страховых полисах ОСАГО, участниках происшествия). Отдельная справка о ДТП выдаваться не будет.

Остановить автомобиль с целью проверки документов с указанной даты могут и вне стационарных постов ДПС, то есть при несении сотрудниками службы как в пешем порядке, так и на патрульном транспорте (автомобиле, мотоцикле).

Пояснено, что по-прежнему не допускается препятствовать гражданам производить фотовидеосъемку общения с инспектором (несмотря на то, что в новом Административном регламенте такое положение не содержится). Ограничение этого права возможно лишь в исключительных случаях, например, если водитель снимает на телефон место ДТП и мешает при этом инспектору либо в регионе введен режим контртеррористической операции. Сам инспектор также имеет право вести съемку, причем не только на служебный видеорегистратор, но и на собственный мобильный телефон.

Комплексы автоматической фотовидеофиксации теперь будут применяться и в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками (предыдущим Административным регламентом это не допускалось). Кроме того, новым Регламентом предусмотрена возможность использования технических средств, не принадлежащих органам внутренних дел.

Законодательство, касающееся безопасности дорожного движения, очень динамично изменяется. В августе 2017 года был принят Новый регламент ГИБДД, 2018 год уже принес в него изменения.

Ниже в этой статье мы подробно остановимся на тех изменениях, которые были внесены в деятельность ГИБДД самим приказом № 664, а также какие дополнения производились уже непосредственно в данный документ, поскольку они касаются не только сотрудников государственной инспекции, но и рядовых граждан.

Информация о самом документе

Читать официальный текст можно на сайте www.onlinegibdd.ru, а также в справочных правовых системах Гарант и Консультант плюс. Скачать сам текст можно там же.

Принявший орган: Министерство внутренних дел РФ.

Каким нормативным правовым актом утвержден: приказ № 664 от 23 августа 2017 года.

Когда вступил в действие: 20 октября 2017 года.

Изменения были внесены Приказом МВД России № 948 от 12 декабря 2017 года.

Зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 6 октября 2017 года № 48459.

На интернет портале www.police-russia.ru РФ размещен форум для вопросов рядовых граждан к сотрудникам ГИБДД.

Какие изменения были внесены новым Регламентом в порядок фото- и видеофиксации?

В Регламент включен пункт о том, что сотрудники ГИБДД вправе изымать технические средства, а также карты памяти и прочие носители фото, аудио и видеоинформации. Это связано с тем, что видео регистратор, установленный в автомобиле, может «свидетельствовать» не в пользу своего владельца. Например, если автомобильный владелец позволил себе проезд на запрещающий сигнал светофора, что почти в ста процентах случаев будет зафиксировано данным техническим средством. Это создает большое удобство для сотрудников ГИБДД.

Читать дальше:  Какие продукты можно провозить в багаже самолета

В приведенном в предыдущем абзаце примере, скорее всего, будет изыматься карта памяти. Если ее извлечь проблематично, например, в случае повреждения устройства, либо память является встроенной, то будет конфисковано устройство полностью.

Вообще в новом Регламенте повышена роль различных технических устройств, посредством которых можно вести запись звука и изображения. В частности, инспектор ГИБДД не вправе установить запрет снимать его при составлении протокола об административном правонарушении и других процессуальных действиях. Когда работник ГИБДД настаивает на прекращении съемки без достаточных нормативных к этому оснований, то он может быть сам привлечен к административной ответственности за превышение должностных полномочий, т.е. самоуправство. В этом правиле есть исключения. Нельзя производить фотографировать и снимать на видео режимные объекты, в этом случае можно лишиться не только карты памяти, но и самого устройства.

ВНИМАНИЕ . По новым правилам, деятельность инспекторов ГИБДД вообще должна проходить в пределах зоны видимости специальных видеокамер. Это предусмотрено для целей борьбы с коррупцией. Но есть в этом абзаце Регламента и указание «при возможности». Т.е, всегда можно пояснить, что возможности работать в «поле зрения» видеокамеры не было.

Обязательное присутствие понятых теперь требуется не всегда. Их заменяют более «объективными» видеокамерами. ГОСТа на технические особенности данных устройств не существует, даже к разрешению видеокамеры.

Для фиксации нарушений теперь применяются не только стационарные средства для видеосъемки, но и переносные. Главное требование – наличие документов о метрологической проверке и сертификата средства измерения.

Какие изменения произведены в сфере борьбы с переоборудованием автомобилей?

Новый Регламент усилил борьбу с незаконным переоборудованием автотранспортных средств и поставил половину (и даже больше) водителей в неприятную ситуацию конфликта с законом. Большинство водителей даже не представляет, что они являются нарушителями нормативных правовых актов, а ведь перечень переоборудования, которое может повлечь негативные последствия для владельца авто.

Все эти меры направлены на повышение безопасности на дорогах, ведь многие элементы конструкции автомобиля, не предусмотренные заводом-изготовителем, могут ограничить видимость на дороге или иным способом поставить под угрозу других участников дорожного движения.

Сотрудники ГИБДД абсолютно правомерно могут установить запрет на проезд подобного автомобиля по дорогам общего пользования и даже отправить автомобиль на штраф стоянку.

Ниже будет приведен примерный перечень изменений элементов конструкции автотранспортного средства, которые не соответствуют требованиям законодательства:
  • установленный багажник на крышу. Ведь не сертифицированный самодельный багажник может просто не выдержать груз, так как неизвестен максимум нагрузки на него;
  • изменения в рулевой системе и новое рулевое колесо, что может негативно сказаться на маневренных характеристиках автомобиля;
  • конструктивные изменения подвески и ее компонентов;
  • пассажирские и водительские сиденья иной, чем предусмотрено для данной модели авто, формы;
  • транслирующие рекламу мониторы;
  • ксеноновые элементы в освещении;
  • кенгурятники любой формы;
  • нестандартной конструкции для колесных дисков для увеличения дорожного просвета, что может повлечь опрокидывание автомобиля;
  • любые изменения в фарах и ином освещении: установка дополнительного светового оборудования, замена ламп на лампы с нестандартным цветом
  • колесные арки новой формы;
  • размещение не сертифицированного лайт бокса (светового короба) на крыше авто и т.д.

Изучив этот список, можно прийти к выводу, что все элементы, не входящие в заводскую комплектацию автомобиля, относят к незаконному тюнингу транспортного средства.

ВАЖНО . Однако, при соблюдении процедуры, можно переоборудовать автомобиль. Любое из вышеозначенных изменений должно быть предварительно подвергнуто экспертизе в аккредитованных центрах.

Если эксперт вынесет заключение о безопасности таких конструктивных и иных видов переделок автомобиля, то можно переходить к следующему шагу – регистрации таких изменений в ГИБДД. Безопасности транспортных средств посвящен Технический регламент Таможенного союза, принятый еще в 2011 году, 9 декабря № 877.

Читать дальше:  Дневник практиканта по производственной практике

Согласно Приказу МВД России № 664 от 23 августа 2017 года, с 20 октября этого же года в законную силу вступил новый Административный регламент ГИБДД, который принес большое количество изменений, как для водителей, так и для инспекторов ДПС. Ввиду количества нововведений, предыдущий Регламент, утвержденный Приказом МВД в 2009 году, был полностью отменен.

Что содержится в документе?

Новый Административный регламент состоит из 5 основных глав, в которых подробно описаны права и обязанности каждой из сторон (участников дорожного движения и правоохранительных органов), определен порядок осуществления контроля за дорожным движением со стороны сотрудников ГИБДД, подробно описаны действия, которые может и не может предпринимать сотрудник, указан порядок осуществления контроля за деятельностью ГИБДД и порядок обжалования решений, принятых сотрудниками. Также, Регламент содержит образцы документов, оформляемых при фиксации ДТП (административного правонарушения): схема ДТП, протокол об административном правонарушении, постановление об административном правонарушении и так далее.

Какие изменения были внесены?

Все нововведения, принесенные Регламентом, либо продиктованы духом времени, либо определены экспериментальным способом (сначала опробованы на дорогах, а только потом окончательно узаконены). Так, пункт 64 Регламента окончательно узаконил скрытые патрули (дежурство инспекторов ГИБДД в машине без специальных опознавательных знаков). Помимо этого были внесены и более существенные изменения, суть которых рассмотрена ниже.

Остановка транспортных средств вне стационарных постов

84 пункт Административного регламента содержит перечень причин, по которым может быть остановлено транспортное средство. В подпункте 84.13 одной из причин указана проверка водительских документов, а также документов на ТС и перевозимый груз. В предыдущем регламенте этот подпункт был дополнен словами: «Только на стационарных постах ДПС». Сейчас это уточнение отсутствует. Значит, инспектор ГИБДД получил право останавливать транспортное средство с целью проверки документов на любом участке дороги.

На практике, правило о запрете остановки транспортного средства вне стационарного поста никогда не действовало, у инспектора всегда была причина, которую он мог назвать водителю. Например, проведение спецоперации. Тем не менее у самих водителей это вызывало большое количество вопросов и нередко они начинали скандалить. Кроме того, как заявил заместитель министра внутренних дел Александр Громовой, решение о возможности остановки транспортных средств только на стационарных постах ДПС было полностью ошибочным. Оно принималось без учета транспортной логистики России.

Переносные камеры видео и фотофиксации

Предыдущий Регламент указывал, что для фото и видеофиксации нарушений можно использовать передвижные и стационарные средства фиксации. Больше никаких уточнений не было. 76 пункт нового Регламента определил, что технические средства, используемые для фиксации нарушений, должны пройти сертификацию и метрологическую проверку (проверку на погрешности). Второй абзац 76 пункта указывает, что для фиксации нарушений могут использоваться технические средства, принадлежащие государственным или муниципальным службам, а также технические средства, принадлежащие общественным объединениям. До введения нового Регламента больше всего возникало споров с использованием средств фиксации нарушений, не принадлежащих ГИБДД. Было непонятно, можно ли на основе материалов, отснятых такими средствами, привлекать нарушителей к административной ответственности. Новый Регламент четко дает понять, что делать это можно.

Кроме того, 57 пункт предыдущего Регламента указывал, что место установки средств фиксации нарушений определяется самой Госавтоинспекцией, но устанавливать их в зоне действия временных знаков — запрещено. Как правило, временные знаки неустойчивы, они могут быть повалены даже сильным ветром. Тем не менее новый Регламент не содержит запрета на автоматическую фиксацию нарушений в местах действия временных знаков.

Видеосъемка разговора с сотрудником ГИБДД

Прежний Регламент содержал прямое указание на то, что инспектор ДПС не имеет права препятствовать видеозаписи его действий, за исключением случаев, когда в видео могла попасть информация, охраняемая законом (государственная тайна). Теперь это указание отсутствует, однако это не означает, что инспектор вправе в любой момент запретить проведение съемки. Пункт 4 статьи 29 Конституции РФ гласит, что гражданин имеет право на получение, передачу, произведение и распространение информации (помимо охраняемой законом) любым доступным способом (в том числе и через съемку на видеокамеру).

Читать дальше:  Новосибирск раздел имущества после развода юрист

Медицинское освидетельствование

По новым правилам сотрудники ГИБДД, доставившие водителя на стационарный пост (любое другое место) для проведения медицинского освидетельствования, должны привезти его обратно к автомобилю, если результат освидетельствования окажется отрицательным. Ранее, согласно прежнему Регламенту, инспекторы должны были доставить водителя обратно лишь в том случае, если освидетельствование проводилось в медицинском учреждении, а не в помещении, принадлежащем органам внутренних дел.

Справка о ДТП в страховую компанию

В случае дорожно-транспортного происшествия страховые компании требовали от водителей, чтобы те представляли справку о ДТП, заполненную и заверенную инспектором ГИБДД на месте аварии. Новый регламент прямо указывает на то, что инспекторы более не обязаны составлять такую справку. На месте ДТП они лишь оформляют процессуальные документы, к которым относится:

  • Протокол об административном правонарушении;
  • Постановление об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • Определение о проведении расследования по делу об административном правонарушении.

Согласно требованиям страховых компаний, в оформляемые процессуальные документы должна быть полностью или частично перенесена информация, ранее указываемая в справке о ДТП. Так, инспекторы ГИБДД должны указывать серию и номер полисов ОСАГО всех участников ДТП, описывать повреждения, полученные транспортными средствами в результате столкновения, описывать обстоятельства случившегося и так далее.

Прочие нововведения

Помимо указанного в Регламент были внесены и иные изменения. Например, в случае совершения административного правонарушения, требующего изъятия водительского удостоверения, права у водителя сразу не заберут. Будет составлен протокол и постановление, по которым водителя обяжут самостоятельно сдать права ГИБДД в 3-дневный срок. Место совершения правонарушения водитель может покинуть за рулем своего автомобиля. Единственное исключение, если водитель находится за рулем в состоянии опьянения. Тогда он не может сесть за руль до «… устранения причины нарушения» (пункт 224 Административного регламента).

Пункт 63 нового Регламента определил, что патруль ДПС не может и не должен прятаться таким образом, чтобы его не видели участники дорожного движения. Исключение — аварийно-опасные участки дороги, где сотрудники должны оставить патрульную машину так, чтобы она не влияла на безопасность дорожного движения. Также сотрудники ДПС могут «спрятаться» в случае осуществления надзора за дорогой с помощью средств автоматической фиксации нарушений.

Пункт 124 Регламента определил, что водитель может предоставить инспектору ГИБДД распечатанную версию электронного полиса ОСАГО, заверенную цифровой подписью страховой компании. Кроме того, водитель должен будет передавать документы инспектору без каких либо удерживающих устройств (цепочки, с другой стороны закрепленной в салоне автомобиля), чтобы инспектор мог отойти с документами к патрульной машине (стационарному посту).

Пункты 42-44 Административного регламента обязывают сотрудников Госавтоинспекции общаться с водителями исключительно вежливо. Так, обращаться можно только на «Вы», не допуская при этом оскорблений на какой-либо почве (по расовому, половому, возрастному и другим признакам). Кроме того, сотрудник не должен совершать каких-либо действий, которые могут повлечь за собой противоправное поведение водителя.

Заключение

Большинство из внесенных изменений направлены в сторону водителя. С ним должны обращаться вежливо, у него не могут забрать права сразу даже при совершении соответствующего правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны доставить его к автомобилю, если результаты медицинского освидетельствования на алкоголь оказались отрицательными. Но есть также и те нововведения, которые значительно упрощают работу ГИБДД. Так, инспекторам вновь разрешили останавливать транспортные средства вне стационарных постов. Также, теперь на полностью законных основаниях можно использовать фото и видеоматериалы, предоставленные третьими лицами.

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked ( Обязательно )

Adblock detector